На главную


20.04.2018
http://afanasiy.net/bes-da-otca-ioanna-kronshtadtskago-s-pastyriamy-21-go-iiunia-1904-g.-v-g.-sarapule


БЕСѢДА ОТЦА ІОАННА КРОНШТАДТСКАГО СЪ ПАСТЫРЯМИ 21-ГО ІЮНЯ 1904 Г. ВЪ Г. САРАПУЛѢ.




Епископ Андрей (Ухтомский) и протоиерей Иоанн Кронштадтский. Казань, 1908.


Богъ привелъ мнѣ быть свидѣтелемъ и участникомъ чудной бесѣды, которую велъ нашъ великій пастырь – молитвенникъ отецъ Іоаннъ Кронштадтскій съ другими пастырями Церкви Хрвстовой. – Это было 21-го іюня 1904 года въ г. Сарапулѣ, куда батюшка прибылъ по приглашенію преосвященнаго Сарапулскаго – епископа Михея. – Въ залѣ мѣстнаго Духовнаго училища собралось окрестное духовенство въ ожиданіи приглашеннаго туда батюшки. Когда онъ появился въ дверяхъ зала, всѣ присутствующіе встрѣтили дорогого гостя пѣніемъ: «Днесь благодать святаго Духа насъ собра»... Батюшка сначала прошелъ въ храмъ училищный, приложился къ св. престолу, а потомъ вернулся въ залъ и пригласилъ всѣхъ сѣсть вокругъ стола. Началась его дивная бесѣда съ собравшимися.

***

Я очень радъ, сказалъ батюшка, видѣть васъ и бесѣдовать съ вами; благодарю васъ, что собрались вы сюда, а тѣхъ, кто сегодня сослужилъ мнѣ при совершеніи литургіи, благодарю за общую молитву.

Ничто такъ не одушевляетъ человѣка въ какомъ угодно дѣлѣ, какъ СОЗНАНІЕ ОБЩЕНІЯ, ОБЩНОСТИ ВЪ ДРУЖНОЙ РАБОТѢ. И въ Божіемъ дѣлѣ, въ служеніи ближнему особенно тяжело переживать чувство одиночества. Правда, мы всѣ живемъ въ святой Церкви, со всѣми отшедшими изъ міра праведниками Божіими, но и на землѣ необходима намъ помощь отъ братій нашихъ и духовная, молитвенная, и въ самой жизни. – Поэтому особенно и благодарю васъ за ваше сочувствіе: оно говоритъ, что всѣ мы дѣлаемъ одно дѣло.

***

У васъ, братіе мон сослужители, несомнѣнно является вопросъ вь душѣ, какъ имѣю дерзновеніе такъ ѣздить по всей Россіи, молиться за столь многихъ, кто проситъ моей молитвы. Быть можетъ, кто-нибудь назоветъ это дерзостью... Но я не рѣшился бы, братіе, на такое великое дѣло, если бы не былъ званъ къ тому свыше... Дѣло было такъ. Кто-то въ Кронштадтѣ заболѣлъ. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда была уже такая привычка никому въ просьбѣ не отказывать. Я сталъ молиться, предавая болящаго въ руки Божіи, прося у Господа исполненія надъ болящими Его св. воли. Но неожиданно приходитъ къ мнѣ одна старушка (радомъ костромичка), которую я давно зналъ. Она была богобоязненная, глубоко вѣрующая женщина, проведшая свою жизнь по-христіански и въ страхѣ Божіемъ кончавшая свое земное странствованіе. Приходитъ она ко мнѣ и настойчиво требуетъ отъ меня, чтобы я молился о болящемъ не иначе, какъ о его выздоровленіи. Помню, тогда я почти испугался; «какъ я могу, думалъ я, имѣть такое дерзновеніе?». Однако, эта старушка твердо вѣрила въ силу моей молитвы и стояла на своемъ. Тогда я, исповѣдавъ предъ Господомъ все сное ничтожество и свою грѣховность, увидѣлъ волю Божію во всемъ этомъ дѣлѣ и сталъ проситъ для болящаго исцѣленія.. И Господь послалъ ему милость Свою, онъ выздоровѣлъ. – Я же возблагодарилъ Господа за эту милость.

