На главную


14.10.2017
Священнопроведник Михаил М. Джега.


ВЕЛИКАЯ СУББОТА СВЯТОЙ РУСИ


100-лет назад начались на землях Святой Руси перемены, которые потрясли мир и все человечество. Нет страны, которая в те времена не почувствовала бы наследие Штурма Небес, который был устроен на Святорусской земле чужими руками. Даже враги Русского народа почувствовали всё это на себе. Был свержен и убит Православный Император России – Николай Александрович Романов, со всей Августейшей Семьей. Не только Российская, но и вся Вселенская Церковь, лишилась своего защитника и покровителя от нападений и козней врагов.

Так открылся путь для Апостасии. Но не календарной реформой в Афинах, а ТОЛЬКО свержением Православного Императора Всероссийского. Мировая Апостасия точно не могла бы начаться без свержения Православного Российского Царя!

«Все вело к тому, что старая историческая власть в России, создавшая Великую Империю, под влиянием злостной и лживой пропаганды — не выдержала, рухнула и погребла с собой всех, включая жаждущих ее падения и не считавшихся с тем, что Отечество переживает грозное время тяжелой войны»[1]. Русский Народ поверил прельстителям – вдохновляемым своими врагами – что его счастье и благополучие находятся в его собственных руках. Москва-Третий Рим осталась без своего Помазанника…

Все Православные Народы лишились поддержки, исходящей от Российского Самодержца. Все ли тогда осознавали, что грядет за этим?

Совершено прав Н. Обручев, писавший: «Под каким углом ни рассматривать историю мира, она всегда, и прежде всего, представляет картину извечной борьбы, происходящей между силами Добра и Зла. Со дня вступления Царя-Мученика на Престол своих предков и до последнего своего вздоха, Он оставался выдающимся, если не единственным в современном Ему мире, поборником Добра и в этой борьбе занял первостепенное место. На фоне исторических событий Его Царствования и мрачных событий в истории мира, происшедших в течение пятидесяти лет со времени ухода Царя-Мученика от власти, преисполненный нравственной красоты Облик Его возносится во весь свой гигантский рост и остается единственным светлым образом в галерее мрачных портретов большинства правителей и политиков нашего безвременья, погрязших и погрузивших весь мир в беспросветное зло. Христианнейший Правитель Православного Русского Царства, Помазанник Божий Царь-Мученик Николай 2-ой, не только олицетворял собою бытие Православного Русского Царства, но и был единственным в мире удерживающим от Зла. Вот почему темным силам так важно было очернить, устранить и убить Его. Надо быть слепым, чтобы не видеть той резкой перемены, которая произошла в состоянии мира после ухода Царя-Мученика от власти. Потрясаемый беспрерывными революциями и войнами, он тонет в крови и переживает невероятный по своей остроте моральный, политический и экономический кризис. Политическая карта мира перекраивается чуть ли не ежегодно. Сотни миллионов людей гибнут от мятежей и войн, от террора и жестокостей властей, от голода. Никакие конституции, никакие парламенты, никакие лиги народов и наций не препятствуют победоносному шествию воцарившегося в мире Зла. Уверенности в безопасности и стабильности завтрашнего дня нигде и ни у кого нет. Над перепуганным до смерти обывателем повис кошмарный призрак атомной войны — призрак конца грешного мира, — когда он начнет гореть от края и до края»[2].

Еще до этого печального времени Св. Церковь учила, что «Царскому человеколюбию предлежит пещися, чтобы Кафолическая Церковь, благочестно Христу их возродившая и крепостью веры воспитавшая, была ограждена их помышлением царским. Посему и подобает просити, да распространят и утвердят законы охранения Церкви, дабы, по крайней мере, сим страхом от наветов на Церковь, от произведения расколов и от еретического безумия удержаны были люди, отлагающие помышление о вечном наказании» (104-е правило Карфагенского собора).

Один из Константинопольских Патриарших Синодов (1380/82 г.) заявил, что «Царь есть всеобщий защитник (καθολικὸς δεφένσωρ) Церкви и канонов» (5-я гл. синодального деяния 1380/82 г.)[3].

Христианская Власть Монархов была устроена Богом как средство и обеспечение развития Христианской Веры. Послушание Христианским Монархам было одновременно и послушанием Самому Богу, который Их поставил как своих Помазанников. Поэтому Св. Апостол Петр призывал Христиан – «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17), Свт. Филарет, Митр. Московский перефразировал это следующим выражением – «Боящиеся Бога! Царя чтите. Чтущие Царя! Бога бойтеся». И лишь только одно освобождало Православных Христиан от послушания своим Царям – их отступление от Православной Веры. Можно это выразить формулой Митрополита Антония (Храповицкого): «от верности царю меня мо­жет освободить только его неверность Христу».

Поэтому Бог через Псалмопевца Давида предупреждал – «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15).

Не без основания Церковь предостерегала своих чад грозным словом анафемы Синодика Православия: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на Престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в Них не изливаются: и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, анафема, анафема, анафема!» (11-й анафематизм Недели Православия).

