На
главную
|
07.09.2018
http://afanasiy.net/zamechatelnaia-syla-carskogo-pokaianyia
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СИЛА ЦАРСКОГО ПОКАЯНИЯ.
Мученическая кончина благоверного страстотерпца византийского императора
Маврикия и его 5 сыновей – Тиверия, Петра, Павла, Иустина и Юстиниана.
Предлагаем нашим читателям познакомится из одним из самых трогательных
эпизодов в истории византийской империи, описаным византийским летописцом.
Маврикия считают одним из лучших византийских императоров (582-602). Он был
сторонником Халкидонского Собора, и всячески старался присоединить
монофизитов к православию мирным путем. Монофизиты относились к нему с
уважением, их историк Иоанн Эфеский называл его «боголюбивым императором»,
сирийские монофизиты тоже почитали его святым. В правление Маврикия многие
из них вернулись в Православие. В числе возвратившихся – Грузинская Церковь
и большая часть Армянской. Маврикий реформировал и укрепил империю, активно
боролся с коррупцией. Он был замечательным полководцем, очень любил свою
семью, отличался необычайной скромностью. Зимой 602 г. в войсках начался
мятеж, который возглавил полковник Фока, будущий император (602-610).
Маврикий и его сыновья были схвачены. Император не сопротивлялся, он
воспринял это с истинно христианским мужеством, как наказание за свои грехи.
Император Маврикий и пять его сыновей были обезлавлены в Халкидоне 28 ноября
602 г., при чем последним был обезглавлен Маврикий. Его жену с тремя
дочерьми Фока заточил в монастырь, и спустя немного времени также умертвил.
Судьба семьи императора Маврикия по своей сути напоминает судьбу Царской
Семьи Романовых. Обои они отказались от земской славы, которую презрели как
«суету сует» (Еккл.1:2), покорились воли Всевышнего и до конца пребывали с
своем решении неуклонными. Свое течение окончили верными Богу, удостолись
мученической кончиной «венцев жизни» (Откр. 2:10), и по словам Синодика
Православия: «царство земное на Царство Небесное сменили». – ред.
В этом году [593 г. – ред.] некоторый муж в монашеской одежде, отличавшийся
строгой жизнью, с обнаженным мечом прошедши от площади до медного крыльца
всем объявлял, что самодержец умрет убиением от меча, равным образом Иродиан
явно предсказал Маврикию, что случится с ним. В одну ночь царь со всем
городом совершил молебствия и босиком шел в карвионах; вдруг некоторые из
черни возмутились и бросали в царя камнями, так что царь едва спасся с сыном
своим Феодосием и докончил молитву свою во Влахернах; партии народные,
встретивши человека, похожего на Маврикия, надели на него черный саван и
венец, сплетенный из чеснока: посадили его на осла и с насмешкою говорили:
нашел он нежную юницу, вскочил на нее как молодой петушок, и произвел детей
как куколок; однакож никто не смеет говорить, всем замазал уста: святый,
святый, страшный и сильный, дай ему в лоб, чтоб он не превозносился, а я
зато приведу в жертву большого тельца. Из них многих наказал царь ударами.
