На главную


21.01.2019
http://afanasiy.net/sviacshennomuchenyk-ysydor-y-s-nym-sopostradavshyh-72-muchenykov


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИСИДОР
и с ним сопострадавших 72 мучеников
от латин в Юрьеве за Православие пострадавших
(† 8/ 21 января 1472).



В связи с началом «Недели молитв о единстве христиан» — ежегодного международного экуменического мероприятия, в котором принимают участие представители различных христианских деноминаций (Проходит каждый год с 18 по 25 января). А также недавней встречей патр. Кирилла (Гундяева) с еретиком папой Римским, предлагаем нашим читателям, ознакомится с подвигом 73 юрьевскихъ мучениковъ. К сожалению и в нарушение свв. Правил, в экуменических богослужениях участвуют представители Московской Патриархии. Поэтому русскому народу, необходимо обратиться и, как можно скорее к своему светлому духовному прошлому, чтобы узнать, какое отношение к молитве с инославными приличествует для истинного Пастыря Христова стада, каким был священномученик пресвитер Исидор! То, что происходит сегодня в так называемом мировом православии, ранее было НЕДОПУСТИМО И ПОГИБЕЛЬНО. – Ред.

Страданіе святаго священномученика Исидора пресвитера и съ нимъ 72 мучениковъ въ городѣ Юрьевѣ ливонскомъ [1].

Благовѣрный великій князь Ярославъ, во святомъ крещеніи нареченный Георгіемъ, сынъ святаго равноапостольнаго великаго князя Владиміра, въ 1030 году покорилъ своей власти чудское племя, жившее въ предѣлахъ новгородскихъ и псковскихъ, потомъ на рѣкѣ Омовжѣ (или Эмбахѣ) основалъ городъ и выстроилъ въ немъ церковь во имя святаго великомученика Георгія. И было наречено имя городу Юрьевъ. Съ половины XII вѣка стали проникать въ эту землю моремъ католики Нѣмцы, начали тамъ селиться и, укрѣпившись, овладѣли ею, такъ какъ въ Русской землѣ были тогда междоусобія и нестроенія. Поработивши мѣстныхъ жителей-язычниковъ, Нѣмцы болѣе силою, нежели волею, обратили ихъ въ латинскую вѣру, которую сами содержали, и вмѣстѣ съ тѣмъ начали притѣснять жившихъ среди нихъ православныхъ христіанъ [2].

Во дни великаго князя московскаго Іоанна III Васильевича, православные христіане, бывшіе подъ властію Нѣмцевъ, имѣли въ городѣ Юрьевѣ ливонскомъ, въ русскомъ концѣ двѣ церкви: святителя Николая Чудотворца и святаго великомученика Георгія. Служили въ тѣхъ церквахъ два пресвитера, одинъ именемъ Іоаннъ, по прозванію Шестникъ (то-есть пришлецъ) изъ Московской земли, а другой — Исидоръ. Когда же Нѣмцы то ласками, то угрозами начали увлекать въ латинство жившихъ въ городѣ православныхъ, тогда священникъ Іоаннъ, прослужившій въ Юрьевѣ всего два съ половиною года, ушелъ оттуда во Псковъ и вскорѣ послѣ этого, принявъ иночество съ именемъ Іоны, основалъ въ Псковской землѣ, на границѣ съ Ливоніей Псково-Печерскую обитель, гдѣ, поживъ свято, сподобился блаженной кончины о Господѣ [3]. Исидоръ же остался въ Юрьевѣ и имѣлъ съ Нѣмцами большія пренія о православной вѣрѣ. Нерѣдко укорялъ онъ иновѣрцевъ, внушая имъ отступить отъ вѣры латинской или римско-католической и присоединиться къ православію.

