На главную


08.01.2019
http://afanasiy.net/ob-ykonopysnom-yzobrajeniy-rojdestva-hrystova


ОБЪ ИКОНОПИСНОМЪ ИЗОБРАЖЕНІИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.



Матеріалъ для изображенія событія рождества Господа и Спаса Нашего Іисуса Христа даютъ евангелисты Матѳей и Лука. Въ помощь этимъ непререкаемымъ свѣдѣніямъ и церковное преданіе сообщаетъ немало извѣстій, относящихся къ тому-же событію. Пресвятая Дѣва Марія по случаю народной переписи, которая у Евреевъ обычно велась по колѣнамъ, племенамъ и родамъ, должна была идти въ Виѳлеемъ (городъ Давида), чтобы внести и свое имя въ списокъ подданныхъ кесаря. Ко времени прибытія престарѣлаго Іосифа съ Матерью Господа всѣ мѣста въ городскихъ гостинницахъ были заняты и имъ пришлось помѣститься въ пещерѣ, назначенной для загона скота. Здѣсь то, при обстановкѣ, лишенной не только какого бы то ни было величія, но даже обыкновеннаго удобства, родился Богочеловѣкъ, Спаситель міра. Сюда первыми явились для поклоненія пастухи, которымъ возвѣстилъ о рожденіи Спасителя Ангелъ Господень, сюда же чудеснымъ образомъ приведены были и восточные мудрецы, чтобы въ своемъ лицѣ поклониться истинному Богу отъ всего міра языческаго. Вотъ, въ существенныхъ чертахъ событіе, которое должно изображаться на иконахъ Рождества Христова. Церковное преданіе и христіанская наука значительно восполняютъ евангельское повѣствованіе, но, конечно, православная иконографія можетъ и должна пользоваться только тѣмъ, что вполнѣ согласуется съ духомъ евангельскимъ.

Иконы Рождества Христова пишутся различно: одни иконописцы изображаютъ только Божію Матерь съ Богомладенцемъ, иные съ Іосифомъ, и, наконецъ, съ посторонними лицами. Святая Церковь въ день Рождества Христова воспоминаетъ также: явленіе ангеловъ и поклоненіе пастырей, явленіе звѣзды и поклоненіе волхвовъ. Все это составляетъ какъ бы одно событіе. Дѣва днесь Пресущественнаго раждаетъ и земля вертепъ Неприступному приноситъ, Ангели съ пастырьми славословятъ, волсви же со звѣздою путешествуютъ – поетъ Церковь въ самый день Рождества (кондакъ гл. 3). И въ тропарѣ праздника поется: рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсія мірови свѣтъ разума, въ немъ во звѣздамъ служащій звѣздою учахуся Тебѣ кланятися Солнцу правды.... Соотвѣтственно этому и на иконахъ Рождества Христова искони изображались также пастыри и волхвы, и при томъ какъ отдѣльно, такъ и вмѣстѣ. Предварительно сдѣлаемъ нѣсколько замѣчаній о томъ, какъ слѣдуетъ изображать мѣстность, гдѣ совершилось событіе, время его и важнѣйшихъ лицъ этого событія. Мѣсто рожденія Спасителя ясно указываетъ евангелистъ Лука. И родила (Пресвятая Дѣва Марія) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Ею въ ясли; потому что не было имъ мѣста въ гостинницѣ (гл. 2, ст. 7). «Мысль о ясляхъ», говоритъ извѣстный путешественникъ Муравьевъ, «заставляетъ воображать, что Спаситель родился въ какой-либо храминѣ, бывшей нѣкогда хлѣвомъ; но на востокѣ и понынѣ сохранился обычай загонять стада въ разсѣянны горъ, и одинъ изъ таковыхъ вертеповъ принесла земля Неприступному»[1]. Пещеры, говоритъ другой путешественникъ по св. землѣ, часто входили въ составъ зданій, которыя въ Палестинѣ, по причинѣ каменистаго слоя почвы, прислонялись къ скаламъ и прикрывали пещеры[2]. Пещеру, прикрытую такимъ домомъ, и можно назвать храминою, какъ это дѣлаетъ св. Матѳей (2, 11). Въ нѣсколькихъ шагахъ отъ мѣста рожденія, по описанію того-же путешественника, находится другая пещера, гдѣ были ясли, высѣченныя въ природномъ камнѣ на подобіе продолговатаго ящика[3]; впрочемъ, по свидѣтельству Муравьева, это только мѣсто яслей[4]. Здѣсь то безболѣзненно родившая Богомладенца Пресвятая Дѣва, Сама, безъ посторонней помощи, повитъ Его и положи въ яслѣхъ (Лук. 2, 7). Таинство странное выжду и преславное – воспѣваетъ св. Церковь: небо – вертепъ; престолъ Херувимскій – Дѣву: ясли – вмѣстилище, въ нихъ-же возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ (Ирм. 9-й п. кан.).

