На главную


02.09.2019
http://afanasiy.net/serg-i-pokrovskii-zadachy-y-c-ly-shkolnago-obucheniia-po-smyslu-molenii-y-chtenii-zakliuchaiucshyhsia-v-molebnom-peniy-pry-nachatiy-ucheniia-otroko


ЗАДАЧИ И ЦѢЛИ ШКОЛЬНАГО ОБУЧЕНІЯ
по смыслу моленій и чтеній, заключающихся въ «молебномъ
пѣніи при начатіи ученія отроковъ»
(опытъ объясненія чинопослѣдованія).
Сергѣй Покровскій.



Во всѣхъ своихъ молитвословіяхъ и молебныхъ пѣніяхъ Православная Церковь выражаетъ понятіе о томъ дѣлѣ, по поводу котораго она совершаетъ ихъ. Въ «Молебномъ пѣніи при начатіи ученія отроковъ» мы находимъ довольно ясное выраженіе взгляда Церкви на задачи и потребность книжнаго ученія. Вникнемъ въ смыслъ тѣхъ моленій и чтеній, которыя мы привыкли слышать въ началѣ каждаго учебнаго года[1].

Молебное пѣніе предъ началомъ ученія, какъ извѣстно, состоитъ 1) изъ псалма 33, 2) великой ектеніи, 3) тропарей, 4) прокимна, апостола и евангелія, 5) сугубой ектеніи и 6) заключительной молитвы.

Въ псалмѣ 33-мъ мы слышимъ голосъ отца къ дѣтямъ: пріидите чада, послушайте мене (ст. 12). Важнѣйшія задачи и цѣли воспитанія и обученія очень ясно выражаетъ онъ въ этомъ псалмѣ. Цѣль всей жизни человѣка заключается въ томъ, чтобы онъ познавалъ Бога, любилъ Его и чрезъ то вѣчно блаженствовалъ; эту же цѣль прежде всего должно преслѣдовать и школьное обученіе, какъ приготовляющее людей къ жизни. Псаломъ 33-й рисуетъ прекрасно образъ блаженнаго человѣка, указывая источникъ и слѣдствіе блаженства. Истинное блаженство человѣка заключается: а) въ благословеніи Господа на всякое время и во всегдашней хвалѣ Его, при сознаніи собственнаго ничтожества предъ Его величіемъ (ст. 2, 3), къ каковымъ благословенію и хвалѣ онъ призываетъ и другихъ, чтобы вознести имя Его вкупѣ (4); б) во взысканіи Господа и приближеніи къ Нему, въ познаніи Его благости (5, 6, 9); в) въ страхѣ Господнемъ (12, ср. 8, 10); г) въ упованіи на Господа (9) и д) въ молитвѣ (16). Въ этомъ состоитъ и истинное просвѣщеніе человѣка (6). Слѣдствіемъ сего является: а) внутреннее довольство, яко нѣсть лишенія боящимся Бога (10, ср. 3); б) миръ – и съ самимъ собою, и съ людьми, и съ Богомъ (15); в) сокрушеніе сердца и смиреніе (19, ср. 3) и г) вообще уклоненіе отъ зла и дѣланіе добра (14, 15). Окрестъ такихъ людей ополчится Ангелъ Господень и избавитъ ихъ (8), и они не лишатся всякаго блага (11). Такіе люди – а) имѣютъ дерзновенную молитву ко Господу, ибо очи Господни на праведныхъ и уши Его въ молитву ихъ (16, ср. 7), и воззваша праведніи, и Господъ услыша ихъ (18, ср. 19, 23, 3, 6); б) будутъ избавлены отъ скорбей (5, 7, 18, 20), хотя и несомнѣнно, что многи скорби праведнымъ (20); в) будутъ пользоваться долголѣтіемъ и благоденствіемъ (13) и, г) наконецъ, улучатъ вѣчное спасеніе (21, 23). Ненавидящіе такого праведнаго прегрѣшатъ (погибнутъ) (22). Вотъ что обѣщаетъ нищимъ духомъ (7), между тѣмъ, какъ богатіи обнищаша и взалкаша (11), ибо лице Господне на творящыя злая, еже потребити отъ земли память ихъ (17) и смерть грѣшниковъ люта (22).

