На главную


04.06.2018
http://afanasiy.net/sviatytel-nektaryi-egynskyi-mytropolyt-pentapolskyi-chudotvorec-o-cerkvy


О ЦЕРКВИ
Святитель Нектарий Эгинский, митрополит Пентапольский, чудотворец.



Последним трудом Святого Нектария является исследование «О Церкви» («Περί Εκκλησίας»), которое он завершил 1.07.1919 году. То есть, он написал его в самый трудный период своей жизни, и за 16 месяцев до кончины. В первый раз после издания 1920 г. Для развития темы великой «О Церкви» Святой обращается к беседе Христа с Самарянкой, чтобы подчеркнуть «В ДУХЕ И ИСТИНЕ» поклонение и служение Троичному Богу, значение Крещения Христова и решающее значение крещения верующих в связи с преданием Тайной Вечери от Христа, и что все истекает от жертвы Его и требует спасительного соучастия верующих только в Церкви, поскольку «Она есть тело Христово, и все возрожденные водой и духом суть члены Христа». И что «Сама Церковь основана Спасителем, чтобы остаться во век, как вечное избавительное дело Спасителя». Поистине – «лебединая песня» в конце многострадальной жизни многоопытного Святого в безмолвной монастырской среде, как некий душевный отблеск, произошел от пера его столь сильный текст, непосредственно относящийся к каждому верующему, поскольку он касается тем спасения.

Предлагаем его здесь полностью в переводе с новогреческого игумена Илии (Жукова) помещеным в книге: Архим. Нектарий Зиомболас. Жизнь и деятельность святого Нектария. Перевод. Свято-Покровская монашеская община, 2006. С. 180-189.

«Жено, веру Ми ими, яко грядет час,
егда ни в горе сей,
ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу.»
(Ин. 4, 21)

1. О служении в Духе и истине и о месте, где подобает поклоняться Богу.

Богоугодное желание знания места, Богом определенного, к божественному служению и духовное поклонение Богу, открывшемуся Иудейским Отцам, подвигает Самарянку спросить Иисуса, как пророка Богодуховенного и знающего божественный совет, что благоугодно Богу, дабы познать безошибочно истину и место служения, в котором благоугождается Божественное служение, чтобы приносить Ему благоугодную службу: «Господи, – говорит она, – вижу яко пророк eси Ты. Отцы наши в горе сей поклонишася, а вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает». Горячее желание знать место, в котором Бог благоугождается к приношению жертвы благоприятной, выражает чувство служения и желание приближения к Богу, к умилоствлению Его ради содеянных ею прегрешений и очищению ее от греховной грязи. Слова Самарянки свидетельствуют, что беседа с Господом привела ее к осознанию нравственной своей жизни, не угодной Богу, посему и в покаянии разузнаёт она о месте служения, дабы поспешить и принести о грехе и искуплении умилостивительные жертвы Богу и послужить Богу отцов своих.

Видя ее желание, Господь говорит ей: «Жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей (Гаризин), ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу». Самарянке открывается божественная тайна: она расспрашивает о горах, на которых Бог принимает жертвы, Господь же Иисус, отвечая, учит ее, что не горы делают служение благоугодным Богу, и не кровавые жертвы, но духовное и истинное служение в духе и истине, приносимое Богу, сие есть служение, благоугодное Богу. «Дух есть Бог, – говорит Он ей, – и иже кланяется Ему, духом и истинною достоит кланятися». Господь открывает Самарянке Тайну, которая вскоре откроется миру, посему и говорит ей: «но грядет час, и ныне есть, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною». Самарянка знала, что речь шла о духовном служении, служении, бываемом из откровения, известного сынам Израилевым, но, считая сию Тайну Божию сокрытою от человеков, говорит Иисусу: «Вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос, егда Той приидет, возвестит нам вся». Знает Самарянка из Святого Писания, что Он хочет восставить другого иерея по чину Мелхисидекову, который возвестит им все относительно служения Богу, и все, относящееся ко спасению сынов Израилевых и всех народов, и что Сей есть Христос Мессия, заповеданный от Бога. Воистину добро уразумела Самарянка, что о тайне глаголал ей Господь и даже о великой тайне, явление которой близ, ибо велика тайна оставления грехов мира.