Также точно опредѣляетъ св. ев. Лука и время рожденія Того, Кому небо престолъ и земля подножіе ногъ. Въ той странѣ, говоритъ онъ, были на полѣ пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего (2, 8). Вдругъ предсталъ имъ Ангелъ Господень.... и сказалъ: не бойтесь.... нынѣ родился вамъ Спаситель.... вы найдете младенца въ пеленахъ, лежащаго въ ясляхъ.... И поспѣшивъ пришли, и нашли Марію, и Іосифа, и младенца, лежащаю въ ясляхъ (ст. 9-16). О томъ, что Христосъ родится ночью, по изъясненію св. Димитрія Ростовскаго, пророчески предсказано было еще въ Ветхомъ Завѣтѣ (Прем. Солом. 18, 14-15)[5]. Итакъ, среди полночной тишины, когда все человѣчество объято было непробуднымъ грѣховнымъ сномъ, явился на землѣ Свѣтъ міру и смиренные пастыри первые послѣ родителей удостоились поклониться Ему.

При изображеніи Богомладенца, нужно помнить, что Онъ не былъ обыкновенный младенецъ, не имѣлъ ни слабости, ни отсутствія умственныхъ способностей, что такъ свойственно обыкновеннымъ младенцамъ[6], и чего не хочетъ признавать западная иконографія, оставляющая въ сторонѣ религіозные интересы и преслѣдующая только цѣли художественнаго реализма. Младенца Іисуса, лежащаго въ ясляхъ, часто изображаютъ у насъ не повитымъ, тогда какъ въ Евангеліи ясно говорится, что Матерь Божія сначала спеленала Его и потомъ уже положила въ ясли (Лук. 2, 7). И Ангелъ говорилъ пастырямъ: вы найдете младенца въ пеленахъ, лежаща въ ясляхъ (Лук. 2, 12). Православная Церковь также воспѣваетъ: днесь пастыріе видятъ Спаса пеленами обвита и лежаща въ яслехъ (Прин. на 9 п.). Преданіе же добавляетъ, что пелены эти, заранѣе приготовленныя Дѣвою Маріею, были льняныя, бѣлыя и чистыя и при томъ не одна пелена, а нѣсколько, на что указываетъ и Евангеліе (Лук. 2, 12)[7]. Изображеніе Богомладенца обнаженнымъ, часто встрѣчающееся въ западныхъ образцахъ, не принято у православныхъ иконописцевъ[8].

