На главную

17/01.2007 г.
 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФЕДОРЧЕНКО Е.Н., ПЕРЕДЕРНИ СВ., ЛАЗА В.Д.
ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Пятигорск - 2006



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.1. Теоретические основы учения о государстве в мировоззренческой парадигме Православия
1.2. Мировоззренческие основания структурирования политической культуры России после принятия христианства
1.3. Правовая характеристика прерогатив верховной власти
в рамках православного мировоззрения
ГЛАВА 2 ПРАВОСЛАВИЕ И ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
2.1.Трансформация политической культуры России в советский период
2.2. Место православия в политико-культурных переменах в России периода либерально-демократических преобразований
2.3. Перспективы политико-правовой составляющей православного мировоззрения в процессе развития политической системы России в постсоветский период
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Конец XX века для Российского государства и общества связан с качественными изменениями в политической, социально-экономической и духовной сферах. Это - закономерный результат изменения вектора общественного развития и высокой динамики происходящих перемен. Доминирующей идеологемой всех преобразований, носящей стратегический характер, является построение в России, общества аналогичного западному, то есть ориентация на полную вестернизацию всех сторон общественной жизни. В наибольшей степени изменения коснулись политико-правовой системы государства.
В настоящее время стали вполне очевидными отрицательные результаты выбранной стратегии преобразований. Заключаются они в том, что Россия серьезно ослабила свои позиции на международной арене. Внутри государства усилились центробежные устремления, которые дают основания сомневаться в возможности сохранения России (в сегодняшних границах) в сколько-нибудь долгосрочной перспективе. Резко снизилась управляемость территорией. Исполняемость законов по отношению к периоду начала восьмидесятых годов снизилась более чем в два раза, а количество нормативно правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления, выросло примерно в семнадцать раз.
После всплеска политической активности граждан России в начале девяностых годов, наблюдается неуклонное ее снижение, и имеют место признаки политической апатии. Это хорошо заметно в использовании гражданами тех или иных политических инструментов, призванных влиять на политические процессы в государстве и на саму политическую систему в целом. Ключевым инструментарием в условиях демократического политического режима являются выборы, явка на которые постоянно снижается. Это вызывает необходимость изменения законодательства, регулирующего избирательные процессы различного уровня, корректировку в сторону минимальной явки избирателей. Совокупность вышеуказанных факторов достаточно определенным образом характеризует отношение граждан России к существующему политическому режиму, что позволяет поднимать вопрос о его реальной легитимности.
Изучение политико-правовых процессов, приведших к созданию Российской государственности, приводит к очевидности их религиозной обусловленности. В рамках православия сформировалась завершенная государе гвообразующая идея России, которая повлияла и на структурирование ее политической системы и стала идеей национального государственного строительства. Ключевую роль в этом процессе играла и играет Русская Православная Церковь. Однако нельзя сводить влияние православия на политико-правовую систему России только к институционализированному варианту. Не менее значительным для формирования политической системы государства является скрытое влияние православия. Оно формирует у своих последователей определенную ценностную систему, которая, в свою очередь, является стержнем политико-правовой культуры верующего человека. Система ценностей, сформированная на основе православного мировоззрения, влияет на поведение человека в конкретной политико-правовой реальности и определяет его политические предпочтения.
Процесс изменения религиозного сознания наших соотечественников чрезвычайно сложен и неоднозначен. Он демонстрирует специфику религиозности россиян и обусловливает необходимость ответа на вопросы: действительно ли так важна роль православия в процессе государственного возрождения России? Можно ли ответить на такой вопрос однозначно? Каким образом процессы, происходящие в религиозном сознании наших сограждан, связаны с политическими реалиями? Как православие, являющееся важнейшей сферой духовной жизни общества влияет на политическую систему России?
Известно, что православное вероучение сыграло огромную роль в возникновении и развитии Русской государственности. Оно стало основой государственной идеологии Руси. За тысячу лет своего существования Православие в России создало то, что с полной уверенностью можно назвать «Православной цивилизацией». Поэтому изучение проблем политико-правовой составляющей, согласно логике исследования, начинается с анализа политической лояльности Нового Завета и особого отношения к политическим вопросам в книгах, составляющих Библию, в книгах пророков и Откровении Иоанна Богослова, где мы находим семена скептического отношения религии к государству. На почве толкования Библии и Апокалипсиса возникли политические взгляды Блаженного Августина. В его сочинении «О Граде Божьем» (VI в.) заложены идейные основы всех последующих отступлений от принципа политической лояльности христианства, выраженные в борьбе государства земного и государства небесного.
Католические авторы более позднего периода (Марселий Подуанский, Николай Кузанский), развивая идеи Августина, обосновали основные догматы демократической теории.
