На главную


29.05.2018
http://afanasiy.net/epyskop-iustyn-polianskii-jyzn-vo-hryst-.-elycy-vo-hrysta-krestystesia-vo-hrysta-oblekostesia


ЖИЗНЬ ВО ХРИСТѢ.
Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся.
Епископъ Іустинъ (Полянскій).



Свв. Апостолы крещают первых Христиан в день Пятидесятницы.

Что значитъ креститься во Христа? Значитъ погрузить себя въ крестныя страданія за насъ Спасителя нашего: взять крестъ свой и слѣдовать за Нимъ, по Его указанію и примѣру.

Что значитъ облечься во Христа? Значитъ – одѣться въ Его крестныя заслуги, спасшія родъ человѣческій и насъ спасающія отъ грѣха, проклятія и смерти.

Креститься и облечься во Христа значитъ вступить на тотъ путь, которымъ шли всѣ святые и пришли въ царство небесное.

Путь крестоношенія есть единственный путь спасенія. Этотъ путь проложилъ для насъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ; потому, всѣ Его послѣдователи, если желаютъ спастись, должны идти именно этимъ путемъ. Всѣ святые, отъ вѣка благоугодившіе Богу, вошли въ царство небесное, не широкимъ путемъ радостей и утѣхъ мірскихъ, а именно тѣснымъ путемъ крестоношенія; поэтому, и для насъ, желающихъ идти въ слѣдъ Господа нашего Іисуса Христа и Святыхъ Его, для полученія спасенія, нѣтъ и не можетъ быть другаго пути къ вѣчному царствію Божію, какъ только тотъ же путь креста и скорбей. Многи скорби праведнымъ, говоритъ Псалмопѣвецъ (Псал. 33, 20). Многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствіе Божіе, говоритъ Апостолъ.

Почему это такъ? Почему не радостями, а скорбями мы должны входить въ царство Божіе? Потому, что труды и печали, болѣзни и скорби, бѣдствія и страданія суть родовое наслѣдіе наше отъ перваго нашего праотца, которое мы пріумножаемъ непрестанно собственными нашими грѣхами. Сами мы засѣяли всю землю грѣховными терніями: можемъ ли не уязвляться ими? Сами – грѣхами своими призвали мы на міръ Божій всѣ бѣдствія: можемъ ли избѣжать ихъ? Мы – грѣхами своими привлекли на всю землю проклятіе правды Божіей: можемъ ли уклониться отъ его тяжести? Сдѣлавъ себѣ крестъ изъ древа преслушанія, – можемъ ли не нести его? Посему-то вся земная жизнь наша, по выраженію Пророка, есть трудъ и болѣзнь, печаль и воздыханіе, – есть не что иное, какъ одно непрерывное крестоношеніе.

Крестъ для насъ самая плоть наша, въ которой, по слову Апостола, не живетъ доброе, – плоть, съ ея страстями и похотьми, противувоюющими закону ума нашего, съ ея немощами и болѣзнями, изнуряющими не только тѣло, а и душу, есть великій нашъ крестъ, который мы невольно должны несть всю жизнь свою! Крестъ – самый духъ нашъ, съ его самолюбіемъ и гордостію, съ его ненасытимою жаждою мірскихъ сокровищъ и удовольствій. Крестъ – наши обязанности – семейныя и общественныя, исправленіе которыхъ требуетъ трудовъ и усилій, самоотверженія и жертвъ. Крестъ – вся наша жизнь – и домашняя и мірская, въ которой такъ много непріятнаго, горькаго, тяжелаго-прискорбнаго! Крестъ – наши нужды и недостатки, болѣзни и скорби, потери и бѣдствія, безъ которыхъ не обходится земная жизнь человѣка, въ какомъ бы онъ ни былъ поставленъ, высокомъ или низкомъ, положеніи. Недостатка въ крестахъ нѣтъ ни для кого: для каждаго готовъ свой крестъ и въ самой природѣ его и въ тѣхъ обстоятельствахъ, среди которыхъ суждено ему провести жизнь свою.

