На главную


25.07.2018
http://afanasiy.net/epyskop-nektarii-koncevych-o-vn-shkolnom-relygiozno-nravstvennom-vospytaniy-molodejy


О ВНѢШКОЛЬНОМЪ РЕЛИГІОЗНО-НРАВСТВЕННОМЪ ВОСПИТАНІИ МОЛОДЕЖИ.
Епископъ Нектарій (Концевичъ). Докладъ, прочитанный на Всезарубежномъ Соборѣ 1974 г.



 

О ВНѢШКОЛЬНОМЪ РЕЛИГІОЗНО-НРАВСТВЕННОМЪ ВОСПИТАНІИ МОЛОДЕЖИ.
Епископъ Нектарій (Концевичъ). Докладъ, прочитанный на Всезарубежномъ Соборѣ 1974 г.
 

ВСТУПЛЕНІЕ.

«Оставите (пустите) дѣтей приходити ко Мнѣ
и не браните (не возбраняйте) имъ,
таковыхъ бо есть Царствіе Божіе».
(Лк. 18, 16)

Богъ судилъ намъ въ это страшное и лукавое время духовнаго разложенія во всемъ мірѣ — быть за рубежомъ нашей, порабощенной богоборцами, Отчизны. И, если на Родинѣ Церковь, будучи связана узами сатанинской власти, не имѣетъ права и возможности вліять на воспитаніе дѣтей въ духѣ вѣры и благочестія, то здѣсь въ изгнаніи Церковь, милостью Божіей, имѣетъ это счастье — свободно исповѣдывать Православную Вѣру и оказывать вліяніе на религіозное и нравственное воспитаніе русскихъ дѣтей, наставляя и ведя ихъ по пути спасенія.

Однако, всѣ мы являемся свидѣтелями почти всеобщаго и стремительнаго отступленія отъ Бога и Его Правды. Это вырѣзало ростъ преступности и дикаго разгула, захватившихъ въ какой-то степени и нашу молодежь. И хотя на фонѣ окружающей распущенности, наше оцерковленное юношество производитъ отрадное впечатлѣніе, но это только кажущееся благополучіе, т. к. къ нашему горю, не рѣдки уже случаи ухода русскихъ дѣтей и юношей въ «страну далече» отъ вѣры, отъ Христа и Его Церкви, изъ родительскаго дома и паденія ихъ въ омутъ современнаго духовнаго одичанія — разврата и даже бандитизма.

Мы свидѣтельствуемъ, что наши дѣти и юношество находятся въ большой опасности, и мы считаемъ крайне необходимымъ уже сейчасъ «бить въ набатъ», возвѣщая о надвигающемся стихійномъ бѣдствіи на нашу молодежь.

Этотъ набатъ долженъ быть услышанъ всей Зарубежной Русью и, прежде всего, — родителями.

Трудъ воспитанія дѣтей здѣсь въ Зарубежьѣ встрѣчаетъ невѣроятно тяжелыя препятствія изъ-за, такъ называемаго, «духа времени», изъ-за инославнаго окруженія съ чужимъ для насъ бытомъ и идеологіей, а также изъ-за того, что русскіе люди часто недооцѣниваютъ, а порой даже не видятъ грозящей опасности, которой подвергаются ихъ дѣти и далеко не всегда отдаютъ себѣ отчетъ въ крайней важности правильнаго ихъ воспитанія.

Многіе примѣры убѣждаютъ насъ въ томъ, что существуетъ могучая и страшная, необыкновенно организованная сила, обладающая неограниченными возможностями и огромными средствами, сознательно ставящая передъ собой цѣль духовнаго и физическаго разложенія подрастающаго поколѣнія. Мы полагаемъ, также, что для осуществленія, этой преступной цѣли детально разработаны планы, выполненіе которыхъ уже приведено въ дѣйствіе.

Лавина сатанинскихъ силъ неудержимо и стремительно, на нашихъ глазахъ, обрушивается на весь міръ, разрушая устои семьи, подрывая авторитетъ Церкви, распространяя безбожіе, богоборчество. сатанизмъ, наркоманію, бандитизмъ, развратъ, вплоть до извращеннаго секса, и революціонныя идеи.

При нашемъ бездѣйствіи, косности и попустительствѣ опасность втягиванія въ эту пучину разложенія уже сейчасъ грозитъ гибелью душъ нашей молодежи.

Время можетъ быть утеряно.

Отвѣтственность лежитъ на насъ.

Пастырская совѣсть, чувство отвѣтственности передъ Богомъ, тревога за участь дѣтей и любовь къ юнымъ душамъ, побуждаетъ насъ возвѣстить объ этой, нависшей надъ нами, духовной катастрофѣ и принять всѣ, зависящія отъ насъ мѣры, чтобы, съ помощью Божіей, предотвратить паденіе нашихъ дѣтей, сохранить ихъ отъ губительныхъ пороковъ, грѣховныхъ соблазновъ, отъ обезличиванія, растворенія и исчезновенія въ окружающей средѣ.

Намъ нельзя закрывать глаза на темныя стороны, окружающей насъ, современной жизни.

Для того, чтобы предупредить родителей и воспитателей о той жуткой опасности, которая окружаетъ нашихъ дѣтей, необходимо, хоть вкратцѣ, разсказать о дѣйствіяхъ этихъ разлагающихъ силъ.

***

ПАГУБНОЕ ВЛІЯНІЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ДѢТЕЙ И ЮНОШЕСТВО.

Во многихъ, даже начальныхъ школахъ среди дѣтей распространяются, часто безплатно, брошюрки, книжечки, и листовки съ порнографическимъ текстомъ и такими же картинками. Эти брошюрки написаны дѣтскимъ языкомъ и призываютъ не слушать родителей, научаютъ самымъ безнравственнымъ порокамъ и убиваютъ вѣру въ Бога.

Дѣти чуютъ въ этомъ плохое и потому стыдятся своихъ родителей, не освѣдомляютъ ихъ о разлагающихъ душу брошюрахъ, скрываютъ свои пороки и, поэтому, не получаютъ своевременной помощи. Навыкнувъ же порокамъ, но поздно осознавъ ихъ гибельность, не могутъ уже отъ-нихъ избавиться.

Докторъ-психіатръ Фрагнитъ, занимающійся изслѣдованіями причинъ преступленій, совершенныхъ малолѣтними преступниками, сообщаетъ:

«Наши тюрьмы, исправительныя заведенія и больницы для душевно больныхъ переполнены несчастными, которые пали жертвой порнографіи. Нѣкоторые никогда не возстановятъ свое душевное здоровье, нѣкоторые никогда не пріобрѣтутъ свободу».

Подрастающимъ школьникамъ, помимо обильнаго снабженія порнографіей преподносятся призывы къ утонченному разврату, къ уходу изъ родительскаго дома и къ употребленію наркотиковъ, отъ чего, врочемъ, не защищены и младшіе.

Къ старшимъ школьникамъ и къ студентамъ колледжей эти разлагающія силы систематически и настойчиво обращаются съ призывами организовывать мятежныя демонстраціи, забастовки и другіе безпорядки, а также подстрекаютъ къ вандализму, къ совершенію поджоговъ и къ другимъ революціоннымъ актамъ.. Ими высмѣиваются патріотизмъ и любовь къ своему Отечеству. Они стремятся уничтожить уваженіе къ властямъ и лояльность къ нимъ путемъ грубаго нарушенія законовъ страны. Ими выбрасываются, революціонные лозунги съ открытымъ призывомъ къ бунтамъ, къ сверженію существующаго государственнаго строя, — къ революціи.

Ростъ числа убійствъ, ограбленій, поджоговъ, насилій, вандализма и прочихъ преступленій свидѣтельствуетъ о томъ, что аморальная и революціонная пропаганда имѣетъ силу и улавливаетъ въ свои сѣти довольно большой процентъ молодежи.

За всѣ эти моральныя, уголовныя, и политическія преступленія, преступники — враги Бога, человѣка и государства, — во многихъ случаяхъ, остаются безнаказанными, а поэтому, къ сожалѣнію, во всѣхъ перечисленныхъ, преступленіяхъ они преуспѣваютъ.

Въ газетахъ, журналахъ, книгахъ, телевидѣніи и въ кинематографахъ сплошь и рядомъ пропагандируются эти тлетворныя и разрушительныя идеи, и Верховный Судъ, къ нашему удивленію и сожалѣнію, не препятствуетъ распространенію, какъ порнографическихъ, такъ и революціонныхъ изданій, приносящихъ огромный вредъ государству и его гражданамъ.

