На главную
|
20.05.2018
http://afanasiy.net/eretyky-lysyniata-v-vynogradnyke-gospodnem
ЕРЕТИКИ – ЛИСИНЯТА В ВИНОГРАДНИКЕ ГОСПОДНЕМ
Из трактата Святителя Амфилохия, епископа
Иконийского "Против еретиков. О подложном подвижничестве".
Поверженный еретик Арий. Фреска XIV в., Сербия.
Из трактата Святителя Амфилохия, епископа Иконийского – «Против
еретиков. О подложном подвижничестве» (CPG 3242; Contra haereticos: de falsa
ascesi.).
Они не размышляют горним образом, у них отсутствует
человеческое благородство, они не осмеливаются приблизиться к свету или
вступить в беседу с рассудительным человеком, войти в христианский город как
вожди других ересей, которые пытаются увлечь некоторых людей «философиею и
пустым обольщением» (Кол. 2:8). Итак, используя свою врожденную смекалку, а
также Писание, пытаются они к своим измышлениям привлечь простых людей, и
тем самым их обмануть. Писание подобно лекарству, которое надлежащим образом
применяемое лечит, однако убивает, если подается неверно или неумело.
Поэтому справедливо называются они «лисинятами» (Песнь 2:15).
Итак, можно утверждать, что в других ересях есть некая мысль и умелость
убеждения, которые возвышаются над некоторыми иными, более простыми, с
помощью силлогизмов и софизмов; по-моему, именно их подразумевал пророк,
когда говорил в молитве «избавил меня от врага моего сильного» (Пс. 17:18).
Что же такого в «лисинятах», то есть в тех ересях, которые могли бы кого-то
ввести в заблуждение? Нет в них рассудительности, нет в них силы, их учению
недостает искренних высказываний, нет в них справедливости в отношении
общественных дел, и они могут увлечь людей, нестойких в вере. В них есть
только одно: обман, характерный для этих животных: когда входят они в
виноградник, то есть находятся среди людей, то не действуют открыто, а
исподтишка как воры, как лисицы. Когда ни замечают, что виноградарь
удалился, смело приступают к плодам чужой работы и уничтожают их. Можно
также признать, что о них говорит Писание, которое называет их не только «лисинятами»,
но также «мелкими вредителями виноградников» (Песнь 2:15). Они не могут
увлечь ни одного человека крепкой и непоколебимой веры, утвержденной на
камне, которым есть Христос; лишь кто-то, подобный плевелам, кто-то, кто «по
хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14) становится удаленным от церкви
будто плевелы. Именно о них говорит Господь в Евангелиях: «а кто соблазнит
одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили
ему мельничный жернов на шею» и т. д. (Мф. 18:6). Это значит, что не может
быть обманут человек твердый и крепкий в вере, который держится Главы
Церкви, то есть Христа. Несомненно, их подразумевал апостол, говоря «К сим
принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во
грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих
дойти до познания истины» (2 Тим. 3:6-7).
Используя слово «вкрадываются», апостол указывает на гнездилище змея,
соблазнившего первую женщину. Делается явным обман и ничтожность их
характеров, а также убогость их учения и слабость тех, кто соблазняется. Он
не говорит о мужчине, а лишь о низких женщинах, склонных ко лжи. Итак,
учение этих еретиков сводится, в первую очередь, к полу, в общем, к женской
стихии. Можно отметить, что в их собраниях увлекаются преимущественно
женщины, которые следуют за чужими мужчинами и без сопротивления
сожительствуют с ними, а о результатах таких действий «стыдно и говорить» (Еф.
5:12).
Перевод выполнен сотрудником ред.
|
На главную |