Не должно удивлять заявление относительно верноподданной присяги, выраженной в синодальном акте Константинопольского патриархата при патриархе Михаиле III Анхиале в 1171 г.: «Как отрекшийся от веры в божественное изгоняется из общества православных, так и давший клятву на верность царской власти, но расположенный к ней злонамеренно и враждебно кажется нам недостойным называться по имени Христа, если и носящий царский венец и диадему несомненно есть помазанник Господень»[4].

Священномученик Иосиф, Митр. Петроградский некогда в своем иноческом дневнике, за много лет до Революции в России, оставил такую запись о тесной связи между послушанием Небесному Богу и Земному Царю: «Невозможно быть истинным слугою земного Царя, не будучи истинным слугою Божиим. Только истинный Божий слуга имеет все побуждения, силы и средства быть верным слугою Царя и полезным членом Церкви и Отечества».

Верный Царю и России до гроба, великий русский писатель и историк Иван Павлович Якобий (1879-1964) написал: «Если русские люди не сумели ни защитить свою Родину, ни спасти своего Царя, то, в эти тяжелые годы изгнания, на них лежит священный долг благоговейно и с раскаянием преклониться перед памятью Того, Кто окруженный "изменой, трусостью и обманом", самоотверженно вел Свою борьбу за Россию и принес ей в жертву жизнь Свою и Своих близких».

«Верь, Государь! Тебя добром помянет,

Благословит несчастный Твой народ,

Когда Россия русской станет,

И ложь февральскую, как грязь, с чела сотрет»

(В. Петрушевский).

Русская Церковь всегда с большим уважением относилась к своим Царям, никогда не допускали их унижения, но с другой стороны, избежала и догматизации монархии. Здесь уместно привести любимую поговорку одного из идеологов Зарубежной Церкви князя Петра Сергеевича Лопухина – «МОНАРХИЯ НЕ ЕСТЬ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ БОГОУСТАНОВЛЕННАЯ, НО ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — БОГОУГОДНАЯ». Так именно Русская Церковь верила до свержения Монархии в России, так верила по свержении Самодержца, так и будет верить при восстановлении Помазанника на Российский Престол.

«Кто видел в жизни только раз

Сиянье кротких царских глаз, —

Тому их век не позабыть,

И тех очей — не разлюбить!»

(С. Бехтеев).

«Личность Государя Императора несла в себе благородство духа, поистине благоденствие и мирное житие, то нераздельное целостное триединство Церковь-Царь-Народ, которым строилось Государство Российского Царствия. Именно в этом заключалась сущность Национально-исторической России на всем продолжении ее многотрудного тысячелетнего бытия»[5]. «Милостив был Господь к Земле Святорусской, жившей по заповедям Его под крылом Православного Царя-Батюшки»[6].

Со свержением Самодержца в триединстве Церковь-Царь-Народ была разорвана эта Богоугодная цепь Святой Руси, между Церковью и Народом возникла пустота. Враги России прекрасно сознавали, что именно Царь связывает Церковь с Народом.

Царица-Мученица Александра Феодоровна незадолго до своей мученической кончины за Христа, в своих письмах из заключения в Тобольске, писала о единственном Спасителе России – Богочеловеке Иисусе Христе: «Но я твердо и непоколебимо верю, что Он всех спасет, Он один это может. Надо ПЕРЕНЕСТИ, ПЕРЕТЕРПЕТЬ, ОЧИСТИТЬСЯ, ПЕРЕРОДИТЬСЯ. – Верю народу русскому, что он силен и молод, но как воск мягок. Плохие руки схватили и тьма и анархия царствуют; но придет Царь славы и поддержит, умудрит, сокрушенный, обманутый народ».

Именно такое значение имеют испытания, постигшие Святорусский Народ. Но если кто думает, что этот Народ был наказан Богом – то он очень ошибается. Христианский Триединый Бог не наказывает своих сынов, Он долготерпеливый и многомилостивый, и хочет, чтоб каждый грешник не погиб, но имел жизнь вечную. Для сего Он и показал высоту СМИРЕНИЯ как вводящую человека на небеса, восстановляющую вечное блаженство. Господь Отец послал сына Своего Единородного Иисуса Христа для того, чтобы каждый уверовавший в Него имел живот вечный. Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8).

Сознание неслучайности всего происходившего в России сознавал Второй Русский Всезарубежный Церковный Собор, который в послании к Русскому народу в Отечестве страждущему сказал:

«Мы переживаем поистине огненное время, когда добро и зло, дух истины и дух заблуждения, царство Христово и владычество князя века сего, вступили в страшную непримиримую борьбу между собой, требуя и от всех нас ясного и твердого православно-национального самоопределения, но допускающего сомнения и колебания в разные стороны, ибо "человек с двоящимися мыслями неустойчив во всех путях своих" (Иак. 1, 8). "Огнь пришёл Я низвести на землю, – сказал Христос Господь, - и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" (Лук. 12,49). О, если бы этот священный огонь, огонь христианской ревности, веры, любви и патриотической жертвенности, действительно возгорелся в наших сердцах: он попалил бы тернии суеты и раздоров, ослабляющие наши силы, просветил наш ум, очистил сердца, закалил и укрепил волю и спаял бы нас в один мощный организм, перед коим не устоят никакие вражия силы. И он уже воспламеняется ныне, по милости Божией, как в самой России, так и в странах нашего рассеяния. Не будем же угашать его, но исполняясь духа и силы, соединимся в действенном подвиге на защиту Родной Церкви и спасения Отечества и в единодушной молитве к Тому, Кто один силен благословить наш всенародный священный подвиг полным успехом. Боже! Спаси Россию. Боже! Сохрани и укрепи ее страждущих сынов, в самой силе своей веры и терпения несущих Твое свидетельство миру. Боже, собери нас всех в лоно общей нашей Матери Церкви на Родной Святорусской земле, которую восставь, заступи, сохрани и помилуй Твоею благодатью»[7].

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА - ЭТО БОЖЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ РОССИИ. Всемогущий посещал Святорусскую Землю не раз в прошлом для искушения его Веры и нравственности, и каждый раз Русская Церковь – ЕДИСТВЕННАЯ МАТЕРЬ Русского Народа, помогала своему ребенку – Русскому Народу – перенести время испытания. Мать или отец с большею силою проявляют свою любовь к детям, имея о них самое большое попечение, во время постигающего их несчастия, например, болезни и т. д.; это проявление РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ становится в особенности памятным и детям. Так было в прошлом Святой Руси.

БЛАГОДАТНАЯ МАТЕРЬ НАША – ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА И ОПОРА БЛАГОДЕНСТВИЯ РУССКОГО НАРОДА И ГОСУДАРСТВА.

Над русским народом более двух столетий тяготело татарское иго, до того тяжелое, что он мог бы исчезнуть даже с лица земли. Но кто поддерживал народный дух в это тяжелое время? Кто помог русскому народу свергнуть с себя страшное иго диких татарских орд? Ответы на эти вопросы дает отечественный историк Н. М. Карамзин: «Если мы в два столетия, ознаменованные духом рабства, еще не лишились всей нравственности, любви к добродетели, к отечеству: то прославим действие веры; она удержала нас на степени людей и граждан, не дала окаменеть сердцам, ни умолкнуть совести; в уничижении имени русского мы возвышали себя именем христиан и любили отечество как страну Православия»[8].

Позже пришло для Святой Руси другое тяжкое испытание, известное как Смутное время; и здесь православная вера является первою народною или государственною силою, сокрушившею врагов, отстоявшею целостность Русского государства и восстановившею в нем законную верховную власть. Православная церковь, в лице Троицкого Сергиева монастыря, в это время рассылала по русской земле грамоты, призывая всех и каждого спасти от врагов внешних и внутренних родную землю. И как замечает отечественный историк граф М. В. Толстой: «Троицкие грамоты не оставались без действия: народ был готов встать как один человек; непрерывный ряд смут и бедствий не сокрушил могучих сил юного народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры, угрожаемой врагами внешними, и народа государственного, которому грозили враги внутренние, — "воры". Явились признаки сознания и необходимости нравственного очищения земли от врагов, признаки того, что народ, не видя никакой внешней помощи, обратился всем сердцем к высшему духовному миру, чтоб оттуда извлечь средства спасения»[9].

Исследователь Русского царства и народа периода Смутного времени (времени самозванцев и покушения со стороны Польши завладеть русскою землею), отечественный историк Н. И. Костомаров, писал: «Государство Московское как ни долго составлялось, но в эти печальные годы стало показывать признаки разложения (…) Но на Руси крепче государства была другая соединяющая связь – вера. Пскович, новгородец, русский казанец, сибиряк, казак - все чувствовали одинаково, что они православные, все люди одной русской веры, принадлежат одной Церкви. Даже казаки малорусские, вообще чуждые Московскому государству, в этом вопросе чувствовали свое с ним соединение и становились в ряды его защитников. Русский народ не был искусен в религиозной догматике; самые духовные, при тогдашнем малознании, были большею частью плохие богословы; но зато в народе было беспредельное уважение к внешним признакам православного благочестия: храмы, св. мощи, иконы, церковные обряды и уставы были для него предметами духовного утешения, высочайшею надеждою и опорою в жизни; в житейских бедах, не находя ни средств, ни способов избавиться от них, русский человек видел для себя единственную отраду в уповании будущей жизни, а к ее достижению вела церковь, – понятно, что народ охранял вместе с церковью то, что было дороже всего, что оставалось ему в утешение тогда, когда все отнималось; понятно поэтому, что чем угнетеннее было его положение, тем он живее ощущал важность Церкви; тут все одинаково чувствовали, одинаково мыслили и все одинаково поднимались против поляков, когда убедились, что поляки, овладев Москвою, посягнут на эту святыню. Нельзя сказать, что больше поднимало русский народ – страх ли польских насилий над своими телами и "животами", или страх за веру; и то и другое соединилось вместе»[10].

