На главную
|
25.02.2018
.
ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ НЕДЕЛИ
ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ.
Торжество Православия (Неделя 1-я Великого поста).
Самое первое упоминание о Торжестве Православия как таковом
было сделано только в 899 г. (в Клиторологии Филофея), несомненно, что
данное торжество стало неотъемлемой частью в жизни Византии с 843 г. Именно
в марте этого года совершилось поставление в патриархи святителя Мефодия и
восстановление почитания свв. икон.
Торжество Православия состоялось на следующий день после
прощения императора Феофила. В течение 1-й седмицы Великого поста,
пришедшейся на вторую половину марта 843 г., устраивались всенародные
моления о прощении Феофила, в которых принимали участие все самые выдающиеся
борцы за св. иконы. «И вот с тех пор и доселе установлены панихиды в Великой
Церкви Божией в первую неделю святой Четыредесятницы» (Повесть о прощении
Феофила). В субботу императрица сообщила патриарху о своем вещем сне, в
котором она видела Страшного Мужа Христа, судившего ее супруга и даровавшего
ему прощение. Свт. Мефодий также увидел во сне ангела, который сказал ему:
«Се, услышано, о епископ, моление твое и император Феофил сподобился
прощения – поэтому больше не докучай о нем Божеству». Патриарший сон был
подтвержден тем, что в свитке с именами императоров-еретиков, положенном свт.
Мефодием на престол Святой Софии, имени этого императора не было обнаружено.
А в воскресенье было совершено торжественное шествие по улицам
Константинополя в благодарность за прощение императора и произведено
торжественное восстановление св. икон.
Продолжатель Феофана указывает, что на торжество Православия всенощное
бдение совершалось во Влахернском храме, а литургия – в Святой Софии,
величайших святынях Византии. Святая София была наполнена молящимися, среди
которых выделялись непреклонные монахи, которые претерпели особо жестокие
гонения от иконоборцев.
11 марта 843 г., в воскресенье 1-й седмицы Великого поста, свт. Мефодий
зачитал составленный им самим «Синодик Православия», который был его словом
на интронизацию на патриарший престол. Этот текст стал гимном исповедания
веры всей Церкви Христовой, с одной стороны, призывал всех правослаавных
христиан к единомыслию, с другой стороны, предупреждал всех неправославных,
также побуждал новые поколения православных стоять в истине и охранять
сокровище своей православно-христианской веры. Со временем «Синодик
Православия» пополнялся анафемами новым еретикам и многолетиями новым
защитникам Православия. После поименного перечисления иконоборцев
провозглашалось царское многолетие и патриархам «вечная память».
Этот любимый Византийцами праздник сначала отмечался в другое время, чем
положено ныне. Нельзя его найти даже в Типике церкви Св. Софии в
Константинополе IX в. В то время Церковь отмечала день Торжества
Православия: 1) в день памяти Первого Вселенского Собора в 7-ю неделю по
Пасхе, когда предписывалось за богослужением чтение оросов всех семи
вселенских соборов. 2) В день памяти Седьмого Вселенского Собора – 10/23
октября или в ближайшее воскресенье, которое именовалось в богослужебных
текстах именно Неделей Православия.
Как доказал в своих исследованиях заслуженный отечественный литургист проф.
Ф. И. Успенский, триодное (в конце первой седьмицы великого поста)
празднование Торжества Православия связано с личностью константинопольского
патриарха Михаила Керулария (1043-1058). Известный нам ныне текст Чина
Православия заимствован именно из проповеди этого патриарха на первую неделю
Четыредесятницы и восстановление почитания свв. икон, сказанного около
половины XI века.
Неизменный Образе Отчий,
молитвами святых Твоих исповедников, помилуй нас. Аминь.
(Из синаксаря в неделю Торжество Православия)
«Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 5 (9) – 1 марта. 2018. С.
17-20.
ЧИН ПРАВОСЛАВИЯ.
При начале Литургии, по прочтении Часов, или перед ее окончанием,
Православная Церковь совершает в главных соборных храмах особенный чин
Православия, среди храма, перед иконою Спасителя и Богородицы. При
совершении обряда Православия Церковь чтением Апостольским умоляет нас:
блюдитеся от творящих распри и раздоры, вопреки учения, ему же вы научитеся,
и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают,
но своему чреву: иже благими словесы и благословением (красивыми словами)
обольщают сердца незлобивых (простодушных). Ваше же послушание ко всем
достиже (Рим. 16, 17–20). Чтением Евангелия Церковь благовествует о
неизреченной любви Божией к спасению каждого человека; несть воля пред Отцем
вашим небесным, да погибнет един от малых сих; и о власти, данной от Господа
Церкви отсекать от себя непослушных (Мф. 18, 10–18). По принесении молитв
Господу об обращении, силою Св. Духа, всех отступивших от правоверия к
познанию истины, о сопричтении их к избранному стаду, о соблюдении верных
непоколебимыми в правоверии, и по исповедании веры апостольской, отеческой,
православной, вселенную утвердившей, Церковь анафематствует, т. е. отлучает
от единения с собою врагов Православия, а поборников и защитников его
ублажает и восхваляет.