Такъ крестъ, послѣ грѣхопаденія, есть достояніе всѣхъ людей, живущихъ на землѣ: всѣ мы – крестоносцы. Но между крестоносцами есть различіе: одни – крестоносцы – Христовы, которые идутъ со крестомъ своимъ въ слѣдъ Господа Іисуса Христа; а другіе – поклонники міра, которые несутъ не менѣе тяжелый крестъ, но идутъ во слѣдъ похоти плоти, похоти очесъ и гордости житейской, царствующихъ въ мірѣ. Избави насъ Господи, отъ этого крестоношенія и отъ этихъ несчастныхъ поклонниковъ міра, плоти и діавола. Крестъ ихъ погружаетъ на дно адово. Какъ истинные Христіане, мы должны быть поклонниками Христа-Спасителя, и идти съ своими крестами за Нимъ, т. е. и внутреннею и внѣшнею жизнію должны уподобляться Ему, какъ Своему Господу и Главѣ, Начало – вождю и Учителю, чтобы быть съ Нимъ, – сначала въ крестоношеніи, а потомъ – и въ славѣ Его, по примѣру всѣхъ святыхъ.

Какъ же можно намъ уподобляться своему Господу и Спасителю?

Истинный послѣдователь Христовъ уподобляется Подвигоположнику, Начальнику и Совершителю нашего спасенія, Іисусу Христу – своими чувствованіями, своими помыслами и своими расположеніями – душевными, сердечными.

Какія это помышленія, чувствованія и расположенія сердечныя, которыя уподобляютъ Спасителю нашему и по которымъ познается истинный послѣдователь Христовъ?

Это – любовь къ Богу, смиреніе, послушаніе Закону Божію, преданность Волѣ Божіей, чистота души и сердца, любовь къ ближнему.

1.

Полная, всесовершенная любовь къ Богу, состоитъ въ томъ, чтобы любить Его отъ всего сердца своего, и отъ всея души своея, всею крѣпостію своею, и всѣмъ помышленіемъ своимъ; для такой любви – слава Божія драгоцѣннѣе всего и самой жизни, – заповѣдь Божія выше всего, что есть великаго и сильнаго на землѣ, – Слово Божіе сладчаѣ меда и сота, честнѣе злата и камней многоцѣнныхъ, – Храмъ Божій привлекательнѣе всѣхъ жилищъ роскоши и нѣги, – крестъ Христовъ досточтимѣе всѣхъ сокровищъ міра и всѣхъ почестей земныхъ, – имя сына Божія драгоцѣннѣе всѣхъ титуловъ человѣческихъ, – обители въ Дому Отца небеснаго вожделѣннѣе всѣхъ царствъ земныхъ.

Такова должна быть полная любовь наша къ Богу! Но стяжать такую любовь не легко. Легко сказать: люби Бога; но какъ это сдѣлать? Какъ возлюбить Господа? Для этого много требуется, съ нашей стороны, усилій; объ этомъ мы всю жизнь свою неусыпно должны заботиться; постоянно принимать всѣ мѣры и способы, указанныя намъ къ тому, чтобы возлюбить Господа Бога: размышлять о Его величіи и совершенствахъ, о Его благости и милосердіи, о Его безграничной любви къ намъ грѣшнымъ – въ искупленіи насъ отъ грѣха, проклятія и смерти; особенно же объ этомъ мы должны пламенно и неотступно молиться: «Господи! даждь ми благодать возлюбити Тя отъ всего сердца, отъ всея души, отъ всего помышленія и всею крѣпостію». «Утѣшителю Благій, – Душе Всесвятый! вѣрую, яко Тобою любы Божія изливается въ сердца наша, и молю Тя Господа моего: исполни душу мою Божественною любовію, да немолчно вопію – Авва Отче!».

2.

