На главную


03.01.2019
https://afanasiy.net/sv.-mytropolyt-fylaret-voznesenskii-o-sv.-pravednom-ioann-kronshtadtskom


СЛОВА О СВ. ПРАВЕДНОМЪ ІОАННѢ КРОНШТАДТСКОМЪ.
Св. Митрополитъ Филаретъ (Вознесенскій).



Когда мы знакомимся съ Житіемъ св. праведнаго Іоанна Кронштадтскаго, мы видимъ поначалу, что онъ свой жизненный путь началъ такъ, какъ многіе и многіе изъ пастырей Церкви его начинаютъ. Родился въ бѣдной семьѣ скромнаго псаломщика, испыталъ бѣдность и нужду и, наконецъ, принялъ на себя священный санъ пресвитера, священника, и началась его работа на Божіей нивѣ. Въ чемъ же разгадка? Какимъ образомъ онъ, начавшій свою жизнь, какъ обычно начинаетъ пастырь Церкви, изъ себя сдѣлалъ такого гиганта духовнаго, колосса духовной жизни, какихъ мало было не только у насъ на Руси, но и вообще во всей Вселенской Церкви.

Нужно помнить, какъ труденъ былъ его подвигъ! Великіе наши праведники: преподобный Сергій, преподобный Серафимъ и другіе, — они отъ мірского шума и суеты уходили, а вся жизнь, все пастырство о. Іоанна прошло на людяхъ среди массъ народныхъ.

Но самъ онъ указалъ, въ чемъ тутъ разгадка, каковъ былъ его путь. Начавши его скромнымъ служеніемъ, рядовымъ священникомъ въ Кронштадтскомъ соборѣ, онъ все свое вниманіе и силы устремилъ на то, что именуется у насъ «внутреннимъ человѣкомъ». Онъ самъ говорилъ впослѣдствіи, что онъ рѣшилъ твердо, съ перваго дня своего пастырства, все время наблюдать за самимъ собой, все время углубляться въ самого себя, все время самого себя контролировать. Такъ провѣряя, онъ старался пресѣкать всякія грѣшныя желанія, всякія побужденія къ грѣху, какъ только онъ замѣтитъ ихъ въ своей душѣ.

Тутъ мы сразу видимъ, насколько онъ не похожъ на насъ, многогрѣшныхъ. Какіе только грѣхи, какіе только соблазны не хозяйничаютъ въ нашей грѣшной душѣ!.. Насколько безсильны и слабы мы оказываемся, когда нужно одолѣть грѣхъ, потому что во-время за борьбу съ нимъ не взялись, и когда онъ уже овладѣлъ душой, тогда слишкомъ трудно его переломить и изгнать изъ души... А вотъ о. Іоаннъ, онъ какъ только замѣчалъ въ себѣ грѣховныя движенія, ибо они и у него были, онъ былъ человѣкъ, какъ и мы, онъ сейчасъ же останавливалъ ихъ и вступалъ въ жестокую борьбу съ врагомъ-искусителемъ. А врагъ сразу замѣтилъ, что передъ нимъ совсѣмъ необычный служитель Престола и сталъ на него нападать такъ, что это другіе видѣли. Одинъ изъ тѣхъ служителей Церкви, который часто и много съ о. Іоанномъ служилъ вмѣстѣ въ началѣ его служенія, говорилъ: «Сколько разъ я видѣлъ, какъ о. Іоанна врагъ связывалъ во время служенія: во время молитвы, потемнѣетъ его лицо, остановится онъ, недвижимо стоитъ, видно, что въ немъ страшная борьба происходитъ. Но призоветъ Имя Господне, — весь просвѣтлѣетъ, стряхнетъ съ себя вражій туманъ и бодро и радостно идетъ, въ благодати Божіей, совершать свое служеніе. И вотъ, ведя такую борьбу и съ своими грѣховными побужденіями, и съ врагомъ нашего спасенія, о. Іоаннъ сталъ быстро вырастать духовно.

И былъ моментъ, съ котораго онъ превратился въ Чудотворца, сначала Кронштадтскаго, а потомъ и Всероссійскаго. Знаемъ мы, какъ его извѣстность перешагнула за предѣлы Россіи, потому что, буквально со всѣхъ концовъ земного шара неслись къ нему просьбы о томъ, чтобы онъ помолился своей могучей дерзновенной молитвой у страшнаго Престола Господа Славы. Много было у насъ на Землѣ Русской, великихъ праведниковъ, которые творили много чудесъ, но такое море чудесъ, неисчислимое, не поддающееся учету, какое окружало о. Іоанна во вторую половину его пастырской жизни, это было ЕДИНСТВЕННОЕ явленіе! Недаромъ, говорили его почитатели и чада духовные, что имъ это напоминаетъ Евангельскія времена. Какъ вокругъ Спасителя творились чудеса, такъ и вокругъ Его вѣрнаго служителя былъ непрестанный потокъ чудесъ!..

Вотъ, такого молитвенника и чудотворца послалъ Господь русскому народу передъ самой годиной его лихолѣтія. Предупреждалъ о. Іоаннъ, билъ въ набатъ. Въ своихъ проповѣдяхъ послѣднихъ лѣтъ онъ все время объ этомъ говорилъ. Говорилъ: «Русскій народъ, береги своего благочестиваго и добраго царя. Убережешь — Россія долго будетъ еще сильна и славна на страхъ врагамъ и на радость друзьямъ. А если не убережешь, то и царя твоего убьютъ, и Россія, и тебя обезславятъ и самое имя твое отнимутъ у тебя!»