Такъ, воспитаніе дѣтей для царствія Божія есть вмѣстѣ съ тѣмъ воспитаніе ихъ и для земной жизни – для собственнаго ихъ благоденствія и долгоденствія, для пользы семьи, общества и государства, ибо благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще животе нынѣшняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8). Ищите прежде царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Поэтому основаніемъ для всякаго воспитанія, нераздѣльнаго, особенно въ начальныхъ школахъ, съ обученіемъ, должна быть религія.

2) Къ великой ектеніи, слѣдующей за псалмомъ, присоединяются шесть особыхъ прошеній. Вотъ эти прошенія –

а) О еже низпослати на отроковъ сихъ духа премудрости и разума и отверзти умъ и уста и просвѣтити сердца ихъ къ пріятію наказанія, добрыхъ ученій. – Церковь въ этомъ прошеніи молитъ прежде всего Бога, – единаго премудраго (ср. Римл. 14, 25, 1 Тим. 1, 17, Іуд. 25), у котораго – премудрость... и разумъ (Іов. 12, 13), и который даетъ премудрость, и отъ лица Его – познаніе и разумъ (Притч. 2, 6; ср. Дан. 2, 21. Іак. 1, 5); – низпослать и на отроковъ духа премудрости и разума. – Съ молитвою объ отверзеніи ума соединяется прошеніе и объ отверзеніи устъ, т. е. способности, дара слова, а также и о просвѣщеніи сердца – оживленіи его благоговѣйными чувствами ко Господу Богу и любовію къ доброму ученію. Характеръ и свойства испрашиваемыхъ премудрости и разума опредѣляются уже ихъ Источникомъ, но прошеніе и прямо присовокупляетъ: – къ пріятію наказанія добрыхъ ученій; такимъ образомъ предметомъ обученія должны быть только добрыя ученія – тѣ самыя, которыя разумѣетъ и Апостолъ, когда требуетъ, чтобы христіане воспитывали дѣтей въ наказаніи (наставленіи) и ученіи Господнемъ (Ефес. 6, 4).

б) О еже всадити въ сердца ихъ начало премудрости, страхъ Свой Божественный, и тѣмъ буесть юности отгнаги отъ сердецъ ихъ, и просвѣтити умъ ихъ, еже уклонитися отъ зла и творіти благое. – Церковь молитъ о всажденіи въ сердца отроковъ страха Господня (Притч. 9, 10. Ср. Пс. 33, 12), который есть начало премудрости (Притч. 9, 10). Имѣть страхъ Божій – значитъ имѣть всегда въ сердцѣ и предъ очами своими Бога, который все видитъ и воздаетъ каждому по дѣламъ его. Этотъ страхъ полонъ любви, изъ которой вытекаетъ опасеніе оскорбить Бога грѣхомъ. – Такимъ образомъ страхъ Господень, всажденный въ сердца отроковъ, есть сила, обуздывающая и волю ихъ, но къ прошенію присоединяется и особенное, къ юному возрасту относящееся, моленіе: – и тѣмъ буесть юности отгнати отъ сердецъ ихъ. При всѣхъ привлекательныхъ свойствахъ дѣтской души, каковыя заслужили особаго вниманія Самого Господа (Мр. 10, 13-16), дѣтскому возрасту свойственны и нѣкоторые недостатки, какъ-то – необдуманность, легкомысліе, шаловливость, нетерпѣніе, рѣзвость и пp., вытекающіе изъ впечатлительности и быстрой отзывчивости на все дѣтской натуры, каковые прекрасно характеризуются выраженіемъ – буесть (неразуміе) юности (не говоримъ уже о дурныхъ навыкахъ). Прошеніе заканчивается моленіемъ и вообще о томъ, чтобы просвѣщеніе ума отроковъ привело ихъ къ тому – еже уклонитися отъ зла и творити благое (ср. Псал. 33, 15). Такъ обученіе, просвѣщая умъ и вліяя на сердце, должно образовать и волю человѣка: недостаточно одного знанія, нужна главнымъ образомъ добрая христіанская жизнь, безъ которой всякое знаніе ничтожно, составляя, по выраженію Св. Тихона, «мечъ въ рукахъ безумца». «Небезразсудно ли, говоритъ Златоустъ, учить дѣтей искусствамъ, посылать ихъ въ школы, ничего не жалѣть для научнаго ихъ образованія, а о воспитаніи ихъ въ наказаніи и ученіи Господнемъ не заботиться? За то мы сами первые и пожинаемъ плоды такого воспитанія, видя дѣтей своихъ дерзкими, невоздержными, непослушными и развратными. Не будемъ же поступать такъ».