Вселюбезное Богу и Ангеламъ и человѣкамъ святымъ – смиреніе, состоитъ въ томъ, что истинный ученикъ Христовъ почитаетъ себя худшимъ всякаго человѣка, благодаритъ Господа за всякую даже самую низкую долю, въ которой суждено ему проводить земную жизнь свою, сознаетъ себя недостойнымъ лучшей участи, а – напротивъ – находитъ себя достойнымъ еще большихъ страданій и скорбей, чѣмъ тѣ, которыя его постигаютъ и которыя онъ терпѣливо съ благодареніемъ переноситъ. Такое смиреніе и кротость Господь какъ бы непосредственно – изъ Своихъ рукъ передаетъ Своимъ вѣрнымъ послѣдователямъ и ученикамъ, когда говоритъ: возмите иго Мое на себе и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ.(Мѳ. 11, 29).

Таково должно быть смиреніе всякаго истиннаго Христіанина! Смиреніе есть основаніе всему христіанству, – на немъ утверждается весь строй христіанской жизни, – въ немъ коренятся всѣ христіанскія добродѣтели и произращаютъ всѣ вожделѣнные плоды райскіе. Безъ смиренія христіанство немыслимо, и христіанская жизнь вовсе не возможна. Смиреніе созидаетъ все доброе; и потому оно совершенно противоположно гордости, которая все доброе разрушаетъ. Смиреніе даетъ спасеніе: а гордость дала и даетъ одну только погибель, потому что Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодатъ. Но и смиреніе стяжавается трудомъ и потомъ многимъ, и непрестанною молитвою: «Господи! даждь ми смиреніе, – научи мя смиренію!».

3.

Искреннее, сердечное, соединенное со страхомъ Божіимъ, послушаніе и покорность Закону Божію, состоитъ въ томъ, что не испытываетъ, почему то или другое повелѣвается, и для чего что либо запрещается; но съ безъусловнымь и совершеннымъ покореніемъ разума и сердца своего исполняетъ повелѣнное и убѣгаетъ запрещеннаго, потому только, что это повелѣно или запрещено Самимъ Богомъ. Эта великая добродѣтель привлекаетъ на обладающаго ею взоры Самаго Господа, говорящаго: на кою воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ? Какая великая милость Божія къ христіанину послушному Богу и покорному Закону Его! Самъ Богъ, съ Отеческою любовію, смотритъ на него, видитъ всѣ пути и обстоятельства жизни его, всѣ его нужды и требованія, всѣ его скорби и болѣзни, всѣ его печали и сѣтованія, всѣ его лишенія и обиды, – все это видитъ Самъ Господь, и всегда готовъ помочь ему и избавить его отъ всѣхъ бѣдъ его, какъ отецъ помогаетъ и хранитъ сына своего.

Такъ привлекательно послушаніе и покорность закону Божію! Но и эту добродѣтель стяжать трудно и не скоро возможно. Наше пытливое самолюбіе все хочетъ знать: почему и для чего, за чѣмъ и отъ чего то или другое требуется, то или другое запрещается, – все хочетъ опредѣлить и рѣшить по своему. Между тѣмь, по ограниченности своей и слабости, все опредѣляетъ и рѣшаетъ не всегда вѣрно, или и всегда не вѣрно, и такимъ образомъ само запутываетъ себя часто въ безъисходное положеніе, и страдаетъ. Потому, необходимо намъ усердно воздыхать ко Господу и просить Его: «Даждь ми, Господи, послушаніе, – даждь ми безусловную покорность Закону Твоему!».

4.

Полная и совершенная преданность волѣ Божіей, состоитъ въ томъ, что для ней еже жити Христосъ, и еже умрети пріобрѣтеніе есть; она не имѣетъ ни своей воли, ни своего мудрованія, и потому самому ничего не желаетъ и ничего не страшится, ничего не ищетъ и ни о чемъ не печалится, не опасается никакихъ бѣдствій, не скорбитъ ни о какой потерѣ, радуется во страданіяхъ, хвалитъ и благословляетъ Господа и въ пещи огненной, которая въ восторгѣ сердечномъ исповѣдуетъ предъ Господомъ: Что ми есть на небеси, и отъ Тебѣ что восхотѣхъ на земли? Ты, Боже, часть моя во вѣкъ: съ Тобою готовъ есть и въ темницу и въ смерть ити; аще бо и пойду посреди сѣни смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecи.