Этимъ разлагающимъ элементамъ разрѣшается читать лекціи, соотвѣтствующія ихъ богоборческой идеологіи и произносить рѣчи, разжигающія мятежный духъ революціи. Такъ, напримѣръ, извѣстный профессіональный революціонеръ Рубинъ въ зажигательной рѣчи въ Кентскомъ университетѣ пропагандировалъ необходимость быть готовымъ:

«убить родителей, потому что они являются нашими первыми угнетателями».

Онъ заканчиваетъ свою рѣчь словами:

«мы всѣ должны превратиться въ зажигателей мятежей».

Произносить такія рѣчи не запрещается, не запрещается также антиморальная и антирелигіозная пропаганда и, въ то же время, въ школахъ запрещается преподаваніе Закона Божія и чтенія молитвъ, считая это не конституціоннымъ; а недавно въ Калифорніи судья запретилъ дѣтямъ пѣть пѣсенку въ школѣ потому, что въ текстѣ было слово Богъ.

Итакъ, мы съ особой силой снова подчеркиваемъ, что на подрастающее поколѣніе школьнаго и университетскаго возраста, ведется усиленное наступленіе, которое духовно разлагаетъ и физически разрушаетъ здоровье молодежи.

Число юношей, дѣвушекъ и даже дѣтей, пристрастившихся къ наркотикамъ, съ каждымъ годомъ растетъ и въ настоящее время достигло угрожающихъ размѣровъ. По нѣкоторымъ даннымъ сейчасъ въ Америкѣ есть до 15 милліоновъ наркомановъ.

Ведется и продуманная борьба противъ вѣры въ Бога и противъ всякой религіи вообще. Это атеистическое ученіе и лекціи о сексуальной свободѣ проводятся въ учебныхъ заведеніяхъ вполнѣ открыто и безнаказанно.

Изъ многихъ примѣровъ, для иллюстраціи, приведемъ два.

1-й. Въ колледжѣ учится наша религіозная дѣвушка. Преподаватель, читая лекціи по курсу философіи, съ потрясающимъ кощунствомъ клевещетъ на Спасителя и Его ученіе, на Богоматерь и Святыхъ. Ни устно, ни письменно нельзя привести этихъ страшныхъ словъ хулы, которыя изрыгались изъ устъ, такъ называемаго, профессора, несомнѣнно, атеиста, а, можетъ быть, даже сатаниста. Этотъ, съ позволенія сказать, «ученый» пропагандируетъ со своей каѳедры, такъ называемую, сексуальную свободу, т.е. блудъ, и утверждаетъ, что воздержаніе, проповѣдуемое религіей, какъ противорѣчущее требованіямъ физіологіи, приводитъ часто къ сумасшествію и прочимъ аномаліямъ въ организмѣ человѣка. Имъ была задана учащимся письменная работа на тему «любовь». Преподаватель, очевидно, расчитывалъ, что студенты въ этой работѣ будутъ восхвалять пресловутую свободу любви въ сексуальномъ смыслѣ. Такъ, къ сожалѣнію, и было, за исключеніемъ нашей русской православной дѣвушки, которая писала о возвышенной любви къ Богу и къ ближнимъ, о чуткости, о сострадательности, о жертвенности и о другихъ добродѣтеляхъ, т.е. о любви во Христѣ. За эту работу преподаватель ставитъ неудовлетворительную отмѣтку, несмотря на объясненія дѣвушки, что она по своей совѣсти и убѣжденіямъ, какъ вѣрующая, не можетъ согласиться съ его сужденіями но этому вопросу. Возражая, преподаватель далъ понять, что заданная въ сочиненіи тема, должна излагаться такъ, какъ она была освѣщена въ курсѣ, прочитанныхъ имъ, лекцій. Съ большимъ трудомъ этотъ конфликтъ, въ концѣ концовъ, былъ улаженъ директоромъ школы, но горе въ томъ, что большинство студентовъ, соглашаясь съ преподавателемъ или идя по линіи наименьшаго сопротивленія, излагали въ своихъ сочиненіяхъ мысли въ угоду лектору, согласно съ его сатанинскимъ ученіемъ, чтобы получить хорошій баллъ и не имѣть никакихъ непріятностей. Студенты забываютъ или не знаютъ того, что этимъ роковымъ поступкомъ они сами себя причисляютъ къ числу сознательно отвергающихъ ученіе Спасителя и Его Церкви на радость врагамъ Христа.

2-й примѣръ. Аналогичный случай произошелъ также съ нашей русской вѣрующей дѣвушкой при окончаніи колледжа. Такъ называемый профессоръ, прикрываясь лекціями по классу литературы, какъ и въ первомъ случаѣ, кощунственно издѣвался надъ содержаніемъ Евангелія, надъ Спасителемъ, Его Церковью и ученіемъ, надъ святыми Угодниками и надъ всѣмъ, что такъ дорого сознанію вѣрующаго человѣка. Въ концѣ курса лекцій, преподаватель съ ироніей задаетъ вопросъ: «неужели среди васъ есть еще вѣрующіе?». Въ отвѣтъ на этотъ вопросъ поднялось только двѣ руки — нашей русской дѣвушки и еще одного студента, а въ аудиторіи присутствовало около 100 слушателей. Всѣ остальные или были невѣрующими, или не нашли въ себѣ мужества открыто исповѣдывать свою вѣру, стыдясь насмѣшекъ или боясь повредить себѣ въ смыслѣ оцѣнки ихъ знаній, т.е. получить неудовотворительный баллъ. Такъ и было съ кашей дѣвушкой. Несмотря на то, что ея знаній преподаватель не провѣрялъ, ей было сказано, что она не можетъ получить диплома объ окончаніи колледжа, т. к. имѣетъ неудовлетворительную оцѣнку по этому предмету. Преподаватель категорически отказался ее экзаменовать и измѣнить баллъ.

Такимъ образомъ, только за исповѣданіе вѣры, выразившееся въ поднятіи руки, — надъ студентомъ нависаетъ угроза лишенія диплома объ окончаніи учебнаго заведенія.

Съ большимъ трудомъ и непріятностями дѣвушкѣ удалось, на конецъ, добиться разрѣшенія сдать этотъ экзамень въ другомъ колледжѣ и у другого преподавателя.

Урегулированіе описанныхъ конфликтовъ — только частные случаи и фактъ остается фактомъ: а именно: въ учебныхъ заведеніяхъ, начиная съ начальныхъ школъ и кончая университетами, благодаря, такъ называемой, академической свободѣ, сознательно преподается аморальная идеологія и атеизмъ, порой, съ сатанинскимъ издѣвательствомъ надъ всѣмъ, что касается вѣры въ Бога. Но эта пресловутая «академическая свобода» фактически не позволяетъ на лекціяхъ защищать свою вѣру, что имѣло мѣсто въ приведенныхъ примѣрахъ.

Вѣрующій учащійся, не соглашающійся съ такимъ ученіемъ — приравнивается къ неуспѣвающимъ ученикамъ. Ему ставится неудовлетворительный баллъ и онъ находится подъ реальной угрозой лишенія диплома или даже быть удаленнымъ изъ учебнаго заведенія съ начальныхъ курсовъ обученія за «неуспѣваемость».

Такимъ образомъ, мы особо подчеркиваемъ, что передъ нашими дѣтьми и юношествомъ во всей силѣ и реальности предстоитъ ПОДВИГЪ ИСПОВѢДНИЧЕСТВА. — Или быть со Христомъ, даже за счетъ образованія и, связаннаго съ нимъ, житейскаго благополучія, или отречься отъ Христа для того, чтобы имѣть законченное образованіе и житейское благополучіе.

Подготовлены ли наши дѣти и юноши къ этому великому подвигу иеповѣдничества? Полагаю, что нѣтъ, за очень малымъ исключеніемъ. Нѣтъ, — потому что мы слышали такія высказыванія: — «буду на экзаменахъ говорить такъ, какъ преподносился предметъ и какъ требуетъ преподаватель, а въ душѣ буду оставаться вѣрующимъ».

Вотъ въ этомъ и заключается весь ужасъ, ибо Христосъ говоритъ:

«Иже бо аще постыдится Мене, и Моихъ словесъ, въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ — и Сынъ Человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со ангелы святыми» (Мр. 8, 38).