в) О еже отверзти умъ ихъ, еже пріяти и разумѣти и памятствовати вся добрая и душеполезная ученія. – Раскрывается моленіе перваго прошенія о воспріятіи съ пониманіемъ и памятованіемъ тѣхъ же добрыхъ ученій, каковыя здѣсь еще точнѣе опредѣляются новымъ словомъ – и душеполезныхъ. Очевидно, это молитва не о механическомъ только воспріятіи преподаваемаго и не объ усвоеніи только памятью.

г) О еже подати имъ присѣдящую престолу Его премудрость и всадити ю въ сердца ихъ, яко да научитъ ихъ, что есть благоугодное предъ Нимъ. – Упоминая объ Ипостасной Премудрости, Церковь совершенно ясно указываетъ, что образованіе ума должно соединяться съ вліяніемъ на сердца и дѣйствіемъ на волю – яко да научитъ ихъ, что есть благоугодное предъ Нимъ (ср. Римл. 12,2). Все ученіе должно быть направлено къ тому, чтобы дѣти познали, что есть воля Божія, благая, угодная и совершенная и научились исполнять эту волю.

д) О еже преспѣяніи имъ премудростію и возрастомъ въ славу Божію. – Словами Евангелія, относящимися къ отроку Іисусу (Лук. 2, 52), Церковь молится о преспѣяніи дѣтей – и не въ одной только премудрости, но и въ физическомъ отношеніи. Такъ съ духовнымъ воспитаніемъ Церковь не пренебрегаетъ и тѣлеснымъ... Здѣсь же указывается и главная цѣль обученія, – въ славу Божію, каковая слава составляетъ главную цѣль жизни и дѣятельности человѣка (ср. Матѳ. 5, 16).

е) О еже быти имъ премудростію и добродѣтельнымъ житіемъ и благостояніемъ въ православнѣй вѣрѣ, радость и утѣшеніе родителемъ своимъ и церкви православно-каѳоличестѣй утвержденіе. – Съ моленіемъ о премудрости и добродѣтельной жизни соединяется, въ частности, моленіе о благостояніи въ Православной Вѣрѣ, внѣ которой нѣтъ спасенія при всей премудрости и добродѣтельной жизни. Цѣли обученія – Церкви православно-каѳоличестѣй угпвержденіе и радость и утѣшеніе родителемъ своимъ (болѣе частное раскрытіе цѣли, указываемой въ предыдущемъ прошеніи).

Такимъ образомъ въ прошеніяхъ великой ектеніи Церковь молится о просвѣщеніи всѣхъ силъ отроковъ – ума (не забыты даръ слова, разумное, а не механическое только, воспріятіе преподаваемаго, память, развитіе и раскрытіе познавательныхъ способностей вообще), сердца и воли, а также и о физическомъ развитіи ихъ. Средствами для сего просвѣщенія служатъ добрыя и душеполезныя ученія. Цѣль просвѣщенія – слава Божія, въ частности – Церкви православно-каѳоличестѣй утвержденіе, радость и утѣшеніе родителемъ своимъ.

3) Тропари (2 тропаря и «слава» «и нынѣ»[2].

Въ первомъ тропарѣ говорится о томъ мирѣ, который преподалъ ученикамъ Своимъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, когда въ день воскресенія явился къ нимъ и училъ ихъ о тайнѣ искупленія и отверзе имъ умъ разумѣніи писанія (Лук. 24, 36-49 и Іоан. 20, 19-23. ср. 26). – Отсюда – необходимость ученія, а именно ученія такого, каковое сообщалъ Христосъ ученикамъ, отсюда – цѣль ученія: миръ. Въ концѣ тропаря прямо прибавляется: пріиди къ намъ и спаси насъ. Итакъ, Христосъ есть первый помощникъ въ нашемъ обученіи, и важно не столько обученіе, сколько спасеніе...