Какъ же страшно сбылось его предсказаніе... Не послушалъ русскій народъ великаго пророка и прозорливца, котораго Господь послалъ нашей Родинѣ и нашему народу, и обрушилось на Россію то страшное горе, которое и по сію пору продолжается... Но вѣримъ мы въ молитвенное заступничество нашего великаго молитвенника! Никогда не отказывалъ никому о. Іоаннъ въ своей пастырской молитвѣ, когда онъ жилъ на землѣ. Теперь, когда онъ у страшнаго Престола Господа Славы, во Славѣ предстоитъ съ великими угодниками Божьими, конечно, онъ насъ не забылъ и не забылъ нашу несчастную Родину, и молится тамъ своей пламенной молитвой. По его святой молитвѣ, да пошлетъ Господь, наконецъ, нашему измучившемуся народу желанное избавленіе отъ всей этой бѣды, отъ этого лихолѣтія, отъ этого ига безбожниковъ. Аминь.

***

Когда скончался въ Россіи всероссійскій пастырь и молитвенникъ о. Іоаннъ Кронштадтскій, то вскорѣ послѣ его кончины одинъ изъ духовныхъ писателей написалъ: «Вотъ жилъ среди насъ, ходилъ среди насъ ангелъ. Жилъ, молился, освѣщалъ насъ, чудотворилъ, спасалъ погибающихъ духовно людей. Пришелъ конецъ его земного житія, взмахнулъ крылами и воспарилъ къ престолу Господа Славы, а мы остались здѣсь...»

Въ чемъ разгадка необыкновенной жизни о. Іоанна Кронштадтскаго? Жизни, которая такъ особо выдѣлялась у насъ на Руси въ скорбные предреволюціонные годы? Быть можетъ самый точный отвѣтъ будетъ ссылка на слова другого великаго наставника благочестія въ Русской Землѣ — святителя Ѳеофана Затворника, который когда-то писалъ въ своихъ вдохновенныхъ твореніяхъ: «Что такое христіанская жизнь? Это, — какъ онъ говорилъ, — постоянное, благоговѣйное, радостно-трепетное хожденіе предъ Лицомъ Божіимъ». Во всякой школѣ, когда ученики видятъ на себѣ наблюдающій взоръ своего наставника или когда они видятъ себя свободными, когда никого нѣтъ изъ старшихъ, они совсѣмъ себя по-разному ведутъ. И человѣкъ-христіанинъ, если онъ помнитъ о томъ, что сказалъ святитель Ѳеофанъ, что христіанство есть постоянное хожденіе предъ живымъ Лицомъ Бога Живаго, то совсѣмъ его жизнь будетъ не та, какая идетъ обыкновенно у людей о Богѣ фактически непомнящихъ.

Такъ, предъ Лицомъ Божіимъ постоянно ходилъ о. Іоаннъ Кронштадтскій. Онъ и самъ писалъ въ своемъ Дневникѣ, въ числѣ своихъ наставленій: «Ходи постоянно предъ Лицомъ Божіимъ. Помни, что на тебя всегда взираютъ Очи, видящіе все твое сокровенное, Очи, которыя видятъ всюду и вездѣ — все злое и благое». Такъ о. Іоаннъ и жилъ. Его жизнь, постоянное пребываніе его съ Богомъ, — она есть высокій примѣръ для насъ.

Никогда не слѣдуетъ думать: «Мы не можемъ жить какъ о. Іоаннъ». Когда-то преп. Серафимъ Саровскій, когда ему кто-то говорилъ, что мы не можемъ жить какъ жили святые отцы, отвѣчалъ: «Нѣтъ! Рѣшимости нѣтъ, а могли бы! Потому что Господь Іисусъ Христосъ всегда Тотъ же во вѣки. Кто постоянно находится въ духовномъ единеніи съ Нимъ и помнитъ о Немъ, того всегда тащило на любой подвигъ». Преп. Серафимъ вѣдь самъ былъ образцомъ такого подвига, но по глубочайшему своему смиренію, конечно, и не заикнулся о томъ, чтобы на себя указать, но русскіе вѣрующіе какъ разъ тогда и видѣли примѣръ вотъ такой благочестивой жизни, такого же постояннаго хожденія предъ Богомъ.

И если бы наша вѣрность не закрывалась, не пряталась за слова нашей немощи, а если бы свою немощь духовную какъ слѣдуетъ расправили, то тогда бы и мы могли бы, какъ о. Іоаннъ, постоянно пребывать съ Богомъ. Вотъ въ этомъ и есть разгадка той дивной жизни, которую провелъ здѣсь, среди людей на землѣ, о. Іоаннъ Кронштадтскій. Былъ человѣкъ такой же, какъ и мы съ вами, но вотъ это его выдѣлило изъ всѣхъ, потому что онъ былъ весь въ Богѣ, и Господь былъ съ нимъ. А когда Господь съ человѣкомъ, то тогда человѣку становится все возможно, ибо если у насъ, людей, много есть НЕВОЗМОЖНАГО, то у Бога ВСЕ ВОЗМОЖНО, какъ сказалъ Милосердный Господь. Аминь.

Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. Нью-Іоркъ 1989. С. 84-86, 182-183.



На главную