Господь, открывая Самарянке пророческий Свой характер, открывает ей в конце Себя и дает ей понять, что Он есть ожидаемый Мессия, Он, глаголяй с ней.«Аз есмь, – говорит ей, – глаголяй с тобою». Откровение, бывшее удивительным образом. Откровение, просвещающее души призванных во спасение. Откровение тайны, соблюдаемой безвестной от сложения мира, желанной же сынам Божиим. Откровение, говорящее во благих сердцах, в которых льсти несть. Господь являет Себя Самарянке, проповедует Себя ожидаемым Мессией. Исповедует, что Он – чаяние народов, Спаситель мира, и возвещает ей, что хочет открыть все в совете Бога Отца тайны и уведомляет ее, что близ есть час, и ныне есть, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною. Удивительный диалог.

Самарянка расспрашивает Иисуса о месте служения по закону, дабы служить Богу, Господь же открывает ей высочайшие тайны. Что такое, Господи, в Духе и истине служение, которое в близком будущем откроется человекам? Кто же истинные поклонники, истинные служители Божии? Что же есть служить Богу в духе и истине? Почему же «Отцу», а не сказал – Богу? Кто Отец? Каково же место, на котором будет таковое служение приноситься Отцу? Каково близкое время, в которое познается человекам истинное служение?

Слова Господа суть откровение тайн, явление которых будет в близком будущем. Велика Тайна Нового служения в духе и истине.

Тайна – истинные поклонники. Тайна – новое имя небесного Бога – Отец. Тайна – место, на котором в духе и истине служение будет приноситься Богу. Тайна – и время, в которое познается людям истинное поклонение и истинное служение Богу – абсолютному духу. Тайна – отношение глаголющего Иисуса к Богу, абсолютному духу, которого он называет Отцом.

Иисус говорит Самарянке и извещает ей прикровенно всю тайну спасительного домостроительства, как Мессия, посланный небесным Своим Отцом, чтобы совершить ее (=тайну), и который от сложения мира воспринял как сын и слово Бога, абсолютного Духа, которого называет Отцом, дабы явить отношение Свое к Богу.

Все сии тайны открыл Господь в близком времени: история священных Евангелий, деяний Апостолов, посланий и священное откровение Иоанна открывают нам смыслы Тайн словес Господних и делают их ясными и возвещают нам истинный характер всех тайн, сокрытых в словах Господа.


2. О тайне нового в духе служения.

Каково в Духе и истине служение, которое в близком времени откроется? Когда откроется? Совершается ли уже такое служение? Кем совершается? Каким образом выражается? Совершается ли до сего дня таким же, как и во времена откровения?

Кто Откровитель? Кто же передал его (служение) человекам? Как же соблюдается оно неизменным до сего дня?

Это служение в духе и истине, как и из Святых писаний мы научаемся, как и Святое Апостольское предание передало Церкви, которое, как зеница око, силою Духа благоговейнеше сохраняется, есть служение Тайной Вечери, жертва Агнца Божия, вземлющего грех мира, Пасха Таинственная, Духовная и небесная Пасха, о которой говорил Иисус своим ученикам: «желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук», когда приняв хлеб, благодарив, преломив, дал им, говоря: «сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: Сия чаша, Новый Завет Моею кровию, яже за вы проливается».

Спаситель через Тайную сию Вечерю совершил Свою Пасху. Он бывает жрец и жертва и, как величайший Архиерей, предает новый образ спасительной жертвы в воспоминание Своей жертвы, приносимой за жизнь и спасение мира, и утверждает Своей жертвой Новый Завет, которым прекратил служение Ветхого Завета, упразднил кровавые жертвы и сотворил всё новое. Новое небо, новая жертва, новое служение, при котором небесным Таинством жертвуется Пасха, как Сам первый Господь, как Великий Архиерей принес Богу и Отцу Свою жертву, каковая есть словесное и духовное служение.

Таковое служение в воспоминание спасительного домостроительства заповедал творить Господь Ученикам Своим и участникам Таинства, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание». Новый Завет, кровию Господа Иисуса утвержденный, есть запечатление Нового Завета, который завещал Отец Сыну ко искуплению и спасению мира. Сей спасительной крови образ и символ была кровь Пасхального агнца и жертвенная кровь Ветхого Завета, которой тот был запечатлен (Исх. 24:6–8), как и Апостол Павел пишет ко Евреям: «И сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечного наследия приимут званнии. Идеже бо завет, смерти нужно есть вноситися завещающего... (Евр. 9:15–16) Нужда убо бяше образом небесных сими очищатися: самим же небесным лучшими жертвами, паче сих. Не в рукотворенная бо Святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо». (Евр. 9:23–24 и т.д.).