«В этой борьбе, – говорит о том же смутном времени, проф. Киевской духовной академии Ю. Д. Подгурский, – народ выстрадал свою самобытность, почувствовал, что у него остается еще много богатых данных для будущего, и, собравшись с свежими силами, начал развивать эти данные в своей жизни. Но в этом периоде, в этой борьбе нельзя не остановиться с благодарным вниманием на Русской Церкви и не признать за нею огромного значения. Церковь, в лице своего духовенства, помогла народу выстрадать свою самобытность, пробудив в нем своим религиозно-нравственным влиянием угасшие силы любви к отечеству и вере»[11].

НО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ТА ЖЕ ЛИ СИЛА, ТА ЖЕ ЛИ МАТЬ ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА? На этот вопрос ответим словами одного из просвещеннейших архипастырей нашей Русской Церкви, епископа смоленского Иоанна (Соколова). Слова эти были сказаны 28-го июля 1867 года в день явления иконы Смоленской Божией Матери-Одигитрии: «Укажите мне силу,- взывает архипастырь, стоя во св. храме, – которая бы без особенных побуждений, без начальственных распоряжений, без всякого насилия, а одним мановением могла двинуть народные массы к самым важным и тяжким подвигам, к неодолимой борьбе со всякою противною силою, к самым великим пожертвованиям, даже до жертвы всем своим достоянием и самою жизнью. Укажите силу, которая одним словом могла бы вызвать голос народа, во всю мощь потрясающего грома и несокрушимого действия». КАК ВИДИМ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА СИЛА ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА – ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА. Её совершенная потеря – будет означать конец этого народа. Да не будет сего! Благодарение Богу, – говорит он, что еще горит на Руси этот священный огонь, освещающий и согревающий душу народа; что еще не угашен он ветром вольнодумства, волнующим ум нашего времени, не подавлен искусственным усложнением современной жизни. Сколько при помощи этого огня можно сделать истинного добра народу в его просвещении, нравственности, в быту общественном; но за то, как и беречь его надобно и обществу, и правительству, как осторожно обращаться с ним, чтобы или не дать ему ложного направления под видом усиления, или, подбрасывая в душу народа всякий хлам новых идей и стремлений, не разжечь этого огня до бурного пламени: и тогда его сила, из мирной и успокаивающей народ, сделается страшно разрушительною для всего противного вере народной»[12].

Так и в 1917 году посетил Её, но это посещение СОВСЕМ ДРУГОЕ, в отличие от тех прежних, оно заключает в себе ВСЕМИРНЫЙ УРОК ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Об этом уроке 1917 года писал великий друг Русского Народа – свт. Николай Сербский. На вопрос "За что Бог наказывает православную Россию?" – он твердо отвечает: «Уверены ли Вы, что нынешние страдания православного русского народа – наказание Божие? Я, ПРИЗНАЮСЬ, НЕ УВЕРЕН. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим. Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание? В длинной веренице мучеников мы видим и пророков, и апостолов, и многих светлых праведников и праведниц. Их страдания не были наказанием, а если и страдали они за грехи, то не за свои. Как и Тот Безгрешный, Который принял величайшую муку, воистину за грехи мучим был, но не за Свои, а за человеческие. Страдание Святой Руси за грехи попущено, но за чьи? (…) Разве Россия грешнее всех других стран, что несет тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: ПЕРВОЕ, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; ВТОРОЕ, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – ТАЙНА ПРОМЫСЛА БОЖИЯ. В эту страшную тайну проникать глубоко нам не должно. Мы можем уподобить русское страдание страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим. Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам, чтобы береглись материализма и в теории, и в практике, в мыслях и в делах. (…) Подобно тому как Силоамская башня рухнула на бедных галилеян, и современная башня всех лжеидей рухнула на великий русский народ. Чтобы род человеческий увидел это и отрезвился от пагубных и разрушительных теорий. Но кто бы решился сказать, что эта современная башня лжи рухнула на Россию потому, что она грешнее всех? Я, словно сейчас, слышу предостережение Христово нам: если не покаетесь, все так же погибнете, – о племена и народы! К этому предостережению Божию мы можем добавить уроки мировой истории. Ни одна революция не завершилась тем, с чего началась. Этому учит нас прошлое. Часто то, что революция низвергает и разрушает, впоследствии торжествует как истина. Это произошло и с верой Христовой, гонимой, но неизгнанной, поругаемой, но непоруганной, избиваемой, но неубитой. И очевидно, что и славянская, и мировая миссия России не в том, что происходит там сейчас, но в том, что грядет после революции. Во всяком случае, сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру НЕПРЕХОДЯЩУЮ ПОЛЬЗУ. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим СТРАШНЫМ ПРИМЕРОМ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ И ВРАЗУМИТЬ ДРУГИЕ НАРОДЫ, А САМ РУССКИЙ НАРОД ВОВЕКИ ПРОСЛАВИТЬ ПРЕД ЗЕМЛЕЙ И НЕБОМ».

В другом месте советует русскому ветерану, оплакивающему свою распятую родину: «А ты не плачь, радуйся! НАСТАЛА В РОССИИ ВЕЛИКАЯ ЖАТВА ДУШ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле».