В сем году [594. – ред.] в ноябре месяце индиктиона 5 царь Маврикий женил
сына своего Феодосия на дочери патриция Германа, а венчал его Кириак,
патриарх Константинопольский. Января же 11, умер Дометиан, епископ
Мелитинский родственник царя и погребен в храме св. Апостолов патриархом
Кириаком в присутствии всего сената. Царь опять назначил брата своего Петра
военачальником Фракии: ибо услышал, что при водопадах опять собираются
многочисленные силы варваров под предводительством Апсиха. Петр послал к
Апсиху посла для переговоров о мире. Но Апсих требовал от римлян уступки
водопадов. Хаган же пошел против Констанции. Римляне пошли во Фракию и
остановились в Адрианополе. Царь узнавши, что хаган идет на Константинополь,
писал к Петру обратиться к Истру; между тем послал Вокоса скрибона с флотом
для переправления войска. Петр отправил подначального своего Гундоя на
другой берег Истра, а они овладели великою добычею. Хаган немедленно послал
Апсиха с великою силою истребить перевозчиков, как союзников римских; от
этого перевозчики, принадлежавшие варварам, перешли на сторону римлян. Между
тем Маврикий, одумавшись и зная, что от Бога ничто не укроется, но всякому
воздает он по делам его, и взвешивая преступление свое против пленных
которых не выкупил, почел лучшим в этой жизни получить воздаяние за грехи
свои, а не в будущей: и так написавши свои моления, отправил их по всем
патриаршеским престолам, ко всем церквам в царстве своем, в монастыри по
пустыням и в Иерусалиме и в Лавры, послал при том деньги, свечи и ладан,
чтобы за него помолились, и он получил бы возмездие в здешнем, а не в
будущем веке. Ненавидел он и зятя своего Филиппика, потому что имя его
начиналось буквою Ф. Филиппик всячески каялся царю, что он чисто служит ему
и не имеет против его ни расчета ни хитрости. Когда Маврикий молился Богу,
чтоб он помиловал душу его, то в одну ночь, возлежа видел видение, что он
стоит перед образом Спасителя при медных вратах дворца, и весь народ с ним
предстоит; и вот глас от изображения великого Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа, говорящий: подайте Маврикия; и служители правосудия схвативши его,
поставляют на багряном амвоне; божественный глас говорит ему: где ты хочешь,
чтоб я воздал тебе? здесь или в будущем веке? он, услышав это, отвечает:
Человеколюбче Господи праведный судья! лучше здесь нежели в будущем веке, и
божественный глас повелел предать воину Фоке и Маврикия, и жену его, и
детей, и все родство его. Проснувшись Маврикий призвал спальничнего своего,
послал его к Филиппику, зятю своему, чтобы со всею поспешностью привести его
к царю. Филиппик пробужденный призвал жену свою и прощался с ней так: прощай
жена, ты более не увидишь меня. Она зарыдала и громким голосом спрашивала
спальничего: заклинаю тебя Богом, скажи, для чего царь призывает его в такое
время? тот божился, что не знает, и что царь вдруг восставши от сна послал
его. Филиппик попросил приобщиться, и приобщившись пошел к царю; жена его
Гордия, простершись на полу, плакала, рыдала и молилась Богу. Филиппик
вошедши в царскую опочивальню, пал к ногам царя; но царь говорил к нему:
прости мне ради Бога, в чем я согрешил пред тобою. Доныне я ненавидел тебя;
и приказавши выйти спальничему, встал и упал к ногам Филиппика, говоря:
прости мне: я верно знаю, что ты ничем не виноват предо мною, но скажи мне,
знаешь ли ты в нашем войске какого воина, по имени Фока? Филиппик подумавши
отвечал ему: знаю одного, который недавно прислан был депутатом от войска и
противоречил Вашему Величеству. Царь спросил: каков он? Филиппик отвечал:
очень молод, смел и робок. Маврикий сказал на это: если робок, то и убийца,
и рассказал Филиппику откровение во сне. В эту ночь явилась на небе звезда,
называемая кометою. А в следующий день с поспешностью возвратился Магистриан
с ответом от святых отцов в пустыне, к которым был послан: «Бог, принимая
твое раскаяние, спасает душу твою, и вселяет тебя со святыми со всем домом;
но ты лишаешься царства с бесчестием и с опасностью». Слушая это, Маврикий
прославлял Бога великою славою. При наступлении осеннего времени Маврикий
