На главную


17.09.2019
http://afanasiy.net/sviatyi-afanasii-beresteiskii


СВЯТЫЙ АѲАНАСІЙ БЕРЕСТЕЙСКІЙ.



Преосв. Зосимой, епископом Санкт-Петербургским и Северно-Российским благословлено введение в богослужебную практику древнего тропаря св. прмч. Афанасию, 2 гласа: «Блажен еси, Отче наш, Афанасие, / яко верно и праведно пожил еси, хваля и благославляя Бога / и братию свою уча блюсти веру святую православную / и всяко не слушати отпадающих от нея, / и крепко стояти даже до крове: / сего ради возлюби тя Христос Иисус / и посла тя чрез Пречистую Матерь Свою // возвещати истину святую». – ред.


Святый Аѳанасій, по фамиліи Филипповичъ, жилъ въ XVII вѣкѣ, былъ игуменомъ Брестскаго (уѣзднаго города Брестъ – Литовска, Гродненской губерніи) монастыря святаго Сѵмеона Столпника, нынѣ не существующаго, и замѣчателенъ, какъ выдающійся историческій дѣятель въ открывшейся при польскомъ королѣ Владиславѣ IV борьбѣ православныхъ западноруссовъ съ польскими католиками и уніатами. Искренно и беззавѣтно преданный вѣрѣ отцовъ, Аѳанасій Филипповичъ не убоялся и мученической кончины за свои высокія, завѣтныя вѣрованія. Кончина преподобномученика Аѳанасія послѣдовала 20 іюля 1648 года въ г. Брестѣ: онъ былъ убитъ «за охраненіе и защиту православія» отъ руки поляковъ...

Бѣлоруссъ по происхожденію, Аѳанасій Филипповичъ родился около 1597 г. и былъ сынъ небогатыхъ дворянъ. Первоначальное воспитаніе онъ получилъ въ строго благочестивомъ духѣ; по собственнымъ его словамъ, съ дѣтства былъ «воспитанъ въ вѣрѣ православной, въ Церкви восточной». Образованіе Аѳанасій получилъ также, по тому времени, прекрасное: онъ хорошо зналъ польскій, латинскій и греческій языки, былъ знакомъ съ сочиненіями многихъ церковныхъ писатедей-восточныхъ и западныхъ, читалъ много лѣтописей и хронографовъ. Молодость свою Филипповичъ провелъ у канцлера литовскаго Льва Сапѣги, въ качествѣ воспитателя какого-то самозванца, лже-царевича Московскаго «Дмитровича». Познавъ суету свѣта, въ 1627 году принялъ иночество и поступилъ въ число братіи славнаго въ то время Кутеинскаго монастыря, подъ г. Оршею, Могилевской губерніи. Молодой инокъ Аѳанасій отличался строгимъ выполненіемъ всѣхъ возлагавшихся на него въ семъ званіи суровыхъ монашескихъ послушаній и другими аскетическими подвигами, благодаря чему въ скоромъ времени былъ возведенъ въ санъ намѣстника Добойскаго монастыря, близъ Пинска. Когда же эта обитель, по распоряженію литовскаго канцлера князя Радзивилла, поступила во владѣніе іезуитовъ, Аѳанасій перешелъ въ Купятицкій монастырь, Пинскаго уѣзда. Здѣсь онъ составилъ «жалобный листъ», подписанный многими особами духовнаго и свѣтскаго званія православнаго исповѣданія, посвятивъ его чудотворной иконѣ Божіей Матери на крестѣ, находившейся тогда въ Купятицкой обители, а теперь находящейся въ Кіево-Софійскомъ соборѣ[1]. Сія явленная и чудотворная «Купятицкая» икона Богоматери неоднократно источала чудесныя знаменія предъ Аѳанасіемъ. Такъ, молясь предъ сею святою иконой предъ отъѣздомъ своимъ въ Москву, для сбора пожертвованій на обновленіе ветхаго храма Купятицкаго монастыря, Аѳанасій услышалъ гласъ отъ иконы: «Царь Московскій збудуетъ (построитъ) Ми церковь, иди до него; иду и Я съ тобой».

Подкрѣпляемый чудесными видѣніями и знаменіями, Аѳанасій благополучно перешелъ очень строго охранявшуюся тогда литовско-русскую границу, какимъ-то чудомъ миновавъ бдительную пограничную стражу, и очутился въ предѣлахъ Московскаго государства. Въ Москвѣ, живя на Ордынской улицѣ, онъ написалъ «исторію», или подробную записку царю, въ которой яркими красками изобразилъ бѣдственное состояніе православной Церкви на Литвѣ. Записку свою Аѳанасій лично поднесъ царю, вмѣстѣ съ печатнымъ изображеніемъ Купятицкаго чудотворнаго образа Богоматери и просилъ его защитить угнетаемое православіе. Благочестивый государь щедро наградилъ его и, снабдивъ богатыми пожертвованіями на построеніе Купятицкаго храма, съ честью отправилъ его восвояси.

