На главную


10.04.2018
http://www.rusorthodox.com/books/Ioann_Kronshtad_Easter_1.html


О ВНУТРЕННЕМЬ, ДУХОВНОМЪ ВОСКРЕСЕНІИ ЧЕЛОВѢКА ХРИСТІАНИНА И О ДУХОВНОМЪ ПРАЗДНОВАНІИ ВОСКРЕСЕНІЯ ХРИСТОВА.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.



Христосъ Воскресе!


Кончились страданія и смертныя скорби Богочеловѣка Христа! Онъ почилъ, умеръ на крестѣ плотію, предавъ духъ въ руки Богу Отцу Своему, и въ третій день воскресъ силою Божества Своего, разрушивъ адъ и смерть. Въ Своемъ воскресеніи Онъ явился величайшимъ Побѣдителемъ, какого никогда не видалъ и никогда не увидитъ болѣе міръ: ибо Онъ Своимъ воскресеніемъ положилъ начало воскресенію всего человѣческаго рода, имѣющему совершиться въ послѣдній день.
Но, чтобы побѣдить смерть, плѣнившую весь человѣческій родъ, надо было, чтобы Побѣдитель былъ величайшимъ Праведникомъ, совершенно отчужденнымъ грѣха: ибо оброки грѣха — смерть; смерть чрезъ грѣхъ первыхъ человѣковъ вошла, какъ неотъемлемое наслѣдетво, во весь родъ человѣческій, повинный грѣхамъ всякаго рода и растлѣнный во всемъ естествѣ своемъ всеродно. А совершеннымъ Праведникомъ могъ быть только Богочеловѣкъ, т. е. Іисусъ Христосъ.

Итакъ, Христосъ положилъ начало воскресенію человѣческаго рода: и Его словомъ всемощнымъ въ свое время воскреснутъ всѣ человѣки, одни — въ воскрешеніе живота, а другіе — въ воскрешеніе суда, или въ укоризну и въ стыдѣніе вѣчное, по пророку Даніилу. Намъ остается продолжать дѣло Христово, дѣло собственнаго духовнаго воскресенія, каждаго изъ насъ, чрезъ борьбу съ грѣхомъ и побѣду надъ нимъ. Такъ какъ, по неизмѣнному закону правды Божіей, оброки грѣха — смерть, то, чтобы избавиться отъ смерти внутренней — здѣсь, въ земной жизни, и воскреснуть внутренно, обновиться душой и тѣломъ, и сподобиться блаженнаго воскресенія въ послѣдній день, — необходимо христіанину освободиться отъ грѣха, свергнуть съ себя владычество страстей. И Христосъ Господь, Спаситель нашъ, Самъ по человѣчеству исполнившій за насъ и для насъ всякую правду, далъ намъ и всегда подаетъ въ Церкви Своей благодать и силу къ избавленію отъ грѣховъ и къ содѣянію всякой правды и добродѣтели; и человѣкъ, пріемлющій эту благодать и употребляющій ее во спасеніе свое, самымъ дѣломъ свергаетъ съ себя иго страстей — гордости, самолюбія, плотоугодія, сластолюбія, невоздержанія, блуда, гнѣва, ненависти, зависти и всяческихъ страстей, — и весь измѣняется по духу Христову, дѣлается новымъ человѣкомъ, новою тварію, по Апостолу: аще кто во Христѣ, нова тварь.

Такимъ образомъ, христіанинъ, при помощи благодати воскресшаго Христа, самъ внутренно воскресаетъ изъ мертвыхъ и дѣлается живымъ человѣкомъ по духу, — и получаетъ отрадную надежду на блаженное воскресеніе въ послѣдній день міра Духомъ Святымъ. Аще Духъ воскресившаго Христа отъ мертвыхъ живетъ въ васъ, — воздвигій Христа отъ мертвыхъ, воздвигнетъ и ваша тѣлеса отъ мертвыхъ живущимъ Духомъ Его въ васъ (Рим. 8,11.). Такимъ образомъ, всѣмъ намъ предоставлено отъ Бога самимъ устроять дарованными намъ отъ Бога средствами свое собственное воскресеніе по внутреннему человѣку: ибо душа грѣшника, подверженнаго страстямъ — мертва, и празднуя воскресеніе Іисуса Христа тѣлесно, она духомъ и истиною не участвуетъ въ воскресеніи Его.

Потому-то св. Церковь, желая приготовить всякаго изъ насъ къ достойному празднованію величайшаго праздника въ мірѣ христіанскомъ — воскресенія Христова, установила съ первыхъ временъ христіанства св. постъ Четыредесятницы и завѣщала и завѣщаетъ всѣмъ чадамъ своимъ говѣніе, покаяніе и причащеніе св. Христовыхъ Таинъ, чтобы мы не только тѣлесно, но болѣе духовно, чѣмъ тѣлесно — сподобились праздновать свѣтоносный и побѣдоносный праздникъ славнаго воскресенія Христа Жизнодавца, чтобы и мы были побѣдителями грѣха и украшались правдою и добродѣтелью, особенно же любовію другъ къ другу. Аминь.



На главную