И России пришлось по Божиему Промыслу войти на Крестный Путь Страданий, но это не ПУТЬ СМЕРТНЫЙ, но ПУТЬ ОЖИВОТВОРЯЮЩИЙ! В этом и заключается вся тайна, постигшая Многострадальный Русский Народ.

Там где Крест, там и Воскресение, «ИБО ЗА КРЕСТОМ СЛЕДУЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ» – как учить преп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. Кн. 4, Гл. I.).

Святая Русь стала воплощением Ветхозаветного Праведника – Иова Многострадального. Но это уже не один верный раб, а весь Святоруский Народ постигло испытание. Мы знаем, для чего Бог Всемогущий допустил такое невыносимое испытание своему Верному Рабу Иову. Мы тоже знаем, как Он за свое СМИРЕННОЕ перенесение этих испытаний был вознагражден Богом, а как были наказаны те, кто подстрекал праведника против Бога. Такое и происходит уже 100 лет с Россией, и твердо верим, что всё это - великая тайна, имеющая в себе важное предупреждение всему человечеству. Это предупреждение есть призыв ко ВСЕМИРНОМУ ПОКАЯНИЮ.

Мы видим, как сейчас относится человечество к этому Божиему призыву – совсем его игнорирует! Тем самым сокращая время своего существования, и ускоряя Второе Пришествие Христово и Страшный Суд Божий.

ОДИННАДЦАТОЕ ГОНЕНИЕ на Церковь Христову только помогло сохранить Веру Православную в России, от лицемерия, нравственного расслабления, уныния, любоначалия и празднословия… Но оно и являлось Гонением предпоследним – так как оно предшествовало самому страшному гонению, которое постигнет народы всего мира – АНТИХРИСТОВУ ГОНЕНИЮ. Оно будет ДВЕНАДЦАТЫМ И ПОСЛЕДНИМ гонением на Христиан, и тот, кто останется в его время верным Истине-Христу, тот получит венец жизни (Откр. 2:10).

Гонение на Церковь Христову в России не могло уничтожить Веры Православной в Русском Народе. Совершенно правильно заявил еще в царское время, один из виднейших Архиереев Русской Церкви Преосв. Епископ Иоанн (Соколовский), что «Не даст русский народ преобразовать свою веру, веру православную и соединенное с нею учение нравственное. Это его духовная сила; это корень его внутренней жизни и дух его жизни исторической. И горе тому, кто посягнул бы на эту святыню народа! Народ русский не может быть не православным!.: иначе он перестал бы быть русским; отнять у него веру, в которой он и одной буквы переменить не позволяет, значило бы со дна возмутить всю его жизнь, значило бы отнять у Него душу» (Слово сказано 27 февраля 1866 г.).

Так Всемогущий Бог показал на своем верном многострадальном рабе – Святорусском Народе, как будет выглядеть антихристовое гонение. Но это гонение будет уже осуществляться не среди одного народа, но будет касаться всех народов мира, т.е. оно будет ВСЕМИРНЫМ.

Российский Царь Николай Александрович, замечая нависшую над человечеством катастрофу, задолго до Мировой Войны пытается предотвратить её, посылая свое Обращение к народам всего мира в Гааге (1899 г.), которое было отвергнуто. «В явном предвидении надвигавшейся на мир опасности Государь при помощи своих Представителей при иностранных державах пытался внушить это и сильным мира сего в иноземных странах, предложив на Мировой Конференции в Гааге ряд мер для предотвращения этого. Но не вняли Ему политики и дипломаты, и покатился дальше мир в ту бездну, которая проходит теперь пред нашими очами в высоко культурных странах, и во всём мире. В уповании на милость Господню Царь-Мученик не переставал искать утешения в усердной молитве и в помощи Святых Угодников»[13]. «Только через два десятилетия после Гаагской конференции передовые умы человечества созрели для восприятия идеи ограничения вооружений, идеи, раньше считавшейся утопией, несбыточной мечтой Русского Царя. И Лига Наций, и Организация Объединенных Наций — плоды семян, посеянных нотой Русского Правительства от 28-го августа 1898 года. Как ни трагична судьба Императора Николая II-го и Его Семьи, как ни трагична судьба всей России после Его отречения, имя Императора Всероссийского, Царя Николая II-го, золотыми буквами начертано на скрижалях истории Человечества»[14].

Мы видим, что человечество не поняло, всего того что происходило с Россией, мало того, далее видит в России какое-то воплощение зла, забывая что там именно происходит самая большая борьба со злом. Эта борьба имеет место в Русском Сердце, в Русской Душе. Точно, как это написал Ф. М. Достоевский, что полем битвы между Богом и дьяволом являются сердца людей. Но эта борьба идет за все человечество именно в русском человеке! Русский человек – это человек души, он живет «по душе», он переживает всё «на душе». «У русского народа нет шпажной чести, но есть высшее благородство души» – писал Достоевский[15].

Верность Истине является характерной и главной чертой Православных Христиан. Сам Христос сказал, что Бог ищет только тех истинных поклонников, которые будут Ему поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23). Таковых поклонников при конце человечества будет очень мало, и притом настолько мало, что сам Сын Человеческий спрашивал, когда второй раз придет на землю, то найдет ли на ней веру? (Лк. 18:7-8).