Начало и основание его.
Хотя в настоящем своем составе, ныне соблюдаемый Церковью чин Православия
воспринял начало свое в 9 веке по восстановлении св. икон, но суд
Православия, как необходимый и строжайший на нечестие явное, соблазнительное
и закоснелое, был во все ее времена. Основание этого суда заключается в
священной обязанности Церкви – быть сокровищницей и блюстительницей
неизменного, непрерывного, преемственного из рода в род хранения всех
Богопреданных и спасительных истин Божественного откровения. Нужду и
важность такого последовательно-неизменного охранения сокровищ спасения
указал Сам Бог и в Ветхом (Быт. 18, 19) и Новом Завете. Иисус Христос,
будучи царь царствующих и Господь господствующих, Владыка всего видимого и
невидимого, утверждая на земле Церковь новозаветную – уча, священнодействуя
и управляя, говорил своим ученикам и апостолам, яко Отец мя посла. И
пославый мя Отец, Сам свидетелъствова о мне (Ин. 5, 36–37): якоже заповеда
мне Отец, тако творю (ИH. 14, 31): вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам
(Ин. 15, 15). И Дух Святой снисшел на апостолов, быв послан от Бога Отца
Сыном Божиим, и продолжал утверждать то, что насаждал Сын Божий (Ин. 14, 26;
15, 26). Так и св. ученики, и апостолы не по воле своей учили,
священнодействовали и управляли, но были посланы Сыном Божиим и Св. Духом.
Богоизбранные апостолы, облеченные властью учительства, священнодействия и
управления, в свою череду чрез таинственное рукоположение избрали и послали
своих преемников, которые эту Божественную власть, перенимая друг у друга
благодатью и помощью Божией, доселе сохраняют в Церкви Православной. Такое
преемственное посланничество священных учителей, строителей и пастырей,
такое непрерывное и единодушное делание на положенном свыше основании есть
великое и св. Православие. Оно есть союз св. Церкви всех времен, ныне на
пространстве тысячелетий, есть послушание потомков предкам, детей родителям,
разума вере откровенной в ее апостольской чистоте, есть непрерывный,
неиссякаемый ток благодати и веры, коего начало в Боге, продолжение в
обществе св. Церкви, а конец в блаженной вечности. Посему и Торжество
Православия есть Торжество христианского послушания, неизменно сохраняющего
все Богопреданные сокровища божественного откровения. Как это послушание
благословляется, а дерзновенное и враждебное вере действие осуждается Богом,
так по воле Его, Торжество Православия сопровождается осуждением
нераскаянно-непокорных вере и Церкви и благословением защитников Православия
и всех послушных Церкви.
Власть отлучать и благословлять дана от Самого Бога первоначально Церкви
ветхозаветной. Да даси, говорил Господь Моисею, благословение на горе
Гаризин и клятву на горе Гевал (Втор. 11, 29–30; 27, 12 и след.; Нав. 8, 34;
Пс. 110, 21). А потом дана и новозаветной Христианской, которая прияла от
Господа власть вязать и решить (Мф. 18, 18); осуждать и отсекать от общения
с собою преслушающих ее (Мф. 18, 17); отлучать явных и нераскаянных
грешников (1Кор. 5, 2), превращающих коренные истины Евангелия, напр.,
благовествующих не то, что благовествовали апостолы и что первые верующее
приняли от апостолов (Гал. 1, 8–9); не любящих Господа Иисуса Христа (1Кор.
16, 22). Согласно с Писанием и преданием, Церковь Православная отлучает
отвергающих бытие Бога, Его промысел и Божественные свойства, Троичность лиц
единого Божества, воплощение Сына Божия; не приемлющих благодати искупления,
Евангелием проповедуемого, как единственного нашего средства к оправданию
перед Богом; отвергающих приснодевство Марии Богоматери, богодухповенность
пророков и апостолов, бессмертие души, кончину века и суд будущий;
отметающих таинства Церкви; отвергающих Соборы и их предания, божественному
Откровению согласные и хранимые Православной Кафолической Церковью;
помышляющих, что православные государи возводятся на престолы не по
особенному о них Божию благоволению; хулящих св. иконы; утверждающих
самобытность мира[1].
Необходимость его.
