На главную


17.03.2020
 


ГОНИМЫЕ ЗА ПРАВДУ
Священникъ Владимиръ Бабура.



Лежащій во злѣ міръ не любитъ правды. Добрымъ людямъ особенно трудно поступать по правдѣ и говорить правду. Ложь любитъ нравственную тьму и страшится свѣта. Ибо гдѣ свѣтъ, тамъ и Богъ; гдѣ Богъ, тамъ добро, справедливость и истина; отъ неправды, отъ преступленій, коварства, отъ людского зла Господь отвращаетъ Лицо Свое; Онъ – на сторонѣ любящихъ святую правду, страдающихъ и гонимыхъ за нее. Блаженны гонимые за правду, ибо тѣхъ есть царство небесное (Мѳ. 5, 10). Кто терпѣливо переносить гоненія, угоденъ Богу... Такимъ нечего страшиться гонителей. – «Кто сдѣлаетъ вамъ зло, – спрашиваетъ ап. Петръ, – если вы будете ревнителями добраго? Если вы страдаете за правду, то вы блаженны. А страха ихъ не бойтесь и не смущайтесь. Не бойтесь поношенія отъ людей и злословія ихъ не страшитесь (Исаіи 60, 7). Если терпимъ (со Христомъ), то съ нимъ и царствовать будемъ (2 Тим. 2, 8-12)...

Вотъ ваша награда, вотъ ваше утѣшеніе, гонимые и страдающіе за правду! Міръ такъ изолгался, до такой степени погрязъ въ болотѣ зла, что отъ него нельзя ждать воздаянія любящимъ и живущимъ по правдѣ. Правда глаза колетъ. Правды никто почти не любитъ; она въ опалѣ, въ изгнаніи, въ забросѣ. Такъ было въ дни Іоанна Крестителя, такъ и теперь... «Гдѣ же правда, гдѣ законъ, гдѣ справедливость? Неужели «свѣтъ клиномъ сошелся?». Такъ стонетъ подъ тяжестью неправды, сраженный будто острымъ ножомъ въ сердце, человѣкъ, который еще не извѣрился въ жизнь, который желаетъ жить, какъ Богъ велитъ по правдѣ... Но вотъ ударъ за ударомъ, зло, точно змѣя, не перестаетъ жалить бѣдную жертву, не даетъ ей очнуться; какъ бы насильно хочетъ разубѣдить ее въ томъ, что на грѣшной землѣ господинъ она, а не правда. И вотъ невольно «привыкаетъ» человѣкъ къ злу и неправдѣ, и высокіе идеалы меркнутъ въ его сердцѣ, сводятся къ нулю; рана отъ тоски по правдѣ заживаетъ, и прежде ратовавшій въ защиту правды становится въ ряды разочарованныхъ, живущихъ не какъ слѣдуетъ, а какъ позволяютъ обстоятельства...

Это насильственное духовное самоубійство совершается не вдругъ, не безъ жертвъ и страданій... Жилъ одинъ человѣкъ, который въ праведвую землю вѣрилъ. Должна быть – говорилъ онъ – праведная земля. Жилъ этотъ человѣкъ въ бѣдности, и только эта надежда на праведную землю и поддерживала его. «Потерплю, говорилъ онъ, еще немного, а потомъ въ праведную землю пойду. Должна быть праведная земля, гдѣ люди другъ съ другомъ въ любви живутъ, помогаютъ другъ другу»... Но вотъ прибылъ въ это мѣсто, гдѣ жилъ искатель правды и праведной земли, одинъ человѣкъ, и сталъ искатель его спрашивать: скажи мнѣ, гдѣ праведная земля. То былъ ученый. Посмотрѣлъ ученый въ свои книги, да и говоритъ: «праведной земли нѣтъ». – Если нѣтъ праведной земли, значитъ нѣтъ и правды. Долго терзался этимъ искатель, мучился, страдалъ и кончилъ тѣмъ, что пошелъ и удавился.

