На главную


29.12.2018
 


ВѢРА ВЕТХОЗАВѢТНЫХЪ ПРАОТЦЕВЪ ВО ХРИСТА И ПРИГОТОВЛЕНІЕ КЪ НЕЙ ЯЗЫЧНИКОВЪ.
Епископъ Виссаріонъ Нечаевъ: Поученіе въ недѣлю праотцевъ.


«Вѣрою праотцы оправдалъ еси, отъ языкъ тѣми предобручивый церковь...
Тѣхъ молитвами, Хрісте Боже, помилуй насъ» (Тропарь).

Сегоднешнее Воскресенье называется недѣлею праотцевъ, т.-е. ветхозавѣтныхъ праведниковъ, жившихъ до закона Моисеева и по законѣ до Христа, начиная съ Адама до Іосифа обручника. Почему память ихъ совершается за нѣсколько дней до праздника Рождества Христова? Потому, что отъ нихъ произошелъ по плоти Христосъ. Онъ есть потомокъ избранной части человѣчества, въ которой сохранялась истиная вѣра, каковы были члены патріархальной Церкви, существовавшей до избранія Авраама, затѣмъ члены рода Авраамова отъ Исаака и Іакова, наконецъ члены послѣзаконной Церкви отъ Моисея до Христа, родившагося отъ Пресвятой Дѣвы Маріи, произшедшей отъ колѣна Іудина. Всѣхъ этихъ праотцевъ Господь оправдалъ вѣрою въ Него, какъ Искупителя, имѣющаго принести жертву за согрѣшившихъ людей. Эта вѣра началась съ Адама. За преслушаніе заповѣди, данной въ раю, онъ изгнанъ изъ рая и приговоренъ съ потомками, наслѣдовавшими отъ него грѣхъ, къ смерги, но вмѣстѣ утѣшенъ былъ обѣтованіемъ о Сѣмени жены, имѣющемъ стереть главу змія, т.-е. объ Искупителѣ, который родится отъ жены безъ участія мужа и побѣдитъ діавола, разрушитъ царство его — царство лжи и суевѣрій. Вѣра въ грядущаго Искупителя поддерживаема была въ Ветхомъ завѣтѣ многими другими обѣтованіями и пророчествами, напримѣръ, обѣтованіемъ Аврааму: «о сѣмени твоемъ благословятся вси языцы земніи» (Быт. 22, 18), — пророчествомъ патріарха Іакова о неоскудѣніи правителей отъ Іуды до времени пришествія Примирителя (Быт. 49, 30).

Не исчисляя другихъ пророчествъ, укажемъ на прообразованія относящіяся ко Христу и Его Церкви. Такъ, напримѣръ, прообразовательное значеніе имѣли кровавыя жертвы. Кровь тельцовъ, агнцевъ, козловъ, птицъ сама по себѣ не могла умилостивлять Бога, но имѣла только то значеніе, что предъизображала жертвенную кровь Христову и что какъ приносимыя въ жертву животныя неповинны были въ грѣхахъ людскихъ, такъ и Христосъ непричастенъ былъ лично ни къ какому грѣху и пострадалъ за наши грѣхи, такъ что Его страданія и смерть явились умилостивительною за насъ жертвою, какъ страданія и смерть существа невиннаго и притомъ Богочеловѣка, слѣдственно имѣли безконечную цѣну предъ правосудіемъ Божіимъ. Должно полагать, что ветхозавѣтные праотцы не чужды были вѣры въ спасительную силу жертвы Христовой и получили оправданіе и достигли мира съ Богомъ только этою вѣрою, а отнюдь не дѣлами закона, ибо отъ дѣлъ закона, по слову апостола, «не оправдится всяка плоть» (Рим. 3, 20). Это потому, что никто не могъ исполнить всего, что написано въ законѣ, слѣдственно никто не могъ избѣжать проклятія, произнесеннаго противъ всякаго, кто чего-нибудь содержащагося въ законѣ не исполнилъ.