приказал Петру провести зиму в земле славян; но воины восстали и не хотели
исполнить этого, по слабости лошадей, по великому опустошению той страны, и
потому что варвары в великом множестве наводняли ту землю; они готовы были
произвесть всеобщий бунт. Военачальник, негодуя на воинов, подвергал их
великим трудам; пошли проливные дожди и сделалась жестокая стужа. Петр имел
свое местопребывание в двадцати милях от войска. Маврикий беспрестанно
беспокоил Петра, чтоб они перешли за Истр и приготовили бы себе на зиму
съестные припасы из земли славян, чтоб не иметь нужды посылать им
общественное продовольствие. Военачальник, призвавши Гундоя, говорил:
слишком тяжелы для меня царские приказы отвесть на зиму римлян в чужую
страну: и не послушаться трудно; а еще опаснее послушаться, сребролюбие
ничего доброго не производит, но всегда было матерью всех зол. Зараженный им
император сам подвергает римлян величайшим бедствиям; потом, созвавши
рядоначальников войска, объявил им царскую волю. Они сказали, что войско не
принимает того; и действительно войско, узнавши о сем тотчас возмутилось:
высшие начальники оставя его, прибежали к своему военачальнику. Мятежные
толпы, собравшись, провозгласили сотника Фоку экзархом, и поднявши на щиты,
поздравляли его. При сем известии Петр бежал и донес обо всем царю, царь же
в таком затруднительном положении старался скрыть сии известия от народа. На
другой день сделал конские игры, чтобы скрыть свою опасность. Но партия
прасинов кричала: Триавгустейший владыка Римлян! Константин и Коментиол
стращают твой народ, что по грехам нашим будет управлять нами палач. Но Бог,
сотворивший все, без кровопролития покорит всякого врага и противника и
соплеменного и иноплеменного. Царь вооружил их, и успокоивши ласковыми
словами, приказал им с начальниками своими охранять градские стены. В это
время, когда царский сын с тестем своим Германом занимались псовою охотою в
Каликратии, римляне прислали просьбы к Феодосию, чтоб он над ними
царствовал, или провозгласил царем Германа: а под властью Маврикия они жить
не хотят. Маврикий, узнавши о сем, призвал к себе сына; Коментиолу поручил
охранение стен, а Германа и Феодосия сына обвинял как виновников несчастия.
На оправдания Германа Маврикий сказал: Герман, я имею две причины
подозревать тебя, просьбы к тебе от народа, и что народ пощадил табун
лошадей твоих в предместьях города: все прочие увели, а твоих не тронули.
Герман: пощади от многословия, лучше умереть от меча. Герман прибегнул в
храм Богоматери у Кира. Царь тотчас послал евнуха Стефана взять Германа из
церкви; как ни старался Стефан насильно вывесть его, но оруженосцы Германа
противоставши вытолкали вон Стефана, и с Германом прибегли в великую
церковь, между тем царь высек розгами сына своего Феодосия, думая, что
Герман бежал по совету его, и послал телохранителей, взять Германа из
великой церкви. Герман уже хотел выйти и отдаться, но толпы народа не
согласились на то, но великими ругательствами поносили царя: шкуру долой,
кто любит тебя Маврикий, маркионист. Вследствие сего охранявшие стены
оставили охранение, и прасины сожгли часть дома Константинова, именуемую
Лардом. Маврикий в глубокую полночь, сбросил с себя царскую одежду, оделся в
простую, сел на легкий корабль и бежал с женою, с детьми, и с Константином.
Чернь во всю ночь постыднейшими ругательствами ругалась над царем и смеялась
над патриархом Кириаком. К тому же возникла сильная буря на море, и
самодержец с великою опасностью спасся. В ту же ночь мучили царя болезни в
членосоставах, называемые кирагрою и подагрою. После этого послал он сына
своего Феодосия с Константином к Хозрою, царю персидскому, напомнить ему о
том, что сделал для него Маврикий, чтоб в свою очередь Хозрой оказал
благодеяние сыну его. Между тем Герман заслал к Сергию начальнику прасинов с
предложением чтобы они содействовали ему в восшествии на престол, обещаясь
уважать партию прасинов, а его самого возвести в великие достоинства. Сергий
открыл это знаменитейшим из своей партии; но они не приняли этого и
отвечали: Герман никогда не отстанет от приверженности своей к венетам.