Во второмъ тропарѣ указывается на то, какъ Духъ Святый даже безкнижныхъ учениковъ Христа содѣлалъ учителями, ибо слово Вожіе – не въ препрѣтельныхъ человѣческія премудрости словесѣхъ, но въ явленіи духа и силы (1 Кор. 2, 4), и есть различіе между премудростію міра сего, которую обуи Богъ, и премудростію Божіею, которую естественный разумъ человѣческій называетъ буйствомъ (безуміемъ), но это буее Божіе премудрѣе человѣкъ есть, и это немощное Божіе крѣпчае человѣкъ есть (1 Kop. 1, 20-25. ср. Матѳ. 10, 17-21). Въ частности, тропарь представляетъ фактъ сошествія Св. Духа на Апостоловъ, когда они исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Духъ даяше имъ провѣщавати (Дѣян. гл. 2).

На «славу» въ тропарѣ Пятидесятницы прославляется человѣколюбецъ Христосъ Богъ нашъ, иже премудры ловцы явлей, ниспославъ имъ Духа Святаго и тѣми уловлей вселенную.

Помѣщеніе въ молебномъ пѣніи двухъ послѣднихъ тропарей и ихъ смыслъ не требуютъ объясненія.

Въ Богородичнѣ на «и нынѣ» призывается къ ходатайству за учащихся вѣчная Ходатаица христіанъ – Богоматерь, безъ молитвы къ Коей не обходится ни одна служба церковная.

4) Прокименъ, апостолъ и евангеліи[3].

Прокименъ (Пс. 8, 3. Ср. Матѳ. 21, 16) – о хвалѣ Бога изъ устъ младенецъ и ссущихъ вполнѣ идетъ къ слѣдующему за симъ евангелію. Стихъ прокимна: возрадуется сердце мое о спасеніи твоемъ, опять напоминаетъ, что послѣдняя цѣль обученія – спасеніе.

Апостолъ (Ефес. 1, 16-19, 3, 18-21), гдѣ св. Павелъ проситъ Бога о томъ, чтобы Онъ глубже ввелъ Ефесянъ въ созерцаніе тайнъ домостроительства спасенія, напоминаетъ учащимся о непрерывномъ ихъ усовершенствованіи и о способѣ сего усовершенствованія. Производительными силами нашего Боговѣдѣнія и вѣдѣнія тайнъ домостроительства спасенія служатъ – во-первыхъ, благодать Св. Духа, которая даетъ намъ премудрость и откровеніе къ познанію Бога, во-вторыхъ, чистое сердце, въ коемъ отъ дѣйствія благодати разверзаются очи яко увѣдѣти. Такъ въ актѣ христіанскаго вѣдѣнія нераздѣльно сочетаваются обѣ эти силы: благодать Духа, не могущая прійти безъ чистаго сердца, и чистое сердце, не дающее мудрости безъ благодати Духа. Предметы вѣдѣнія, указываемые Апостоломъ, суть: а) чего могутъ надѣяться христіане отъ Бога, призвавшаго ихъ, еще здѣсь на землѣ; б) какое славное и богатое наслѣдіе ожидаетъ ихъ въ будущей жизни; в) какъ безмѣрно велико дѣйствіе Силы Божіей въ христіанахъ, чтобы имъ утвердиться въ любви и уразумѣть во всей полнотѣ любовь Христову, превосходящую всякое разумѣніе. Апостолъ оканчивается прославленіемъ Бога, Который подаетъ намъ даровъ Своихъ несравненно больше того, чего мы просимъ и о чемъ помышляемъ.

Въ Евангеліи (Марк. 10, 13-16) содержится трогательное и поучительное повѣствованіе о благословеніи Господомъ дѣтей. Когда приносили дѣтей къ Іисусу, да коснется ихъ, и когда ученики прещаху приносящимъ, – Спаситель негодова на учениковъ, и не только коснулся приведенныхъ къ Нему дѣтей, но обнялъ ихъ, возложилъ на нихъ руки и благословилъ ихъ. Оставите дѣтей, сказалъ Христосъ, приходити ко Мнѣ и не браните имъ, тацѣхъ бо есть царствіе Божіе. Аминъ глаголю вамъ: иже аще не пріиметъ царствія Божія яко отроча, не иматъ внити въ не (ср. Матѳ. 18, 1-6). Изъ высокой чести, оказанной Господомъ дѣтямъ открывается высокое достоинство дѣтской природы съ ея религіозностью, довѣрчивостію, наивностію, невинностью, чистосердечіемъ, простотою, незлобіемъ и пр., вслѣдствіе чего тацѣхъ именно есть царствіе Божіе: отсюда – какъ велика отвѣтственность тѣхъ, кому ввѣряется воспитаніе дѣтей! Здѣсь же, въ словахъ Христа, опредѣляется и цѣль воспитапія дѣтей: они должны приходитъ ко Христу, приходитъ же ко Христу тотъ, кто вѣруетъ въ Него, слѣд. и первое наученіе дѣтей должно быть просвѣщеніемъ вѣры. Господь предостерегаетъ и обличаетъ тѣхъ, кто ставитъ препятствія для дѣтей на пути ко Христу.