***

Среди американской молодежи въ настоящее время очень распространенъ обычай обращаться къ психологу за разрѣшеніемъ своихъ душевныхъ вопросовъ и конфликтовъ. Къ сожалѣнію, среди русскихъ юношей также есть случаи, когда за разрѣшеніемъ той или иной духовной проблемы, вмѣсто того, чтобы прибѣгнуть къ благодатной помощи Церкви — къ таинству исповѣди, къ бесѣдѣ съ духовникомъ, прося его молитвенной помощи и совѣта, — идутъ къ психологамъ.

Психологи же берутъ на себя смѣлость какъ бы замѣнять духовниковъ, вторгаясь въ духовную сторону жизни человѣка, совершенно не зная ея. Будучи, въ большинствѣ случаевъ, людьми невѣрующими, они прибѣгаютъ къ своимъ, такъ называемымъ «психоанализамъ» и, для разрѣшенія духовныхъ проблемъ своихъ паціентовъ, стараются уничтожить вліяніе вѣры въ Бога на человѣка, искоренить понятіе о грѣхѣ и усыпить совѣсть, чѣмъ и опустошаютъ юную душу, пріумножая грѣхъ.

Помимо всего сказаннаго, все шире и шире расползается чистый сатанизмъ. Бъ Санъ Франциско легально совершаются сатанинскія мессы. Выполняетъ ихъ т.н. «священникъ сатаны», который подъ такимъ названіемъ зарегистрированъ у властей. Имъ подвергаются профанаціи браки, погребенія и прочія т.н. «требы».

Сатанизмъ проникаетъ и въ школы, о чемъ свидѣтельствуетъ пресса. Такъ, напримѣръ, въ газетѣ «Русская Жизнь» № 7313 от 10 августа 1971 года, помѣщена краткая замѣтка подъ заглавіемъ: «Сатанѣ нѣтъ мѣста въ школѣ». Текстъ этой замѣтки слѣдующій:

«Фресно, 9 августа. По требованію родителей и постановленію школьнаго совѣта, прекращены «черныя мессы», которыя въ классѣ во время занятій служилъ одинъ изъ учителей, призывая дѣтей поклоняться Люциферу. Этотъ учитель проводилъ курсъ «изученія тайнаго міра» въ трехъ школахъ и снабдилъ школьную библіотеку 61 книгой, текстъ которыхъ былъ посвященъ сатаиизму».

Въ этой замѣткѣ говорится, что преподаваніе сатанистомъ велось въ трехъ школахъ и остановлено въ одной, но ничего не сказано объ о стальныхъ двухъ. Возможно, что эти гнусныя мессы продолжаются въ этихъ школахъ и по сей день. Но, если и нѣтъ, то все-же тотъ фактъ, что онѣ имѣли мѣсто, даетъ намъ право допустить, что эти мессы могутъ совершаться и въ другихъ школахъ. Въ замѣткѣ ничего не говорится объ отвѣтственности и наказаніи преподавателя, и насъ поражаетъ эта безнаказанность. Встревожены мы также безнаказанностью распространенія среди школьниковъ книгъ съ ученіемъ о сатанизмѣ, что отравляетъ душу и умъ дѣтей.

Мы знаемъ случай ухода 17-лѣтней дѣвушки изъ родительскаго дома благочестивыхъ вѣрующихъ русскихъ родителей. Эта несчастная дѣвица опустилась на дно разврата, сошлась съ «хиппи», оформивъ съ нимъ т.н. гражданскій бракъ, а онъ оказался отъявленнымъ сатанистомъ, принимавшимъ участіе въ совершеніи сатанинскихъ мессъ.

Знаемъ, также, случай еще ужаснѣе: — русская дѣвушка, учившаяся въ церковной школѣ, живетъ безпутно и сама занимается черной магіей. Всѣ старанія вырвать ее изъ этого губительнаго омута, пока не привели къ положительнымъ результатамъ.

Есть и уголовныя преступленія. Такъ, напримѣръ, — русскій мальчикъ, также учившійся въ церковной школѣ, укралъ автомобиль и, какъ несовершеннолѣтній, осужденъ на годъ, будучи изолированъ съ малолѣтними преступниками. Общаясь съ ними, онъ подвергается опасности совершенно морально разложиться, пристрастившись къ наркотикамъ и къ всевозможнымъ порокамъ, которые необычайно распространены среди преступниковъ-подростковъ.

Можно привести множество другихъ примѣровъ воровства, наркоманіи, алкоголизма и, пожалуй, угрожающаго числа ухода отъ родителей и аморальнаго поведенія нашихъ русскихъ дѣтей, юношей и дѣвушекъ.

Необходимо еще сказать о пагубномъ вліяніи на юношество и современной литературы. Въ настоящее время книжный рынокъ переполненъ изданіями, посвященными вопросамъ секса въ самомъ циничномъ и низменномъ смыслѣ этого слова. Много книгъ о сатанизмѣ и колдовствѣ, о йогѣ, астрологіи, объ индуизмѣ. Все это толкаетъ къ богоотступничеству.

Нельзя не упомянуть и о музыкѣ. Въ магазинахъ продается множество пластинокъ современной музыки. Преобладаютъ пластинки «рокъ» и т. наз. «популярныя». Въ этихъ «популярныхъ» много анти-религіозной пропаганды и даже воспѣвающихъ сатанизмъ. Есть пѣсенки противъ службы въ арміи и съ призывомъ къ революціи, къ употребленію наркотиковъ и къ аморальной жизни. Поразительно, что среди покупателей есть много дѣвочекъ до 14-лѣтняго возраста.

Все, что было здѣсь сказано о пагубномъ вліяніи на души дѣтей и юношей, является лишь каплей въ морѣ того потрясающаго ужаса, который окружаетъ насъ. Вотъ почему, такъ абсолютно необходимо, не теряя времени, предпринять все, что въ нашихъ силахъ, чтобы оградить отъ гибели души нашихъ неопытныхъ и довѣрчивыхъ дѣтей и спасти тѣхъ, кто уже подпалъ подъ вліяніе духа времени.



НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЪЕДИНЕННЫХЪ УСИЛІЙ ЦЕРКВИ, СЕМЬИ, ЦЕРКОВНЫХЪ ШКОЛЪ И МОЛОДЕЖНЫХЪ ОРГАНИЗАЦІИ ВЪ ДѢЛѢ ВОСПИТАНІЯ ДѢТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

Забота о воспитаніи дѣтей въ вѣрѣ, добродѣтели и благочестіи, это —

«долгъ священный, котораго нельзя преступить, не сдѣлавшись виновнымъ въ нѣкотораго рода дѣтоубійствѣ» —

— говоритъ святитель Іоаннъ Златоустъ.

Въ этомъ Божьемъ дѣлѣ, какъ мы уже говорили, необходимы объединенныя усилія и полное единомысліе съ Церковью семьи, церковныхъ школъ и нашихъ молодежныхъ организацій. Вліяніе семьи, преподавателей и руководителей должно не только гармонировать, но и руководствоваться ученіемъ Церкви. Если же они будутъ противорѣчивыми и взаимно исключающими (что, къ сожалѣнію, иногда имѣетъ мѣсто), то это неизбѣжно внесетъ въ молодыя души тлетворное сомнѣніе и разладъ: — все станетъ относительнымъ и условнымъ. И, какъ слѣдствіе, будетъ раздвоенность личности, ея распадъ, печальныя послѣдствія котораго, рано или поздно, непремѣнно скажутся.

Къ примѣру можно привести слѣдующее: — Церковь предупреждаетъ о грѣховности устройства баловъ въ канунъ воскресныхъ дней и церковныхъ праздниковъ, а родители ихъ устраиваютъ, игнорируя зовъ Церкви. То же можно сказать и въ отношеніи соблюденія святыхъ постовъ и другихъ церковныхъ правилъ.

И, что же получается?

Церковь учитъ одному.

Родители часто критикуютъ Церковь и учатъ другому, а руководители порой, будучи мало церковными людьми, имѣютъ сужденіе третье.

Изъ-за этого разномыслія въ умѣ и душѣ ребятъ получается разладъ и сумбуръ, ведущій къ потерѣ уваженія и авторитета къ старшимъ.

Возникаетъ вопросъ; — гдѣ Истина?

гдѣ Правда?