Ветхозавѣтные праотцы не только сами вѣрою пріяли отъ Христа оправданіе и спасеніе, но еще чрезъ нихъ Христосъ «отъ языкъ предобручилъ Церковь». Во времена ветхозавѣтныя предметомъ особенныхъ попеченій Господа Бога былъ избранный народъ; онъ одинъ входилъ въ составъ Церкви. Язычники были чужды ея, но и они отъ вѣчности предназначены были къ тому, чтобы быть членами ея, вступить въ тѣсный союзъ со Христомъ вкупѣ съ избраннымъ народомъ. Въ этомъ именно смыслѣ и надобно понимать предъобрученіе Христа съ язычниками. Что язычники были предъобручены Христу въ томъ смыслѣ, что намѣчены были для союза со Христомъ и Его Церковію, это ясно видно изъ многочисленныхъ ветхозавѣтныхъ пророчествъ о призваніи къ Церкви язычниковъ. Не исчисляя сихъ пророчествъ, скажемъ только, что Христосъ въ одномъ изъ нихъ названъ «Чаяніемъ языковъ» (Быт. 49, 10). Не всѣ, конечно языки, по крайней мѣрѣ, отдѣльныя избранныя лица изъ среды ихъ нетерпѣливо чаяли или ожидали Христа. Ихъ-то въ ближайшемъ смыслѣ можемъ назвать предъобрученными Христу. Они были, такъ сказать, зародышами Церкви изъ язычниковъ.

Сказано, что Христосъ предъобручилъ отъ языкъ Церковь «тѣми», т.-е. праотцами, ветхозавѣтными праведниками. Какъ понимать это? Развѣ праотцы имѣли какое-нибудь участіе въ дѣлѣ спасенія язычниковъ, или призваніи ихъ къ Церкви Христовой? Имѣли. Участіе ихъ въ семъ дѣлѣ состояло не въ томъ только, что отъ нихъ произошелъ по плоти Христосъ, предметъ чаянія язычниковъ, введшій ихъ въ составъ своей Церкви, но также въ томъ, что они разливали свѣтъ истины въ средѣ языческой. Этотъ свѣтъ, хотя въ слабой степени, сіялъ среди языческаго мрака и постепенно ослаблялъ его. Благочестивые патріархи, прежде чѣмъ явился въ лицѣ Авраама родоначальникъ избраннаго народа, назначеннаго для храненія истинной вѣры, были проповѣдниками и исповѣдниками ея въ окружавшемъ ихъ мірѣ языческомъ. Члены избраннаго народа до Моисея и отъ Моисея до Христа входили въ разнообразныя сношенія съ язычниками и чрезъ сіе знакомили ихъ съ своею вѣрою, хотя не показывали намѣренной ревности къ ея распространенію. Чѣмъ ближе было время Рождества Христова, тѣмъ больше язычники знакомились съ истинною вѣрою, сближаясь съ разсѣянными въ средѣ ихъ хранителями ея, Евреями. Пророкъ Даніилъ, живя въ Вавилонскомъ плѣну, когда разсказалъ Навуходоносору и растолковалъ видѣнный имъ и забытый сонъ о судьбѣ царства Вавилонскаго и трехъ послѣдующихъ за нимъ царствъ, привелъ этого царя идолопоклонника къ убѣжденію, что Богъ Даніиловъ есть истинный Богъ, достойный прославленія во всѣхъ областяхъ его царства, о чемъ оповѣстилъ всѣхъ подданныхъ. Навуходоносоръ такъ полюбилъ Даніила, что поставилъ его во главѣ общества мудрецовъ Халдейскихъ. Нѣтъ сомнѣнія, что онъ воспользовался своимъ положеніемъ для просвѣщенія истинною вѣрою всѣхъ, на кого простиралось его вліяніе. Въ средѣ язычниковъ явились люди, которые научились вѣровать не только въ истиннаго Бога, но и въ грядущаго Христа Спасителя и ожидали Его пришествія на землю. Къ числу таковыхъ принадлежали волхвы, или Халдейскіе мудрецы, пришедшіе поклониться новорожденному Христу, о рожденіи котораго узнали по необычайной звѣздѣ, приведшей ихъ въ Виѳлеемъ. По выраженію митрополита Филарета, они были останкомъ Церкви Даніиловой.