Въ другой разъ по моей молитвѣ исцѣленіе повторилось. – Я тогда въ этихъ двухъ случаяхъ прямо уже усмотрѣть волю Божію, новое себѣ послушаніе отъ Бога молиться за тѣхъ, кто будетъ этого просить. И теперь и самъ я знаю и другіе передаютъ, что исцѣленія по моей молитвѣ совершаются. – Особенно поразительны исцѣленія бѣсноватыхъ, всегда страшно страждующихъ. И бывали случаи, что иногда приводятъ такого, одержимаго злымъ духомъ, изрыгающаго хулы и въ то же время говорящаго очевидно, безсознательно и вполнѣ безсвязно. А по прочтеніи мною надъ нимъ молитвъ больной дѣлался радостнымъ, покойнымъ, принималъ покойно св. Тайны, отъ которыхъ ранѣе всѣми силами старался уйти. И замѣчательно, что такіе больные ничего почти не помнять изъ того, что они говорили въ состояніи бѣснованія. Ясное дѣло, что они тогда творили чью-то, не свою волю, волю противную волѣ Божіей, – бѣсовскую.

Часто бѣсы долго удерживаютъ власть надъ больнымъ, ими одержимымъ, долго сопротивляются. Тогда больные произносятъ слова: „мы застарѣлые, мы давно получили надъ нимъ (т. е. больнымъ) власть»... Но сила Божія, которой трепещутъ бѣсы, ихъ побѣждаетъ.

Иногда, впрочемъ, я оставался безсиленъ предъ злой силой; мнѣ не удавалась помощь больнымъ, и они такъ и умирали въ состояніи бѣсноватости. Вѣдь, по слову Спасителя, сей родъ изгоняется молитвою и постомъ, а по образу моей жизни иногда мнѣ не удавалось долго поститъся; поэтому я и оказывался безсильнымъ даже и при желаніи оказать помощь больнымъ.

***

О своемъ душевномъ состояніи могу я вамъ сказать, что ИСПОЛЬНЯЮ ДРЕВНЕЕ ВЕЛИКОЕ ПРАВИЛО NOSCE TE ISPUM (ПОЗНАЙ СЕБЯ САМАГО). Это собственно содержаніе и всей моей жизни; и доселѣ я не перестаю «познавать самаго себя». – Чрезъ это познаніе самого себя я познаю свою безпомощность во всѣхъ отношеніяхъ, а это меня заставляетъ смиряться. Правда: все, что я дѣлаю добраго, то дѣлаю по милости Божіей, по Его благодати; а все дурное лично отъ меня идетъ, отъ моей испорченной природы и отъ общаго врага нашего спасенія. А помощь Божью я по себѣ вижу во всемъ, я считаю себя нерадивѣйшимъ, худшимъ изъ всѣхъ иастырсй русскихъ, потому что если бы эти Божіи дары, мною получаемые, были у кого-нибудь другого, онъ сдѣлалъ бы добра гораздо болѣе, чѣмъ я.

ПОСТОЯННОЕ ИЗУЧЕНІЕ СВОЕЙ ПРИРОДЫ заставляетъ меня быть и постоянно осторожнымъ и постоянно просить у Бога благодатной помощи для очищенія отъ грѣховъ. И это же знаніе своихъ человѣческихъ немощей заставляетъ меня и помогать другимъ, молиться за нихъ, сочувствовать, прощать и т. п.

Особенно для меня цѣнно ИЗУЧЕНІЕ СВОЕЙ ЧЕЛОВѢЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ потому, что чрезъ это я познаю ГЛАВНЫЯ СВОЙСТВА БОЖІИ; я на себѣ познаю, я испыталъ, насколько Господь нашъ милосердъ, долготерпѣливъ, всемогущъ въ помощи намъ, «скоропослушливъ»; Онъ – источникъ нашего здравія душевнаго и тѣлеснаго, душевной чистоты, духовныхъ силъ.