Первой попыткой совместить земное право с Божественными установлениями делаются в знаменитом кодексе Юстиниана. Теория симфонии в изложении Юстиниана, несомненно, отклик на теории церковно-государственных отношений, которые в конце V - начале VI веков излагали римские папы - святые Гиласий и Симмах.
После принятия христианства Русское государство стало развиваться в русле политико-правовых начинаний св. Константина, основавшего новое царство, и Юстиниана, закрепившего его в новой правовой форме. К наиболее ярким произведениям православных мыслителей того времени относятся «Память и похвала князю Русскому Владимиру» Иакова мниха (XI в.), «Чтения о Борисе и Глебе» преподобного Нестора (XI в.), «Стязание с латиной» митрополита киевского Георгия (XI в.), «Слово о терпении, и о любви, и о посте», «Слово о вере Христианской и о латинской» Феодосия Печерского (XI в.), «Послание к князю Владимиру» митрополита киевского Никифора (XII в.), «Поучения» Моисея Новгородского и Григория Белгородского (XII в.), «Послания» Симона и Поликарпа (XIII в.), «Слово» Даниила Заточника (XIII в.) и многие другие. Но совершенно особое место в этом ряду занимает «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона (XI в.). Позднейшие мыслители Руси в своих произведениях не только обращались к идеям «Слова о законе и благодати», но подчас и использовали словесные формулы, с помощью которых почти дословно воспроизводились те или иные образные схемы.
Теоретические изыскания Иллариона, как и первый писаный закон Руси - «Русская Правда», в области права отражали во многом те трансформационные процессы, которые происходили в России в X-XI вв. Огромный круг политико-правовых проблем затрагивает в своих поучениях и Владимир Мономах.
С конца XV века эти взгляды были представлены двумя направлениями православной политико-правовой мысли последователями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Учеником Иосифа стал царь Иван Васильевич Грозный. Именно он является автором иосифлянской теории Российского самодержавия, построенной в православном духе и выраженной в его переписке с кн. Курбским. Исходный «богоявленный» принцип царской власти отстаивал и один из сподвижников Петра, идеолог реформирования православной Церкви Феофан Прокопович.
Особое внимание в диссертационной работе уделено анализу наследия классиков национальной политико-правовой мысли - таких как А.Д. Градовский, Н.Я. Данилевский, Б.Н. Чичерин, В.Д. Катков, И.А. Ильин, Л.А.Тихомиров, С.А. Котляревский, Н.А. Бердяев, Г.В.Флоровский, В.В. Розанов, Н.С. Гумилев, И.Л. Солоневич.
В известном трактате «Правда воли монаршей» знаток конституционного права А.Д. Градовский строил анализ русского права на изучении писаной нормы, совершенно оставляя в стороне норму неформальную. Как справедливо заметил по поводу его методологии Л.А. Тихомиров, нельзя изучать русское право, лишь замыкаясь на Своде Законов, игнорируя то, что право существует вовсе не только тогда, когда оно записано.
Работы И.А. Ильина, Л.А. Тихимирова, А.В. Карташева, И.Л. Солоневича, Г. Федотова, В.А. Маклакова рассматриваются в рамках учения о корпоративном государственном устройстве, характерного для этих мыслителей.
Проблеме мировоззренческой обусловленности тех или иных политических форм в свете религиозного сознания в советской и российской политологической литературе уделяется меньше внимания. Объясняется это, прежде всего тем, что в СССР отношение к православию было резко отрицательным и направленным на его полное вытеснение философией марксизма-ленинизма. Поэтому даже работы, которые посвящались этому вопросу, были политизированы и носили в отношении православия исключительно критический характер. Тем не менее, в рамках марксистко-ленинских идеологических установок проводились серьезные системные и структурно-функциональные исследования, существовал вдумчивый анализ проявлений религиозности. Это особенно характерно для периода с середины шестидесятых годов и до середины восьмидесятых. Следует выделить работы советского периода, в той или иной степени, посвященные данной проблематике. Это, прежде всего «Мировоззрение и философия», «Актуальные проблемы исследования мировоззренческих функций диалектического материализма», «Философия, наука, мировоззрение» В.И. Шинкарука. В них рассматриваются основные подходы к мировоззрению, а также исследуются его связи с различными отраслями знания, и, прежде всего с философией.
Историческому аспекту формирования национального мировоззрения посвящены работы: «Наш умственный строй» К.Д. Кавелина, «Византия и Русь» С.С. Аверинцева, «О национальном характере русских» Д.С. Лихачева, «Происхождение сознания» А.Н.Спиркина и др. Исследованию истоков национальной культуры России посвящены работы A.M. Панченко «Русская культура в канун петровских реформ.», Б.А. Рыбакова «Из истории культуры Древней Руси», С.Н. Артановского «Историческое единство человечества и взаимовлияние культур». Исследованию религиоведческих вопросов посвящены работы Ю.А. Кимелева «Проблемы мистицизма в буржуазном философском религиоведении», Н.С. Капустина «Особенности эволюции религии», А.Н. Спиркина «Происхождение сознания», Г.Г. Майорова «Формирование средневековой философии».