Въ 1472 году вооружились латины на православныхъ — рѣшили воздвигнуть гоненіе на богоспасаемый градъ Псковъ и подвластное ему православное населеніе, чтобы насадить среди него латинскую вѣру, утверждаясь главнымъ образомъ на правилахъ Флорентійскаго собора, положившаго насильственно возстановить единеніе церквей [4]. Между тѣмъ многіе уже годы пресвитеръ Исидоръ безпорочно служилъ при храмѣ святителя Николая чудотворца, какъ звѣзда сіяя между христіанами своей паствы. И вотъ старѣйшина города Юрьева Нѣмецъ, по имени Юрій, прозваніемъ Трясиголовъ, возставъ на Исидора и на христіанъ православныхъ, клеветалъ на нихъ бискупу Андрею [5] и городскимъ начальникамъ латинской вѣры и всѣмъ посадскимь людямъ Ливонской земли, говоря, будто слышалъ онъ отъ іерея русскаго и всей его паствы хулу на вѣру латинскую и служеніе на опрѣснокахъ и похвалу одной только греческой вѣрѣ. Такимъ образомъ онъ возбудилъ ярость въ бискупѣ и вельможахъ, и латины съ того времени искали, какъ бы истязать православныхъ христіанъ города Юрьева.

Насталъ праздникъ Богоявленія Господня — 6 января 1472 года. Пресвитеръ Исидоръ вышелъ со всѣми православными на рѣку Омовжу съ честными крестами освятить воду. Тамъ, на водахъ богоявленскихъ, Нѣмцы, посланные отъ бискупа и отъ старѣйшинъ, захватили Исидора, учителя христіанскаго, и бывшихъ съ нимъ мужей и женъ и, какъ волки лютые, повлекли ихъ предъ бискупа и судей градскихъ. Великое было истязаніе на судилищѣ добрымъ воинамъ Христовымъ о вѣрѣ ихъ, отъ которой принуждали ихъ отречься. Но Исидоръ и всѣ православные съ нимъ исповѣдники, какъ бы едиными устами, сказали, обращаясь сначала къ бискупу, потомъ ко всѣмъ судьямъ своимъ:

— «Не буди то, врагъ истины, чтобы намъ православнымъ отречься отъ Христа истиннаго и вѣры православной; не пощадимъ тѣлесъ нашихъ за Христа Бога, сколько бы ты насъ ни мучилъ; но васъ, нечестивые, умоляемъ: пощадите души свои Господа ради, ибо и вы созданіе Божіе».

Тогда съ великимъ дерзновеніемъ обличалъ Исидоръ латинскія лжемудрованія и отступленія отъ истины христіанской. Разгнѣванный бискупъ ввергнулъ православныхъ въ темницу, а всѣхъ державцевъ мѣстныхъ пригласилъ изъ окрестныхъ замковъ, якобы для суда надъ православными. Пока они собирались, святый Исидоръ поучалъ въ темницѣ дружину свою.

— «Братія и чада, — говорилъ онъ, — Господь собралъ васъ со мною на подвигъ сей духовный, желая увѣнчать васъ отъ вседержительной руки Своей неувядаемыми вѣнцами; вы же, братія, добрѣ пострадайте отъ беззаконныхъ, безъ всякаго сомнѣнія, и не убойтесь горькихъ сихъ мукъ, ниже ослабѣйте, «зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити» (1 Петр. 5, 8), то-есть уловить отъ вѣры православной. Станемъ въ ней неподвижно, какъ добрые воины, противъ его козней, ибо Самъ Господь сказалъ: «аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ; аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдутъ. Но сія вся творятъ вамъ за имя Мое, яко не вѣдятъ Пославшаго мя. Егда же пріидетъ Утѣшитель, Егоже Азъ послю вамъ отъ Отца, Духъ Истины, Иже отъ Отца исходитъ, Той свидѣтельствуетъ о Мнѣ. И вы свидѣтельствуете, яко искони со Мною есте» (Іоан. 15, 20. 21. 26. 27). Такъ, братіе, говорилъ Христосъ ученикамъ Своимъ, также говоритъ Онъ и намъ, если кто имени Его ради постраждетъ до крови, т. е. до смерти. И вы, братіе мои возлюбленные, не оставляйте меня, но пострадайте вмѣстѣ со мною и не прельщайтесь вожделѣніями міра сего, но будьте великими мучениками Христовыми въ родѣ семъ».