и кому вѣрить?

Подобныя разномыслія можно наблюдать въ вопросахъ жизни духовной, церковной, моральной, семейной, личной, общественной, государственной, политической и пр.

Слушая же въ государственныхъ учебныхъ заведеніяхъ лекціи преподавателей съ атеистическимъ міровоззрѣніемъ, — молодежь испытываетъ духовную растерянность и начинаетъ... «вѣровать по своему», что является гибельнымъ для души, но очень моднымъ въ наше лукавое время отступничества.

«Вѣрующій по своему» не понимаетъ того, что этимъ онъ самъ выводитъ себя изъ ограды Церкви, лишая себя божественной силы благодати Духа Святаго, сугубо дѣйствующаго въ Таинствахъ церковныхъ. «Вѣрующій по своему» не понимаетъ и не замѣчаетъ того, что онъ болѣетъ почти неизлѣчимой болѣзнью — гордыней ума; и ставитъ себя выше сонма святыхъ Отцевъ Вселенскихъ Соборовъ, Духомъ Святымъ изложившихъ догматы и церковныя правила Вѣры Православной. «Вѣрующій по своему», не будучи знакомъ съ нашей величайшей сокровищницей — твореніями святыхъ отцовъ, пренебрегаетъ духовнымъ опытомъ сонма преподобныхъ, всю жизнь свою посвятившихъ служенію Богу и на практикѣ въ совершенствѣ изучившихъ законы духовной жизни. И, наконецъ, «вѣрующій по своему», часто самъ не замѣчая, ставитъ себя выше Христа, ибо свои сужденія считаетъ болѣе совершенными нежели ученіе Спасителя, которое онъ критикуетъ и которымъ пренебрегаетъ.

Къ великому прискорбію, въ наше время можно довольно часто слышать, это пресловутое «вѣрую по своему» отъ людей, считающихъ себя православными.

***

О воспитаніи молодежи вообще, и въ Зарубежьѣ въ частности, издано много научныхъ трудовъ, написано большое количество книгъ, брошюръ, статей, воззваній, обращеній и пр. Въ этихъ изданіяхъ освѣщаются и разбираются вопросы педагогики, психологіи, физіологіи, пола, возрастныхъ особенностей, методики занятій и т.д. Многіе изъ этихъ трудовъ написаны авторами духовнаго званія и являются очень цѣнными, т.к. освѣщаютъ вопросы съ духовной точки зрѣнія. Каждый воспитатель въ хорошей библіотекѣ всегда найдетъ, интересующій его матеріалъ.

Однако, мы обязаны предупредить, что въ настоящее время въ области воспитанія выпущено очень много сугубо вредной литературы, авторы которой атеисты, пытающіеся на якобы научной основѣ, создать свои методы воспитанія, противорѣчащіе и даже діаметрально противоположные ученію Церкви, уничтожающіе понятіе о грѣхѣ, искажающіе понятіе о морали и нравственности, отвергающіе участіе родителей въ дѣлѣ воспитанія своихъ дѣтей и убивающіе совѣсть и вѣру въ Бога.

Мы не ставимъ передъ собой задачу разбора существующей въ этой области литературы, а попытаемся подойти ближе къ проблемамъ времени и къ практическому осуществленію того, что намъ, въ данный моментъ, необходимо предпринять для спасенія и огражденія отъ дурного вліянія подрастающаго поколѣнія Русскаго Зарубежья.

Воспитаніе начинается въ семьѣ, продолжается въ школѣ и въ молодежныхъ организаціяхъ. Благодатная помощь и водительство Церкви покрываетъ всѣ эти три этапа и всю жизнь человѣка.

СЕМЬЯ.

Большой грѣхъ совершаютъ родители, если они откладываютъ религіозное воспитаніе своихъ дѣтей до школьнаго или даже до зрѣлаго возраста. Этимъ они лишаютъ своего младенца благодатной и божественной помощи Духа Святаго. Подходя къ вопросу воспитанія, родители должны во главу угла ставить слова Спасителя:

«Ищите прежде Царствія Божія и Правды Его, и сія вся приложатся вамъ» (Матѳ. 6, 33).

Родители должны знать, что евангельская истина раскрывается только въ Православіи съ помощью Церкви, въ оградѣ которой, прибѣгая къ Таинствамъ церковнымъ, только и возможно обрѣсти истинно нравственную и благочестивую жизнь.

Преподобный батюшка о. Серафимъ Саровскій въ бесѣдѣ со своимъ служкой Мотовиловымъ говорилъ:

«Истинная цѣль жизни нашей христіанской состоитъ въ стяжаніи Духа Святаго Божія».

Вотъ, съ «исканія прежде Царствія Божія» помощью «стяжанія Духа Святаго Божія» и необходимо начинать воспитаніе младенца.

Благочестивую семью съ оцерковленнымъ бытомъ называютъ Домашней Церковью.

Воспитаніе ребенка въ семьѣ начинается съ помощью Церкви еще до рожденія дитяти. Если мать, въ ожиданіи младенца, ведетъ благочестивую и оцерковленную жизнь, часто прибѣгаетъ къ исповѣди и принятію святыхъ Христовыхъ Таинъ, питая этой Святыней плодъ въ своей утробѣ, то, несомнѣнно, освящаетъ его. По рожденіи младенца, родители обязательно должны обратиться къ священнику для исполненія всѣхъ указаній Церкви. Многіе даже не знаютъ о нѣкоторыхъ, предлагаемыхъ Церковью, молитвахъ и обрядахъ, а потому и лишаютъ родильницу и младенца молитвенной и благодатной помощи Церкви.

Сюда относятся слѣдующія требы церковныя:

1. Молитва въ первый день по внегда родити женѣ отроча.

2. Молитва, во еже назнаменовати отроча, пріемлющее имя во осмый день рожденія своего.

3. Молитва женѣ родильницѣ по четыредесяти днехъ.

И, конечно, не откладывая на будущее, необходимо, какъ можно скорѣе, совершить оглашеніе, Таинство Крещенія и Мѵропомазанія новорожденнаго, выбравъ глубоко-вѣрующіихъ и благочестивыхъ крестныхъ родителей.

Послѣ крещенія младенца, родители и воспріемники, какъ можно чаще должны приносить его въ храмъ Божій и причащать святыхъ Христовыхъ Таинъ. Это имѣетъ первостепенное значеніе въ дѣлѣ духовнаго воспитанія. Незримо и таинственно, причащаясь Христовыхъ Таинъ и соединяясь съ Господомъ, душа и тѣло младенца освящаются, и дитя, съ первыхъ дней своего бытія, пріобрѣтаетъ и накопляетъ благодатную духовную силу, такъ необходимую ему въ будущемъ для борьбы съ соблазнами, пороками и прочимъ зломъ.

Дитя, живущее въ благочестивой семьѣ, подрастая, будетъ какъ губка впитывать въ свою чистую дѣтскую душу благодатный уютъ семейнаго очага. На всю жизнь у него останется въ памяти образъ тихо молящейся матери, на колѣняхъ стоящей у изголовья его кроватки и осѣняющей его своимъ материнскимъ благословеніемъ при мерцающемъ огонькѣ лампады, теллющейся у святой иконы. Спасительное вліяніе на душу младенца, конечно, будутъ оказывать посѣщенія храма, причащеніе Христовыхъ Таинъ, ароматъ ладона, горящія свѣчи, торжества великихъ праздниковъ — святой Пасхи, Рождества Христова, рождественская елка, семейные праздники, освященные молитвой и т.д.

Однако, нельзя забывать того, что даже въ дѣтской природѣ уже можетъ гнѣздиться зло — грѣхъ.

Святитель Іоаннъ Златоустъ говоритъ:

«Дѣтямъ особенно нужно преподавать первые уроки вѣроученія».

«Не говорите, что въ дѣтствѣ еще не время заниматься религіей. Я утверждаю, что такое занятіе не только полезно, но и необходимо для сего возраста, ибо жизнь ребенка съ перваго дня (момента) начинаетъ наклоняться или къ добру, или ко злу».

А святой праведный батюшка о. Іоаннъ Кронштадтскій пишетъ:

«Не стань мы учить дѣтей съ нѣжнаго возраста ученію вѣры и страху Божію, — и въ нихъ (въ дѣтяхъ), по причинѣ общей грѣховной порчи человѣческаго рода, разовьются и укрѣпятся всякіе грѣховные инстинкты — злость, капризъ, своенравіе, непослушаніе, непокорность, зависть, гордость, лѣность къ молитвѣ и благочестію, холодность къ Богу и Церкви Божіей, ложь, обманъ, хитрость и лукавство, плотскіе тайные грѣхи и подобные».