Власть отлучать нераскаянных, данная Церкви, для нее необходима как
праведное орудие отсечения гнилых членов, зараженных и заражающих, для
сохранения здравия и жизни всего ее тела. Употребление этого орудия не
только не противно любви христианской, которая, по словам Господа, должна
простираться и к самым врагам, но необходимо по этой самой любви к Богу и
ближним. Если не противно любви к ближнему, нарушающему долг справедливости,
употребить законные меры для его обуздания и блага, то по той же правде
необходимо для Церкви употребить меры законной строгости против непокорных.
По заповеди Иисуса Христа Православная Церковь любит и молится о мире и
спасении всех. Но как всякая любовь должна быть законна, то Церковь, как
матерь, по необходимости внушаемой правдою, не переставая молиться о
спасении всех, употребляет, на основании данной ей власти, и законные меры
исправления коснеющих в непослушании. Будучи членом богоучрежденного
общества Церкви, христианин необходимо подлежит суду ее, и чем грехи его
тяжелее, открытее и упорнее, тем строже и голос общественного суда Церкви.
Грехи тайные справедливо обличаются ею тайно, грехи более открытые – громче,
грехи явные – всенародно. Посему анафема, произносимая Церковью на
нераскаянных и злонамеренных грешников, есть необходимое для них следствие
суда церковной власти, – есть объявление всем об опасной для тела Церкви
заразе, по слову Божию: повелеваем вам, братие, о имени Господа нашего
Иисуса Христа, отлучаться вам от всякого брата бесчинно ходяща, и не по
преданию, еже прияша от нас. Аще же кто не послушает словесе нашего,
посланием сего не знаменуйте: и не премешайтеся ему, да посрамится (2Сол. 3,
6. 14)."Сей суд Православия есть не карательный, а только обличительный и
предохранительный».
«Православная Церковь, исполняя тяжкий долг осуждения не преминула
воспользоваться и приятной частью повеления Божия: да даси благословение.
Произнесши суд на людей, которые угрожали ей разрушением, радостно даст она
благословение тем, которые данными от Провидения Божия средствами
споспешествовали и споспешествуют ее укреплению, распространению, миру. Так
при Торжестве Православия благословляет Церковь память Константина Великого,
который первый из царей решительно прекратил враждебные отношения
государственной власти к христианству и превратил в покровительственные,
который заслужил наименование равноапостольного тем наипаче, что, созвав
первый Вселенский Собор, доставил ему удобство поставить твердую опору
Православию в никейском символе веры. Так благословляет Церковь Феодосия
Великого, который с твердостью продолжал преобразование Римской империи
языческой в христианскую и созванием второго Вселенского Собора
споспешествовал Церкви довершить никейский и, должно сказать по
справедливости, вселенский символ веры. Благословляет Православная Церковь и
нашего великого князя Владимира, по истине Равноапостольного: ибо чрез него
Россия сделалась государством христианским и православным. Благословляет
Православная Церковь и других благочестивейших государей российских, которым
она так же справедливо признательна за их попечение о ее благе, как
справедливо должны были они быть признательны ей за ее попечение о благе
государства и народа»[2].
Поучительность и действенность его.
Торжество Православия, служа праведным судом для вразумления коснеющих в
нераскаянии, для всех истинных членов Церкви весьма поучительно и
утешительно как обновление и утверждение их в завете с триипостасным Богом и
в искреннем союзе с Церковью. Во всенародных восклицаниях отлучения и
благословения, ежегодно во дни Великого поста повторяемых в продолжение
многих столетий, православные христиане слышат непререкаемое свидетельство
Божественной и спасительной истины, хранимой Церковью, к которой они
принадлежат, и вместе с этим свидетельством приемлют благословение Божие для
неизменного хранения Православия. Торжество Православия для истинных чад
Церкви назидательно и утешительно, и является выражением высокого
благоговения потомков к священным преданиям православных своих предков. В
особенности назидательно и утешительно для соблюдающих правила веры и
благочестия – постящихся и кающихся: в этом торжестве благочестивые видят и
слышат помощь подвигам своим и побуждение к продолжению их. При покаянии
требуется вера, по Писанию: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15);
так и при начале благочестивых подвигов поста и покаяния всенародно
возвещается Церковью Православная вера, могущая соделать богоугодными наш
пост и покаяние. Торжество Православия, восстановив древнее почитание
рукотворенных образов, содействует восстановлению в нас образа и подобия
Божия подвигами веры, поста и покаяния.
