На главную
|
Израиль.
21.06.2010.
поэт Шмуэль Ерушалми.
При социализме, у религии и атеизма должен
быть равный статус
Заявление израильского поэта Шмуэля Ерушалми
В советскую эпоху, в Конституции СССР была статья, закреплявшая за Атеизмом
главенствующий статус по отношению к религии. С одной стороны я понимаю
основателей первого в мире рабоче-крестьянского государства в их таком
негативном отношении к религии. (Ведь в дореволюционную эпоху, многие
представители - как Русской Православной Церкви, так и других религиозных
конфессий, в открытую поддерживали царя против народа). И по всей видимости,
именно этим и вызваны гонения на религию первых десятилетий Советской
Власти, а так-же, возведение Атеизма в ранг чуть-ли не новой государственной
религии. Но, а с другой стороны, если мы посмотрим на религию в целом, то мы
увидим, что религия и религиозные круги - вещь совершенно неоднородная.
Среди представителей всех без исключения религий, во все времена, наряду с
подонками и сторониками подавления народных масс - всегда были и очень
прогрессивные, а зачастую и по настоящему революционные, прсонажи. Начиная
преданием об Исходе из Египта израильских колен, во главе с Моше (Моисей) -
и кончая сегодняшними религиозными движениями, сочетающими религию и
социализм - религия неразрывно была связана с социальной, а по существу,
классовой борьбой.
Если мы пристально посмотрим на действующие сегодня религиозные движения, то
мы увидим, что например, в том же Египте, в последние годы, во главе
забастовок рабочих египетских предприятий, стоят ни кто иные, как
Братья-Мусульмане - являющиеся крупнейшей мусульманской организацией Египта.
А гуляя по российскому интернету, я то тут то там, натыкаюсь на сайты
движений (правда, немногочисленных) проповедующих христианский социализм.
Нет сомнения, что многие религиозные организации, помогая забастовочным и
другим протестным движениям в их борьбе, делают это и из чисто политического
интереса тоже; Ведь поддержка какой-то массовой забастовки или демонстрации
протеста со стороны того или иного движения, зачастую приносит данному
движению дополнительную поддержку масс, что особо важно для движений
участвующих или думающих участвовать в выборах. Но с другой стороны, сам
факт поддержки со стороны религиозных организаций, движений социального
протеста - делает эти организации, в той или иной мере, союзниками
коммунистов.
Надо понимать, что за годы прошедшие с Октября 1917 года, в мире многое
изменилось, в том числе и в религии. И прежде всего стоит отметить факт, что
в религиозных кругах постоянно растёт число людей пересмотревших своё
отношение к социализму и переставших видеть в этой идеологии не-что
негативное. Сегодня, зачастую, наиболее резкая критика в адрес капитализма и
связанных с ним несправедливостей, исходит из уст представителей
прогрессивной части духовенства. Сегодня мы имеем неоценимый опыт
протяжёностью в десятилетия, участия целых католических церквей (включая
священиков) на территории Латинской Америки, в революционных движениях
действовавших и действующих по ныне в этой части света. В этой связи особо
стоит подчеркнуть ту роль, что в 1970-ые гг. сыграло католическое
духовенство Никарагуа, в победе Сандинистской Революции 1979 года. Так-же
нельзя оставить незамеченым участие релгиозных кругов Аргентины, в
революционных движениях протеста на территории этой страны. Там уже давно
действуют целые церкви именующие себя революционными. Кроме того, можно
заметить, что и в той части духовенства, которая продолжает оставаться
приверженцем капитализма - растёт понимание того вреда, что капитализм с его
культурой потребления наносят человечеству. Сегодня, именно из уст церкви, а
также мусульманского и иудейского духовенств (в том числе, официальных) -
можно услышать высказывания с достаточно резким осуждением эксплуатации и
неравнмерного распределения ресурсов в капиталистическом обществе; От
сегодняшних священослужителей всё чаще исходят призывы считаться с
потребностями и правами рабочих. Я уже не говорю о том негодовании, что у
многих верующих вызывает "культура" потребления с её погоней за прибылью и
жаждой наживы. Одним словом, религия двадцать первого века и религия 1917
года - это две совершенно разные вещи.
Вне всякого сомнения, нам, сегодняшним коммунистам, стоит пересмотреть своё
отношение к религии. Наша борьба должна быть направлена против реакции - в
не зависимости от того, какова эта реакция - религиозная или светская. А
религия как таковая, не может являться врагом подлинного коммуниста. Мы не
должны бороться с религией, а наоборот, искать пути к сотрудничеству с той
частью религиозных кругов, что занимают прогрессивную позицию по тем или
иным вопросам. В религии как таковой, мы должны видеть союзника во всём, что
касается сохранения высокого духовного уровня народных масс.
В этой связи хочу отметить, что в последние месяцы, я углублённо изучаю опыт
Прогрессивной Социалистической Партии Украины во главе с Наталией Витренко,
по сочетанию социализма и религии. Этот опыт тем поучителен, что доказывает
возможность существования и развития религии, в рамках будущего
коммунистического общества. В Партии Витренко, являющейся одной из наиболее
последовательных коммуунистических организаций современной Украины,
действуют сообща - как светские, так и религиозные активисты. Связь с
религией и духовностью не только не мешаeт социалистическому облику этой
партии, а напротив, благодаря такому сочетанию ПСПУ легче выходить в
народные массы и привлекать на свою сторону новых стороников.
Вне всякого сомнения, будущим социалистическим режимам будет необходимо
учесть ошибки советского прошлого, во всём что касается отношения к религии.
Другими словами, в социалистических странах будущего, и у атеизма и у
религии должен быть совершенно равный статус, когда будет разрешена в равной
степени (в том числе и по конституции) как атеистическая, так и религиозная
пропаганда. В виду того, что по словам самого Владимира Ильича Ленина,
социализм предполагает намного больше демократии и свобод, чем
капиталистический строй - у людей должна быть возможность выбирать самим -
между атеизмом и религией, или наоборот.
В социалистической стране у человека должна быть полная свобода выбора, в
какой школе и в каком университете - светском или религиозном - ему учиться.
Именно в социалистическом обществе, у человека должно быть право не выходить
на работу в день, считающийся выходным согласно религии в которую данный
человек верит. В конце концов, социализм как таковой не предполагает
противодействие религии, из-за её бытности религией; Социализм предполагает
противодействие реакционным силам - в не зависимости от того, явлляются ли
эти силы религиозными или светскими. Мы, марксисты-ленинцы за равенство и
против эксплуатации человека человеком. Мы за единение Рабочего Класса. Но
мы не против религии, при условии, что религия служит положительным целям.
Мы за право рабочего, учёного и любого другого человека решать самому - быть
ему светским или религиозным, вегетарианцем или мясоедом. Только обеспечив
народным массам право такой свободы выбора, мы сможем обеспечить истинные
демократию и народовластие в социалистическом обществе будущего.
|
На главную |