Мы приведемъ еще двѣ, очень цѣнныя, цитаты о воспитаніи дѣтей изъ дневника праведнаго Батюшки Іоанна Кронштадтскаго «Моя жизнь во Христѣ». Обращаясь непосредственно къ родителямъ и воспитателямъ, Батюшка пишетъ:

«Родители и воспитатели! Остерегайте дѣтей своихъ со всею заботливостью отъ капризовъ предъ вами, иначе дѣти скоро забудутъ цѣну вашей любви, заразятъ свое сердце злобою, рано потеряютъ святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достиженіи совершеннаго возраста горько будутъ жаловаться на то, что въ юности слишкомъ много лелѣяли ихъ, потворствовали капризамъ ихъ сердца. Капризъ — зародышъ сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, сѣмя злобы, мерзость Господу». (Томъ I, стр. 77).

Въ другомъ мѣстѣ Батюшка пишетъ:

«Не оставляйте дѣтей безъ вниманія относительно искорененія изъ сердца ихъ плевелъ грѣховъ, скверныхъ, лукавыхъ и хульныхъ помышленій, грѣховныхъ привычекъ, наклонностей и страстей; врагъ и плоть грѣшная не щадятъ и дѣтей, сѣмена всѣхъ грѣховъ есть и въ дѣтяхъ; представьте дѣтямъ всѣ опасности грѣховъ на пути жизни, не скрывайте отъ нихъ грѣховъ, чтобы они, по невѣдѣнію и невразумленію не утвердились въ грѣховныхъ навыкахъ и пристрастіяхъ, которые растутъ и приносятъ соотвѣтствующіе плоды по приходѣ дѣтей въ возрастъ».

Въ свѣтѣ этихъ мыслей и наставленій Батюшки о. Іоанна, вопреки новымъ псевдо-научнымъ методамъ, воспитанія, необходимо приложить максимумъ вниманія и усилій, чтобы грѣховныя привычки, наклонности и даже капризы, — искоренить въ самомъ началѣ ихъ проявленія и направить всѣ силы души въ сторону добра. Это можно осуществить только кропотливымъ и терпѣливымъ трудомъ религіозно-нравственнаго воспитанія.

Вотъ здѣсь то и открывается широкое поле, дѣятельности для пастыря, который можетъ и долженъ принести огромную духовную пользу путемъ наставленій, указаній, убѣжденій и, конечно, своей пастырской молитвой и примѣромъ, помогая этимъ семьѣ установить оцерковленный, православный русскій бытъ и жить имъ. Въ наше время растетъ уже третье и даже четвертое поколѣніе эмиграціи и многіе родители, родившіеся за рубежомъ, потеряли уже или теряютъ этотъ спасительный бытъ. Священникъ долженъ постараться, по мѣрѣ, возможности, возстанавливать его.

Большое воспитательное значеніе для дѣтей имѣетъ искренняя любовь между собой всѣхъ членовъ семьи. Дѣти никогда не должны быть свидѣтелями ссоръ, раздражительнаго тона или, даже, разномыслія старшихъ и, Боже, упаси, гнилого слова. Любовь, ласка, доброта, правда, единомысліе и справедливость должны царить среди старшихъ въ семьѣ и служить примѣромъ для младшихъ. Эти примѣры помогутъ привить младенцу добродѣтель послушанія, которое укореняется и урѣпляется также боязнью непослушаніемъ огорчить Бога и потерять любовь матери. На этой основѣ потомъ развивается истинный страхъ Божій, т.е. боязнь согрѣшить и этимъ оскорбить Бога, лишивъ себя благодати Духа Святаго.

«Начало премудрости — страхъ Господень», — учитъ пророкъ Давидъ.

Когда ребенокъ подрастетъ, крайне необходимо опредѣлить его въ церковную школу и, слѣдить за аккуратнымъ посѣщеніемъ занятій, за прилежнымъ приготовленіемъ, задаваемыхъ ему на домъ уроковъ, а также, провѣрять его успѣваемость. Однако, нельзя забывать того, что можно быть образованнѣйшимъ человѣкомъ и даже ученымъ мужемъ и въ то-же время быть порочнымъ и морально падшимъ. Такой человѣкъ, впадая въ тяжкіе грѣхи, можетъ погубить не только свою душу, но и души другихъ.

Поэтому, родители, заботясь объ усвоеніи дѣтьми знаній преподаваемыхъ предметовъ и помогая имъ въ этомъ, главное и сугубое вниманіе должны устремить, на воспитаніе ихъ духовныхъ качествъ.

Такъ, напримѣръ, недостаточно знать только наизусть молитвы и заповѣди Божіи, — необходимо научить и помочь эти заповѣди сознательно исполнять на практикѣ въ жизни и научить внимательно читать молитвы, т.е. молиться чистымъ умомъ и сердцемъ. Пусть эта молитва будетъ наивной, но въ этой наивности и дѣтской непосредственности сіяетъ святость.

«Таковыхъ бо есть Царствіе Божіе» — говоритъ Господь.

Весьма душеполезно мальчикамъ съ ранняго возраста прислуживать въ алтарѣ и учиться читать по церковно-славянски, съ тѣмъ, чтобы впослѣдствіи они могли читать на клиросѣ и пѣть въ церковномъ хорѣ, что могутъ дѣлать и подростки дѣвочки.

Много духовной пользы получитъ дитя отъ назидательныхъ бесѣдъ въ семьѣ о Богѣ, о святыхъ, о любви къ Богу и ближнимъ, о благочестивыхъ герояхъ духа, о христіанскихъ добродѣтеляхъ и т.д. Чтеніе Священнаго Писанія съ разъясненіями укрѣпить вѣру, а разсказы о жизни святыхъ возогрѣютъ желаніе подражать ихъ добродѣтелямъ, помогутъ совершить первые шаги «внутренняго дѣланія», т.е. борьбы со зломъ въ своемъ сердцѣ. Много можно также извлечь душеполезныхъ назиданій изъ бесѣдъ о многогранной исторіи нашей многострадальной Отчизны — Россіи. Всѣ эти бесѣды укрѣпятъ въ школьникахъ сознаніе своего долга и уваженіе къ старшимъ, а также будутъ способствовать устраненію въ дѣтяхъ тѣхъ пороковъ, о которыхъ говоритъ Батюшка о. Іоаннъ Кронштадтскій и отъ которыхъ такъ часто страдаютъ ихъ родители.

Для борьбы съ этими пороками, въ особенности укоренившимися, требуется дисциплина, иногда строгая и даже, наказанія, которыя должны примѣняться осторожно и съ отеческой любовью, не переходящей, конечно, въ слабость, и всегда съ разъясненіемъ вредныхъ послѣдствій, совершеннаго ребенкомъ проступка или грѣховнаго навыка.

Премудрый Соломонъ, говоритъ:

«Наставь юношу при началѣ пути его, — онъ не уклонится отъ него, когда и состарѣетъ» (Притчи 22, 6).

Изъ твореній святыхъ отцевъ мы знаемъ, что все, что: въ дѣтствѣ воспринимается сердцемъ, умомъ, волей, остается въ памяти и въ натурѣ человѣка на всю жизнь, поэтому; крайне необходимо съ самаго ранняго возраста вкладывать дѣтямъ въ душу православное вѣроученіе, которое заложено у насъ въ крови и которое вдохновитъ всѣ силы души — умъ, чувства и волю, и, гармонично объединивъ ихъ, выкуетъ сильную и цѣльную натуру, способную къ жизненной борьбѣ за свои идеалы и умѣющую разбираться въ добрѣ и злѣ. Утеря этого міросозерцанія, влечетъ за собой духовное самоуничтоженіе.

По мѣрѣ подрастанія дѣтей, т.е. тогда, когда они уже могутъ воспринять и осознать важность вопроса, полезно разсказать имъ о величайшемъ Божьемъ дарѣ человѣку — о свободной волѣ — и разъяснить, что каждый человѣкъ можетъ свободно выбрать или добро или зло. Если человѣкъ свободно выбираетъ добро во Христѣ и осуществляетъ его въ своей жизни, — онъ съ Богомъ, онъ рабъ Божій и вѣчно будетъ съ Господомъ въ райскомъ блаженствѣ. Если же онъ свободно выбираетъ зло и творитъ его, — онъ съ дьяволомъ, онъ рабъ дьявола и вѣчно будетъ съ дьяволомъ въ адскихъ мученіяхъ.