Достаточно посмотреть на страницы книги Библии, чтобы понять, насколько Истина важна для человечества.

«Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12:22).

«Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение» (Притч 12:19).

«Клевещущие уста убивают душу» (Прем. 1:11).

«Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый» (Пс. 11, 4).

«Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду» (Пс. 62: 12).

«Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи» (Пс. 143 : 11).

«Отворите мне врата правды, войдя в них, я прославлю Господа. Это – врата Господни, праведные войдут в них» (Пс. 117:19-20).

Секретарь свт. Иоанна (Максимовича) – князь Петр Сергеевич Лопухин обратил внимание на то, что: «Святая Русь не есть жизнь святого народа: история Русского Народа есть сказание о его грехах; но не только о них. ОСНОВНОЙ ЧЕРТОЙ ЕГО, определившей и давшей право на имя "Святой Руси", БЫЛА И ЕСТЬ – ВЕРНОСТЬ ПРАВДЕ: ЧЕЛОВЕК СВЯТОЙ РУСИ ГРЕШИТ, НО НЕ ЛЖЁТ, и потому знает, куда и к чему надо возвращаться, когда согрешил и упал. Верность правде – самая существенная и дорогая черта человека Святой Руси, воспетая Достоевским, и она критерий Русскости».

Освобождение России от РАБСТВА ГРЕХА И ТЬМЫ произойдет только после ее ИСКРЕННЕГО ПОКАЯНИЯ, причем оружием русского человека должен стать КРЕСТ, а условием победы над безбожниками – ЛИЧНАЯ СВЯТОСТЬ. Эта мысль о восстановлении Святой Руси подвигом личного усовершенствования была изложена Русским Зарубежным Епископатом во время Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей (1/14 - 11/24 августа 1938 г.) в своем послании Русской пастве в рассеянии сущей:

«Стояние в вере Православной должно заключаться не в одном лишь точном исповедании учения Православной Церкви, а и в жизни сообразно вере. Посему оплачем грехи и преступления наши, которыми мы осквернили себя, навлекли на себя гнев Божий, покаемся в них от всего сердца. Прежде всего вспомним тот грех, который, как тяжелое бремя, лежит на всем Русском народе, поскольку он является одним организмом, и который служит, быть может, главною причиною теперешних бедствий его и нашего изгнания с Родины. Грех тот есть измена Помазаннику Божию, коей запятнали себя творцы и вдохновители нашей революции. (…) Путь спасения нашего Отечества лежит через подвиг нашего личного усовершенствования. Поработители России подняли знамя безбожия и вооружились оружием духов злобы. Наше Знамя – святой животворящий Крест, и доспехами нашими должны быть добродетели, указываемые Словом Божиим. Возрождение нашей Родины должно начаться с духовного возрождения каждого из нас в отдельности. Борьба с нынешнею властью в многострадальном Отечестве есть борьба двух начал, борьба веры и безверия, борьба безбожия с верою в Бога. Чтобы находиться в стане света и правды и делать святое дело, нужно очиститься и переродиться внутренне. Невозможно бороться со злом вне себя, будучи внутренне исполненным им. Господь указал, что род дьявольский изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21; Мр. 9:29). Вооружившись ими, прилежа неукоснительному участию в богослужениях и чтении Слова Божия, будем стараться в жизни своей воплощать учение Христово, неуклонно исполняя все предписания Церкви (…) Лишь ища Царствия Божия и правды его, мы сможем стать истинными борцами против царства сатаны и неправды и способны будем сделаться строителями воскрешенной Великой России. Строительство Св. Руси доступно лишь тем, кто дышит духом ее правоверия и благочестия. Так неразрывно связаны между собой наши Отечества небесное и земное. Преуспевая в нравственной жизни, мы подготовляем себя к будущей и в то же время приближаем сроки освобождения Родины. Когда русский народ охватит волна покаяния, тогда придет спасение. Тогда пошлет Господь благословение на дела и намерения наши. Близок всему конец. Целомудритесь и трезвитесь в молитвах. Обратитесь ко Господу всем сердцем своим в посте, плача и рыдая, да смилуется над нами. Тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. Тогда придут вновь лета благоприятные на землю нашу, прежде Отечества небесного узрим во славе Отечество наше земное. Если же мы не вразумимся, в печалях умрем, и самое имя наше может изгладиться из книги живущих на земле»[16].

Поэтому Русский Народ должен именно сейчас – спустя 100-лет от начала Революции – вознести к Своему Творцу и Спасителю покаянный вопль:

«ГОСПОДИ, ПРОСТИ;

ВЛАДЫКО, ПРОСТИ;

СПАСИТЕЛЮ, ПРОСТИ».

