На главную


04.11.2020


ДУХОВНАЯ БРАНЬ
No 18-19 (70-71) 1-15 октября Свято-Афанасьевское издание 2020


Полностью выложен здесь >>> (PDF)​

«Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 18-19 (70-71) 1-15 октября (2020), полностью выложен здесь >>> (PDF)

Содержание номера:

ГЛАВЕНСТВО ПАП ВО ВРЕМЯ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. Протоиерей Андрей Юрашкевич

В итальянском городе Равенна в октябре 2007 г. состоялось 10-е пленарное заседание Смешанной православно-католической богословской комиссии. Председатель Папского совета по содействию христианскому единству кард. Вальтер Каспер и представители почти всех Православных Поместных Церквей, 13 октября 2007 г. подписали документ, полагающий начало единству двух христианских церквей. Официальное название этого документа: «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: церковное единство, соборность и власть». Документ этот был принят с целью преодоления великого церковного раскола 1054 г. и создания более комфортных условий для положительного решения насущных проблем между Западом и Востоком. Принятые в нем постановления могут ввести в заблуждение, что между православными и католиками теперь нет никакой преграды на пути к соединению.

Сербский богослов свящ. Миладин Митрович, так пишет об этому документе: «По своему характеру и содержанию Равеннский документ подобен соглашениям, заключенным на сессиях Международной комиссии в Баламанде в 1993 г. и Балтиморе в 2000 г., которые не были выполнены в силу политических задач, поставленных в них, и противоречий православной догматике и экклезиологии… Все это заставляет православных христиан в очередной раз задуматься, в каком направлении движуться иерархии Поместных Восточных Церквей. Участвовать в экуменическом диалоге и сохранять неповрежденные истины Божественного Откровения предполагает не только высокий уровень знания богословских наук, но и понимание истории, то есть тех исторических фактов, которые привели к отделению западного христианства от Церкви Христовой. Кроме того, история показывает нам, что настоящий смысл и характер тех диалогов, которые неоднократно предпринимались в прошлом, имели цель, противоположную цели, направленной к достижению единства, как она изначально пропагандировалась».

В Декларации, среди прочего, констатируется, что епископ Рима до церковного раскола 1054 г. признавался на Востоке как «первый епископов первенствующих кафедр», а Римский престол – «первый престолом». Руководитель комиссии со стороны католичества, кард. В. Каспер 16 ноября 2007 г. заявил, что документ «открывает путь к признанию Православными церквами первенств епископа Рима». Продолжением идей, изложенных в Равеннском документе, стал так называемый «Критский документ» 2008 г.

Есть ли Равеннская Декларация лишь «дорожной картой» к единству, как заявяяет кард. В. Каспер, или, напротив, на самом деле это начало «Равеннской унии» с Римом? Мы уверены, что труд протоиерея Андрея Даниловича Юрашкевича, поможет любезному читателю найти ответ на этот важный вопрос.

Следует сказать несколько слов об авторе данного труда. О. Андрей был известным проповедником, занимался публицистикой. Постоянно публиковался в «Минских епархиальных ведомостях» и харьковском журнале «Вера и разум». Кроме того, состоял членом Минского археологического церковно-исторического комитета, почетным членом Минского православного народного братства святого креста Господня, председателем Николаевского епархиального братства и членом других правых организаций города Минска, ректором Минской духовной семинарии (1905-1908 гг.), членом III-й Государственной думы от Минской губернии. С октября 1911 по март 1923 г. состоял настоятелем Смольного собора в Петрограде. Дальнейшая его судьба остается неизвестной. Основные его труды: «Общий взгляд на западно-русскую униатскую церковь до и во время воссоединения униатов с православной церковью в 1839 г.» (Мн. 1889); «Ясное в науке» и «неясное в религии» (Мн. 1905); «Пространство папских притязаний» (СПб. 1909); «Что такое индульгенция» (Мн. 1909); «О главенстве пап» (Мн. 1911); «Отказалось ли папство от инквизиции» (Харьков 1911); «Реакция, студенчество и самоубийство» (Спб. 1911); «Главенство пап во время Вселенских соборов (Мн. 1912).

Сербский богослов свящ. Миладин Митрович, так пишет об этому документе: «По своему характеру и содержанию Равеннский документ подобен соглашениям, заключенным на сессиях Международной комиссии в Баламанде в 1993 г. и Балтиморе в 2000 г., которые не были выполнены в силу политических задач, поставленных в них, и противоречий православной догматике и экклезиологии… Все это заставляет православных христиан в очередной раз задуматься, в каком направлении движуться иерархии Поместных Восточных Церквей. Участвовать в экуменическом диалоге и сохранять неповрежденные истины Божественного Откровения предполагает не только высокий уровень знания богословских наук, но и понимание истории, то есть тех исторических фактов, которые привели к отделению западного христианства от Церкви Христовой. Кроме того, история показывает нам, что настоящий смысл и характер тех диалогов, которые неоднократно предпринимались в прошлом, имели цель, противоположную цели, направленной к достижению единства, как она изначально пропагандировалась».

В Декларации, среди прочего, констатируется, что епископ Рима до церковного раскола 1054 г. признавался на Востоке как «первый епископов первенствующих кафедр», а Римский престол – «первый престолом». Руководитель комиссии со стороны католичества, кард. В. Каспер 16 ноября 2007 г. заявил, что документ «открывает путь к признанию Православными церквами первенств епископа Рима». Продолжением идей, изложенных в Равеннском документе, стал так называемый «Критский документ» 2008 г.

Есть ли Равеннская Декларация лишь «дорожной картой» к единству, как заявяяет кард. В. Каспер, или, напротив, на самом деле это начало «Равеннской унии» с Римом? Мы уверены, что труд протоиерея Андрея Даниловича Юрашкевича, поможет любезному читателю найти ответ на этот важный вопрос.

Следует сказать несколько слов об авторе данного труда. О. Андрей был известным проповедником, занимался публицистикой. Постоянно публиковался в «Минских епархиальных ведомостях» и харьковском журнале «Вера и разум». Кроме того, состоял членом Минского археологического церковно-исторического комитета, почетным членом Минского православного народного братства святого креста Господня, председателем Николаевского епархиального братства и членом других правых организаций города Минска, ректором Минской духовной семинарии (1905-1908 гг.), членом III-й Государственной думы от Минской губернии. С октября 1911 по март 1923 г. состоял настоятелем Смольного собора в Петрограде. Дальнейшая его судьба остается неизвестной. Основные его труды: «Общий взгляд на западно-русскую униатскую церковь до и во время воссоединения униатов с православной церковью в 1839 г.» (Мн. 1889); «Ясное в науке» и «неясное в религии» (Мн. 1905); «Пространство папских притязаний» (СПб. 1909); «Что такое индульгенция» (Мн. 1909); «О главенстве пап» (Мн. 1911); «Отказалось ли папство от инквизиции» (Харьков 1911); «Реакция, студенчество и самоубийство» (Спб. 1911); «Главенство пап во время Вселенских соборов (Мн. 1912).



На главную