На главную


27.02.2020
 


НУЖЕНЪ ЛИ БОГУ ПОСТЪ?
Протоіерей Василій Демидовъ. (Изъ бесѣдъ о постѣ).



«Усмиряю и порабощаю тѣло мое,
дабы п
самому не оставаться недостойнымъ»

(Кор. 9, 27).

Въ аудиторіи нашего братства былъ заведенъ обычай послѣ докладовъ и лекцій задавать докладчику вопросы.

Отвѣчая на письменный или устный вопросъ, лекторъ обычно переходилъ съ одной темы на другую и не рѣдко отклонялся отъ поставленнаго вопроса. – Въ одинъ изъ вечеровъ на собраніи братства слушатель изъ народа, очевидно сектантъ, или просто «свободомыслящій», задалъ лектору вопросъ:

– Скажите пожалуйста – какой смыслъ въ вашихъ постахъ? Вотъ наступаетъ постъ и вы будете поститься, изнурять себя голодомъ, или по меньшей мѣрѣ недоѣдать? Почему Богу нравится, чтобы у меня въ желудкѣ было пусто? Почему Богу непріятно будетъ, если-бы я покушалъ въ постъ мяса?».

Докладчикъ, православный священникъ, отвѣчалъ ему.

– Очевидно нашъ вопрошатель плохо знакомъ съ Библіей, съ медициной, психологіей и другими научными системами. Если-бы онъ потрудился заглянуть въ медицинскую литературу, познакомился-бы съ трудами нашихъ психіатровъ, изучающихъ болѣзни нашей души, то онъ зналъ-бы, что постъ требуется для человѣка не только какъ могущественное средство воспитанія воли, но и какъ необходимое условіе его здоровья.

Нуждается-ли Богъ въ нашихъ постахъ?

Нѣтъ, Богъ ни въ чемъ не нуждается, «Самъ дая всему жизнь и дыханіе и все» (Дѣян. 17, 25), но въ постѣ н у ж д а е т с я с а м ъ ч е л о в ѣ к ъ.

Не нуждаются въ нашемъ воздержаніи и врачи, назначая для больныхъ діэту. Неужели докторъ для собственнаго удовольствія предписываетъ больному воздерживаться отъ мяса и вина? Неужели можно думать, что врачу нравится, чтобы у его паціента было пусто въ желудкѣ?

Извѣстный публицистъ А. Суворинъ даже изобрѣлъ особый методъ лѣченія голодовкой. Можно-ли думать, что голодающіе для изгнанія болѣзни изъ своего организма этимъ дѣлаютъ пріятное автору системы г-ну Суворину?

Если нашъ совопросникъ имѣетъ такой взглядъ на врачебную практику, то его понятіе христіанскаго поста вполнѣ понятно. Но едва-ли какой разумный человѣкъ можетъ имѣть такой взглядъ.

Каждый: разумный человѣкъ; хорошо знаетъ, что какъ больнымъ устанавливается, и предписывается всякаго рода воздержаніе, посты и даже голодовки для ихъ собственнаго исцѣленія, а не для удовольствія врачей, – для спасенія больныхъ отъ смерти, а не для пріятныхъ развлеченій докторовъ, – такъ и посты христіанскіе установленью для пользы и спасенія самихъ постящихся, а не для пріятности, или удовольствія Господа Бога, какъ легкомысленно думаютъ атеисты и нѣкоторые сектанты.

Проповѣдники матеріализма, высмѣивая христіанскій постъ, сами себѣ противорѣчатъ. Отвергая значеніе пищи для человѣческаго организма, матеріалистъ, очевидно, забываетъ, что сами ихъ руководители приписываютъ пищевымъ продуктамъ, потребляемымъ человѣкомъ, чрезвычайное и исключительно-важное значеніе. По ученію матеріалистовъ, всѣ наши мысли и чувства, сознаніе и самознаніе, всѣ идеи человѣка происходятъ отъ пищи, отъ того зависятъ, что мы ѣдимъ и пьемъ. Матерія – ихъ источникъ и производитель.