Спустя два года, Аѳанасій былъ избранъ настоятелемъ Брестскаго Стмеоновскаго монастыря. Начало своего игуменства въ этомъ монастырѣ Аѳанасій ознаменовалъ тѣмъ, что, стремясь къ земельному обезпеченію православныхъ церквей, усердно занялся разысканіемъ фундушевыхъ документовъ. Въ найденныхъ имъ документахъ, между прочимъ, содержались страшныя проклятія на отступниковъ отъ православія, и Аѳанасій началъ торжественно, во всеуслышаніе, провозглашать содержаніе этихъ документовъ въ церквахъ и другихъ общественныхъ мѣстахъ. Такія дѣйствія Брестскаго игумена возстановили противъ него враговъ православія. Не довольствуясь этимъ, Аѳанасій въ 1641 году лично отправляется на государственный сеймъ въ Варшаву. Здѣсь онъ ходатайствуетъ предъ королемъ Владиславомъ IV за своихъ православныхъ собратій и сначала имѣетъ, повидимому, успѣхъ: король далъ грамоту, подтверждавшую прежнія права и привилегіи православныхъ въ г. Брестѣ. Но грамота эта, оказалось, не имѣла законной силы безъ государственной печати, приложеніе которой зависѣло отъ канцлера, который рѣшительно отказался исполнить просьбу Филипповича. Неудача эта чрезвычайно огорчила его, тѣмъ болѣе, что и представители высшаго православнаго духовенства отказались поддерживать «безпокойнаго» Берестейскаго игумена. Скорбное настроеніе духа его еще болѣе увеличилось, когда до него дошли печальныя вѣсти о крайне бѣдственномъ положеніи православной Церкви вслѣдствіе страшныхъ притѣсненій со стороны уніатовъ. Въ своемъ глубокомъ горѣ Аѳанасій началъ усердно, со слезами молиться предъ Купятицкимъ образомъ Божіей Матери. Во время чтенія имъ акаѳиста Пресвятой Богородицѣ, при словахъ: «отъ всякихъ насъ бѣдъ свободи», ему послышался отъ святой иконы голосъ, призывающій его на подвигъ – предстать предъ короля и требовать умиренія Церкви.

Аѳанасій горячо и безстрашно принялся за исполненіе свыше даннаго ему повелѣнія. Въ 1643 г. онъ снова является въ Варшаву на вольный сеймъ съ изображеніями чудотворной иконы Купятицкой «въ седми штукахъ (экземплярахъ) на платнѣ намалеванныхъ» и съ такимъ же количествомъ экземпляровъ составленной имъ «Исторіи видѣнія того образу въ границѣ Московской». Изображенія и описанія онъ роздалъ вліятельнымъ лицамъ на сеймѣ, а самъ, движимый ревностію Иліиною, обратился къ королю со смѣлою обличительною рѣчью, нападая въ ней и на «ненавистныхъ каплановъ римскихъ» и, въ особенности, на «проклятую унію». Дерзновеніе Аѳанасія, по-видимому, имѣло успѣхъ: король приказалъ удовлетворить просьбу православныхъ. Но, готовый праздновать свою побѣду, игуменъ Аѳанасій вдругъ получилъ чувствительный ударъ съ той стороны, откуда менѣе всего могъ ожидать его: православныя духовныя власти обвинили Филипповича въ самовольномъ поступкѣ, совершенномъ безъ разрѣшенія и совѣта старшихъ отцевъ и взяли его подъ арестъ, а потомъ въ одеждѣ простого инока онъ былъ, подъ стражею, отправленъ въ Кіевъ, для окончательнаго суда надъ нимъ главной консисторіи. Впрочемъ, по ходатайству Кіевскаго митрополита Петра Могилы, ранѣе лично знавшаго Филипповича, послѣднему скоро возвращены были свобода и игуменство въ томъ же Брестскомъ Стмеоновскомъ монастырѣ.