3. Об истинных поклонниках. Кто суть истинные поклонники?

Об истинных поклонниках Господь сказал, «что они поклонятся Богу духом и истиною». Но кто они? Каким образом познаваемые? Во всяком случае истинные поклонники суть Бога истинного знающие. Но откуда они узнали Отца Господа Иисуса? Ибо о Боге Отце Господа нашего Иисуса Христа Спаситель сказал, что они поклонятся Отцу, или истинному Богу, Которого Он им открывает. Господь сказал о знающих Бога: «Вся Мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец Мой, ни Отца кто знает, токмо Сын и емуже аще волит Сын открыти» (Мф. 11:27) Значит не все знают Отца Бога, но только те, кому открыл Бога Отца Сын Божий: Ибо Ему одному предана всяческая Отцем и даже – открывать Бога Отца человекам. Значит одни верные, через Иисуса Христа познающие Бога Отца, только они по истине знают Бога и по истине служат и поклоняются Богу триипостасному умом, словом и духом, Троице единосущней и нераздельней. Сии суть истинные знающие Бога, сии суть истинные поклонницы, и сии духом и истиною поклоняются Богу, ибо имеют истинное знание единого истинного Бога, Которого открыл им Сын Божий.

Никто, не знающий Сына, не есть истинный поклонник.


4. Что одни возрожденные водою и духом знают Бога, и они одни суть истинные поклонники.

Что истинные поклонники суть уверовавшие и возрожденные водою и духом, свидетельствуется из самих слов Господа к Никодиму, что если кто не родится свыше, не может увидеть царствие Божие: следовательно свыше рожденные, принявшие дух Божий, сии суть духоносные, и сии поклоняются духом и истиною Богу истины, Которого дух открыл им: рожденные свыше суть возрожденные водою и духом. Не возрожденные свыше суть рожденные от плоти, все же рожденное от плоти плоть есть.

Рожденное от духа познает истинного Бога, что Дух есть Бог, и духом и истинною поклоняется Богу. Господь, пришедый исполнить дело спасительного домостроительства, и прообразовав сие во Иордане, сразу же в начале дела великой этой миссии говорил Иоанну, идя к нему креститься от него и возбраняемый, «оставь ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду» (Мф. 3:15) Правда, в которой выражалось все в совокупности божественное к людям благоволение, была примирение Бога с человеком, которое было прообразовано во Иордане крещением Иисуса Христа, которым небесный Его Отец заключенные за грех праотца Адама небеса отверз и царствие небесное человекам даровал и Духа Святого на крестившегося Богочеловека послал, дабы крещаемые Духа Святого получали и духом поклонялись и служили открывшемуся триипостасному Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. В крещении исполнилась великая правда, Дух Святой, сошедший на Иисуса, сошел на всех водой и духом возрожденных сынов нового Адама, принявших Духа Святого. Господь наш Иисус Христос, как Богочеловек был совершенный Бог и совершенный Человек, и ни в чем не испытывал недостатка, и то, что было на Иордане, было ко спасению и восстановлению человека к первому достоинству и первоначальной красоте, и потому все, что творил Господь, творил для человека, и все то, что пострадал Господь как человек, пострадал для человека: вочеловечился, дабы обновить растленного грехом человека.

Пришел ко Предтече и приклонил верх, приклонивший небеса, да испросится для человека оставление грехов. Деяние это Господа Иисуса было первым деянием для оправдания человека. Ко Иоанну, возбранявшему Господу креститься от него, Господь сказал остави ныне, т.к. подoбает Ему исполнить всякую правду. Нисходит во Иордан и омывается в водах, принимая крещение от Иоанна, дабы очистить в себе греховную грязь праотца. Крещением Господь прообразовал всю страсть спасительного домостроительства: Смерть, сокрушение главы дракона, схождение во Ад, воскрешение из мертвых и поругание Ада. Через крещение Господь исполнил всякую правду. Через крещение стало примирение между Богом и человеком, после крещения отверзлись небеса – символ, что открылся на небесах Рай, затворенный за грех.