На огромное значеніе пищи для душевной дѣятельности указываетъ и Геккель – одинъ изъ осноположниковъ соціализма.

Наконецъ весьма яркое и характерное опредѣленіе роли желудка въ жизни человѣка находимъ у М. Горькаго, какъ крайняго выразителя матеріалистическаго взгляда коммунистовъ. Устами: своего героя изъ пьесы «На днѣ» онъ говоритъ: «Брюхо въ человѣкѣ – главное дѣло! А какъ брюхо спокойно, то и душа жива; всякое дѣяніе человѣческое отъ брюха происходитъ».

Стало-быть, для человѣка не безразлично, какого рода пищу употребляетъ онъ.

Извѣстно изреченіе: «человѣкъ есть то, что ѣстъ».

По матеріализму, – пища – это отецъ человѣка, его производитель, и каковъ отецъ, таковъ можетъ быть и сынъ. Отъ порочнаго отца могутъ выйти и дѣти порочныя.

Для человѣка не безразлично-что онъ ѣстъ и въ какихъ порціяхъ: ѣстъ ли мясо до пресыщенія, или рѣдьку и капусту съ воздержаніемъ?

Въ мясѣ содержится – трупный ядъ, который разрушаетъ клѣтки человѣческаго организма.

Еще въ глубокой древности Египетскій мудрецъ изрекъ: «Всѣ болѣзни происходятъ отъ желудка» (Атонъ).

Современый намъ англійскій докторъ Хейгъ – главный врачъ двухъ большихъ госпиталей въ Лондонѣ, блестяще доказалъ, что наше нынѣшнее питаніе является главной причиной разнообразныхъ заболѣваній и преждевременной смерти, т. к. мы ежедневно употребляемъ въ пищу такіе продукты, въ которыхъ находятся страшные яды– и прежде всего – мочевая кислота.

Наше тѣло къ этому яду – мочевой кислотѣ, не приспособлено и не можетъ его выдѣлять обратно, и вслѣдствіе этаго мочевая кислота накопляется въ человѣческомъ организмѣ и причиняютъ хроническія воспаленія.

Мочевая кислота, вырабатывается трупнымъ ядомъ-мясомъ, можетъ собиратся въ почкахъ, селезенкѣ, въ печени и отъ нея происходитъ воспаленіе почекъ. Собираясь въ слѣпой кишкѣ, этотъ ядъ раздражаетъ ее, кишка теряетъ способность сопротивленія и, такимъ образомъ, бактеріи и возбудители гнилостныхъ процессовъ находятъ благопріятную для себя почву, и вслѣдствіи этаго получается воспаленіе слѣпой кишки (апендицитъ).

Сколько людей нынѣ страдаютъ этой болѣзнію!

А причина самая простая: люди слѣпо слѣдуютъ установившемуся способу питанія – вводятъ въ свой организмъ съ мясомъ – трупный ядъ.

Англійскій докторъ Хейгъ къ изученію этаго вопроса пришелъ путемъ опыта.

Онъ самъ страдалъ постоянными болями головы и какъ только пересталъ употреблять въ пищу мясо и оставилъ употребленіе чая, то вскорѣ же почувствовалъ себя здоровымъ и болѣзни головы навсегда прекратились.

Современныя свѣтила медицины считаютъ слѣдующіе продукты питанія вредными для здоровья: мясо, всякіе бульены, чай, кофе, какао, водка, вино, пиво, табакъ, свиное сало, бѣлый хлѣбъ, бѣлый сахаръ, бѣлый рисъ и многіе другіе.

Здоровой пищей современные врачи считаютъ: молоко, масло, творогъ, грубый-черный хлѣбъ, сухари, овсяную крупу, гречневую крупу, различные сорта муки съ отрубями, овсянную кашу съ молокомъ и съ масломъ или компоты.

За каждой трапезой д-ръ Хейгъ рекомендуетъ ѣсть картофель: онъ благопріятствуетъ: выдѣленію изъ организма мочевой кислоты.

Д-ръ Хейгъ не одинокъ въ своемъ опредѣленіи причинъ нашихъ заболѣваній.