Чин Православия сколько поучителен, столько и действен. Действенность
благословения и отлучения, произносимых Церковью, заключается, по обетованию
Божию, во всемогущей силе Слова Божия, которое, как говорит ап. Павел, есть
живо и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее
даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судителъно
помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4, 12). Если благословение родителей
служит невидимым залогом благополучия детей, тем более благословение матери
Церкви бывает благодатным сокровенным источником успехов в делах наших и
нашего благополучия. Св. Златоуст, изъясняя значение и силу анафемы,
говорит:"Послушай: что говорит ап. Павел: аще кто не любит Господа Иисуса
Христа, да будет проклят (ήτω άνάθεμα – 1Кор. 16, 22), т. е. да будут
прерваны с тем связи, и сделается он чужд для всех. Как никто не смеет
касаться без нужды руками или приближаться к дару, который посвящен Богу:
так отлученного от Церкви отсекая от всех и как бы сколько можно более
отдаляя, апостол в противоположном смысле называет именем отложенного[3]
дара (άνάθεμα), и тем предуведомляет всякого, чтобы он со страхом удалялся и
бежал прочь от такого человека. К дару никто не осмеливался приближаться из
уважения: так с отлученным прерывали связи по другому противоположному
чувству. В обоих случаях одинаково прерываются связи, и предмет делается для
людей чуждым. Но способ прерывания связей не одинаков; от одного оберегаются
потому, что сие посвящено Богу; а от другого – потому, что отчуждено от
Бога, отлучено от Церкви»[4].
«Анафема по смыслу церковного употребления есть отсечение преступника от
тела Христовой Церкви. После сего отлученный уже не христианин, и бывает
отчужден наследия всех благ, смертью Спасителя нам приобретенных (Мф. 18,
17).
Анафема есть строжайшее действие церковной власти, а менее строгое действие
называют отлучением и запрещением, когда Церковь не предает явно грешника
анафеме и не изгоняет его от стада Христова, но только смиряет его
отлучением от общения с православными в общих молитвах, не велит входить в
храмы Божий и на некое время запрещает ему Причастие св. Тайн."Кратко рещи
чрез анафему человек подобен есть убиенному, а отлучением или запрещением
подобен есть за арест взятому»[5].
Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической
Восточной Церкви.
СМЫСЛ АНАФЕМАТСТВОВАНИЯ.
Можно ли [сурово] обращаться с еретиками, искренне верящими в свою правду?
Никогда не надо идеализировать еретиков, так как в основе их отступления
лежит не добродетель, а страсти и грехи гордости, упрямства и злобы. Суровое
обращение с еретиками — полезно не только для предохранения людей от их
влияния, но и для них самих. (Святые отцы упорных раскольников приравнивают
к еретикам. Следовательно, правильно ли так няньчиться с ними, как это, к
сожалению, бывает у нас. И все это ради недоброго, ложного мира...) Поэтому,
после ста лет борьбы с ними, давшей весьма мало результатов, Церковь решила
установить анафематствование, т. е. изгнание из Церкви, что и производится в
Неделю Торжества Православия. Теперь не анафематствуют и это не лучше, а
хуже, ибо теперь труднее провести понятную и ясную для всех грань между
Церковью и ересью. Зная эту грань, легче не переступить ее, а перейдя, легче
покаяться и вернуться в Церковь.
Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий).
Да будет известно каждому, что Церковь никогда и никого не проклинает. Слово
«проклятие» — страшное слово. И в Евангелии мы знаем одно только указание,
когда это страшное слово будет произнесено Тем, Кто один только может его
произнести, — когда на Страшном Суде грозный Судия тем, кто был неверен Ему,
скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и
ангелам его». Он только один может это сказать, а мы никого не проклинаем.
Анафема, возглашаемая Церковью, есть никак не проклятие, не призывание на
голову человека кары и гнева Божия, а только отлучение от Церкви, отлучение
от нее того, кто фактически перестал в ней уже состоять. В Церкви состоит и
ее членом является только тот, кто верен ей. (…) Но помните, что
провозглашение анафемы соединяется в Торжестве православия с умилительными
молитвами ко Господу о том, чтобы Господь Сам вразумил заблудившихся.
Церковь вынуждена о них сказать, что они — анафема, т. е. отступники — и
отлучаются от Церкви, но она скорбит о них и молится за них, чтобы Господь
помог им образумиться и вернуться в лоно Матери Церкви.
Святитель Филарет (Вознесенский), Митрополит Нью-Йоркский.
Сост. Ред. Миссионерского Центра.
[1] См. Последование в неделю Православия, 1840 г.
[2] Беседа в неделю Православия высокопреосв. Филарета М. Москов. прибавл. к
твор. св. Отец, 1857 г.
[3] И на русском языке проклясть значит касть откладывать.
[4] Беседа 16 на Послание к Римлянам.
[5] Духовн. регламент, дела Епископов, с. 45–46.
|
На главную |