На главную


25.05.2019
https://afanasiy.net/arhymandryt-kyprian-pyjov-n-skolko-myslei-o-razvytiy-voly
 


НѢСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ О РАЗВИТІИ ВОЛИ.
Архимандритъ Кипріанъ (Пыжовъ).



Говоритъ о томъ, что нужно и полезно развивать сильную волю, не будетъ ли то же самое, что доказывать необходимость хлѣба для голоднаго и лекарства для больныхъ. Каждому понятно, что развитая сильная воля къ добру помогаетъ человѣку на всѣхъ путяхъ его жизни. Несомнѣнно и то, что обладающій сильной волей, къ добру направленной, скорѣе войдетъ въ Царствіе Божіе, чѣмъ малодушный рабъ страстей и вредоносныхъ привычекъ. Сила и обаяніе зла охватываетъ душу такого человѣка, и онъ не имѣя надежнаго оружія – сильной доброй воли, безъ сопротивленія попадаетъ въ плѣнъ къ врагу, или падаетъ жертвой его натиска. Ничего нѣтъ страшнѣе смерти душевной!

Лишенный воли человѣкъ часто хорошо понимаетъ, что поступаетъ противъ совѣсти, и все же ядъ грѣха, уязвившій его сердце, увлекаетъ его къ паденію. Онъ хорошо понимаетъ, что стоящій у вратъ сердца грѣхъ стремится войти въ глубину сердца, оскверняя его – и все же не въ силахъ онъ устоять. Онъ открываетъ врата – и становится жертвой своего безволія.

Нечистые духи, бѣсы, изобрѣли множество ловушекъ для нашего уловленія. Это наши страсти. Попавъ во власть ихъ, мы уже лишаемся способности сопротивленія имъ. Начатки ихъ заложены въ насъ при самомъ рожденіи: «во грѣсѣхъ роди мя мати моя». Вліяніе ихъ начинаетъ проявляться въ самомъ раннемъ возрастѣ. Потому и борьбу съ ними надлежитъ вести при первомъ же ихъ появленіи. Главное же орудіе борьбы съ ними – сильная добрая воля къ добру, крѣпкая воля, стремящаяся къ тому, чтобы совпадать съ волею Божіею. Въ этомъ направленіи и нужно развивать волю. Долгомъ всякаго христіанина является развивать свою волю къ добру, понуждая себя во спасеніе, но начиналъ тому учиться необходимо съ дѣтскихъ лѣтъ, когда всякая наука легче воспринимается и усваивается.

Многія страсти, обезображивающія душу, нерѣдко могутъ быть замѣчены у дѣтей, и грѣхъ ложится на тѣхъ, кто своевременно не обращаетъ на это должнаго вниманія и не старается искоренить ихъ. Старшіе должны чаще указывать дѣтямъ на обнаруженіе въ нихъ страстей и учить борьбѣ съ ними. Часто дѣлается вмѣсто этого обратное. Старшіе сами влагаютъ въ душу дѣтей сѣмена грѣха. Такъ, напримѣръ, не рѣдко излишними похвалами и поощреніями пробуждается въ дѣтяхъ тщеславіе и самолюбіе, зависть и грѣховное соревнованіе.

Пока страсти не укоренились, ихъ относительно легко побороть. Юноша легче вынесетъ выговоръ или упрекъ, даже несправедливый, чѣмъ знаменитость съ разслабленной похвалами волей. Но вмѣсто того, чтобы поощрять невинную простоту, естественную въ юномъ возрастѣ, свѣтскіе педагоги дѣлаютъ обратное, систематически поощряя горделивое самолюбіе и мелкое тщеславіе, которыя такимъ образомъ систематически вводятся въ природу человѣка и уже сопровождаютъ его до самой смерти. И это тѣмъ прочнѣе входитъ въ душу человѣка, что получаетъ обликъ добродѣтели.

Устремивъ свое вниманіе на борьбу со злой волей въ области духовной, не надо забывать, въ какой мѣрѣ такая борьба требуетъ воздержанія въ области тѣлесной для укрѣпленія воли. Необходимо соблюдать дисциплину ранняго вставанія послѣ умѣреннаго сна, потребнаго для организма. Необходимъ самоотверженный трудъ. Необходимо разумное использованіе времени. При отсутствіи всего этого, страсти легко овладѣваютъ человѣкомъ, какъ бы прилипаютъ къ его тѣлесному строю, и все естество человѣка становится жертвой размягченной воли.