Такова должна быть преданность христіанина волѣ Божіей! Самъ Господь возвеличилъ сію добродѣтель въ лицѣ Своемъ, когда сказалъ: снидохъ съ небесе, не да, творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя Отца; и твореніе воли Божіей считалъ Своимъ вожделѣннымъ брашномъ. Всѣ святые были преданы волѣ Божіей – всецѣло; и всѣ истинные христіане не могутъ найти: для себя болѣе вожделѣнной и успокоительной добродѣтели; ибо всецѣло предавшійся Богу, какъ младенецъ на рукахъ матери, почиваетъ на рукахъ Божіихъ, и всѣ житейскія треволненія для него нестрашны: онъ въ тихомъ Пристанищѣ. Но какъ намъ пріобрѣсть это высокое и драгоцѣннѣйшее качество, – совершенную преданность волѣ Божіей? Для сего, съ одной стороны, нужно крѣпко убѣдиться, что мы всесторонне зависимы отъ Бога, и – что Онъ заботится о насъ болѣе, чѣмъ самые сердобольные родители о дѣтяхъ, – такъ что и волосъ съ головы нашей не падаетъ безъ Его воли; съ другой стороны, усердно и непрестанно молиться: «Тебѣ, Господи, вѣдомо, что для меня полезно, сотвори же со мною по воли Твоей! Твой есмь азъ, Спасе, спаси мя!».

5.

Драгоцѣнная въ очахъ Божіихъ, чистота души и сердца истиннаго послѣдователя Христова, – есть чистота и святость всѣхъ его мыслей и чувствованій, всѣхъ намѣреній и желаній, всѣхъ словъ его и поступковъ, такъ что онъ подобенъ тому праведнику, котораго изображаетъ св. Псалмопѣвецъ: ходяй непороченъ, и дѣлали правду, глаголяй истину въ сердцѣ своемъ: иже не ульсти языкомъ своимъ, и не сотвори искреннему своему зла, и поношенія не пріятъ на ближнія своя, кленыйся искреннему своему и не отметаяся, – сребра своего не даде въ лихву, и мзды на неповинныхъ не пріятъ, – уничиженъ есть предъ нимъ лукавнуай, боящіяжеся Господа славитъ (Псал. 14, 2-5).

Такъ послѣдователь Христовъ долженъ быть чистъ и святъ предъ Богомъ и людьми! Но кто доволенъ къ сему – кто самъ по себѣ способенъ къ сему? Всѣ мы во грѣхахъ раждаемся, и всю жизнь, только и знаемъ, что грѣшимъ, да грѣшимъ: въ безднѣ грѣховной валяяся... Кто бо чистъ отъ грѣха, аще и единъ день житія его? Что же намъ грѣшнымъ дѣлать, чтобы быть чистыми и непорочными? Сознавать себя великими грѣшниками, постоянно огребаться отъ страстей и пороковъ, постепенно очищать себя отъ всякой скверны плоти и духа – очищать горькими слезами покаянія и исповѣданія грѣховъ своихъ. Однимъ словомъ: или не грѣши, или кайся. Такъ проводи всю жизнь свою. Святый Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ говоритъ: «если, говоримъ, что не имѣемъ грѣха; обманываемъ самихъ себя, – и истины нѣтъ въ насъ. Если исповѣдуемъ грѣхи наши; то Онъ (Господь), будучи вѣренъ и праведенъ, проститъ намъ грѣхи наши, и очиститъ насъ отъ всякой неправды» (I Іоан. 1, 8~9). Итакъ, не будемъ грѣшить; а если согрѣшимъ, – будемъ каяться, ибо имѣемъ Ходатая предъ Отцемъ Іисуса Христа, Праведника (1 Іоан. 2, 1).

6.

