На главную


19.12.2018
http://afanasiy.net/arhyepyskop-symon-vynogradov-pekynskago-y-kytaiskago-rpcz-slovo-v-prazdnyk-v-chest-sviatago-nykolaia-chudotvorca


СЛОВО В ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ СВЯТАГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.
Архиепископ Симон (Виноградов), Пекинский и Китайский (РПЦЗ)




В настоящее время господствует такой взгляд, будто необходимо делать уступки окружающей обстановке и будто послабления себе — вопреки благочестивой строгости нравов — не есть грех.

Это ложный, пагубный взгляд, противный Евангельскому учению, Господь всем сказал: будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен (Мф. 5, 48).

Правда, Господь, отвечая вопрошавшему о делах, приводящих в вечную жизнь, сказал: если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19, 21). Но этот ответ Господа не означает, будто стремление к совершенству предоставляется на волю человека, а не есть обязанность каждаго.

Тому человеку Господь сначала сказал: соблюдай заповеди, и только когда тот ответил, что соблюдает заповеди от юности своей, Господь прибавил: если хочешь быть совершенным, продай имение твое. То есть, для иных соблюдение заповедей есть совершенство, а тому человеку, как соблюдавшему заповеди, но имевшему пристрастие к богатству, для достижения совершенства необходимо было отрешиться от имения.

Таким образом каждый человек в своем чине, в тех пределах сознания своего долга, до каких он достиг, безусловно должен быть совершенным, т. е. ничего из того, к чему побуждает его совесть, он не должен оставлять, или тем пренебрегать, но должен повиноваться голосу совести со всем усердием и с самоотверженным подвигом.

А вот образ совершенства не для всех одииаков т. е. не от всех одинаково требуются одни и те же дела, и не по количеству добрых дел определяется степень нравственнаго совершенства, а по силе добродетели, т. е. того постояннаго благочестиваго расположения, с каким человек действует и говорит, исполняя обязанности своего звания.

Апостол Павел так изображает это. И как, по данной нам благодати, имеем различныя дарования, то имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры, имеешь ли служение — пребывай в служении, учитель ли — в учении, увещатель ли — увещевай, раздаватель ли — раздавай в простоте, начальник ли — начальствуй с усердием, благотворитель ли — благотвори с радушием (Рим. 12, 6-8).

Каждый должен быть совершен в своей жизни. Но от мирянина, имеющаго семью, не требуется того, что должен исполнить монах, монах свободен от той ответственности, какая лежит на священнике. Епископ по сану выше священника, но в исполнении своего долга он может оказаться менее совершенным, чем священник или монах, или мирянин в исполнении своих обязанностей.

Итак, образ совершенства различен, а сущность одна, именно отречение от своей греховной воли и усердное служение Богу. И в этом смысле мы все, все христиане, одинаково должны быть совершенными, ибо при крещении дали клятвенное обещание отречься от дьявола и от всех дел его, и сочетаться со Христом и жить по Его воле.

"Отрицаешься ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его и всего служения его, и всея гордыни его" — так вопрошаемы были мы при крещении, устами восприемников отвечали: "отрицаюся". Затем нас спрашивали: "сочетаваешься ли Христу" — и мы отвечали "сочетаваюся". Отречение от дьявола есть обет отречения, от своей греховной воли, а готовность сочетаться Христу есть обет служения Ему от всего сердца.

Все мы много согрешаем, говорит Св. Апостол Иаков (3, 3). Отрекшись от дьявола и обешавшись служить Христу, мы по немощи, по неведению, по забвению часто уклоняемся в сторону своей греховной воли и погрешаем против воли Божией. Но эти грехопадения удобно, хотя быть может и не скоро, врачуются покаянием, ибо согрешающий по немощи, по неведению, по забвению охотно ищет врачества и находит его в святых церковных таинствах, и путь к совершенству для него открыт.

А вот есть такия уклонения от воли Божией, которыя лишают человека возможности пользоваться данным нам от Бога благодатным врачеванием. Это — уклонения от Евангельской истины и церковнаго благочестия по самомнению и гордости, или по гневу и раздражению.

Ныне многие отступают от учения, какое издревле содержит Св. Церковь, и вместо того, чтобы изучать истины Божественнаго Откровения под руководством Церкви, обращаются к древним языческим учениям, к тайным силам природы, ища источник мудрости и совершенства в себе самих. В своих изысканиях и достижениях они кажутся мудрыми и возвышенными, но они не со Христом и от Его благодати отпадают (Гал. 5, 4), а потому если и совершенствуются, то это совершенство их — земное, человеческое, а не вечное — божественное.

А уклоняющиеся от Евангельской истины и церковнаго благочестия по гневу и раздражению сами пред собою затворяют дверь к совершенству, ибо противясь Церкви и отделяясь от нея, делаются чуждыми благодатнаго освящения, котораго не лишаются и впавшие в тяжкие грехи, когда смиренно приносят покаяние.

Итак, все мы должны стремиться к святости, к совершенству. Никто не может отказываться от подвига, оправдываясь немощью, слабостью, ибо в Св. Церкви даны нам все Божественныя силы и средства для благочестивой, совершенной жизни.

А вот кто вне Церкви, не держась ея учения и не пользуясь ея благодатными средствами, старается достигнуть совершенства, тот напрасно трудится.
_______________________
Тяньзин. 6/19 XII 1928 г.


На главную