На главную
|
27.04.2019
http://www.pravenc.ru/text/392501.html
АРТОС
[греч.άρτος — хлеб], в визант. обряде особый
хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы.
Происхождение чина об А. (чина возвышения А. за пасхальными трапезами) тесно
связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения просфоры в честь
Пресв. Богородицы за трапезами в течение всего остального года). Первое
известное упоминание об А. содержится в Евергетидском Типиконе (1-я пол. XII
в.): в описании трапезы после литургии 1-го дня Пасхи здесь сказано: «Идуще
же в трапезу, поем «Христос воскресе» трижды и более ничего, ибо псалом не
глаголем. По окончании же [трапезы] глаголем: «Благословен Бог, питающий
нас», и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: «Христос воскресе»,
и это же говорим и мы, восстав [от трапезы]. Также: «Слава: И ныне:», «Аще и
во гроб», «Господи, помилуй» 15 раз и отпуст. И такой чин во всем, как
сказано, сохраняется во всю эту седмицу» (Дмитриевский. Т. 1. С. 559). В
описании трапезы последнего дня Светлой седмицы — субботы — сказано: «В этот
день, прежде чем сядут братия, иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий
раздает всем братиям» (Ibid. P. 565). С приведенными статьями Евергетидского
Типикона сходны указания одного из памятников Иерусалимского устава —
Типикона Paris. Coislin. 402, XIII в. ( Дмитриевский. Т. 3. С. 127). Особая
молитва на раздробление А. существовала уже в XII в. (Евхологий Sin. gr.
973. Fol. 117v, 1153 г.; согласно этому Евхологию, А. раздробляются после
литургии Антипасхи; в том же веке на Руси свт. Кирилл Туровский дает
объяснение символического значения А. в слове на тот же праздник: «по Пасце,
похваление Въскресения, и о арътусе, и о Фомине испытаньи ребр Господних»
(Творения. К., 1880. С. 14), ее содержание: «Подателю всяческих, Христе Боже
наш... воскресый из мертвых... благословивый пять хлебов (άρτος) и пять
тысящ насытивый, Сам и ныне, Владыко, благослови и сии хлебы (άρτος)... и не
остави нас во вся дни жизни нашея...» (Дмитриевский. Т. 2. С. 124).
В рус. печатных богослужебных книгах регулярно помещаются молитва на
освящение А. в 1-й день Пасхи, молитва на раздробление А. в Светлую субботу,
чин об А. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу и чин об А. и о панагии
в Светлую субботу. В то время как текст молитвы на раздробление А. и в
дониконовских, и в послереформенных изданиях Служебника и Требника в главном
совпадает с текстом этой молитвы по ркп. Sin. gr. 973, молитвы на освящение
А. (отсутствующие в древних рукописях) в изданиях 1-й пол. XVII в. и 2-й
пол. XVII–XX в. различны. Содержание молитвы на освящение А. по Служебнику
1602 г. (гл. 11) и по Требнику 1623 г. (гл. 40): «Радостию и веселием
прославляем Тя, воскресшаго Христа Бога нашего, и усретение Воскресения к
празднику праздника почтем... Благослови трапезу сию... якоже благословил
еси житницы Иосифовы, и бездожие и безведрие...»; в Требнике 1623 г.
отмечается, что А. освящается в алтаре непосредственно перед началом
литургии 1-го дня Пасхи, перед освященным А. всю литургию горит свеча.
Согласно послереформенным изданиям Служебника, А. также освящается в алтаре,
но уже после окончания пасхальной литургии; молитва «на благословение
артоса» обращена к Богу Отцу и содержит призывание «призреть на хлеб сей и
благословить и освятить его», А. в ней трактуется как праздничное приношение
«в честь и славу и в воспоминание славного Воскресения» Сына, к-рому
придается прообразовательный смысл евр. пасхального агнца.
Чин об А. в дониконовских книгах называется «Чин о панагии, бываемый в
монастырех на Святую Пасху, и чрез всю Светлую седмицу» и имеет следующий
порядок: после отпуста литургии иерей берет в руки икону Воскресения
Христова, диакон — А., все монахи идут в трапезную при пении отпустительного
тропаря «Христос воскресе из мертвых» и колокольном звоне, игумен
благословляет кушанья и братия садится за стол. По окончании трапезы поется
трижды тропарь Пасхи, дважды «Господи, помилуй», единожды «Господи,
благослови», и трапезарь, поклонившись игумену, возвышает А. «обоима рукама,
треми персты», говоря трижды: «Христос воскресе!», монахи трижды отвечают:
«Воистину воскресе!», трапезарь, изобразив А. крест, говорит: «Поклоняемся
Его тридневному Воскресению». Игумен и все монахи целуют А. при пении ирмоса
9-й песни канона Пасхи; после этого трапезарь возглашает: «За молитв святых
отец...», поют тропарь Пасхи трижды, «Слава:», ипакои, «И ныне:», кондак,
«Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови», игумен говорит обычное
благословение в конце трапезы. Затем совершают такое же шествие обратно в
храм. В храме поют полностью 9-ю песнь канона Пасхи, после чего диакон через
царские врата отдает А. иерею, надевшему священные облачения, и все
расходятся (Устав церковный 1610 г. Триодная часть. Л. 140–142). Очень
близки к этим указаниям предписания соборных Типиконов мон-рей Афона XIX в.