Эта притча свидѣтельствуетъ о двухъ разнокачественныхъ обстоятельствахъ. Прекрасно то, что люди тоскуютъ по правдѣ; печально, что люди, ища правды и не находя ея, гибнутъ и духовно умираютъ. Значитъ слаба вѣра такихъ людей, мало у нихъ надежды на Бога, какъ «Представителя», правды, гонимой на землѣ. Такъ поступать нельзя. Со зломъ и ложью нужно воину Христову вести неустанную страдальческую борьбу ради торжества добра и правды, торжества, если не на этой старой, изношенной, истрепавшейся землѣ, то ради правды на небѣ и на новой землѣ, которыхъ по обѣтованію Божію мы должны ожидать. Правда вѣчна, какъ вѣченъ самъ Богъ; она переживетъ грѣшную землю и нѣкогда окончательно побѣдить зло; это будетъ на «новой землѣ», которой, по обѣтованію Божію, будемъ ждать...; зачѣмъ же послѣ этого отчаяваться, падать духомъ, унывать?

Малодушіе постыдно. Не смущайся тѣмъ, что сыны вѣка сего продаютъ правду за деньги, мѣняютъ на золото, предпочитаютъ выгодамъ жизни, удобствамъ и преимуществамъ службы. Если видишь, что ложь торжествуетъ, что богатый правъ, что сильный и безчестный выходитъ сухимь изъ воды, а невиннаго, но безсильнаго губятъ потому только, что онъ беззащитенъ; то также не предавайсь скорби. Вѣдь сила – не право... Вспомни св. Предтечу Іоанна. Онъ былъ, по свидѣтельству Самого Господа, величайшимъ (по нравственнымъ достоинствамъ, святости и чистотѣ) между всѣхъ рожденныхъ женами, и что же? Его обезглавили по проискамъ и прихоти блудницы... «Гонимы – терпимъ», учитъ ап. Павелъ, «хулами утѣшаемся». Утѣшимся и мы тѣмъ, что настанетъ, настанетъ конецъ владычеству зла, ударитъ часъ, когда правда восторжествуетъ. Свѣтъ гонитъ тьму. Такъ нѣкогда свѣтъ правды Христовой прогонитъ туманъ, застилающій очи живущихъ не по правдѣ...

Многіе жалкіе и малодушные, прельщаемые видимыми успѣхами неправды, боясь трудности жизни по правдѣ, страшась тяжести креста, предпочитаютъ преступно пресмыкаться въ угоду лжи, обмана, лукавства, клеветы; они мѣняютъ Бога на веліара, и въ этомъ внѣшнемъ спокойствіи, въ этой полудремотѣ усыпляютъ свою совѣсть. Увы! Несчастные слѣпцы! Кому служатъ они? Забывая Бога, попирая страхъ Божій и стыдъ, они не размышляютъ о томъ, какой отчетъ дадутъ предъ Царемъ Вѣчнымъ за беззаконную жизнь.

Помните, друзья, что истинному крестоносцу, призванному трудиться на нивѣ Божіей правды, всегда должно жить, дѣйствовать и поступать по правдѣ. Терпи, возлюбленный, даже до смерти, и получишь вѣнецъ жизни. Терни въ увѣренности, что непремѣнно правда восторжествуетъ надъ ложью и будетъ жить вѣчно, нескончаемо. Аминь.



Священникъ В. Бабура.

«Прибавленіе къ Херсонскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1873. № 14. С. 527-530.

______________

Библиографические сведения. Священник Владимир Бабура (1872-?) Окончил Одесскую духовную семинарию. В сане с 1893 г. С конца 1897 г. служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Кривой Рог. В сентябре 1907 г. по собственному желанию переведен в с. Владимировка (ныне Владимировский р-н Николаевской обл. Украины). В 1911 г. упоминался как священник села Малиевка (ныне Березнеговатский р-н Николаевской обл. Украины). Через год упоминался как 3-й священник в Богородице-Рождественским (Старокупеческом) соборе г. Николаева. Там проявил себя как активный церковный и общественный деятель, состоял 2-м законоучителем в церковно-приходской школе при Богородице-Рождественским соборе. Член благочиннического Совета церквей 1-го Николаевского округа. Жил в церковном доме при соборе. В 1914 г. был переведен с. Троицко-Сафоново (ныне в Казанковский р-н Николаевской обл. Украины). В 1915 г. являлся представителем от духовенства в Николаевском 1-ом Присутствии по налогу с недвижимых имуществ. В 1916 г. награжден наперсным крестом от Святейшего Синода «за отличную усердную службу в нынешнюю войну». Дальнейшая его судьба с тех пор неизвестна.



На главную