Потомъ святый Исидоръ съ дружиною своею, ставъ въ темницѣ лицомъ къ востоку, началъ пѣть и молиться со слезами и съ воздыханіемъ сердечнымъ; причастился самъ запасными дарами святыхъ и животворящихъ Таинъ и причастилъ всѣхъ бывшихъ съ нимъ мужей, женъ и дѣтей. Всѣ исполнились духовной радости, и благоговѣйный пресвитеръ поучалъ ихъ еще о воздаяніи благъ вѣчныхъ за благія дѣла и о вѣчныхъ мукахъ за дѣла тьмы.

— «Ни одинъ изъ васъ, сказалъ онъ дружинѣ своей, отъ мала до велика да не страшится угрозъ, и самыхъ мукъ да не убоится, но добрѣ постраждемъ за Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа, и пріимемъ почесть страданія нашего въ день судный».

Потомъ всѣ единодушно, громкимъ голосомъ, воспѣли церковную пѣснь въ честь мучениковъ: «святіи мученицы, иже добрѣ страдальчествовавшіи и вѣнчавшіися, молитеся ко Господу спастися душамъ нашимъ».

Посланные отъ бискупа и судей градскихъ пришли въ темницу и, извлекши ихъ оттуда поставили на судилище, на мѣсто называемое у нихъ ратуша, для скораго испытанія предъ бискупомъ и всѣми латинами, которые собрались на это зрѣлище. Какъ солнце со звѣздами стоялъ предъ ними исповѣдникъ Исидоръ съ своей дружиною. Сперва ласкательными словами старался бискупъ преклонить исповѣдниковъ православія къ своей вѣрѣ. Обращаясь къ Исидору, какъ къ наставнику и руководителю паствы, а затѣмъ и ко всѣмъ его пасомымъ, бискупъ говорилъ:

— «Только послушай меня и посадниковъ града сего предъ многими Нѣмцами, которые сошлись изъ окрестныхъ замковъ моей державы; пріимите честную вѣру нашу, которая одна съ вашею, и опрѣсночное служеніе, и не губите себя; будьте присными братьями намъ и участниками нашего богатства. Если хотите, держите опять свою вѣру; только теперь повинитесь предо мною и предъ судьями и предъ Нѣмцами».

Но мужественные исповѣдники отвѣчали бискупу:

— «Что ищешь уловить насъ льстивыми рѣчами? не можешь ты отклонить насъ отъ истинной вѣры христіанской; твори надъ нами, чтó хочешь; вотъ мы предъ тобой и повторяемъ тебѣ то же, чтó говорили прежде».

Тогда суровый бискупъ, вмѣстѣ съ другими судьями, какъ змѣй, распалившись яростію на православныхъ, велѣлъ всѣхъ ихъ въ той одеждѣ, въ какой они были, ввергнуть въ рѣку Омовжу, а святаго Исидора, облекши въ іерейскія священыя одежды, бросилъ въ самую Іордань, гдѣ освящалъ онъ воду въ день Богоявленія. Такъ поступили съ ними, какъ съ злодѣями, казнили лютой смертью за православную вѣру Христову. Всѣхъ страдальцевъ, считая учителя ихъ Исидора, было семьдесятъ три. Они предали свои чистыя души въ руки Бога Живаго и увѣнчались нетлѣнными вѣнцами.