Прасины, вышедши в Регио, превозносили великими похвалами тирана Фоку и
убедили его прибыть в Евдомон. И так Фока послал секретаря Феодосия, который
вошедши в великую церковь читал к народу, чтоб патриарх, и народные партии и
сенат собрались в Евдомоне. Когда все собрались в Евдомоне, то патриарх
Кириак потребовал от тирана исповедания православной веры и в безмятежии
соблюдать церковь. Тиран предложил притворно Германа избрать в цари. Герман
с тем же притворством отвечал, что он не желает этого; народы прославляли
тирана и язва провозглашена, тиран сделался обладателем скиптров, бедствие
восторжествовало над благополучием и великие бедствия римлян пустили
глубокие корни. Провозглашение тирана происходило в церкви святого Иоанна
Крестителя. Пробывши здесь два дня на третий день имел он въезд в царский
дворец на царской колеснице. В пятый день венчал жену свою царицею, партии в
этот день восстали одна против другой о первенстве места. Тиран послал
сокрамольника своего Александра успокоить партии, который поднял руку на
Козму начальника венетов, оттолкнул его и ругал. Венеты с негодованием
кричали: убирайся, узнай обстоятельства, Маврикий еще не умер. Тиран,
услышав эти голоса, устремился к убиению Маврикия, послал воинов и привели
царскую фамилию в Халкидон, в пристань Европия, сперва при глазах родителя
убили пятерых сынов его, чтобы растерзать сердце его убиением детей. Но
Маврикий, с философским равнодушием взирая на несчастия, призывал Бога
всячески, и часто провозглашал: «ПРАВЕДЕН ЕСИ, ГОСПОДИ, И ПРАВЕДНЫ СУДЬБЫ
ТВОИ». И так смерть детей была надгробною похвалою для отца, который оказал
мужество в величайшем несчастии. Нянюшка украла, было, одного из сынов его,
и на место его представила собственного своего ребенка, но Маврикий не
принял его, но взыскался своего. Говорят некоторые, что, когда убили его, то
истекло млеко с кровью, и все при этом зрелище горько заплакали. Таким
образом царь, один ставши выше природы, окончил жизнь свою. С этого времени
не прекращались различные и чрезвычайные несчастья в римском царстве. Хозрой
царь персидский нарушил мир, авары опустошили Фракию, два войска римских
истреблены, и когда Ираклий, вступивши на престол, сделал точный счет
войску, то из всего множества воинов, которые находились при Маврикие после
Фоки нашел НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК. Так-то избравшие тирана сами от него
погибли [1].
Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его
Феофилакта. Пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского. М. 1884
[Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при
Московском Университете 1884 г. Кн. 1.].
[1] Император Фока (602-610) вошел в историю Византии как один из самых
худших государей. «Коренастый, небольшого роста, с широкой грудью и
безобразным лицом, на котором виднелся шрам от старой раны, чернеющий, когда
он раздражался, рыжеволосый, свирепый по характеру, грубый и резкий в
обращении, лишенный всякого образования и совершенно неподготовленный своим
прошлым к высокому положению. Фока не мог привлечь к себе расположение
придворных кругов и населения столицы» (Ю. А. Кулаковский. История Византии.
T. III. СПб. 1996. С. 3). Один современник приводит историю о некоем
человеке, который возопил к Богу: «За что такое наказание? За что Ты послал
людям Своим такого кровожадного волка?». И Господь ответил ему: «Я старался
найти похуже Фоки, чтобы наказать народ за его своеволие, но не мог. А ты не
искушай впредь судеб Божиих"». – ред.
|
На главную |