5) Къ сугубой ектеніи присоединяется спеціальное прошеніе, повторяющее, дополняющее и видоизмѣняющее тѣ же моленія великой ектеніи. Церковь молитъ Господа о милостивномъ призрѣпіи на отроковъ, о ниспосланіи въ сердца, въ умъ и въ уста ихъ духа премудрости и разума, благочестія (– то же, что добродѣтельное житіе – ср. 6 прош. великой ектеніи) и страха Своего, о просвѣщеніи ихъ свѣтомъ Своего благоразумія[4], о поданіи имъ силы и крѣпости, во еже скоро пріяти и спѣшно навыкнути Божественнаго закона Его наказанію и всему благому и полезному ученію («добрая и душеполезная ученія» 3-го и 1-го прош. – здѣсь съ одной стороны дополняются изученіемъ въ частности закона Божественнаго, съ другой просто полезными ученіями: такъ Церковь, какъ благопонечительная мать, не въ одномъ только исключительно-религіозномъ обученіи полагаетъ задачу школы; она не отрицаетъ и другихъ наукъ, полезныхъ для жизни земной); о преспѣяніи ихъ премудростію и разумомъ и всѣми благими дѣлы въ славу пресвятаго Его имени и, наконецъ, о дарованіи имъ здравія и долголѣтія къ созиданію и славѣ Церкве Своея... Здѣсь тѣ же моленія, что и въ великой ектеніи, о просвѣщеніи всѣхъ силъ учащихся, а также о ихъ здравіи и долголѣтіи; тѣ же средства просвѣщенія, опредѣляемыя лишь точнѣе – навыкнути закона Божественнаго наказанію и всему благому и полезному ученію; тѣ же цѣли обученія въ славу пресвятаю Его имени, къ созиданію и славѣ церкве Своея...

6) Заключительная молитва[5]. – Она начинается обращеніемъ къ Господу Богу съ описательными выраженіями (эпитетами), изображающими дѣйствія Божія примѣнительно къ предмету моленія. Подобныя изображенія свойствъ и дѣйствій Божіихъ не рѣдки въ церковныхъ молитвахъ; они или указываютъ на опредѣленные факты и событія, или же представляютъ общія свойства и дѣйствія Божіи. – Такихъ эпитетовъ въ молитвѣ четыре. 1) Господи Боже и Создателю нашъ[6], образомъ Своимъ почтый насъ человѣки (Быт. 1, 26. 27). Здѣсь опредѣляется богоподобная природа человѣка, обязывающая насъ къ ученію и образованію, ибо образу Бога – Источника премудрости подобаетъ просвѣщеніе и мудрость. – 2) Научивый избранныя Твоя яко дивитися внемлющимъ ученію Твоему (прошедшая и окончательная форма причастія должна указывать на опредѣленный фактъ, но какой здѣсь разумѣется фактъ – не совсѣмъ ясно: а) можно относить это выраженіе о наученіи избранныхъ къ наученію апостоловъ вообще[7], хотя изъ Евангелія невидно, чтобы они дивились ученію Господа; б) можно относить это къ ученію Христа въ праздникъ Преполовенія (Іоан. 7, 14. 15)[8], хотя здѣсь Христосъ училъ не избранныхъ только, но и всѣхъ кто былъ въ храмѣ, и внемлющіе дивились собственно не ученію Его, а тому, что Онъ знаетъ Писанія не учився; в) можно относить это, наконецъ, какъ это дѣлаетъ Ильминскій, къ Іоан. 16, 29. 30; или г) не разумѣется ли здѣсь общій фактъ о наученіи апостоловъ и объ удивленіи предъ Его ученіемъ слушателей (ср. Лук. 4, 22) – и не однихъ только апостоловъ, но и всѣхъ избранныхъ на протяженіи вѣковъ существованія Церкви, когда ученіе Христа тоже не разъ служило предметомъ дивленія народамъ?): – основаніе для нашей надежды получить помощь въ ученіи. – 3) Открывый премудрость младенцамъ (относится или къ дѣтямъ, восклицавшимъ Христу: осанна Сыну Давидову, или къ Еванг. Луки 10, 21): основаніе для того, чтобы ученіе начиналось и съ дѣтскаго возраста (ср. Марк. 10, 13. 16 и Матѳ. 18, 1-6). – 4) Иже Соломона и всѣхъ взыскующихъ премудрости Твоей научивый (о Соломонѣ – 3 Цар. 3, 5-14, Прем. Сол. 7, 11. 12): побужденіе къ нашей дерзновенной молитвѣ о просвѣщеніи отроковъ, ибо Богъ силенъ даровать премудрость всякому просящему, какъ Онъ даровалъ ее Соломону, какъ Онъ даруетъ ее и всѣмъ взыскующимъ ее.