Дух Святой, сошедый на Иисуса после восхождения из вод показывал общение человека с Богом. Глас, донесшийся с небес от Отца, свидетельствующий о Иисусе, что Сей есть Сын Его возлюбленный, в Котором Он благоволил, явил бывшее Иисусом Христом сыноположение человеков.

Происходящее на Небе свидетельствует и утверждает совершаемое на земле. Сын исполнял всякую правду, Отец, благоволив, принимал совершившуюся божественную правду, Дух же Святой через схождение на Иисуса совершал запечатление божественной правды и наставшее общение Бога с людьми.

Человек возрождался свыше водою и Духом и вводился в царствие небесное. О сем Никодиму говорил Господь. Сие означали слова Господа о Духе, егоже хотяху приимати верующие Ему. Сие означали слова Господа: Дух идеже хощет, дышит, т.е., что Дух Святой, как всесильный Бог, где хочет нисходит и возраждает растленных грехом человеков, делает чадами Божими и наследниками царства Небесного. Сие сказал пророк Иоиль: «и будет по сих и излию от духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения узрят: и на рабы Мои и на рабыни Моя во дни оны излию от духа Моего» (Иоил. 2:28–29)

Слова Господа и пророчества Иоиля исполнились впервые во дни святой Пятидесятницы, когда Дух Святой в виде пламени огня сошел на Святых Апостолов и Учеников Господних и на всех, находящихся в горнице верных.

Сие проповедовал Господь Иудеям в великий день праздника кущей, когда звал к Себе всех жаждущих пить воду живу. Реки, которые истекут из сердец верных, означали схождение Всесвятого Духа. Сие было и бывает на всех крещаемых. В Деяниях Апостолов и в посланиях много раз свидетельствуется, что крещаемые получали Духа Святого и творили чудеса и знамения. Дух Святой, сходящий на крещаемых во имя Троичного Бога, являл их сынами света и органом божественной благодати и благоволения, воистину из сердец их изливались реки воды живой. От воды сей божественной благодати наполнился весь мир.

Принявшие Духа Святого, просвещенные, стали сыноположниками Божиими и сынами света, познали истинного в Троице Бога и послужили Ему. Сии суть истинные поклонники, служащие Богу в духе и истине. Сие, открывая Самарянке, Бог сказал ей: «Дух – Бог и поклоняющиеся Ему в Духе и истине должны поклоняться».



5. О поклонении Богу.

Поклонение Богу есть служение Богу: также как и служение Богу есть поклонение Богу. Однако, поклонение кому-либо не есть служить кому-либо. Одно – поклонение Богу и другое поклонение кому-либо. Первое означает служить, второе же – чтить. В Святом Писании поклонение Богу означает служить Богу. Самарянка, говорящая о служении своих отцов, говорит: Отцы ее поклонялись. Иудеи говорили, что в Иерусалиме – место, в котором подобает поклоняться Богу, т.е. службу приносить Богу: значит, слова Господа «грядет час, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною»показывают, что возрожденные водою и духом, послужат Богу духом и истиною.


6. Каково в духе и истине служение?

В Духе и истине служение есть на Тайной Вечере прообразованная жертва Бога Слова, принесшего Себя в жертву непорочную Богу и Отцу за жизнь и спасение мира. Она есть истинное поклонение, благоприятное служение, которое святые Апостолы, принявшие от божественного слова и исполняющие Его заповедь сие творите, т.е. посредством этого в духе истине служения служить Богу, сие служение приносили Богу и Отцу и передали верным, как единую благоугодную жертву триипостастному Богу, о сем служении говорил Господь Самарянке, которой открыл характер истинного служения.

Когда Господь говорил Самарянке, что скоро приходит время истинного поклонения, т.е. в духе и истине служения, таинственно предвозвестил Он ей Свою жертву за спасение мира и оставление грехов человеков, жертву, единую могущую оставлять грехи, и которую предпоказал Иудеям, и прообразовал в Тайной Вечере, чтобы ученики Его сию по заповеди Его, как жертву таинственную приносяще, сию единую на тайной святой трапезе совершали, которую и жертвенником Св. Апостолы называли, – так передали они называть святую трапезу, на которой жрется Агнец Божий, вземляй грех мира.