ЛЮБОВЬ ИСКЛЮЧАЕТ ЛОЖЬ. Поэтому нельзя забывать о ЛЮБВИ, ибо «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 16). Христианство есть РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ И ЛЮБВИ, как об этом поучал Архиепископ Аверкий (Таушев). Русский Народ должен «истинствовать на земле» – т.е. постоянно и истинно любить. Ап. Павел призывает Христиан – «истинствующе же в любви да возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос» (Еф. 4:15). ИСТИНСТВОВАТЬ РУССКИЙ НАРОД БУДЕТ, КОГДА ЕГО СЛОВА БУДУТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ЕГО ДЕЛАМ.

Святитель Феофан Затворник так толкует Павловы слова к Ефесянам: «Истинствующе в любви можно принимать, как выражение одной мысли: имея истинную, нелицемерную, искреннюю любовь. (…) Но можно и разделять, и под истинствующе разуметь — содержа истину, а в любви — «пребывая, или живя в любви». (…) Истинствовать и в любви пребывать кажется бы и довольно, но Апостол прибавляет: истинствуя в любви, все да возрастим во Христа, — то есть да будем все в себе, свое лицо, все свои силы и отправления, настраивать по духу Христову и в Его меру возращать, как, напротив, нехристиане действуют по духу сатаны и себя возращают в меру его, всезлобного панурга».

Поэтому Второй Русский Всезарубежный Церковный Собор, в своем послании к Русскому народу в Отечестве страждущему напоминает об этой главной христианской добродетели, без которой не мыслится восстановление России: «Любовь есть тот цемент, который прочно связывает людей между собою, превращая человеческое общество в один стройный организм. Эту благодатную силу любви и принес с Собой на землю Божественный Искупитель, распространив ее на всех людей – ближних и дальних, добрых и злых, праведных и неправедных. Он положил ее как драгоценный залог, в благодатную сокровищницу Церкви, откуда могут почерпать ее в изобилии для себя, как отдельные лица, так и все человеческое общество. Она одна создает для всех истинное равенство и братство во Христе»[17].

В 1948 г. будущий Четвертый Первоиерарх РПЦЗ, тогда молодой Архимандрит Виталий (Устинов), будучи потрясен своими наблюдениями русской эмиграции, в своем докладе «О душе Русского Народа», прочитанном на Епархиальном съезде Западно-Европейской епархии Зарубежной Церкви, поделился с собратьями всем своим пастырским горем, которое было тогда в сердцах всех Русских Пастырей. О. Виталий помимо всего смог чудесным образом найти скрытую Святую Русь. Она жила в сердцах утомленных русских беженцев, лишенных прекрасных храмов и строго уставного богослужения, но прежде всего своей Святорусской Родины. О. Виталий, увидев эту скрытую Родину, получил на всю свою жизнь вдохновение самоотверженно служить своему многострадальному Русскому Народу и Его Русской Церкви. Он видел в лицах утомленных от потери Своего Царя и Православной России Русских людей чудесную перемену: «среди мрака такой беспощадной, злостной войны, к нам заглянула Святая Русь. Глазами этих людей на нас смотрел преп. Сергий Радонежский, Серафим Саровский, чтобы нам сказать, что жива Русь, Святая Русь. Помните, что в Великую Субботу вы ощущаете благодатную грусть, и в то же время, через все щели вашу душу наполняет радость и торжество победное над смертью. Почему-то кажется, что сейчас – Великая Суббота Святой Руси».

Через кровь и через трупов груды,

Лобызая в бледные уста,

Посылает снова внук Иуды

На Голгофу распинать Христа.

Верю я, что близок свет денницы

Сердце, жди! Я верю и молюсь!

После тяжких дней Страстной Седмицы

Бог воскреснет, и воскреснет Русь!

Именно там, в искренне верующих Русских Сердцах была Богом глубоко сокрыта – но не потеряна Святая Русь, как духовный Град Китеж. В этом граде жила во время гонения безбожников – Русская Душа. В этом граде она спасалась от красного дракона, как Апокалиптическая невеста Агнца, т.е. Православная Церковь последних времен. «Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога» (Откр 12:6).

Как нам найти этот Град Китеж? Как нам найти Святую Русь? Митрополит Антоний (Храповицкий) дает такой совет: «Приложи ухо к родной земле, русский человек, — что она говорит тебе? От праведной княгини Ольги, от равноапостольного князя Владимира и до дней Серафима Саровского, и до дня настоящего и на будущие века — все мудрые вожди народа думают и говорят одно... Они учили своих современников и их потомков одинаково: и князья, и цари, и святители, сидевшие на церковных кафедрах, и отшельники, скрывавшиеся среди лесов и островов морских, и военачальники, и воины, и бояре, и простецы. Все они учили взирать на жизнь эту, как на проходной двор к жизни будущей; охранять неповрежденною апостольскую веру; блюсти чистоту нравов и правдивость слова; чтить царей и ими поставленных... не перенимать развратного обычая иноземцев, но хранить чин отеческий, исполненный смиренномудрия, простоты и любви евангельской; стоять безбоязненно за родную землю».