Было же при страданіи ихъ и таковое дивное зрѣлище. Въ числѣ православныхъ ведена была юная мать съ трехлѣтнимъ младенцемъ на рукахъ, который былъ прекрасенъ лицемъ. Нечестивые Нѣмцы взяли младенца изъ рукъ матери, ее же бросили въ рѣку. Видя свою мать потопляемую съ блаженными мучениками, младенецъ началъ плакать на рукахъ мучителей, и сколько ни старались они успокоить его, рвался изъ рукъ ихъ, терзая ихъ лица. Тогда жестокіе мучители бросили и его подлѣ проруби. Младенецъ же, подползши къ самой проруби, трижды перекрестился и, воззрѣвъ на предстоящій народъ, сказалъ:

— «И я христіанинъ, вѣрую въ Господа и хочу умереть, какъ и учитель нашъ Исидоръ и моя мать».

Сказавъ это, онъ бросился подъ ледъ. Такъ пострадалъ за истину младенецъ, какъ нѣкогда мученикъ Христовъ младенецъ Кирикъ, исповѣдавшій Господа на колѣняхъ мучителя, при видѣ страданій матери своей Іулитты, и вмѣстѣ съ нею воспріявшій мученическій вѣнецъ [6].

Настала весна. Разлившаяся рѣка Омовжа выступила изъ береговъ своихъ; тогда явились и тѣлеса всѣхъ исповѣдниковъ Христовыхъ за три поприща отъ города Юрьева, вверхъ по рѣкѣ, подъ деревомъ у горы, ничѣмъ неповрежденныя, какъ бы положенныя людьми на востокъ лицомъ; пресвитеръ же Исидоръ лежалъ посреди ихъ во всемъ облаченіи священническомъ: такъ прославилъ Господь святыхъ Своихъ угодниковъ. Тогда православные гости (купцы) города Юрьева взяли мощи страдальцевъ и честно погребли ихъ въ городѣ, около церкви чудотворца Николая, гдѣ будуть почивать они до второго пришествія Христова.

Чтить память священномученика Исидора и его сомучениковъ начали рано, не позже половины XVI столѣтія. Но причислены они Церковію къ лику святыхъ лишь недавно, въ 1897 году. Тогда же постановлено, по благословенію Святѣйшаго Синода, праздновать ихъ память мѣстно; и первое празднованіе святымъ мученикамъ торжественно совершено было 8 января 1898 года.

Примѣчанія:

[1] Древнее сказаніе о св. Исидорѣ и сомученикахъ его написано іеромонахомъ Крыпецкой обители Варлаамомъ (въ мірѣ пресвитеръ Василій) около 1560 г. по благословенію Московскаго митрополита Макарія.

[2] Нѣмецкіе рыцари овладѣли Юрьевомъ въ 1223 г. Съ половины XIII столѣтія до 1559 г. въ городѣ было независимое архіепископство. Въ этомъ же году русскіе овладѣли Юрьевомъ, но окончательно онъ подчиненъ Россіи только въ 1704 г.

[3] Псково-Печерскій монастырь находится въ 56 верстахъ на западъ отъ Пскова. Неизвѣстно, когда здѣсь поселились отшельники въ вырытой ими пещерѣ въ горѣ. Около 1470 г. отшельники были открыты изборскими звѣроловами. Священникъ Іоаннъ (въ 1471 или 1473 гг.) построилъ на горѣ церковь и тѣмъ положилъ начало обители. Она существуетъ донынѣ.

[4] Соборъ Флорентійскій былъ въ 1438-1439 годахъ при Римскомъ папѣ Евгеніи IV, Константинопольскомъ императорѣ Іоаннѣ VII и патріархѣ Іосифѣ.

[5] Бискупъ (т.-е. епископъ) Андрей управлялъ Юрьевомъ съ 1471 г. по 1473 г.

[6] Память св. мучениковъ Кирика и Іулитты 15 іюля.

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. М. 1916. С. 19-24.

***

Проф. А. С. Будиловичъ, О русскомъ Юрьевѣ стараго времени, въ связи съ житіемъ священномученика Исидора и съ нимъ сопострадавшихъ 72 юрьевскихъ мучениковъ // Сборникъ Учено-Литературнаго Общества при Юрьевскомъ Университетѣ. Юрьевъ, 1901, т. 4, с. 75-114.

Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

Въ старину было въ обычаѣ не только по монастырамъ и церквамъ, гдѣ отчасти это сохранилось донынѣ, но и въ благочестивыхъ семействахъ вообще, читать по праздникамъ житія святыхъ того дня. Нерѣдко это было дѣлаемо предъ братскою трапезою или во время ея, какъ органическая часть чествованія святыхъ. Потому-то и въ старыхъ рукописяхъ обыновенно соединяются служба святому и житіе его, какъ одно цѣлое. Храня завѣты предковъ, и мы сегодния, послѣ службы Юрьевскимъ мученикамъ и передъ братскою трапезою въ ихъ поминовеніе, посвятимъ нѣсколько времени той отдаленной мѣстной сторонѣ, которая невольно оживаетъ именно здѣсь, въ старорусскомъ Юрьевѣ, при чествованіи 73 юрьевскихъ мучениковъ. А так какъ во вчерашнихъ и сегодняшнихъ назижательныхъ поученіяхъ пастырей церкви уже достаточно разъяснена церковная и вообще нравственная сторона подвига этихъ мучениковъ, то я имѣю возможность значительно ограничить задачу настоящаго чтенія и сосредоточу вниманіе моихъ благосклонныхъ слушателей и слушательницъ на историческомъ значеніи этого подвига.

***

Слу́жба свято́му священному́ченику Иси́дору и и́же съ ни́мъ 72-мъ му́ченикомъ, во Юрьевѣ, гра́дѣ Ливо́нстѣмъ, за Правосла́віе пострада́вшимъ во 1472 году́. Пе́рвымъ тисне́ніемъ. СПб.: Сѵнода́льная Тѵпогра́фія, 1897.

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

Служба Юрьевским мученикам известна в списках начиная с XVII в. Она основана на распространенной редакции Жития Исидора, поэтому в ней прославляются помимо Исидора 72 мученика, погибших вместе с Исидором. Первый храм в честь Юрьевских мучеников был заложен 16 мая 1896 г. в г. Валка (в 1920 разделен на города Валга (ныне в Эстонии) и Валка (ныне в Латвии)). В связи с этим событием в 1896 г. была составлена новая служба святым. В 1897 г. по указу Святейшего Синода Исидор и пострадавшие с ним 72 мученика были канонизированы.

***

Тропа́рь, гла́съ 2:

Страстоте́рпцы Госпо́дни блаже́нніи, Правосла́вную вѣ́ру Христо́ву со дерзнове́ніемъ проповѣ́дасте и на суди́щи уче́нія враго́въ непра́вая обличи́сте, того́ ра́ди и вве́ржени бы́сте, святíи, во глубину́ рѣ́чную, ду́ши же ва́ша всели́шася въ небе́сныя кро́вы, идѣ́же со святы́ми предстоя́ще престо́лу Царя́ всѣ́хъ Бо́га, моли́теся Ему́ за Благовѣ́рнаго Импера́тора на́шего и за вся́ правосла́вныя лю́ди, по́двиги ва́ша че́стно почита́ющія.

Конда́къ, гла́съ 4:

Му́ченикъ Христо́выхъ ли́къ пѣ́сньми почти́мъ, пострада́вшихъ крѣ́пко Христо́вы ра́ди вѣ́ры и́стинныя и вра́жію горды́ню до конца́ низложи́вшихъ. Озари́вшеся бо благода́тію Несозда́нныя Тро́ицы, сла́вніи, со священному́ченикомъ Иси́доромъ пострада́вшіи, я́ко звѣ́зды, сія́ете во все́мъ мíрѣ, и ны́нѣ мо́литеся Христу́ непреста́нно, и на́съ защища́ете отъ вражде́бныхъ язы́къ наше́ствія, неусы́пніи моли́твенницы о душа́хъ на́шихъ.



На главную