Знаменитый ученый докторъ Отто Карке однажды произнесъ прямо жуткую фразу, основываясь на продолжительномъ опытѣ. Онъ сказалъ: « М я с о п р о ж и г а е т ъ ж е л у д о к ъ , увеличиваетъ кислотность крови и создаетъ почву для артеріосклероза».

– А какъ-же доктора прописываютъ нѣкоторымъ больнымъ усиленное питаніе? – спросилъ слушатель изъ народа.

Священникъ отвѣчалъ:

– Новѣйшая медицина признала мясную пищу вредной для организма, ибо мясо, возбуждая организмъ къ усиленной дѣятельности, постепенно отравляетъ его и разрушаетъ.

Знаменитый англійскій спеціалистъ по изслѣдованію рака Г. Рейнгмеръ указываетъ на то, что заболѣванія ракомъ болѣе многочисленны среди народовъ, питающихся мясомъ, какъ-то: среди англичанъ, нѣмцевъ и французовъ, чѣмъ среди народовъ, употребляющихъ только растительную пищу, каковыми являются индусы, персы и всѣ народы востока.

Знаменитый изслѣдователь туберкулеза французскій докторъ Поль Картонъ, на основаніи изслѣдованій многихъ тысячъ случаевъ пришелъ къ заключенію, что употребленіе въ пищу мяса – одна изъ главныхъ причинъ заболѣваній этой болѣзью.

Каждый добросовѣстный врачъ вамъ скажетъ, что употребленіе въ пищу мяса есть главная причина заболѣваній ревматизмомъ. Надѣюсь многіе изъ слушателей читали или слышали о знаменитомъ ученомъ врачѣ И. И. Мечниковѣ и о его знаменитой «болгарской простоквашѣ». Русскій по рожденію, онъ былъ долгое время завѣдующимъ Пастеровскимъ Институтомъ въ Парижѣ и считался однимъ изъ первыхъ ученыхъ біологовъ въ мірѣ. Онъ утверждаетъ въ своихъ сочиненіяхъ, что употребленіе мяса является одной изъ важнѣйшихъ причинъ преждевременной старости и смерти.

Молодыя женщины – красавицы Кавказа, безмѣрно приверженныя къ мяснымъ блюдамъ (шашлыкъ) быстро увядаютъ, старѣютъ и къ 30-лѣтнему возрасту лицо ихъ покрывается старческими морщинами и онѣ преждевременно сходятъ въ могилу. Это – результатъ поглощенія животной мертвечины.

По заключенію профессора Кіевскаго университета – психіатра И. А. Сикорскаго употребленіе въ пищу мясныхъ продуктовъ пагубно дѣйствуетъ на нашу нервную: систему, разшатывая ее. Н е в р а с т е н и к и почти всѣ безъ исключенія суть поглощатели мяса.

Другой знаменитый патологъ и физіологъ Р. Вирховъ (1821-1902г.) предостерегаетъ отъ употребленія мяса въ какомъ-бы то ни было видѣ.

Когда мы набиваемъ наши желудки мясомъ, мы превращаемся въ могилы животныхъ, и являемся – странствующими кладбищами.

Докторъ Жюль Грантъ (французъ) пишетъ: «Мясо – продуктъ – смерти, который въ свою очередь убиваетъ того, кто имъ питается».

Что касается вопроса предложеннаго нашимъ слушателямъ, почему врачи предписываютъ усиленное питаніе нѣкоторымъ своимъ паціентамъ, то на него легко отвѣтить: да просто потому, что эти паціенты его больные – либо малокровіемъ, худосочіемъ (анемія) или другой какой желудочной болѣзнью, которая не даетъ возможности переварить растительную пищу.

Но вѣдь врачи иногда прибѣгаютъ и къ мышьяку, и стрихнину и другимъ наркотикамъ и опаснымъ ядамъ для спасенія болящаго. Значитъ-ли это, что и мы, здоровые, должны прибѣгать къ мышьяку и стрихину? Мудрые отцы Вселенской Церкви раньше Мечникова и Вирхова знали пагубное вліяніе мяса на организмъ человѣка, но не доходили до такой крайности, какъ они, совершенно запрещая употребленіе мяса.