Св. Писаніе даетъ мало свѣдѣній для иконописныхъ изображеній Пресвятой Богородицы. Преданіе же подробно описываетъ какъ внѣшній видъ, такъ и душевныя свойства Матери Божіей. «Она, по свидѣтельству церковнаго историка Никифора Каллиста, была средняго роста или нѣсколько болѣе средняго; волоса златовидные; глаза быстрые; брови дугообразныя и увѣренно черныя; носъ продолговатый; губы цвѣтущія, лице продолговатое, руки и пальцы длинные. Одежда Ея была скромная, чуждая нѣги и роскоши»[9]; нижняя одежда препоясана[10]; на головѣ покрывало[11]. Однимъ словомъ, «ея наружный образъ показываетъ внутреннее совершенство, выражая незлобіе и милосердіе», говоритъ упомянутый нами историкъ[12]. Въ Ней не было ни какой величавости, а была, напротивъ, простота безъ малѣйшаго притворства; не было никакой изнѣженности, а во всемъ естественность и совершенная скромность. Св. Амвросій говоритъ, что въ Пренепорочной Матери, какъ въ зеркалѣ, отражалась чистота и добродѣтель, что самый видъ тѣла Ея былъ изображеніемъ мудрости и правоты[13]. Св. Димитрій Ростовскій говоритъ, что причиною поздняго пришествія въ міръ Искупителя было то, что не находилось дѣвы, достойной сдѣлаться Церковію и храмомъ Духа Святаго[14]. Св. Церковь исповѣдуетъ Ее пренепорочною, Царицею неба и земли, честнѣйшею херувимовъ и славнѣйшею безъ сравненія серафимовъ, ходатайницею за насъ предъ престоломъ Сына Своего и Бога. И сколько же нужно художественнаго тщанія, чтобы иконописное изображеніе Пресвятой Дѣвы могло приближаться къ такому чудному образцу! Ей было въ то время 15 лѣтъ[15]. Какъ радостно билось сердце Пречистой Отроковицы послѣ рожденія Божественнаго Младенца! Юная Матерь, безъ боли родившая, не допустила никого касаться нечистыми руками Пречистаго Младенца, но Сама пеленаетъ Его и полагаетъ въ ясляхъ! Каждое дѣйствіе Ея выражаетъ восторженную и вмѣстѣ благоговѣйную материнскую любовь. Въ изображеніи Рождества Христова, въ числѣ всѣхъ совершенствъ своихъ, Матерь Божія должна преимущественно выражать именно материнскую любовь къ родившемуся Младенцу и вмѣстѣ глубокое смиреніе предъ Нимъ, какъ Богомъ. Держа Богомладепца въ своихъ объятіяхъ, Она съ благоговѣніемъ говорила: «Чадо сладчайшее! Како Тя сице держу Держащаго рукою всю тварь?». И, полагая Его въ ясли, Сама первая поклонилась Ему до земли, какъ Богу и Создателю Своему»[16].

Изъ другихъ лицъ, причастныхъ событію рождества Xристова, слѣдуетъ упомянуть прежде всего старца Іосифа, которому было 80 лѣтъ, когда съ нимъ была обручена Дѣва Марія. Въ лицѣ его, освободившагося теперь отъ сомнѣній и подозрѣній и взиравшаго на Св. Дѣву съ благоговѣйнымъ страхомъ, какъ на Матерь Божію – смиренный восторгъ и живая глубокая вѣра. Преданіе говоритъ, что, когда для Пресвятой Дѣвы наступило время родить, Іосифъ поспѣшилъ за бабкой Саломіей, которая была съ ними въ родствѣ. Но безъ болѣзни Родшая и Божественный Младенецъ не имѣли въ ней нужды. Возвратившійся Іосифъ и съ нимъ старица Саломія съ вѣрою и благоговѣніемъ пали на колѣна и поклонились родившемуся безъ нихъ Младенцу и Пречистой Его Матери. Саломія изображается женщиною преклонныхъ лѣтъ[17].

Могутъ быть изображены еще и постороннія лица. Основаніе для этого можно найти въ самомъ Евангеліи. Когда пастыри пришли въ пещеру, то разсказывали о своемъ видѣніи другимъ тамъ бывшимъ; а надобно замѣтить, что пройти разстояніе отъ мѣста явленія ангеловъ пастырямъ до пещеры рождества, по словамъ извѣстнаго путешественника Муравьева, можно въ полчаса[18], притомъ же пастыри поспѣшно шли[19]. Въ выраженіи стороннихъ лицъ, изображаемыхъ на иконахъ Рождества Христова, должна проглядывать не столько вѣра, сколько удивленіе. И всѣ слышавшіе, говоритъ св. Лука, дивились тому, что разсказывали имъ пастухи (Лук. 2, 18). Преданіе говоритъ, что пастырей было трое[20]. Одѣяніе на пастыряхъ, нужно полагать, было такое же, какое и теперь мы видимъ на востокѣ и между прочимъ длинные посохи въ рукахъ[21]. Выраженіе ихъ лицъ вѣрнѣе всего къ этому времени значительно измѣнилось. Великій страхъ, которымъ они объяты были во время ангельскаго явленія, замѣнился радостью, когда они увидали Младенца-Спасителя. Благоговѣйный восторгъ пастырей продолжался еще и по выходѣ изъ пещеры. И возвратились, говоритъ евангелистъ, пастухи, славя и хваля Бога за все, что слышали и видѣли (Лук. 2, 20).