***

Но я, братіе, продолжалъ батюшка[1], я не веду аскетическаго образа жизни. Не подумайте, что это я считаю чѣмъ-либо достойнымъ подражанія, – нѣтъ; быть можетъ, было бы въ моей дѣятельности и гораздо болѣе успѣховъ, если бы и устроилъ жизнь съ болѣе аскетическою обстановкою. Но условія моей службы лишили меня возможности быть аскетомъ.

***

Я читаю и газеты, но часто жаль бываетъ потеряннаго времени. Много тамъ пишутъ лишняго, совершенно безполезнаго.

***

Но вот что я ВСЕГДА, НЕОТМѢННО ЧИТАЮ. – КАНОНЫ, КОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНО ЧИТАТЬ ЕЖЕДНЕВНО НА УТРЕНИ. На этомъ чтеніи, можно сказать, я воспитался въ церковной жизни. И какое безконечно глубокое содержаніе заключается въ этихъ канонахъ, въ этихъ ежедневныхъ воспоминаніяхъ о великихъ праведникахъ, объ ихъ святой жизни, о подвигахъ! – Чрезъ это чтеніе душа мало-по малу привыкаеть къ церковной жизни, къ церковнымъ воспоминаніямъ, мало-по малу проникается настроеніемъ тѣхъ людей, которыхъ ублажаетъ св. Церковь, просвѣтляется, перестаетъ быть самозамкнутою: дѣлается сильною въ борьбѣ съ грѣхомъ. – И стоитъ кому-либо это ЧТЕНІЕ КАНОНА ПОЛОЖИТЬ ЗА ЕЖЕДНЕВНОЕ ПРАВИЛО, какъ онъ будетъ ежедневно подниматься въ духовномъ отношеніи, восходить отъ силы въ силу.

Но особенно я люблю читать Свящ. Писаніе обоихъ завѣтовъ. Я не могу жить безъ этого чтенія. Сколько тутъ содержанія! Сколько открыто законовъ жизни души человѣческой! Сколько человѣкъ, стремящійся къ духовному обновленію, можетъ почерпнуть здѣсь указаній для того, чтобы переродиться изъ злого въ добраго. – ОСОБЕННО СВЯЩ. ПИСАНІЕ НЕОБХОДИМО ПРОПОВѢДНИКУ. Здѣсь неисчерпаемая тема для проповѣдей; только сумѣй самъ назидаться и другихъ назидать...

***

Вотъ, братіе, что Господь мнѣ велѣлъ вамъ сказать, задумавшись, произнесъ, батюшка. Я заранѣе не обдумывалъ, что сказать мнѣ вамъ, говорилъ только, что Богъ на душу мнѣ положилъ.

Тогда одинъ изъ присутствующихъ спросилъ: а скажите, батюшка, – во время Вашихъ постоянныхъ разъѣздовъ, чѣмъ Вы заполняете свободное время? Обстановка и ея смѣна производитъ ли на Васъ впечатлѣніе?

– Я МОЛЮСЬ, И ПОСТОЯННО МОЛЮСЬ, быстро произнесъ о. Іоаннъ; я даже не понимаю, какъ можно проводить время безъ молитвы. ВОИСТИНУ МОЛИТВА ЕСТЬ ДЫХАНІЕ ДУШИ[2].

– Скажите, батюшка, продолжалъ вопрошавшій, – что дѣлаетъ Васъ во время литургіи такимъ сосредоточеннымъ въ молитвѣ, когда иногда такъ много вокругъ безпорядка и всего того, что можетъ мѣшать молитвѣ?.

– Этого я достигъ только ПРИВЫЧКОЮ. Научиться быстро сосредоточиваться въ молитвѣ, овладѣвать собою, – это большая задача. ПУТЕМЪ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАДЪ СОБОЮ МОЖНО ДОСТИЧЬ ЭТОГО. Очень тутъ необходимо покаяніе, быстрое воспроизведеніе въ своей душѣ образа Христова, или Креста Господня и полное сознаніе своей духовной загрязненности и безпомощности.

На смѣну первому вопрошающему явился второй. – Онъ сказалъ:

– Научите, батюшка, бороться съ уныніемъ въ дѣлѣ пастырства. – Сначала бываетъ страшное уныніе отъ собственной грѣховности. Опускаются руки, когда вспомнишь слова: врачу, исцѣлися самъ.. Учительство въ голову тогда не идетъ. И сейчасъ же – уныніе!