Большое значеніе въ воспитаніи имѣетъ подборъ сверстниковъ для общенія и игръ. Плохіе товарищи могутъ погубить дѣло воспитанія своимъ дурнымъ примѣромъ, который заразителенъ. Надо рѣшительно удалять дѣтей отъ порочныхъ сверстниковъ.

«Со избраннымъ — избранъ будеши, а со строптивымъ — развратишися»,

говоритъ псалмопѣвецъ Давидъ, а святитель Іоаннъ Златоустъ свидѣтельствуетъ:

«Душа терпитъ вредъ отъ общенія съ людьми порочными».

Огромное значеніе въ дѣлѣ религіознаго воспитанія имѣетъ первая исповѣдь. Къ этой исповѣди родители должны соотвѣтствующимъ образомъ подготовить своего отрока, разъяснивъ ему божественную силу этого Таинства и важность искренняго и чистосердечнаго покаянія и исповѣдыванія своихъ дѣтскихъ грѣховъ. Духовникъ также съ глубокимъ вниманіемъ и чуткостью долженъ подойти къ совершенію этого Таинства — второго Крещенія.

Также крайне важно разъяснить подросткамъ и юношеству сущность богоборческой власти, поработившей страстотерпицу Отчизну нашу. Сущность этой власти — сатанинская, ибо ведетъ она борьбу противъ Бога и противъ Церкви. Нужно разсказать и о другихъ безчисленныхъ злодѣяніяхъ этихъ преступниковъ. — объ убійствѣ Помазанника Божія Царя-Мученика Императора нашего Николая Александровича и Его Семьи, о закрытіи и разрушеніи храмовъ Божіихъ, о явномъ гоненіи и скрытомъ преслѣдованіи вѣрующихъ, о террорѣ и безчисленныхъ ссылкахъ и разстрѣлахъ, о многомиліонныхъ концентраціонныхъ лагеряхъ смерти, объ искуственномъ голодѣ, унесшемъ въ могилу, при хорошемъ урожаѣ, милліоны самыхъ лучшихъ трудолюбивыхъ крестьянъ-хлѣборобовъ, а также о прочихъ издѣвательствахъ надъ несчастнымъ горемычнымъ и долготерпѣливымъ Русскимъ народомъ.

Знаніе русскаго языка пріобрѣтаетъ весьма большое воспитательное значеніе, т. к. даетъ возможность уже подростку знакомиться въ подлинникѣ съ величайшей нашей сокровищницей — съ душеполезной свято-отеческой, классической и исторической русской литературой. Это возогрѣетъ любовь къ нашему красивому, образному и могучему русскому языку, къ исторіи нашего Отечества и облагородитъ душу. Получивъ основныя знанія по исторіи Россіи въ церковной школѣ и обогативъ ихъ чтеніемъ русской исторической литературы, наши дѣти, учась въ государственныхъ школахъ и слыша порой отъ преподавателей гнусную клевету на наше Отечество и его исторію, — поймутъ всю ложь, а пріобрѣтенныя знанія помогутъ защитить Правду и утвердиться въ Истинѣ.

Вопросъ русскаго языка чрезвычайно важенъ и освоеніе его всецѣло зависитъ отъ родителей. Всѣмъ извѣстно, что въ раннемъ дѣтствѣ языкъ воспринимается очень легко и просто, если въ семьѣ говорятъ по-русски. Заботы и усердіе родителей въ дѣлѣ обученія русскому языку своихъ дѣтей приносятъ часто и бытовое благополучіе. Студенты, берущіе въ университетѣ курсъ русскаго языка, безъ труда осваиваютъ его и, по окончаніи университета, могутъ легко соискать ученую степень доктора, что обезпечиваетъ приглашеніе на хорошую должность въ учебномъ заведеніи или въ государственномъ учрежденіи.

Само собой разумѣется, что воспитательное вліяніе родителей должно имѣть мѣсто не только въ дѣтскомъ, дошкольномъ и школьномъ возрастѣ, но и въ теченіе всей жизни, несмотря даже на зрѣлый возрастъ своихъ дѣтей. Это доброе вліяніе можетъ выражаться, прежде всего, въ молитвѣ, совѣтахъ, основанныхъ на житейскомъ опытѣ и, конечно, на личномъ примѣрѣ богоугодной жизни оцерковленнаго быта.

ЮНОШЕСКІЯ ОРГАНИЗАЦІИ.

Параллельно съ воспитаніемъ дѣтей въ семьѣ и школѣ, большую пользу, несомнѣнно, могутъ и должны принести юношескія организаціи. Въ Зарубежьѣ существуютъ церковныя юношескія организаціи и организаціи, имѣющія только косвенное отношеніе къ Церкви.

Къ церковнымъ относятся:

1. Комитетъ Молодежи, организованный по благословенію Первоіерарха Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета и существуетъ подъ его окормленіемъ. Этотъ Комитетъ организуетъ и частично субсидируетъ ежегодныя паломничества къ Живоносному Гробу Господню и другимъ Святымъ Мѣстамъ, а также, печатаетъ цѣнные и богата иллюстрированные альбомы, національно-патріотическія изданія, церковныя книги, иконы и пр. Мы отмѣчаемъ огромную духовную пользу, которую получаетъ молодежь, совершающая паломничества въ Святую Землю.

Молодежь часто собирается для духовныхъ бесѣдъ съ Владыкой Митрополитамъ.

2. Къ весьма полезной церковной юношеской организаціи нужно отнести, также, Организацію Русскихъ Православныхъ Развѣдчиковъ — О.Р.П.Р., состоящую подъ непосредственнымъ духовнымъ руководствомъ Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Серафима Чикагскаго и Детройтскаго. Эта организація ежегодно, съ большимъ успѣхомъ, устраиваетъ дѣтскіе лагеря во Владимірово, заботясь о религіозно-нравственномъ воспитаніи дѣтей въ національно-патріотическомъ духѣ.

3. Очень большую духовно воспитательную пользу, несомнѣнно, принесъ, организованный въ 1973 году Высокопреосвященнѣйшимъ Архіепископомъ Виталіемъ, Всезарубежный Съѣздъ Молодежи въ Монтреалѣ, который прошелъ съ большимъ подъемомъ, объединивъ въ религіозномъ и національномъ духѣ участниковъ Съѣзда. Благотворное вліяніе этого начинанія постепенно растирается во многихъ странахъ нашего разсѣянія самой молодежью, путемъ выпуска своего «Органа Связи Русской Православной Молодежи Заграницей». Этимъ органомъ молодежь поддерживаетъ между собою связь, сообщая о разныхъ событіяхъ, о церковной жизни, о юношескихъ организаціяхъ, дѣлится своими впечатлѣніями, переживаніями и т. д. Конечно, органъ этотъ нуждается въ помощи и поддержкѣ болѣе опытныхъ лицъ, въ подборѣ матеріаловъ и ихъ изданіи, но мы надѣмся, что журналъ этотъ, со временемъ, будетъ весьма цѣннымъ для молодежи. Радуетъ насъ то вдохновеніе, которымъ охвачены эти юные труженики. Богъ имъ въ помощь.

4. Въ Санъ Франциско Высокопреосвященнѣйшимъ Архіепископомъ Антоніемъ организованъ и подъ его духовнымъ окормленіемъ весьма успѣшно работаетъ Борисо-Глѣбскій кружокъ молодежи, періодически собираясь для бесѣдъ съ Высокопреосвященнѣйшимъ Владыкой. Бесѣды ведутся на духовныя и другія темы. Кружокъ имѣетъ литературную секцію.

5. При многихъ нашихъ приходахъ существуютъ, кружки молодежи, опекаемые священниками этихъ приходовъ.

***

Большое число дѣтей охватывается молодежными организаціями, имѣющими лишь косвенное отношеніе къ Церкви. Эти организаціи приглашаютъ священнослужителей, главнымъ образомъ, для духовничества и совершенія богослуженій, но въ органахъ управленія этихъ организацій Церковь участія не принимаетъ.