Ученые вообще склонны преувеличивать опасность, когда дѣло касается ихъ паціентовъ.

Профессоръ Эре даже употребленіе яицъ считаетъ болѣе вреднымъ, чѣмъ мясо. Конечно – это крайность, Отцы Церкви въ этомъ отношеніи избрали золотую середину, Не отрицая и не запрещая окончательно употребленіе мяса въ свое время, – они ограничили его употребленіе, введя, на основаніи закона св. Библіи, п о с т ы , т. е. воздержаніе отъ обильныхъ яствъ въ нѣкоторые дни и періоды.

Такъ – постъ въ среду и пятницу въ теченіи всего года, Церковью установленъ въ память страданій Господа Іисуса Христа. Въ среду Онъ былъ преданъ, а въ пятницу – распятъ и умеръ: «И, преклонивъ главу, предаде духъ... тогда была пятница» (Іоан. 19, 31).

Въ воспоминаніе 40-дневнаго поста Христа Спасителя (Мф. 4, 2) христіане постятся всю четыредесятницу, присовокупляя къ ней страстную седмицу, какъ особое воспоминаніе страданій Христовыхъ.

По примѣру Ветхозавѣтной церкви (Прор. Захаріи 8, 19) христіане подобны доброму хозяину, который выноситъ изъ сокровищницы своей новое и старое (Матѳ. 13, 52), св. отцы установили для вѣрующихъ четыре поста въ году: Великій, Рождественскій, Успенскій и Петровскій, сдѣлавъ исключеніе для больныхъ. 69 правило св. Апостоловъ, предписывая постъ въ св. четыредесятницу, а также въ среду и пятокъ, налагая эпитемію т. е. духовное наказаніе на неповинующихся, оговаривается: «кромѣ препятствія отъ немощи телѣсной». А для болящей женщины послѣ родовъ предписывается такая пища, какую она можетъ понести (Потр. Патр. Филарета л. 157). Церковь Апостольская мудро и предусмотрительно повелѣла воздерживатся отъ обильнаго питанія великимъ постомъ, который всегда совпадаетъ съ весеннимъ временемъ. Весной, когда просыпается вся природа, особенно нужно слѣдить за своимъ тѣломъ, – не давать ему «бѣситься», но усмирять его, какъ дикое животное, что и совѣтуетъ св. Ап. Павелъ.

Воздержаніе – вещь и Богу угодная, и человѣческому организму полезная.

– «Воздержаніе, воздержаніе, – воскликнулъ совопросникъ изъ народа. – Наѣдятся эти постники картошки, капусты, грибовъ всякаго рода, искусно изготовленныхъ опытнымъ поваромъ, набьютъ свой желудокъ всякими кашами, да взварами такъ, что даже отдышаться не въ силахъ: пыхтятъ, сопятъ, чуть ходятъ отъ такого «воздержанія»! – Не лучше-ли скушать небольшой кусочекъ мяса: по крайней мѣрѣ – это питательно».

– Такого объядѣнія Церковь не устанавливала, – возразилъ ему священникъ. Напротивъ, Церковь требуетъ умѣренность и въ постной пищѣ. Для этого нужно только познакомиться съ церковнымъ уставомъ. Но даже и тотъ, кто неумѣренно покушалъ-бы капусты, или рѣдьки, во всякомъ случаѣ, – онъ причиняетъ себѣ менѣе вреда, чѣмъ тотъ, кто ѣстъ мясо, прожигающее желудокъ. Да и много-ли найдется любителей безъ мѣры поглощать рѣдьку, или капусту?

– О св. Іоаннѣ Лѣствичникѣ говорится въ «Синаксаріи» въ 4-ю недѣлю поста: «Ядяше вся, яже разрѣшаются заповѣдію и уставомъ, но умѣренно зѣло и не въ пресыщеніе, и во всемъ рогъ гордости сокрушаше всемудро».

– Никто не будетъ спорить, что жизнь человѣческая есть великій даръ Божій и всякій заботится о своемъ здоровьѣ, желая продлить свою жизнь какъ можно долѣе.