Очень вредно, если съ дѣтства человѣкъ пріучается къ сластямъ. Кто къ нимъ не привыкъ, тотъ не нуждается въ нихъ и въ послѣдующую всю его жизнь. Но кто съ дѣтскихъ лѣтъ закормленъ сладостями, тотъ въ зрѣломъ возрастѣ стремится постоянно удовлетворять гортань свою какими либо особыми снѣдями, питіями или куреніемъ.

Все полезное для укрѣпленія воли къ добру надо утверждать въ молодыхъ сердцахъ, когда страсти еще не укоренились. Поучительно, что преп. Варлаамъ говоритъ пестуну царевича Іоасафа. Онъ указываетъ ему на то, что самъ онъ старъ и полонъ всякой скверны, и чистое ученіе Христово принесено въ чистое сердце юнаго царевича Іоасафа.

Авва Дороѳей обращаетъ большое вниманіе на мелочи въ дѣлѣ укрѣпленія воли. Эти мелочи особенно характерны въ общежитіи. Больше всего насъ сокрушаетъ разлѣненіе: лѣнь встать на молитву, лѣнь сдѣлать поклонъ, лѣнь взяться за какое нибудь полезное дѣло. Бываетъ такъ, что перекреститься – лѣнь, какъ слѣдуете, да и вообще перекреститься. Безволіе понуждаетъ не во время начать ѣсть или начатъ пить чай – когда и не хочется. Отсутствіе воли раждаетъ навыкъ ко вмѣшательству въ чужіе разговоры. Стоитъ одному окрикнуть другого – а поворачиваетъ голову и третій и четвертый. Нѣсколько человѣкъ уже заинтересованы – о чемъ тутъ хотятъ поговорить? Къ двумъ бесѣдующимъ подходятъ съ вопросами: – а? – что? – въ чемъ дѣло? и т. д. Авва Дороѳей говоритъ, что борьба съ любопытствомъ входитъ, какъ важное начало, въ систему волевого устроенія.

Необходима и борьба со своеволіемъ. Бываютъ люди, способные проявлять огромную энергію – горы, казалось бы, способны передвигать. Но это при непремѣнномъ условіи, что выполняется ихъ воля. Такіе характеры часто не въ силахъ выполнить пустяшной вещи во исполненіе чужой воли, пусть и благой. Они не способны пойти на малѣйшую уступку въ ущербъ своей воли. Это самонадѣянпые эгоцентрики, и воля ихъ, при всей видимой мощи, слаба и ничтожна. Подобное устроеніе души можно сравнить съ деревомъ, которое весной пышно расцвѣтаетъ, покрывается богатой листвой, но плодовъ не приноситъ. Такъ и безвольный человѣкъ можетъ совершать чудеса своеволія, обогащая міръ произведеніями своего искусства, но смирить своей воли предъ Богомъ онъ не въ силахъ, и плода онъ не приноситъ добраго. Безплодное дерево годно только на дрова, какъ и безплодная душа раждаетъ только томленіе духа.

Развитіе доброй воли въ Богѣ есть первостепенная и очень трудна наука, и если ее серьезно изучать и въ ней тренироваться, то она будетъ доброй помощницею во всемъ добромъ и вѣрной спутницей ко спасенію. Обладающій доброй и сильной волей легко переноситъ огорченіе и бываетъ разсудителенъ въ постигающей его скорби. Безвольный же человѣкъ, скорбями вводится въ неумѣренную печаль, въ уныніе. Онъ забываетъ о помощи Божіей и ищетъ утѣшенія у подобныхъ себѣ слабыхъ и малодушныхъ, у мнимыхъ друзей, которые могутъ только ввергнуть его въ еще большую печаль и уныніе.

Царствіе Божіе нудится, и только понуждающіе себя войдутъ въ него.

Игуменъ Кипріанъ.

«Православная Жизнь». 1957. № 2. С. 5-7.


На главную