Къ такимъ юношескимъ организаціямъ относятся:

«Національная Организація Русскихъ Скаутовъ» — Н.О.Р.С.

«Организація Русскихъ Юныхъ Развѣдчиковъ» — О.Р.Ю.Р.

«Національная Организація Русскихъ Развѣдчиковъ» — Н.О.Р.Р.

Эти организаціи — родствены по духу. Мы были бы рады ихъ полному объединенію подъ покровомъ святой Православной Церкви.

Недавно, по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Андрея, возникло новое общество «Отрада», ставящее передъ собой главную цѣль — воспитанія молодежи въ церковномъ и въ русскомъ національномъ духѣ. Это общество начало свою дѣятельность съ покупки земли, на которой предполагается постройка зданія, гдѣ молодежь будетъ собираться для бесѣдъ, докладовъ, спектаклей, игръ, собраній, развлеченій и другихъ мѣропріятій.

Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ нашего разсѣянія существуютъ и работаютъ организаціи «Витязей» и «Соколовъ».

Упомянемъ, также, о Братствѣ «Православное Дѣло», которое работаетъ подъ духовными окормленіемъ Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Антонія Женевскаго. Хотя это Братство не является молодежной организаціей, но къ его полезной дѣятельности привлечено много молодежи.

Представители большинства перечисленныхъ организацій, предложатъ вниманію Собора свои доклады и содоклады объ ихъ жизни, цѣляхъ и дѣятельности.

РУКОВОДИТЕЛИ МОЛОДЕЖНЫХЪ ОРГАНИЗАЦІЙ.

Въ мірѣ нѣтъ ничего случайнаго и мы вѣримъ, что руководители русскихъ молодежныхъ организацій, промысломъ Божіимъ, призваны воспитывать нашу молодежь въ духѣ истиннаго старорусскаго Православія и національнаго сознанія, прививая ей лучшія качества Русской души. Принявъ на себя это отвѣтственное Божье дѣло, руководители, прежде всего, должны стараться, съ Божьей, помощью, воспитать въ себѣ и развивать тѣ духовныя, качества, навыки, и добродѣтели, которыя хотятъ передать дѣтямъ.

«Иже сотворитъ, и научитъю (заповѣдямъ Божіимъ), сей велій наречется, въ Царствіи Небеснемъ»,

говоритъ Господь.

Руководитель, помимо правильнаго православнаго міровоззрѣнія, долженъ жить оцерковленнымъ бытомъ, обладать стойкостью въ Вѣрѣ Православной и любовью ко Господу.

Христосъ, обращаясь съ вопросомъ къ Апостолу Петруго воритъ:

«Симоне Іонинъ, любиши ли Мя паче сихъ?»

«Ей, Господи», отвѣчаетъ Петръ — «Ты вѣси, яко люблю Тя».

Тогда говоритъ Спаситель:

«Паси агнцы Моя» (Іоаннъ 21, 15).

«Паси», — т.е. учи, воспитывай, наставляй, руководи, веди по пути спасенія.

Такъ и руководитель, — если любитъ Христа, — вотъ, тогда пусть и воспитываетъ, наставляетъ, учитъ ребятъ всему доброму и хорошему, ведя ихъ по спасительному жизненному пути.

А, что значитъ — любить Христа?

Самъ Христосъ объясняетъ:

«Имѣяй заповѣди Моя, и соблюдаяй ихъ, — той есть любяй Мя» (Іоаннъ 14, 25).

Вотъ и критерій, безъ котораго не можетъ быть благословеннаго результата.

Такой воспитатель не будетъ только передавать дѣтямъ свои знанія по установленной программѣ и свой опытъ, — онъ поможетъ духовнику научить и укоренить въ сознаніи ребятъ истину о Богѣ, какъ о Творцѣ міра и Источникѣ всякаго добра и блага, побудитъ ихъ искать и любить добро и будетъ воспитывать ихъ души въ рамкахъ правильнаго православнаго міросозерцанія.

Такой руководитель съ любовью и чуткостью подойдетъ къ душѣ подростка, который, быть можетъ, страдаетъ и хочетъ разсказать о своихъ душевныхъ проблемахъ, иногда интимныхъ, хочетъ попросить помощи или совѣта, — сердцемъ зоветъ, но стѣсняется, стыдится, боится, что его не поймутъ или высмѣютъ; но, ощутивъ духовную ласку чуткаго и любящаго руководителя, — откроетъ свою душу и тогда успѣхъ воспитанія, съ Божьей помощью, будетъ положительнымъ.

Примѣръ личной благочестивой жизни руководителя, имѣетъ первостепенное значеніе, т.к. побудитъ воспитанниковъ къ подражанію, потому что руководитель явится тогда живымъ исполнителемъ того, чему онъ учитъ.

Въ противномъ случаѣ, т.е. если руководитель не будетъ самъ исполнять того, чему онъ учитъ, и, нехорошими примѣрами своей личной жизни будетъ смущать воспитанниковъ, то въ его ученіи и руководствѣ будетъ звучать фальшь. Тогда неизбѣженъ соблазнъ, который убьетъ вѣру въ авторитетъ старшихъ, исковеркаетъ цѣльность натуры, вызвавъ ея распадъ, разрушитъ и даже, приведетъ къ отрицательнымъ результатамъ всѣ заботы, старанія и труды воспитанія. Въ случаѣ же, если руководитель, будучи мало церковнымъ человѣкомъ или, еще хуже, — «вѣрующимъ по своему», будетъ высказывать мысли, противорѣчущія ученію Церкви, — то у воспитанниковъ можетъ поколебаться и вѣра въ Бога, что приведетъ къ горькимъ послѣдствіямъ.

Большое воспитательное значеніе будутъ имѣть бесѣды руководителя съ дѣтьми на продуманно подготовленныя темы. Эти бесѣды, какъ и бесѣды въ семейномъ очагѣ, помогутъ воспитать въ дѣтяхъ любовь къ Богу и ближнимъ, укрѣпить стойкость въ Вѣрѣ Православной, преданность Церкви Зарубежной и любовь къ поруганной богоборцами Отчизнѣ нашей. Темъ, для такихъ задушевныхъ бесѣдъ, можетъ быть безчисленное множество. Ихъ нужно подбирать съ большимъ вниманіемъ и осторожностью, имѣя цѣль — увлечь дѣтей къ желанію стать лучшими, вызывая, въ то же время, отвращеніе къ порокамъ и всякому злу.

Руководители и, конечно, родители обязаны разъяснять дѣтямъ, что употребленіе наркотиковъ, такъ распространенное въ наше время, является грѣхомъ, и, что, навыкнувшій этому пороку, наносить непоправимый вредъ своему здоровью. Юношамъ же важно объяснить, что пристрастіе къ алкоголю, куренію и, въ особенности, къ наркотикамъ, а, также, аморальная жизнь, которая является тяжкимъ грѣхомъ, — разрушаетъ организмъ и губитъ душу.

Помимо этого, важно обратить вниманіе дѣвушекъ на то, что нескромная одежда портитъ репутацію русской дѣвушки, а скромная одежда — украшаетъ ея духовный обликъ.

Весьма желательно, чтобы руководители чаще встрѣчались съ духовными лицами для обсужденія и разрѣшенія тѣхъ или иныхъ вопросовъ и проблемъ, возникающихъ на практикѣ въ процессѣ воспитанія дѣтей, а духовникъ, помимо духовнаго руководства и наставленій, пусть возноситъ свои молитвы у Престола Божія о своихъ воспитанникахъ, ихъ родителяхъ и руководителяхъ.

ДѢТСКІЕ ЛАГЕРЯ.

Въ городскихъ условіяхъ воспитательное вліяніе Церкви, помимо посѣщенія дѣтьми богослуженій, возможно лишь въ церковной школѣ, а также во время относительно рѣдкихъ общеній на сборахъ кружка или отряда и при посѣщеніи духовникомъ семействъ. Эти встрѣчи съ дѣтьми, въ смыслѣ времени, абсолютно недостаточны для должнаго окормленія. Въ лагерной же обстановкѣ, въ продолженіи всего лагернаго сбора, есть возможность наблюдать, жизнь и поведеніе дѣтей въ продолженіи всего дня — отъ утренней молитвы и до вечерней.