– Это напрасно. Тутъ НУЖНО ПОМНИТЬ О ДОЛГѢ. Мысль о долгѣ дожна принудительно и ободрительно дѣйствовать на пастыря. «Ты уполномоченъ Церковію, ты долженъ дѣлать», – эта мысль дожна и одушевить пастыря и, конечно, разогнать всякое уныніе. И это уныніе отъ врага! – отвѣтилъ батюшка.

– Но вотъ еще видъ унынія, – отъ хульныхъ помысловъ, которые появляются въ головѣ въ самые священныя минуты богослуженія.

– Ну, а это уныніе, – энергично сказалъ о. Іоаннъ, – ПРЯМО ОТЪ НЕДОСТАТКА ВѢРЫ Вашей, батюшка. – Дѣло въ томъ, что ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛИ НУЖНО ПРЕЗИРАТЬ: борьба здѣсь не нужна и вредна, – ПРОСТО НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНІЯ! Но если какіе бы ни были помыслы доводятъ до унынія, это бываетъ уже ОТЪ СЛАБОВОЛІЯ; значитъ, Вм даете этимъ помысламъ время господствоватъ надъ Вами, пожалуй даже ими соуслаждаетесь... Отсюда уже только вытекаетъ уныніе! Такъ до унынія не нужно доводить душу свою! Неужели Вы не знаете, какъ Господь «скоропослушливъ», какъ быстро Онъ исполняетъ всѣ просьбы наши? И вотъ, отецъ, Вы въ САМОМЪ ЖЕ НАЧАЛѢ ГОРЯЧЕЙ МОЛИТВОЙ ОТГОНЯЙТЕ ОТЪ СЕБЯ ВСЯКОЕ СМУЩЕНІЕ ДУШЕВНОЕ; въ надлежащее время захваченное молитвой грѣховное настроеніе вовсе исчезаетъ и довести до уныня истинно и горячо вѣрующаго человѣка никогда не можетъ...

– Но вотъ, батюшка, продолжалъ совопросникъ, еще особенно тяжелое состояніе унынія я переживаю – прв видѣ торжествующаго зла.

– Вотъ это другое дѣло. – Это по истинѣ тяжело переживать; подобное состояніе и мнѣ приходится часто переживать. Тутъ нужно УКРѢПЛЯТЬ СЕБЯ МОЛИТВОЮ И ТВЕРДО ВѢРИТЬ, что Господь силенъ даже самое зло обратить Ему одному вѣдомыми путями на добро.

На этомъ и кончилась бесѣда съ пастырями г. Сарапула батюшки отца Іоанна. – Многіе его благодарили за эти минуты, надолго для нихъ памятныя.

Послѣ этого батюшка еще имѣлъ время вести частную бесѣду о современномъ пастырствѣ и его задачахъ.

Батюшка говорилъ, что дѣло иастырстьа въ настоящее время затрудняется все болѣе и болѣе, БОРЬБА ПАСТЫРЯ постепенно становится всо болѣе утонченною, и тѣмъ болѣе пастыри должны быть на высотѣ своего призванія.

Пастырь въ своемъ настроеніи долженъ всецѣло отрѣшиться отъ всякихъ СЕБЯЛЮБИВЫХЪ НАСТРОЕНІЙ; уподобиться библейскимъ пастырямъ въ ихъ «СТОЯНІЕ ВЪ ДУХѢ». Для этого пастырямъ НЕОБХОДММА ПОЛНАЯ И ПОСТОЯННАЯ ОСТОРОЖНОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ, ВСЕГДАШНЕЕ РАСПЯТІЕ СЕБЯ РАДИ СВОЕЙ ПАСТВЫ.

