На главную


08.01.2019
http://afanasiy.net/chto-tebe-prynesem-hryste.-ykonografyia-prazdnyka-sobora-bogomatery


"ЧТО ТЕБЕ ПРИНЕСЕМ, ХРИСТЕ".
Иконография праздника Собора Богоматери.




«Что Тебе принесем, Христе». Критская икона (1785 г.)

На обложке этого выпуска мы поместили икону «Что Ти принесем», иллюстрацию четвертой стихиры Великой Вечерни праздника Рождества Христова: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас».

В стихире исповедуется что всякое сотворенное Словом Божиим творение приносит Ему свой дар. Сам Собор Пресвятой Богородицы является, наиболее древним из всех богородичных праздников, так как он был установлен в опровержение несторианства в V в., последователи которого отказывались именовать Пресвятую Деву Богородицей. Церковь Православная в стихире отвечает что Дар рода людского – Дева Мария. В среде человечества созрела и возросла Та Единственная, Которая удостоена стать Матерью Превечного Бога. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 году: «Божественное от Девы рождение, яко безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему стату проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святаго рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего таковаго. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (79-е правило).


Фреска в церкви Спаса в монастыре Жича, Сербия. 1309 - 1316 годы.

Этот иконографический сюжет на Руси более известный как «Собор Богоматери», от названия праздника в честь Пресвятой Богородице в первый день попразднства Рождества Христова. Иконография Собора Богоматери имеет балканское происхождение с XIII в. (самая ранняя известная композиция на эту тему – фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде с 1295 г.), становится очень популярной на Балканах в XIV-XVII вв. На Русь иконография «Собора Богоматери» пришла именно с Балкан. Самая ранняя известная икона – из Пскова кон. XIV – нач. XV в.


Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва

В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица в «славе» с младенцем Иисусом (часто благословляющим) на коленях, эта «слава» явлается символическим изображение небес, «ширше» которых оказалась утроба Богоматери, что заимствовано из богослужебных песнопении, 1) стихира на литии повечерия Рождества Христова, и 2) песнопение 8-го воскресного гласа Октоиха «О Тебе радуется обрадованная...» преп. Иоанна Дамаскина: «чрево Твое пространее небес содела». В соответствии с текстом стихиры «Что Ти принесем» Богородицу с Младенцем окружают ангелы, пастухи и волхвы. Особенность этого иконографического сюжета в изображении аллегорических фигур Земли с вертепом, Пустыни с яслями и человеческого рода в нижней ее части. Последния алегоря может иметь быть понята как образ язычества, «языческой неплодящей Церкви», которая «процвела яко крин» пришествием Бога (ирмос 3 песни канона утрени Предпразднства Рождества Христова).

На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов – авторами многих песнопений в честь Богоматери препп. Иоанна Дамаскина и Косьму Майюмского и др. свв. Отцов.


Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Сост. по: Е. А. Луковникова. Иконография Рождества Христова. // Альфа и Омега. 1994. №3. С. 170-185.



На главную