Наблюдая за бытомъ дѣтей въ лагерѣ, легко обнаружить тѣ или иныя стороны характера, тѣ или иные, недостатки или пороки въ натурѣ отрока, т.к. дѣти все время на глазахъ. Учитывая индивидуальныя особенности характера и возраста, можно, съ Божьей помощью, осторожно и съ чуткимъ педагогическимъ подходомъ, приступить къ лѣченію душевнаго недуга и добрыми наставленіями и духовной лаской помочь ему стать на спасительный путь.

Въ лагерѣ раскрывается большое поле дѣятельности для духовника и для руководителя.

Большое религіозно-воспитательное значеніе имѣютъ въ лагеряхъ богослуженія. Дѣти сами строятъ лѣсной храмъ — престолъ, жертвенникъ, иконостасъ и украшаютъ его. Всегда много прислужниковъ и организуется хорошій хоръ. Въ воскресные и праздничные дни, когда совершается литургія, духовнымъ утѣшеніемъ является большое число исповѣдающихся и причастниковъ святыхъ Христовыхъ Таинъ. Въ лагеряхъ, расположенныхъ на берегу рѣки или озера, что чаще всего и бываетъ, съ большимъ духовнымъ подъемомъ проходятъ крестные ходы. Изъ лѣсного храма, послѣ литургіи, шествуетъ такая процессія съ крестомъ, хоругвями и иконами къ берегу рѣки или озера, съ пѣніемъ тропарей и молебныхъ запѣвовъ и, чиномъ малаго освященія, — освящается вода рѣки или озера. Этой святой водой окропляются лагерники и ихъ палатки. Большинство дѣтей впервые видятъ и участвуютъ въ такихъ крестныхъ ходахъ, и это событіе производитъ на нихъ большое впечатлѣніе и остается въ памяти на долгое время. Конечно, заранѣе желательно разъяснить дѣтямъ значеніе крестнаго хода и освященія воды, разсказавъ имъ о томъ, какъ и по какимъ случаямъ въ былой Руси совершались эти церковныя моленія и крестные ходы.

Удобство церковнаго и духовнаго окормленія въ лагерѣ заключается еще въ томъ, что дѣти собраны вмѣстѣ, благодаря чему, есть всегда возможность проводить съ ними воспитательныя бесѣды и пользоваться всякимъ случаемъ для наставленій, назиданій и привлеченія ихъ къ молитвѣ. Въ воскресные и праздничные дни совершается литургія, а въ кануны — вечерня и утреня. Въ дни ангела ребятъ, а это, благодаря большому ихъ числу, бываетъ довольно часто, — служатся краткіе молебны. Въ концѣ лагернаго сбора — служится панихида по Царственнымъ Мученикамъ и другимъ убіеннымъ и усопшимъ русскимъ патріотамъ [1]. Всѣ эти богослуженія хорошо сопровождать назидательнымъ словомъ.

Конечно, все это возможно, когда духовникъ находится съ дѣтьми неотлучно весь періодъ лагернаго обора. Онъ вмѣстѣ съ ними молится утромъ и вечеромъ, благословляетъ трапезу и все время занятъ душепопеченіемъ.

Принимая во вниманіе, что въ обстановкѣ лѣтнихъ лагерей, существуютъ благопріятныя условія для успѣшнаго, религіозно-нравственнаго воспитанія дѣтей, — желательно, чтобы родители совмѣстно съ руководствомъ молодежныхъ организацій, обсудили бы вопросъ и приняли бы мѣры къ тому, чтобы, по возможности, увеличить продолжительность дѣтскихъ лагерей тамъ, гдѣ они ограничиваются только двумя недѣлями.

Весьма желательно, также, имѣть собственный большой лѣсной участокъ земли, по возможности, на берегу озера или рѣки, или съ внутреннимъ водоемомъ — прудомъ или ручьемъ. Наличіе своей земли имѣло бы огромное значеніе въ дѣлѣ благоустройства лагерей уже на собственной землѣ, какъ это уже осуществлено во Владимірово и въ органнизадіи ОРЮР въ штатѣ Нью Іоркъ. Дѣло жъ томъ, что, если арендовать землю, то, помимо арендной платы, владѣльцы земли, всегда, требуютъ выполненія своихъ условій, которыя, въ той или иной степени, стѣсняютъ или усложняютъ жизнь лагеря. Конечно, идея пріобрѣтенія земли, связана съ большими трудностями и денежными расходами, но, если принять во вниманіе неоцѣнимую пользу, которую можетъ принести это мѣропріятіе, то при желаніи общими усиліями это можно осуществить.

ЗАКЛЮЧЕНІЕ.

Свей докладъ мы считали бы не законченнымъ, если бы не сказали о томъ, что въ нашихъ молодежныхъ организаціяхъ юноши и дѣвушки встрѣчаются и знакомятся другъ съ другомъ, въ результатѣ чего, часто возникаетъ и укрѣпляется между ними дружба. Эта дружба, основанная на общности взглядовъ, единомысліи и русскости, нерѣдко переходитъ въ привязанность и любовь, которая и ведетъ къ созданію новой русской православной семьи.

Церковь съ Христовой любовью благословляетъ и освящаетъ эти союзы Таинствомъ Брака на радость родителямъ и на пользу Церкви.

Въ этихъ новыхъ гнѣздышкахъ, съ Божіей помощью, легко установить православный оцерковленный русскій бытъ, чего почти никогда невозможно осуществить въ брачныхъ союзахъ съ инаковѣрующими и инакомыслящими, непонимающими духовной сущности русской души.

Заканчивая докладъ, мы считаемъ своимъ долгомъ обратиться съ горячимъ призывомъ къ глубоко вѣрующимъ и благочестивымъ юношамъ посвятить свою жизнь служенію Богу, Церкви и ближнимъ въ священномъ санѣ. Тотъ, кто ощутилъ это спасительное призваніе, пусть согрѣваетъ его молитвой, богоугодной жизнью, обогащеніемъ знаній въ Семинаріи и чтеніемъ богословскихъ и свято-отеческихъ книгъ.

Знаемъ, что подвигъ священства трудный и, порой, скорбный, но эти скорби священникъ терпитъ, въ буквальномъ смыслѣ слова, — ради Христа; а если это такъ, то духовный смыслъ ихъ будетъ такой: — Господь сподобилъ потерпѣть ради Него!

Сподобилъ!

Вѣдь, не каждому посылается такая милость Божія. Къ тому же: «многими скорбьми подобаетъ намъ внити въ Царствіе Божіе» (Дѣян. 14, 22).

Поэтому, эти скорби и будутъ служить священнику, какъ-бы, ступеньками въ Царство Божіе и приносить ему духовную радость, ибо въ силѣ Господь печаль на радость преложить. И этой радости о Господѣ никто и никогда уже отнять не сможетъ, такъ какъ она дается Самимъ Господомъ: «...да радость Моя въ васъ пребудетъ и радость ваша исполнится» (Іоаннъ 14, 11), говоритъ Господь.

Съ такимъ же усердіемъ и горячимъ призывомъ мы обращаемся къ нашей оцерковленной и благочестивой молодежи, — къ тѣмъ юношамъ и дѣвушкамъ, которые, быть можетъ, уже ощутили зовъ своего сердца къ иноческому подвигу. Укрѣпляйте въ себѣ это желаніе, испытайте себя на послушаніи въ святой Обители и посовѣтуйтесь съ духовникомъ. Ставшій на этотъ спасительный путь, несомнѣнно, ощутитъ особую духовную радость и сладость, потому-что:

«Іисусе претихій, — монаховъ радосте».

«Іисусе премилостивый, — пресвитеровъ сладосте».

(Изъ акаѳиста Іисусу Сладчайшему).

Да утвердитъ Господь въ этомъ святомъ намѣреніи тѣхъ, кто ощутилъ призваніе къ иноческому пути и да поможетъ осуществить его въ жизни.

Въ заключеніе скажемъ, что, несмотря на мрачную окружающую насъ дѣйствительность, мы несказанно радуемся наличію такой дивной вѣрующей нашей русской оцерковленной молодежи и мы надѣемся, что Господь и Его Пречистая Матерь помогутъ нашимъ стараніямъ вытянуть изъ омута падшихъ и оградитъ всѣхъ нашихъ русскихъ дѣтей отъ паденій и наставить на путь спасенія.

Да благословитъ Господь это доброе дѣло.
________
☦ Епископъ Нектарій

«Православный Путь» за 1974 годъ. С. 3-26.

[1] После прославления Царственных Мучеников совершаются им молебны. –​ ред.



На главную