Разговоръ перешелъ на современную жизнь. Батюшка обратилъ вниманіе на настроеніе современнаго общества. «УДИВИТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ ЯВИЛАСЬ НЫНЧЕ, – ЭТО СТРАСТЬ КЪ РАЗВЛЕЧЕНІЯМЪ». Никогда не было такой потребности къ развлеченіямъ, какъ нынче! Эго прямой показатель того, что людямъ нечѣмъ стало жить, что они разучились жить серьезною жизнью, трудомъ на пользу нуждающагося и внутреннею духовною жизнію. И начали скучать! И мѣняютъ глубину и содержаніе духовной жизни на развлеченія! Какое безуміе! Точно дѣти, лишенныя разума! А между тѣмъ РАЗВЛЕЧЕНІЕ, – ЭТО УЖЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРОКЪ, УЖЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРАСТЬ! Вотъ куда должно направить пастырямъ свои силы; они должны внести въ жнзнь утраченное ею СОДЕРЖАНІЕ, возвратить людямъ СМЫСЛЪ ЖИЗНИ... – Ну, копечно, – пастыри должны сами себя въ тому подготовить»...

«Пастыри должны отъ этихъ "развлеченій" охранить и нашъ народъ. Онъ не знаетъ еще "развлеченій": народъ знаетъ честный, здоровый трудъ, онъ знаетъ ПРАЗДНИКЪ, – ДЕНЬ МОЛИТВЫ И ОТДЫХА. – А ему вмѣсто отдыха предлагаютъ – "развлеченіе", часто нескромное, вредное! И сколько же у людей должно быть самообольщенія, чтобы свои испорченные вкусы прилагать народу, по своимъ взглядамъ передѣлыватъ жизнь... ПАСТЫРИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ВЫСОТѢ СВОЕГО ПРИЗВАНІЯ».

Когда разговоръ коснулся современнаго состоянія Франціи и гоненія тамъ на религію, отецъ Іоаннъ убѣжденію воскликнулъ: «О, ТАМЪ ВО ВСЕМЪ ВИНОВАТО ПАПСТВО! ЕРЕТИЧЕСКІЯ ТЕНДЕНЦІИ ПАПСТВА ИЗВРАТИЛИ ХРИСТІАНСТВО, КОТОРАГО ФРАНЦІЯ СОБСТВЕННО И НЕ ЗНАЕТЪ ЕЩЕ. Тамъ духовенство со своемъ папаю сначала откололось отъ паствы, а паства потомъ стала враждебно относиться къ духовенству, а затѣмъ и ко всему христіанству. А объ истинномъ-то христіанствѣ французы еще и не сдыхали».

Это мнѣніе батюшки отца Іоанна, любимѣйшаго русскимъ пнародомъ пастыря, безконечно цѣнно, – и на этомъ и оборвалась наша бесѣда.!.

Архимандритъ Андрей [князъ Ухтомскій].

29 іюни 1904 года.

PS. Эту свою «бесѣду съ батюшкою о. Іоанномъ», хотя и не вездѣ дословно воспроизведенную, рекомендую особенно вниманію своихъ учениковъ пасытерей. Пусть она напомнитъ имъ и ихъ жизнь въ Спасскомъ монастырѣ и ихъ занятія на Миссіонерскихъ курсахъ.

Бесѣда отца Іоанна Нронштадтснаго съ пастырями. Сочиеніе Архимандрита Андрея. Казань 1904. Оттискъ изъ журнала «Дѣятель», 1904, № 9.

[1] Вся бесѣда состояла изъ отдѣльныхъ разсказовъ батюшки о себѣ, между собою не особенно близко по своему содержанію стоящихъ.

[2] Вотъ нѣкторыя иллюстраціи «постоянной» молитвы батюшки. Его пригласили сняться въ общей фотографической группѣ. Онъ согласился. И во время различныхъ приготовленій фотографа онъ вдругъ вздохнулъ: «Господи, Боже нашъ, создавый насъ по образу и подобію Своему, озари насъ Свѣтомъ Лица Твоего».

Настроеніе у присутствующихъ, разумѣется, сейчасъ же измѣнилось...

Чрезъ нѣсколько времени, когда сѣли пить чай, батюшка къ общей неожиданности опять молитвенно въ раздумьѣ сказалъ: «Господи, Господи, сладосте неизреченная, напитай насъ истиною Твоею». Послѣ этого его воздыханія молитвы, безъ переувелеченія можно сказать, что у окружающихъ его притупились вкусовыя ощущенія: такъ и звучало и въ ушахъ и въ сердцѣ слово великаго молитвенника...



На главную