(Дмитриевский. Т. 3. С. 631, 634, 654, 679–680, 709). Такой же порядок
указывается и в послереформенном Типиконе, однако здесь допускается, что А.
может находиться не в алтаре, а в храме на аналое; троекратное восклицание
«Христос воскресе!» при возношении А. заменено однократным, а 9-я песнь
канона в конце чина — припевом «И нам дарова...» (Типикон. Т. 2. С.
944–946). В Светлую субботу, согласно всем рус. печатным богослужебным
книгам, в трапезную относят и А., и панагию; А. раздают до начала трапезы, а
после ее окончания совершают обычный чин о панагии. Совр. греч. печатные
богослужебные книги, ориентирующиеся во многом на сложившуюся приходскую
практику, об А. упоминают достаточно кратко ( Πεντηκοστάριον. Σ. 9).
В рус. приходской практике А. освящают (обычно на солее или в царских
вратах) после заамвонной молитвы литургии 1-го дня Пасхи; освящение, как
правило, кроме молитвы включает в себя каждение и окропление св. водой.
После освящения А. полагают на аналой, к-рый во время богослужений стоит у
иконостаса возле иконы Христа, в промежутках между службами аналой с А.
устанавливают в царских вратах. Согласно приходской практике во время
каждодневного крестного хода А. обносят вокруг храма и помещают на прежнее
место. В Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, А. раздают
всем молящимся в храме. В России распространен обычай не потреблять А.
полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак. Символика
чина об А. вытекает из символики чина о панагии. В последнем Богородичная
просфора — панагия, стоящая в панагиаре на монашеском столе, символизирует
присутствие Божией Матери за трапезой; так же и А. изображает присутствие за
трапезой самых радостных дней года Самого Воскресшего Христа. В
литургических комментариях происхождение А. часто связывается с апостольской
практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали
для Него часть хлеба и после Вознесения, переживая Его невидимое
соприсутствие с ними. В древнерус. лит-ре это сказание об апостолах
содержится в послании еп. Тверского Нила Грека († 1521) вельможе Георгию
Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» ( Никольский Н. Материалы о
древнерусской письменности. III // ХЧ. 1909. Авг.—сент. С. 1115–1119) и
повторено в соч. «Вопрошение известно от некоих», традиционно приписываемом
прп. Максиму Греку (Сочинения. Каз., 1862. Ч. 3. С. 109–113; рус. пер.:
Творения. 1996р. Ч. 3. С. 71–72); тот же сюжет использовался в XVII в. для
настенных росписей ярославских церквей (Брюсова В. Г. Послание епископа Нила
князю Георгию Ивановичу // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 184–185). Т. о., А.
напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для
них истинным «хлебом жизни» (Ин 6, 35). Тот же смысл имеет и выпекаемый
верующими кулич. Обычай использования А. за пасхальными службами может иметь
и полемический оттенок, поскольку употребление евангелистами слова «ό
ἄρτοϛ», а не «τἀ ἄξνμα» (опресноки) в повествованиях о Тайной вечере (Мф 26.
26, Мк 14. 22, Лк 22. 19, ср.: 1 Кор 11. 23) визант. полемистами
рассматривается как свидетельство о совершении Христом Евхаристии не на
пресном (как у католиков и армян), а на квасном хлебе.
Согласно уставным указаниям, А.— это «всецелая», т. е. целая и без изъятых
частиц, просфора «со крестом, на ней изображенным» (Типикон. Т. 2. С. 945),
без «образа Воскресения Христова» (Там же. С. 956). В рус. практике А.—
высокий цилиндрический хлеб, в центре к-рого обычно помещено изображение
Воскресения Христова, а по окружности — полный текст отпустительного тропаря
Пасхи. В практике мон-рей Афона А.— хлеб небольшого размера, примерно такой
же, как и хлеб, благословляемый за всенощным бдением.
Ист.: Дмитриевский. Описание; Служебник. М., 1602; Устав церковный. М.,
1610; Потребник. М., 1623; Типикон; Служебник.
Лит.: Дебольский Г. С., прот. Православная Церковь в ее таинствах,
богослужении, обрядах и требах. М., 1994 р. С. 269–270; Никольский. Устав.
С. 631–634; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей.
[Т. 1]. М., 1993р. С. 638–639, 646; Скабалланович. Типикон. Т. 3. С. 50–71.
|
На главную |