Въ пещерѣ же, по церковному преданію, поклонились Богомладенцу и восточные мудрецы. «Есть бо всея Церкви вѣрное разумѣніе», говоритъ св. Димитрій Ростовскій; «яко волсви оные Христу въ Виѳлеемѣ и вертепѣ еще сущему поклонишася»[22]. Также говорятъ и церковныя пѣснопѣнія: волхвовъ славный вертепъ пріемый[23] или: волсви.... видѣша въ вертепѣ Младенца лежаща безлѣтнаго[24]. Въ Виѳлеемской пещерѣ и нынѣ, близъ престола, означающаго мѣсто рождества, и другого – надъ мѣстомъ яслей, стоитъ, напротивъ послѣдняго, престолъ въ память поклоненія волхвовъ. Преданіе говоритъ, что ихъ было три и, по кончинѣ своей, они причтены къ лику святыхъ. Перваго звали Мельхіоръ: онъ былъ старъ и сѣдъ, волосы и бороду имѣлъ длинные; второй былъ Гаспаръ, молодой, безъ бороды; третій Валтасаръ, лицемъ очень смуглый, бородатый[25]. Увидавъ Богомладенца съ Матерью, они пали на колѣни и принесли дары: первый – злато, второй – ливанъ и третій смирну. Надъ головою Богомладенца виднѣется чудесная звѣзда, приведшая волхвовъ къ мѣсту рожденія Богочеловѣка[26].

Впрочемъ, явленіе звѣзды и поклоненіе волхвовь очень часто изображается отдѣльно; при чемъ, на основаніи словъ Ефрема Сирина, называющаго этотъ день безоблачнымъ и яснымъ, во время принесенія волхвами даровъ, пишутъ и ландшафтъ ясный и безоблачный, если только онъ виденъ изъ пещеры. Отдѣльно же иной разъ изображаютъ и явленіе ангеловъ пастырямъ. Въ ту ночь, когда родился Христосъ, пастыри стерегли свое стадо (Лук. 2, 8). Вдругъ предсталъ имъ Ангелъ Господень и слава Господня осіяла ихъ (Лук. 2, 9). Святый Кипріанъ Карѳагенскій говоритъ, что благовѣствовавшій ангелъ былъ Архангелъ Гавріилъ[27]. И святая Церковь тоже воспѣваетъ: пріидите, воспоимъ Матерь Спасову.... съ Гавріиломъ воспоемъ, съ пастырьми прославимъ[28] и проч. Архангела Гавріила изображаютъ обыкновенно съ райскою вѣткой въ рукѣ, а иногда: съ фонаремъ, внутри котораго горитъ свѣча – въ правой рукѣ, а въ лѣвой – съ каменнымъ зеркаломъ изъ зеленаго ясписа, съ красными по мѣстамъ крапинками[29]. Одѣяніе Архангела пишется на основаніи слѣдующихъ свѣдѣній. Пророку Даніилу онъ явился въ льняной одеждѣ, препоясанной золотымъ поясомъ (Дан. 10, 5), а при гробѣ Господпемъ одѣяніе его было бѣло, какъ снѣгъ[30]. На этомъ основаніи, и при явленіи арх. Гавріила пастырямъ, можно писать его въ бѣлой одеждѣ. Иногда арх. Гавріила пишутъ летящимъ къ пастырямъ, что часто дѣлаютъ западные иконописцы; но это излишне, такъ какъ въ Евангеліи говорится только, что онъ ста въ нихъ (Лук. 2,9), т. е., вдругъ предсталъ предъ ними, какъ бы изъ невидимаго сдѣлался видимымъ. О выраженіи пастырей во время ангельскаго явленія св. Лука ясно говоритъ, что они были въ великомъ страхѣ[31], были поражены внезапнымъ явленіемъ многочисленнаго воинства небеснаго, славящаго Бога.