В послании к Евреям Апостол Павел говорит: «имамы жертвенник, от негоже не имут власти ясти служащие скинии» (Евр. 13:10). Эти слова Апостола проповедуют превозношение таинственной святой трапезы в божественный и небесный жертвенник, ибо жрелся на ней (трапезе) святыми Апостолами агнец Божий, вземляй грех мира.

В Таинстве Нового Завета преподается к питию кровь Спасителя, изливаемая за жизнь и спасение мира. Сия кровь дана к питию верным, дабы они, пивши с верою, имели жизнь во Христе и лишше имаше, обновленные в новую жизнь. Для этого преподаются нам тело и кровь Господа, как Сам Спаситель сказал последовавшим за ним Иудеям: «Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имат живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день». (Ин. 6:53–54) О духовном сем служении говорил Господь Самарянке, сказав, что истинные поклонники в духе и истине должны поклоняться Богу. Этими словами Господь открывал Самарянке Таинство Нового Завета, который заповедал Ему Отец, и который Он намеревался в скорейшем времени открыть людям. Служение сие, которое Господь хотел открыть миру, нужно было ожидать Самарянке, чтобы получить оставление грехов своих. Через служение сие Самарянка должна стать причастницей жертвы Нового Завета и участницей вечной жизни и сделаться истинной служительницей абсолютного духа, единого истинного Бога.


7. О Священстве Нового Завета и о превосходстве нового служения.

Новое тайное служение, преподанное Господом на Тайной Вечере Апостолам, настолько больше Иудейского служения, насколько больше в духе и истине служение служения через жертвы животных: насколько же больше служение, настолько больше и совершающий тайную жертву жрец жреца животных.

Если же те через дело служения назывались иереями Божиими, гораздо более справедливо называться иереями и архиереями жрецам нового служения, поставленных Всесвятым Духом, жрецов агнца Божия, вземлющего грех мира.

Если же справедливо называются иереями, совершающие службы Иудеи, гораздо справедливее называются иереями, совершающие священнодействия нового служения иереи, которых Дух Святой поставил и благодать удостоверила, и действуемые руками их божественные дары – таинства, приношения и чудеса – утвердили и засвидетельствовали.


8. Где жертвенник, там и священство.

Жертвенник Нового Завета есть антиобраз жертвенника на Небе, который видел Исайя, когда видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и Херувимов, вокруг стоящих и взывающих друг ко другунепрестанными гласы «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея».

Тот жертвенник был божественный и мысленный жертвенник, очищающий и изглаживающий человеческие грехи. Херувимы были священные литурги (служители) жертвенника, совершающие таинственные служения. Сей жертвенник очистил Исайю.

Горящие угли на жертвеннике суть новый субъект (τό νεαρόν ύποκείμενον) в Духе и истине служения, таинственно прообразованного к искуплению служащего Богу человечества. Умилостивительные же жертвы Моисеева служения при жертвеннике относились к нему. Ибо кровь быков и козлов не оставляет грехи. Оставление грехов человеков пришел взять Слово Божие, агнец, закланный от сложения мира, Великий Архиерей, который вознес на небо божественный и мысленный жертвенник, на котором таинственно жрелось превыше ума и разумения божественного агнца закланного тело, и которое только Херувимы священнодействуют; горящие угли – прообразуют это святое тело Господа, Который был заклан от сложения мира.

Херувим, взяв уголь от жертвенника клещами и коснувшись уст Исайи и очистив его, совершил дело иерея. Сие дело совершают и таинственно изображающие Херувимов иереи, окружающие святой жертвенник и приносящие тайное служение, для чего и сии слова Херувима говорят при совершении жертвы святого тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «Се, прикоснуся устнама моима и отымет грехи моя и беззакония моя очистит...».



9. О горе Господней или о вознесенном Господом вечном жертвеннике.

Сын и Слово Божие, Демиург всяческого, вознес от сложения мира пренебесный и мысленный жертвенник, на котором совершалась премирная жертва, через которую небесные литургические святые духи непрестанно приносили Богу словесную и духовную службу, и через которую они становились священнослужителями Таинства троичного Божества и причастниками благодати триипостасного Божества. Пренебесный и мысленный жертвенник был в дому Божием, в котором престол Божий, в котором небесный храм Божий, в котором небесные чины и чиноначальники святых Ангелов и Архангелов и все множество святых невещественных духов поют непрестанно: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея (Ис. 6:3).