С начала девяностых годов научный интерес к православно-религиозной тематике стал неуклонно расти. Это отразилось, прежде всего, на количестве и качестве исследований в данной области. Наиболее значимыми для исследования являются работы А.С. Панарина, В. Кожинова, А.Г. Дугина, С Кара-Мурзы, И.Р. Шафаревича, A.M. Величко, К.С. Гаджиева, А.А. Френкина, В.В. Ильина. По мнению А.С. Панарина, российская национальная Идея основана на православии, народности и сильной государственной власти. Интересно, что эта же мысль прослеживается в работах и выступлениях Шейх-уль-Ислама, Верховного муфтия Центрального Духовного Управления Мусульман Талгата Таджуддина.
Анализ православного мировоззрения и его политико-правовой составляющей в настоящее время ведется все более интенсивно. Это связанно во многом с социальным заказом в сфере политики государственного строительства, а также попытками определить содержание и вектор национально-государственной идеологии России. Осмысление национального политико-правового опыта в сфере державного строительства России на основе православного мировоззрения - процесс сложный и во многом неоднозначный. В результате имеет место сосуществование различных, порою противоречивых точек зрения на круг проблем, находящихся в сфере внимания современного государствоведения.
Анализ степени разработанности проблемы политико-правовых аспектов православного мировоззрения показывает, что создана теоретическая, методологическая и практическая база для её исследования.
Вместе с тем, рассмотрению проблемы политико-правовых аспектов православного мировоззрения в условиях политической культуры современной России в политологическом контексте уделено недостаточное внимание. Это обстоятельство обусловило необходимость дальнейшего исследования политических ценностей.
В ходе исследования применялся комплекс общенаучных методов и методов логического порядка. К явлениям культуры применялся цивилизационный подход, а также структурно-функциональный анализ. В связи с тем, что работа носит междисциплинарный характер, используется историко-генетический метод. На определённых этапах применяются компаративный и системный подходы.
Использовались также элементы ценностного подхода, так как они сформировались в отечественной аксиологии, научный аппарат социальной и политической транзитологии, получивший разработку в ряде концепций западных и российских исследователей. Были применены также данные методологии таких наук, как политическая социология и политическая психология.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить возможности и особенности реализации политико-правовой составляющей православного мировоззрения в политической системе России.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
• Проанализировать теоретические основы учения о государстве в мировоззренческой парадигме Православия.
• Исследовать мировоззренческие константы, лежащие в основе структурирования политической культуры России в период непосредственно после принятия христианства.
• Проанализировать нормативно-правовые основы прерогатив верховной государственной власти, сформированной в рамках политической культуры, имеющей в своей основе православное мировоззрение.
• Охарактеризовать изменения, произошедшие в политической культуре России в Советский период.
• Выявить место политико-правовой составляющей православного мировоззрения в системе политических процессов современной России.
• Определить место и роль православного мировоззрения в развитии политической системы России.
Научная новизна работы определяется тем, что проблема места политико-правовой составляющей православного мировоззрения в рамках конкретной политико-культурной системы практически не исследована. В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:
• На основе анализа политико-правовых идей православного мировоззрения сделан вывод, что их истоками является, прежде всего, Ветхий Завет, и рассматривать Новый Завет как источник можно только в контексте всех книг Священного Писания, включая Апокалипсис.
• Доказано, что в ходе создания Российской государственности православные мировоззренческие установки нашли свое отражение в политической культуре и политико-правовой системе России.
• Обосновано, что источниками верховной государственной власти, структурированной в рамках политической культуры, имеющей своей основой православное мировоззрение, являются наряду с нормативно-правовыми предписаниями, формально не определенные, религиозные ценности.
• Проанализированы основания политической культуры Советской России и обоснован тезис о том, что она включала в себя как элементы дореволюционной политической культуры России, так и привнесенные в нее идеологией марксизма-ленинизма.
• Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на политическую культуру современной России и показано, что Православие существенным образом влияет на ее формирование.
• Определены возможные перспективы реализации политико-правовой составляющей православного мировоззрения в дальнейшем государственном строительстве России и обоснована особая важность традиционно-православных ценностей в процессе стабилизации политической системы России.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее материала в исследованиях конкретных феноменов политико-правовых составляющих различных типов мировоззрения. А так же, при анализе конкретных политико-правовых форм. В исследованиях, имеющих целью дать прогностические оценки развития политической системы России, в процессе преподавания политологии в высших учебных заведениях. Выводы сделанные в ходе изучения обозначенной проблемы могут быть использованы в практике формирования традиционного и религиозно обусловленного политико-правового мировоззрения, во многом утраченного в современных культурных условиях России.

Продолжение следует ...



На главную