Блаженнейший Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), в Послании ко всем православным русским беженцам заграницей от имени Русского (Первого) Всезаграничного Церковного Собора взывал как пророк: «Русские люди! Да не будет для вас бесплодным великое посещение Божие, та великая наука, которой научиться можно только тяжкими страданиями. Возблагодарите за них Господа, как праведный Иов, и тогда сподобимся Его награды. Не в роскоши, не в искании власти, а в послушании и терпении будем искать цель жизни и личной, и общественной. Пока это не совершится, не возвратить нам и самой России, не возвратимся в Россию. От вас, русские люди, от вашего внутреннего возрождения, зависит, чтобы возвратить нам радость спасения своего. Уготовляйте же себе путь в благословенную страну, объединяйтесь в патриотические группы, взаимно учитесь друг у друга познанию Бога и своей Родины, своей прошлой истории и разумному строю земли нашей в будущем».

Движимые любовью к Своему Учителю жены-мироносицы первыми пошли в то утро ко Гробу Господню. Их служение Господу есть пример безоглядной любви и верности. При жизни Христа эти женщины были помощницами Его, оставались с Сыном Божиим на Голгофе до самого конца Его, а когда Он испустил дух, поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро для Его умученного тела. Не подавленные горем и испуганные ученики, а именно жены-мироносицы смотрели, где полагали тело Иисусово во Гроб. И за эту преданность и воздание Господу почестей при погребении (для чего им пришлось преодолеть страх), проявляя свою непоколебимую веру, эти Святые жены-мироносицы первыми получили удостоверение о Воскресении Христа и были первыми проповедницами Его! От них пример сораспятия Христу должен взять Русский Народ, чтоб быть со Христом вместе до конца, не поддаваться «новым синедрионам», желавшим лишь одного – убийства неповинного праведника. Русский Народ должен, напротив, «миру во зле лежавшему», стать мироносным, т.е. любить своего Господа, быть с Ним даже когда весь мир от Него отказался, и сподобиться увидеть ИСТИННО воскресшую со Христом Родную землю.

Русский Народ должен быть МИРОНОСНЫМ! Эта его главная задача вверена Богом! Только Русский Народ, как испивший небывалое в истории человечества страдание, является ЕДИНСТВЕННЫМ народом, могущим противостоять силам адским. Он опытнейший из всех народов мира в борьбе с князем мира сего.

Услышим воззвание Святителя Истинной Русской Церкви Архиепископа Иоанна (Максимовича) о приготовлении себя к Воскресению Святой Руси: «Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу её страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдёт с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословляща Христа во веки».

СВЕТИСЯ, СВЕТИСЯ, РУСЬ СВЯТАЯ И ДА ВОСКРЕСИТ ТЯ ХРИСТОС БОГ, ВЕЗДЕ СЫЙ И ВСЯ ИСПОЛНЯЯЙ.

Священнопроведник Михаил М. Джега.

«Православный Путь». Орган Русской Православной Богословской Церковно-Общественной Мысли РПЦЗ/ПРЦ. Вып.2 (2017). C. 3-19.

______________________________

[1] В. М. Федоровский. Император Николай II и Его Флот. // Государь Император Николай II Александрович. Сборник памяти 100-летия со дня рождения. Под редакцией Сергея Завалишина. По благословении свт. Высокопреосв. Митр. Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ. Нью-Йорк, Всеславянское Издательство, 1968. С. 64.

[2] Н. Обручев. Подлинный облик Царя-Мученика, как Человека, Христианина и Монарха. // Там же. C. 233-234.

[3] V. Laurent, Les droits de l'empereur en matière ecclésiastique. L'accord de 1380/82, Revue des études byzantines (Paris) 1955. T. XIII. p. 16.

[4] А. Павлов. Синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171 года о приводе архиереев к присяге на верность императору Мануилу Комнину и его новорожденному сыну Алексею с формой самой присяги. // Византийский временник. 1895. Том II. С. 390, 391.

[5] М. М. Спасовский. Свете тихий. // Государь Император Николай II Александрович. Всеславянское Издательство, Нью Йорк, 1968. С. 32.

[6] Проф. Д-р мед. Ф. Вербицкий. На закате одной жизни. // Там же. С. 111.

[7] Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14-11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии. Белград 1939. С. 695.

[8] Н. М. Карамзин. История Государства Российского. Изд. 5-е (И. Эйнерлинга). СПб. 1842. Т. V. Гл. IV. С. 218.

[9] Граф М. В. Толстой. Рассказы из истории русской церкви. Кн.4. Гл. 7.

[10] Н. И. Костомаров. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия (1604-1613). В 3. т. Т. 3. Московское разоренье. СПб. 1868. С. 332-349.

[11] Ю. Д. Подгурский. Русская церковь на служении государству в период смутного времени. // Труды Киевской Духовной Академии. 1861. Т. З. № 11. Ноябрь. С. 277.

[12] Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского и Дорогобужского. Изд. 2-ое. Смоленск 1877. С. 210-213.

[13] Там же. С. 117-118.

[14] П. Крачковский. Гаагская Конференция 1899 года. // Там же. С. 130

[15] Дневник писателя за 1877 г. XXV, 129.

[16] Деяния Второго Всезарубежного Собора. С. 700, 704-705.

[17] Деяния Второго Всезарубежного Собора. С. 685.


На главную