Пренебесного и мысленного сего жертвенника образ есть святой жертвенник, вознесенный Спасителем Христом посреди Земли, дабы приносилось в Духе и истине служение Богу и Отцу Его прежде Самим Спасителем нашим Иисусом Христом, Крайним Архиереем, принесшим Себя, жертву непорочную, Богу и Отцу, и потом Апостолами, принявшими заповедь сие творите в воспоминание вольной и спасительной страсти Господней, в пищу же тела и крови, присноизливаемой за жизнь и спасение мира. Жертвенник сей есть святая трапеза Тайной Вечери, она называется жертвенник, ибо на Тайной Вечери Господь прообразовал Свою страсть и Свою праздновал Пасху, принося Себя Богу и Отцу, как Величайший Архиерей, жертву святую, обретая вечное избавление. Тайная Вечеря была пища и питие жертвуемого Христова тела, принесенного Им, как Архиереем, жертву Богу и Отцу. Иисус на Тайной Вечере преподал Апостолам Свои тело и кровь, преложив хлеб и вино в тело и кровь Свою. Святая трапеза через Тайную жертву сделалась духовным жертвенником, и так назвали святые Апостолы трапезу, на которой они преломляли святой хлеб.

Апостол Павел писал ко христианам из Иудеев, наставляя их, не увлекаться различными учениями, ибо хорошо благодатью укреплять сердце, а не явствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими: «имамы жертвенник, от негоже не имут власти ясти служащие скинии» (Евр. 13:10). Он дает нам понять сущность христианской церкви, имеющей в себе жертвенник духовный, на котором приносилась жертва духовная, повеленная Апостолам Спасителем Христом, ставшим Архиереем во век по чину Мелхисидекову, и поставившим Апостолов служителями Нового Завета, свидетельствуемого лучше Ветхого Завета, ибо: «Аще убо совершенство левитским священством было, кая же потреба, по чину Мелхисидекову иному востати священнику». Свидетельствуется ведь в псалме (Пс. 109:4): «Ты иерей во век по чину Мелхисидекову». Следовательно, отмена бывает Ветхого, ибо «ничтоже бо совершил закон».

Было же введение лучшей надежды, по которой мы приближаемся к Богу. Как Архиерей пребывает во век, освящающий приближающихся к Богу, причастившихся Ему через кровь Христову, так и Церковь Его, Церковь Нового Завета пребывает во век, чтобы освящать участников и ставших причастниками Завета Спасителя Христа, Который, духом вечным Себя принеся непорочного Богу, очищает совесть нашу от мертвых дел ко служению Богу живому, как и Апостол Павел учит нас, что Новый Завет имеет Церковь, и жертвенник, и священство по чину Мелхиседекову, которого Апостолы Спасителя первые стали служителями Нового Завета, Самим Спасителем поставленные таковыми, чтобы совершать учиненное новым служением и освящать верных, приносяще им тело и кровь Господни, под видом хлеба и вина, священнодействующе по чину Мелхиседекову во век, ибо Церковь Христова пребывает во век «и врата адова не одолеют ей». (Мф. 16:18).


10. О святой Церкви Христовой, что она есть гора святая, вышний Иерусалим.

Святая Церковь есть гора святая, великая, высокая, град святой Иерусалим, нисходящий с Неба от Бога, имеющий «славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на вратах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот, и стена града имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца...» (Откр. 21:10). Он есть Церковь, храм Божий, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм ее есть и Агнец, и град не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец, и народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою», и проч. (Откр. 22).

Церковь есть место, в котором все должны приносить службу в духе и истине. Она есть дверь, вводящая в жизнь. О ней сказал Господь Самарянке, что истинные поклонники поклонятся Отцу и принесут служение в духе и истине. Через нее одну вводятся верные в царствие Небесное. Она одна есть невеста, жена Агнца, через которую Он умножал чад спасения единому мужу ее, Спасителю Христу, и они одни составляют Церковь Христову, и они единственные служат в Троице Богу, и они единственные приносят в духе и истине служение.