Но не было спокойствія и мирной тишины для Аѳанасія и за оградой Сѵмеоновской обители. Здѣсь онъ неоднократно подвергался дерзкимъ нападеніямъ буйныхъ іезуитскихъ студентовъ и уніатскихъ священниковъ: надъ нимъ издѣвались, его били и мучили, въ его монастырь вторгались съ неистовымъ крикомъ, задерживали на улицѣ православныхъ иноковъ, ходившихъ со святыми тайнами къ больнымъ, и всячески издѣвались надъ ними. Самъ подвергаясь насмѣшкамъ и оскорбленіямъ со стороны католиковъ и уніатовъ, игуменъ Аѳанасій ясно сознавалъ безправное и униженное положеніе православной Церкви въ польскомъ государствѣ, и потому рѣшилъ еще разъ возвысить свой голосъ въ защиту угнетаемаго православія. Подкрѣпленный въ своемъ намѣреніи чудеснымъ голосомъ отъ святой иконы Купятицкой, онъ сталъ готовить новую «суплику»[2] королю и уже собрался ѣхать на сеймъ, какъ вдругъ былъ арестованъ, по распоряженію польскаго правительства, обвинявшаго его въ политической неблагонадежности и прикосновенности къ дѣлу бывшаго его воспитанника Яна Іубы, выдачи котораго требовало Московское правительство, какъ самозваннаго царевича, будто бы сына Марины Мнишекъ. Обвиненіе въ содѣйствіи Аѳанасія Москвѣ въ этомъ дѣлѣ, впрочемъ, устранилось; но, несмотря на это, поляки держали его въ тюрьмѣ, откуда ревнитель православія не переставалъ порицать угнетателей вѣры. Изъ тюрьмы Аѳанасій нашелъ возможность написать на имя короля особый меморіалъ, представленный послѣднему на сеймѣ 1645 г. Вслѣдъ за тѣмъ онъ писалъ еще королю «суплику», потомъ «пересторогу (предостереженіе, угрозу) королю пану» и «пораду побожную» (совѣтъ благочестивый); но всѣ эти ходатайства не имѣли никакого успѣха, благодаря проискамъ польскихъ сенаторовъ и католическаго духовенства. Въ заключеніе онъ, вмѣсто испрашиваемой аудіенціи у короля, подъ конвоемъ былъ отправленъ въ Кіевъ, гдѣ, по распоряженію митрополита Петра Могилы, былъ помѣщенъ въ одной изъ келій Кіево-Печерской лавры. Послѣ смерти Петра Могилы Аѳанасій снова, уже въ третій разъ, получаетъ въ управленіе Брестскій Сѵмеоновскій монастырь. Когда же, въ слѣдующемъ году, возгорѣлась война Богдана Хмѣльницкаго съ поляками, послѣдніе заподозрили Аѳанасія въ содѣйствіи казакамъ. Подозрѣніе это не оправдалось; тогда стали винить его въ томъ, что онъ «унею святую ганилъ и проклиналъ». Аѳанасій и теперь не задумался назвать ее проклятою. Послѣ этого его посадили въ тюрьму и въ теченіе двухмѣсячнаго заточенія старались совратить исповѣдника православія въ унію. Эти усилія оказались безуспѣшными, и въ ночь на 5 сентября 1648 г. преподобномученикъ былъ подвергнутъ казни – по однимъ сказаніямъ – выстрѣлами изъ «мушкета», по другимъ – «усѣченіемъ въ главу». Честное тѣло преподобномученика вскорѣ было открыто по указанію семилѣтняго мальчика, извлечено изъ земли и съ честью перенесено православными берестянами въ церковь Пресвятыя Богородицы, что въ Сѵмеоновскомъ монастырѣ[3].

Предъ кончиною своею, святый преподобномученикъ Аѳанасій изрекъ предсказаніе: «Церковь правовѣрная будетъ въ великомъ гоненіи отъ несправедливыхъ гордыхъ учителей церковныхъ, отъ святыя вѣры отступившихъ, но потомъ процвѣтетъ она яко кринъ посреди тернія и яко искра въ пеплѣ зарытая явится, возсіяетъ и повсюду здѣсь освѣтитъ... И гдѣ мое тѣло сіе израненное и острупленное за имя Божіе положено будетъ, тамо въ окрестныхъ мѣстахъ никогда собраніе злоумышленныхъ супостатовъ, отступниковъ отъ святыя вѣры, вредить не можетъ, даже до послѣдняго изреченія праведнаго судіи Христа».

Сіе дышущее апостольскою вѣрою и проникнутое евангельскою простотою предсмертное завѣщаніе и знаменательное пророчество исповѣдника православія и святаго преподобномученика исполнилось воочію: въ Брестѣ, гдѣ была провозглашена злосчастная унія 1596 года, и во всѣхъ его окрестностяхъ, унія давно прекратилась, и правая вѣра православная возсіяла и свѣтитъ нынѣ лучами истины евангельской.



Михаилъ Макаревекій.



«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1893. № 45. С. 1612-1615.



[1] Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 20-х годов XX столетия. Дальнейшая его судьба неизвестна. – ред.

[2] Петиция, прошение. – ред.

[3] Преподобномученикъ Аѳанасій Филипповичъ изображается, обыкновенно, въ монашеской мантіи, стоящимъ у стола съ развернутою на немъ книгою, въ рукѣ у него древесная вѣтвь, а на стѣнѣ келіи Кудятицкій чудотворный образъ Богоматери. Священное изображеніе святаго Аѳанасія Верестейскаго въ числѣ другихъ угодниковъ Божіихъ Россійской земли и Церкви православной находится въ Московскомъ храмѣ Христа Спасителя. Драгоцѣнные останки честныхъ мощей святаго преподобномученика Аѳанасія и понынѣ нетлѣнно почиваютъ, заключенные въ серебряную раку, въ соборной Сѵмеоновской церкви гор. Брестъ-Литовска, привлекая къ себѣ усердныхъ богомольцевъ. Память святаго Аѳанасія совершается дважды въ годъ: 5 сентября – день его мученической кончины и 20 іюля – день обрѣтенія его мощей. Ред.: По приказу императора Петра I глава от мощей св. Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург.


На главную