Истинная, чистая, безкорыстная – совершенная любовь къ ближнему, состоитъ въ томъ, что не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своего только, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, а напротивъ, – любитъ самыхъ враговъ своихъ, добро творитъ ненавидящимъ ее, благословляетъ клянущихъ ее, и молится за творящихъ ей напасть и изгоняющихъ ее, – какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ молился за Своихъ распинателей: Отче, отпусти имъ, не вѣдятъ бо что творятъ! Или какъ молился св. Апостолъ, первомученикъ и Архидіаконъ Стефанъ за своихъ убійцъ: Господи! не постави имъ грѣха сего! Такъ молились и другіе Святые.

Такова должна быть истинно христіанская любовь къ ближнимъ! Трудно стяжать и воспитать въ себѣ такую безграничную любовь къ ближнимъ, подъ которыми разумѣются всѣ люди. Но мы знаемъ, что святые угодники Божіи обладали именно такою любовію; слѣдовательно и намъ, при помощи Божіей, возможно пріобрѣсть и имѣть такую же любовь къ ближнимъ нашимъ. Какъ пріобрѣсти? Стоитъ только, какъ можно, живѣе сознать и почувствовать, что мы – люди созданы однимъ и тѣмъ же Богомъ, – созданы по Образу Божію и по подобію Его, искуплены честною кровію яко Агнца непорочна и пречиста Христа омылись въ купели св. Крещенія, всѣ пользуемся одними и тѣми же благодатными дарами въ Церкви Христовой, всѣ имѣемъ одну и туже цѣль бытія нашего, всѣ ограничены и всѣ грѣшны. Живо сознавъ это, мы не можемъ ненавидѣть собратій нашихъ, по всему равныхъ намъ, мы не можемъ не любить ихъ, какъ нуждающихся и пользующихся съ нами одними и тѣми же средствами жизни и спасенія, – намъ жалко будетъ и несчастныхъ враговъ нашихъ, невѣдущихъ, что творятъ. Въ этомъ всякому изъ насъ легко убѣдиться. Взгляните на солнце: оно, по волѣ Божіей, сіяетъ на злыя и благія; представьте дождь: онъ, по милосердію Божію, изливается на праведныя и неправедныя. Не будемъ разбирать, кто намъ другъ и кто врагъ; и мы уподобимся свѣтлому солнцу и благотворному дождю: и наша любовь къ ближнимъ будетъ чистая, безкорыстная, совершенная; и благо, несказанное благо, будетъ намъ.

7.

Ничѣмъ непоколебимое терпѣніе состоитъ въ томъ, что не только не раздражается, не гнѣвается, не предается малодушному ропоту; но переноситъ все горькое, скорбное, болѣзненное въ жизни своей, съ покорностію и самоосужденіемъ, какъ бы предстоя Самому Всевышнему Судіи и отъ Него пріемля истязаніе за грѣхи свои; – такого святаго терпѣнія высочайшій примѣръ показалъ Самъ Господь въ Своихъ страданіяхъ и смерти крестной, показали и всѣ святые угодники Его въ своей жизни и подвигахъ. Терпѣніе есть такая необыкновенно великая сила, которая способна пережить всѣ житейскія несчастія и побѣдить всѣ бѣдствія, постигающія человѣка на пути жизни его. Въ терпѣніи совершаются и терпѣніемъ завершаются всѣ христіанскіе подвиги и добродѣтели. Безъ терпѣнія ничего хорошаго, особенно труднаго ничего нельзя сдѣлать. Потому-то Самъ Господь и Спаситель нашъ сказалъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша; претерпевый до конца, той спасенъ будетъ. Тому же учили всѣ пророки, Апостолы и св. отцы церкви, – пастыри и учители ея; а – всѣ святые угодники Божіи на дѣлѣ показали силу несокрушимаго терпѣнія. Но какъ научиться терпѣнію? Нужно, при помощи Божіей, рѣшиться – все случающееся съ нами молчаливо терпѣть и безропотно переносить, въ ожиданіи перемѣны къ лучшему. Опыты, жизни научатъ и покажутъ, какъ намъ терпѣніе необходимо, полезно и благотворно во всѣхъ отношеніяхъ; а узнавъ это, человѣкъ уже не разстанется съ терпѣніемъ, потомъ привыкнетъ къ нему, наконецъ, почувствуетъ, что съ терпѣніемъ легче переносить всѣ житейскія невзгоды и достигнуть тихаго пристанища, идѣже нѣсть болѣзнь, ни печаль, ни воздыханіе. Какъ свободно, какъ отрадно, какъ весело онъ вздохнетъ тогда, переплывъ бурное и многобѣдное, житейское море, – когда всѣ его качества и добродѣтели – и полная любовь къ Богу, и глубокое смиреніе, и сердечная, покорность Закону Божію, и совершенная преданность волѣ Божіей, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь къ ближнимъ, – будутъ въ немъ сохранены и воспитаны, ни чѣмъ не поколебимымъ терпѣніемъ!..