Такъ преподобный Павелъ Ѳивейскій дожилъ до 112 лѣтъ, преп. Антоній Великій умеръ 105 лѣтъ. Другіе подвижники – обычно доживали до ста лѣтъ и такая продолжительная жизнь никого не удивляла, ибо, по словамъ Н. В. Гоголя, христіанинъ всегда стремится впередъ къ совершенству. «Пересмотрите жизнь всѣхъ святыхъ, – говоритъ онъ, – вы увидите, что они крѣпки въ разумѣ и силахъ духовныхъ. У нихъ пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бываетъ у всякаго человѣка только въ лѣта его юности, когда онъ видитъ предъ собою подвиги, за которые наградою всеобщее, рукоплесканіе, когда ему мерещится радужная даль, имѣющая такую заманку для юношей».

Многіе современные ученые даютъ совѣтъ: «наиболѣе серьезными дѣлами, требующими большихъ умственныхъ усилій, заниматься по утрамъ, когда желудокъ не обремененъ пищей и мозгъ свѣжъ: тогда мысли работаютъ лучше, сильнѣе». (Пейло: «Восп. Воли».)

«Толстое брюхо не родитъ тонкаго смысла», – изрекъ бл. Іеронимъ. Это значитъ, что ожирѣвшій человѣкъ неспособенъ къ философскимъ, тонкимъ и высокимъ размышленіямъ и созерцанію.

Русскій писатель В. И. Немировичъ Данченко, посѣтившій Валаамскій монастырь, записалъ свои впечатлѣнія въ книгѣ своей «Крестьянское царство».

Вотъ что онъ говоритъ о подвижникахъ этой обители, похороненныхъ на братскомъ кладбищѣ: «Говорятъ, что недостаточная, исключительно растительная пища коротитъ вѣкъ». Приходится убѣдиться – здѣсь, что все это – чистѣйшая чепуха. Не угодно-ди? – Схимонахъ Михаилъ – 80 лѣтъ. Пустынникъ Аѳанасій – 80 лѣтъ. Схимонахъ Сергій – 80 лѣтъ, изъ которыхъ 60 л. провелъ на Валаамѣ. Схимонахъ Серафимъ – 83 года. Авраамъ – 95 лѣтъ, Боголѣпъ – 84 года и т. д. На Аѳонѣ многіе старцы умираютъ, имѣя 100 и даже 115 лѣтъ».

Чтобы выдержать церковные посты, нужна сила воли, нужно желаніе подвига, нужно быть твердымъ человѣкомъ, а не мягкотѣлымъ существомъ и не тряпкой.

Посты, воспитываютъ въ человѣкѣ послушаніе Церкви, членомъ которой онъ состоитъ, дисциплинируютъ его и заставляютъ его среди всякой суеты мірской и жизненной суматохи, чувствовать и переживать въ себѣ связь съ церковной жизнью, съ инымъ міромъ, духовнымъ, врачующимъ и предупреждающимъ отъ всякихъ болѣзней и зараженій, отъ обычныхъ мірскихъ золъ и моральнаго гніенія.

Не безъ ума сложена народная поговорка: «Живи по-Божіи просто, проживешь лѣтъ со сто».

«Всѣ подвижники воздерживаются отъ всего: тѣ (бѣгущіе на ристалищѣ) для полученія вѣнца тлѣннаго, а мы – нетлѣннаго» (1 Корин. 9, 25).

______________

Протоіерей В. Демидовъ. Вь защиту Церкви. Сборникъ статей. Jordanville 1948. C. 1-8.



Об авторе. Протоиерей Василий Демидов (1886-1952). Знаток канонов и правил Православной Церкви. Во время Гражданской войны военный священник в Белой армии на Волге и в Сибири. Эмигрировал в Харбин. Во второй половине 1920-х гг. переехал в США. Проповедник-миссионер, настоятель многих приходов в США в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Профессор богословских дисциплин в Свято-Троицкой духовной семинарии в г. Джорданвилль. Писал также под псевдонимом С. Раевский. Скончался 29 июня 1952 г. Похоронен на монастырском кладбище в Джорданвилле.



На главную