За обращеніемъ къ Богу, гдѣ выставлены основанія и побужденія къ нашимъ прошеніямъ, слѣдуютъ самыя прошенія, близкія къ прошеніямъ великой и сугубой ектеніи. Церковь молитъ: отверзи сердца, умы и уста рабовъ Твоихъ сихъ во еже пріяти силу закона Твоего – или: усвоить духъ закона Божія въ противоположность формальному, фарисейскому изученію буквы закона Божія, или же – дѣйственно и близко къ сердцу принять законъ Божій, такъ чтобы онъ не оставался мертвымъ знаніемъ, но былъ бы живою силою, побуждающею къ соотвѣтственной дѣятельности и къ жизни праведной; и со успѣхомъ познати преподаваемый имъ полезная ученія (ср. прошеніе сугубой ектеніи, гдѣ говорится о тѣхъ же полезныхъ ученіяхъ, и гдѣ со успѣхомъ познати замѣняется равносильнымъ выраженіемъ: спѣшно навыкнути) въ славу пресвятаго Имени Твоею, въ пользу и созиданіе святѣй Твоей Церкви и разумѣніи благую и совершенную волю Твою[9]. Избави ихъ отъ всякаго налога вражія[10]: діаволъ есть исконный и хитрый врагъ и навѣтникъ человѣка, берущій изъ сердца его посѣянное сѣмя слова Божія (Матѳ. 13, 19): посему Церковь и молитъ, дабы сего не было, дабы вообще всякія искушенія, столь опасныя въ юномъ возрастѣ, не коснулись обучающихся; соблюди ихъ въ православіи и вѣрѣ: вѣра, и именно Православная Вѣра, составляетъ самое завѣтное сокровище нашего народа, опредѣлившее всю жизнь и весь бытъ его, – о соблюденіи сей-то Православной Вѣры дѣтьми и проситъ Церковь; и во всякомъ благочестіи и чистотѣ во вся дни живота ихъ: съ православіемъ вѣры нераздѣльно должна соединяться и жизнь по сей вѣрѣ – во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 2): – и молитва въ сихъ отношеніяхъ справедливо простираетъ свои попеченія и за предѣлы школы на всю жизнь человѣка. Да преспѣютъ въ разумѣ и во исполненіи заповѣдей Твоихъ: такъ опять разумѣніе поставляется въ связь съ исполненіемъ заповѣдей Господнихъ (ср. ектеніи); да тако предуготована прославятъ пресвятое имя Твое и будутъ наслѣдницы царствія Твоего.

Заключеніе молитвы: Яко Ты еси Богъ силенъ въ милости и благъ въ крѣпости, и Тебѣ подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь[11] – относитъ мысль учащихся къ всемогуществу и милости Бога, нераздѣльно въ Немъ соединенныхъ.



Сергѣй Покровскій.
_________


«Тульскія Епархіальныя Вѣдомости». 1895. № 18. Ч. Неофф. С. 562-573.