Въ заключеніе нашей статьи укажемъ, гдѣ же главный и самый лучшій моментъ для изображенія Рождества Христова. Очевидно, что такимъ моментомъ слѣдуетъ признать тотъ, который наилучше выражаетъ существенную мысль праздника, т. е., воплощеніе Бога-Слова. Икону Рождества Христова слѣдуетъ писать такъ, чтобы всѣ частности говорили о томъ, что родился Богъ, а не простой человѣкъ. Если представить на иконѣ мрачную, въ полночь, пещеру, освѣщенную свѣтомъ рожденнаго Свѣта-Младееца, лежащаго въ ясляхъ; предъ Нимъ благолѣпной красоты Матерь Дѣву, съ любовію и благоговѣніемъ взирающую на Сына Своего и Бога; старца Іосифа и старицу Саломію, падшихъ съ вѣрою на колѣна и восторженно взирающихъ на Богомладепца, и, наконецъ, стороннія лица, пораженныя чудесностью совершившагося, то такая икона, при художественномъ выполненіи, будетъ вполнѣ выражать главную мысль праздпика, т. е., рожденіе Бога-Слова. Къ этой картинѣ иные иконописцы прибавляютъ еще изображеніе источника воды, чудесно истекшаго изъ камня и отражающаго въ тысячахъ капель своихъ сверхъестественный свѣтъ, наполняющій пещеру. По преданію источникъ этотъ чудеснымъ образомъ истекъ изъ камня въ пещерѣ въ то время, когда родился въ ней Господь нашъ Іисусъ Христосъ.



«Руководство для сельскихъ пастырей». 1898. Т. 3. №49. С. 330-335; №51. С. 378-382.



[1] См. ч. 2, стр. 195. «Путешествіе по святымъ мѣстамъ въ 1830 г.», изд. 2.

[2] См. у Норова ч. 2, стр. 68. «Путешествіе по св. землѣ въ 1835 г.», изд. 2.

[3] См. у Норова ч. 1, стр. 346-347.

[4] См. ч. 2, стр. 195.

[5] См. у Мансветова «Иконы Господнихъ праздниковъ» стр. 6 и Четьи-Мин. 25 дек.

[6] Четьи-Мин. 2 слово и у Мансветова стр. 7.

[7] Четьи-Мин. 25 дек.

[8] Отступленіе отъ сего обычая можно видѣть только на нѣкоторыхъ иконахъ: изображаются, напр., открытыми колѣна (на иконѣ подъ названіемъ – «Достойно») или грудь («Нечаянная радость»), или то и другое («О всепѣтая Мати!»).

[9] См. Тихомирова «Жизнь Пресвятой Богородицы», стр. 109, ч.І.

[10] Въ Ватопедской обители на Аѳонѣ хранится поясъ Богоматери.

[11] А между тѣмъ, подъ вліяніемъ западныхъ образовъ, и у насъ появляются иконы, на которыхъ Богоматерь написана съ непокрытою главою, или только немного прикрытою.

[12] См. у Тихомирова ч. 1, стр. 109.

[13] См. у Мансветова «Иконы Господскихъ праздниковъ», стр. 8.

[14] См. у Мансветова стр. 9.

[15] Въ Слѣдов. Псалтыри 15 авг. говорится: роди же Господа нашего Иисуса Христа въ 15 лѣто возраста своего.

[16] См. Мин. Мѣсячн. 25 дек. на утр. пѣснь 8, ст. 1 и того же числа трипѣснецъ на повечер. пѣснь 9, ст. 4.

[17] См. у Мансветова стр. 9 и 6.

[18] Ч. 2, стр. 200 и 201.

[19] Лук. 2, 16 и 18.

[20] Четьи-Мин. 25 дек.

[21] См. Муравьева ч. 2, стр. 196.

[22] Четьи-Мин. 25 дек.

[23] Янв. 11, пѣснь 4 втор, кап., ст. 4.

[24] Янв. 25 на литіи, слав., гл. 5.

[25] См. Четьи-Мин. на 25 дек.; у Мансветова стр. 16 и Тихомирова «Жизнь Пресв. Богородицы», ч. 1 стр. 65.

[26] Въ Четьей-Минеи, на основаніи словъ свв. Іустина-мученика, Златоуста, Григорія Нисскаго, блажен. Іеронима и Ѳеофилакта, говорится прямо, что волхвы поклонились въ томъ-же вертепѣ, гдѣ родился Христосъ, и что Матерь Божія прожила въ немъ до истеченія 40 дней.

[27] См. Четьи-Мин. 25 дек.

[28] На хвалит., стихир. 3. 25 дек.

[29] Воскр. Чт. 1838 г. стр. 283-286.

[30] Мѳ. 28, 3; Мар. 16, 5. Въ Цвѣтной Тріоди, въ недѣлю 5 по Пасхѣ, говорится, что ангелъ, отвалившій камень отъ гроба, былъ то же арх. Гавріилъ.

[31] Лук. 2, 9.



На главную