Вотъ райскіе цвѣты и вожделѣнные плоды, произрастающія изъ Креста Христова! Въ нихъ духъ Христовъ и сущность христіанской жизни. Ими цвѣли и красовались всѣ святые крестоносцы Христовы, по примѣру своего Господа и Подвигоположника Іисуса Христа, Который первый принесъ ихъ съ неба и насадилъ на землѣ. Ими же и мы недостойные должны украшать и питать свои души и сердца, по подражанію Господу нашему и святымъ Его. Наша непреложная и не отложная обязанность, всю жизнь поучаться въ этихъ добродѣтеляхъ; и такъ усвоить ихъ себѣ, чтобы они сдѣлались нашею собственностію, чтобы служили очевиднымъ признакомъ, по которому бы всякій узналъ въ насъ истинныхъ крестоносцевъ Христовыхъ, идущихъ съ крестомъ своимъ въ слѣдъ Господа и святыхъ Его.

Трудно насадить и воспитать въ себѣ означенные райскіе цвѣты и плоды, особенно трудно всегда стоять на высотѣ указанныхъ добродѣтелей! Да, не легко. Но самая несказанная красота ихъ должна побудить и воодушевить насъ къ стяжанію и пребыванію въ нихъ. Вѣдь это – совершенная любовь къ Богу, вселюбезное смиреніе, – покорность Закону Божію, преданность волѣ Божіей, чистота души и сердца, искренняя любовь къ ближнимъ и ничѣмъ непоколебимое терпѣніе! Что можеть быть для насъ выше и святѣе, любезнѣе и вожделѣннѣе, полезнѣе и необходимѣе этого, въ жизни и мірѣ семъ?! Притомъ же, и это главное, обладая сими добродѣтелями, мы будемъ имѣть въ себѣ духъ Христовъ, – духъ всѣхъ святыхъ Его; а какое другое счастіе можетъ сравниться съ этимъ счастіемъ? Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ! Обладая сими качествами, мы будемъ идти въ слѣдъ Господа, по путямъ святыхъ Его, въ вѣчно – блаженное царство Его; и Онъ скажетъ намъ, наконецъ, Самъ скажетъ: «въ путь узкій хождшіи прискорбный, вси въ житіи крестъ яко яремъ вземшіи и Мнѣ послѣдовавшіи вѣрою, пріидите насладитеся, ихже уготовахъ вамъ, почестей и вѣнцовъ небесныхъ!».

Напротивъ, крестъ служенія міру, а не Богу, есть древо самоугожденія, а не самоотверженія; онъ производитъ только ропотъ и недовольство, хулу и злословіе, своевольство и необузданность, зависть и осужденіе, ненависть и злопамятство, самохвальство и самопрельщеніе: все это – чувства, свойственныя духамъ злобы! И ими-то водятся сыны міра, идущіе не тѣснымъ путемъ Христовымъ, а широкимъ путемъ погибели. Отвернемся, возлюбленные, отъ этихъ несчастныхъ крестоносцевъ; отвержемся себе, возмемъ крестъ свой и послѣдуемъ за Христомъ, со всѣми святыми.

Епископъ Іустинъ.

«Уфимскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 1. Отдѣлъ неоффиціальный. С. 20-32; Отд. изд. М., 1899.



На главную