[1] Православная христіанская церковь всегда дорожила книжнымъ ученіемъ и еще искони предначинала его молитвеннымъ призываніемъ помощи Божіей. Начало молитвословій предъ открытіемъ ученія нужно искать еще въ церкви греческой (Ср. Εὐχολόγιον – венеціанскаго изданія 1839 года, гдѣ помѣщены – εὐχὴ ὃταν ἀπέρχεται παιδίον μανθάνειν τὰ ἱερά γράμματα и ἀκολουθία εἰς πᾶιδας κακοσκότους; – послѣдованіе о отроцѣхъ неудобоучащихся; они вь славянскомъ переводѣ помѣщены въ Требникѣ 1777 г., напечатанномъ въ московской синодальной типографіи). Во всѣхъ древнихъ русскихъ Требникахъ и Потребникахъ находятся молитвословія и предъ началомъ ученія (напр. Требникъ митр. Макарія, Потребникъ, напечатанный въ Москвѣ при патріархѣ Іосифѣ въ 1651-2 годахъ, Требникъ Петра Могилы, печатанный въ Кіевѣ въ 1646 г. и другіе). Въ настоящемъ своемъ видѣ Молебное пѣніе, по мнѣнію Ильминскаго (Прав. Собес. 1884 г. Сентябрь), составлено между 1777 и 1800 годами, въ связи съ Высочайше утвержденнымъ 5 Августа 1786 г. уставомъ народнымъ училищамъ Россійской Имперіи (въ «Книгѣ моленныхъ пѣній» изданія 1763 г. этого послѣдованія еще нѣтъ). Оно заимствовано преимущественно, если не исключительно, изъ «Чина благословенія отроковъ въ училище учитися священнымъ писаніямъ идущихъ», находящагося въ Требникѣ Петра Могилы.

[2] Два тропаря съ незначительными измѣненіями взяты изъ Требника Петра Могилы (ср. ихъ въ греческомъ Εὐχολόγιον и Требникѣ 1777 г. въ «Послѣдованіи о отроцѣхъ иеудобоучащихся»). Теперешнія «Слава» и «нынѣ» появились лишь въ Книгѣ Молебныхъ пѣній (вмѣсто «Царю небесный» и «Милосердія двери». – Ср. Требникъ П. Могилы, Εὐχολ. и Треб. 1777 г. въ указанномъ Послѣдованіи).

[3] У П. Могплы прокимна и апостола нѣтъ, но евангеліе тоже.

[4] У П. Могилы – Богоразумія – выраженіе, точнѣе и лучше опредѣляющее цѣль религіознаго образоваиія (Богопозианія).

[5] Въ «Чинѣ» П. Могилы – три молитвы: «Молебиое пѣніе» опустило двѣ первыя и передѣлало третью, которая также передѣлана была Могилою изъ молитвы греческаго Εὐχολ.

[6] Ср. въ Требникѣ Макарія и Погребникѣ Іосифа – «иже всея твари содѣтелю».

[7] Ср. въ «Послѣдованіи о отроцѣхъ неудобоучащихся» (Требникъ 1777 г. и Εὐχολόγ.), гдѣ читаемъ: «вселивыйся и просвѣтивый сердца двадесяти четырехъ старцевъ (см. Апок. 4, 4. 10; 5, 8. 11; 19, 4) и святыхъ Твоихъ учениковъ и апостоловъ, и святыхъ апостоловъ и евангелистовъ Твоихъ, Іоанна, Матѳея, Марка и Луки, научивый и просвѣтивый первомученика Стефана»...

[8] Ср. «Чинъ» П. Могилы: «въ церкви вшедый преполовившуся празднику и учинвый люди чудящимся народомъ и глаголющимъ: откуду сей вѣсть писанія не учився»? (Ср. Въ Εὐχολ. и Требникѣ 1777 г. въ «Молитвѣ, егда приходитъ отроча учитися священнымъ писаніемъ»).

[9] У П. Могилы все это читается такъ: «отверзи душу и сердце, уста и умъ рабу Твоему, отроку сему, во еже разумѣти и пріяти наказаніе и спѣшно навыкнути преподаемая ему полезная ученія, въ славу имени Твоего святаго и въ пользу и созиданіе святѣй Твоей соборной апостольской церкви, познати же и разумѣти волю Твою, благоугодную же и совершенную» (Ср. въ Εὐχολ. и Требникѣ 1777 г. – «отверзи душу и сердце, уста и умъ раба Твоего, во еже разумѣти и пріяти и творили волю Твою» – и только).

[10] У П. Могилы «налога діавольскаго» (ср. Εὐχολ. и Требникъ 1777 г. «искушенія діавольскаго»).

[11] У П. Могплы «Яко Ты есп просвѣтитель душъ и тѣлесъ нашихъ, Христе Боже нашъ, и Тебѣ славу возсылаемъ, съ Отцемъ и Пресвятымъ Духомъ, нынѣ и присно»...


На главную