Одни чада невесты Христовой, из чрева купели происходящие, чада нового Адама, водою и духом в Видимой Христовой Церкви рожденные, только они приносят Богу службу благоугодную. Не возрожденные в Церкви водою и духом царствия Божия не наследуют (Ин. 3:1–4).

Иначе думающие новые толкователи Евангелия, разумеющие Церковь как собрание верующих, составляющих невидимую Церковь, которую видел один Господь, и которых Дух Святой, невидимо сшедший, показал чадами спасения и членами невидимой Церкви, зло сии заблуждаются заблуждением ужасным, и Дух Божий не живет в них, ибо они не возродились водой и духом в Церкви Христовой, единой святой Соборной и Апостольской Церкви, и не стали чадами нового Адама через возрождение, ибо как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживотворятся, и сии входят в царствие Божие, посему говорит Павел (1Кор. 15:29): если мертвые не восстанут, что и креститься ради мертвых? (т.е. об умершем Иисусе и не воскресшем по их мнению), значит, необходимо, чтобы уверовавшие во Христа и крестились во Христа, в смерть Его и воскресение Его, чтобы воскреснуть в жизнь вечную.

11. О деле спасения.

Дело спасения есть крещение. Одна вера без дела крещения не спасает, первое же дело веры есть крещение, совершаемое Церковью во имя триипостасного Божества, как Господь научил Своим Святым Крещением. Дух Святой сходит на крещаемого: без первого сего дела спасения вера мертва есть. Дух Святой есть животворящий, освящающий и оправдывающий перед Богом уверовавшего и крестившегося, по этой причине Господь сказал: «уверовавший и крестившийся спасется». Святой Киприан в своей книге к Донату говорит: «Но когда вода пакирождения отмыла грязь прежней моей жизни, тихий и чистый свет сошел с небес на мое сердце. Когда через возрождение я был пересотворен в нового человека, и укрепился чудесно нетвердый и вспыльчивый дух мой, открылись таинства, рассеялся мрак... я познал, что жившее по плоти во мне греха ради, возвратилось назад в землю, после же святого крещения началось уже божественное, живое». Так что вера и крещение спасают. Без крещения вера мертва.

12. О том, что место, в котором подобает поклоняться и служить Богу, есть Церковь.

Церковь Нового Завета есть место, в котором истинные поклонники приносят Богу, абсолютному духу, служение в духе и истине.

Церковь основана Спасителем Иисусом Христом на вере к Нему исповедовавших Его Сыном Бога живаго. Ее Господь назвал малым стадом. Церковь сию обновил сошедый в Пятидесятницу Дух Святой. Ее составили все уверовавшие Апостолы и ученики Спасителя, и исповедовавшие Христа Сыном Бога живаго. Ей Бог поставил «первее Апостолов, второе пророков, третие учителей, потом же силы, также дарования исцелений, заступления, правления, роди языков» (1Кор. 12:28).

Эта Церковь есть тело Христово, все же, возрожденные водою и Духом, суть члены Христовы, ибо «единем Духом мы вси во едино крестихомся... и вси единем духом напоихомся» (1Кор. 12:12–24). Церковь сия основана Спасителем, дабы пребывала во век, и было вечным искупительное дело Спасителя. Поскольку же спасительное домостроительство Господа для искупления человеческого рода есть Таинство Таинств, и поскольку единый в Троице Бог спасает верующих в слово, глаголанное Христом, творящих дела веры, переданных через Апостолов Церкви, поэтому даны Церкви божественные некоторые священнодействия в образе Таинства, чтобы божественная благодать, используя как органы служителей Церкви, возрождала верующих и исповедующих веру в Спасителя и Избавителя мира Христа, и преподавались дарования святого Духа крещаемым, и творила их причастниками тела и крови Христовых, после приложения хлеба и вина сошествием Всесвятого Духа в тело и кровь Христа в божественном таинстве евхаристии.

Подобало, чтобы дело искупления, как Величайшее из Таинств через божественные таинства действовало вечно. Церковь есть поручительница Нового Завета. Она одна спасает через века верующих, и она одна ведет к Богу, и одна сынополагает и чадами Божиими являет. О ней говорил Самарянке Господь.

В Эгине 1 июля 1919 г.

☦ Митрополит Пентапольский Нектарий



На главную