Вотъ и мы, братіе, въ лицѣ предковъ были язычниками, чужды были союза со Христомъ и Его Церковію; но и насъ, когда мы жили въ язычествѣ, Христосъ не лишалъ Своей милости, какъ и всѣхъ древнихъ язычниковъ. Подобно имъ мы были предъобручены Христу задолго до принятія христіанства. Оно озарило насъ своимъ свѣтомъ спустя десять столѣтій по Рождествѣ Христовомъ. До тѣхъ поръ всю Русскую землю покрывалъ мракъ язычества. Но уже вскорѣ по Вознесеніи Христовомъ мелькнулъ слабый свѣтъ среди этого мрака. На горахъ Кіевскихъ явился св. апостолъ Андрей Первозванный и водрузилъ на нихъ крестъ, сказавъ при семъ: «на сихъ горахъ возсіяетъ благодать Божія». На это событіе можно смотрѣть какъ на предъобрученіе Русскаго народа Христу, какъ на нѣкоторый зародышъ Церкви Христовой. Спустя десять вѣковъ совершилось полное единеніе со Христомъ предъобрученной Ему Церкви. Христосъ вступилъ въ такое отношеніе къ ней, которое можно сравнить съ отношеніемъ мужа къ женѣ. Мужъ и жена составляютъ одну плоть. Такъ и Церковь Христова есть тѣло Христа. Мужъ есть глава жены: такъ и Христосъ — глава Церкви. Она должна покоряться ему, какъ женѣ свойственно покоряться власти мужа. Любовь, связующая мужа и жену, есть образъ взаимной любви Христа и Церкви. При такой близости Христа и Церкви возможны однако грѣхи, подобные грѣхамъ въ отношеніяхъ супружескихъ. Главный изъ этихъ грѣховъ есть супружеская невѣрность. Церковь въ лицѣ истинно вѣрующихъ чадъ своихъ всегда сохраняетъ вѣрность Христу. Они свято соблюдаютъ данное ими при крещеніи обязательство принадлежать одному Христу, служить Ему неизмѣнно вѣрой и правдой, какъ своему Царю и Богу. Не всѣми однако это обязательство соблюдается. Въ отношеніи къ Нему является нѣчто подобное супружеской невѣрности. Душа, сочетавшаяся Христу, отдаетъ себя во властъ діаволу, отъ котораго отреклась. Ветхозавѣтный союзъ избраннаго народа съ истиннымъ Богомъ нерѣдко такъже былъ нарушаемъ отступленіемъ отъ Бога и уклоненіемъ въ идолопоклонство. Этотъ грѣхъ, т.-е. грѣхъ невѣрности истинному Богу, называемъ былъ въ ветхомъ завѣтѣ блуженіемъ, и виновные въ семъ грѣхѣ наказуемы были смертію подобно тому, какъ обрекаемы были на смерть нарушители супружеской вѣрности. Въ мірѣ христіанскомъ нѣтъ, за исключеніемъ рѣдкихъ случаевъ, отступленія въ идолопоклонство. Но если, по слову Христа Спасителя, непокоряющійся Церкви есть язычникъ (Матѳ. 18, 17), т.-е. нехристь, то подобныхъ нехристей не мало въ христіанскомъ мірѣ, каковы еретики, раскольники и вообще презирающіе Церковь. Есть христіане, для которыхъ чрево служитъ Богомъ и корыстолюбіе обращается въ идолослуженіе. Стало-быть, таковые грѣшники заслуживаютъ такого же обвиненія въ блуженіи, какое навлекали на себя въ ветхомъ завѣтѣ отступники отъ Бога. Никому не дай Богъ навлечь на себя такое обвиненіе. Отъ сей опасности будемъ предостерегать себя памятованіемъ обрученія со Христомъ, залогомъ чего служитъ для каждаго изъ насъ печать дара Духа Святаго въ таинствѣ мѵропомазанія. Если же вѣрность Христа нарушена, обязательство соблюдать ее пренебрежено, поспѣшимъ возстановить ее посредствомъ покаянія, въ надеждѣ, что Отецъ небесный съ кающимся грѣшникомъ поступитъ такъже милосердо, какъ милосердо поступилъ съ блуднымъ сыномъ евангельской притчи его родной отецъ, обрадовавшійся его раскаянію и возвращенію въ отеческій домъ.

Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. М. 1899. С. 289-294.



На главную