На главную
|
07.06.2015
Новейшая ракета "Ангара". Исторический старт для нашей космонавтики
Важнейшее событие в отечественной космической отрасли, которое будет
способствовать развитию промышленности и укреплению безопасности.
Стартовавшая утром с космодрома "Плесецк" новейшая ракета-носитель тяжёлого
класса "Ангара - 5", успешно доставила на геостационарную орбиту в 36 тыс.
км от Земли прототип спутника, которые будут на неё устанавливаться в
дальнейшем.
Важнейшее событие в отечественной космической отрасли, которое будет
способствовать развитию промышленности и укреплению безопасности.
Стартовавшая утром с космодрома "Плесецк" новейшая ракета-носитель тяжёлого
класса "Ангара - 5", успешно доставила на геостационарную орбиту в 36 тыс.
км от Земли прототип спутника, которые будут на неё устанавливаться в
дальнейшем.
Над созданием "Ангары" работали только российские конструкторы. Специалистам
Центра имени Хруничева потребовалось около 20 лет. Но даже в трудные годы
финансирование проекта не прекращалось. С самого начала это было задачей
государственной важности. Такие ракеты должны обеспечить нашей стране
независимый доступ к околоземному пространству и запуск космических
аппаратов всех типов. Первый испытательный полёт прошёл без замечаний. За
стартом в режиме видеоконференции наблюдал Владимир Путин.
Командующий Войсками воздушно-космической обороны, генерал-лейтенант
Александр Головко: Товарищ Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами
Российской Федерации боевые расчеты к обеспечению проведению пуска готовы.
Разрешите провести пуск в установленное время и приступить к ведению
репортажа.
Владимир Путин: Разрешаю.
Александр Головко: Первый пуск российского ракетоносителя тяжелого класса
"Ангара-5" состоялся. Доклад закончил.
Владимир Путин: Поздравляю вас с успешным пуском. В тяжелом ракетоносителе
"Ангара-5" применены самые передовые технологии и с его помощью
гарантированно можно выводить на любые орбиты действующие и перспективные
космические аппараты, причем как военного, так и экономического, научного
назначения. Тем самым мы серьезно укрепляем безопасность России. Отмечу, что
все детали и узлы "Ангары" - российские. В ее разработке применены передовые
технологии, полностью соответствующие современным стандартам , в том числе и
экологическим требованиям. Благодарю всех участников сегодняшней работы.
Своим успехом показали, что Россия остается одним из признанных мировых
лидеров в освоении космического пространства.
Минимальное воздействие на природу при проектировании ракеты было одним из
важнейших требований. Двигатели "Ангары" работают на керосине и кислороде, а
не на высокотоксичном гептиле. Кроме того, она - так называемого модульного
типа. Её комплектуют в зависимости от веса и дальности полёта космического
аппарата.
Так летом была успешно испытана лёгкая версия "Ангары". После модернизации
появится и вариант для пилотируемых полётов. Максимальная грузоподъёмность
новейшей ракеты почти 25 тонн. В перспективе она заменит используемые сейчас
"Протоны".
Это разработка космического центра имени Хруничева, которую должен испытать
боевой расчет войск воздушно-космической обороны. В разобранном виде ракету
доставили железнодорожным составом. Несколько месяцев шла сборка. Самая
мощная космическая ракета-носитель Ангара-А5. Лежит на стапеле, готовая к
отправке.
С этого момента она медленно, но верно отправляется в сторону стартового
стола - в воздухе повисло 55 тонн. Когда она будет заполнена, будет весить
почти 750 тонн вместе с топливом.
Чтобы гигант не раскачивался и точно лег на так называемый установщик, его,
как говорят здесь, успокаивают, подтягивают канатами с четырех сторон.
"Некоторые брыкаются и не хотят. Мы их заставляем, ремонтируем, чиним,
доводим, отлаживаем. Некоторые с самого начала до конца ведут себя очень
хорошо, без замечаний, спокойно уходят и не доставляют нам никаких
неприятностей. Эта очень тяжелая. Ну, что делать? Это - первая машина, мы её
научим летать", - говорит заместитель начальника испытательного центра
Сергей Курочкин.
Ракета точно легла на установщик. Зазоры миллиметровые. Техническая
готовность номер один. Высота 10-этажного дома - только две трети "Ангары".
Дальше носовая часть поднимается еще метров на 15. Это и есть будущее нашей
космонавтики.
С помощью ракеты-носителя "Ангара-А5" даже из северных широт Россия сможет
выводить на геостационарные орбиты военные спутники и спутники связи.
"С точки зрения перспектив, на мой взгляд, успешный запуск такого типа
ракет-носителей позволит с территории Российской Федерации проводить пуски
таких космических аппаратов, которые до текущего момента были просто
невозможны, даст независимость России в космосе", - отмечает начальник
центра испытаний космических средств Михаил Степыко.
Не только мощность определяет передовые возможности "Ангары". Ее
принципиальное отличие от других ракет-носителей состоит еще и в том, что
она собирается по принципу конструктора. Центральный ракетный модуль и в
зависимости от задачи - два дополнительных или четыре. Получаются
ракеты-носители разной грузоподъемности.
Стартовый комплекс "Ангары" полностью автоматизированный. За несколько часов
до старта ракета-носитель переходит под контроль электронных систем.
Компьютер следит за ней до последней секунды обратного отсчета. Малейший
сбой и старт будет отменен автоматически.
За час до старта весь персонал эвакуируют на безопасное расстояние в
несколько километров. Но даже туда доносится рокот взлетающей "Ангары".
Точно секунда в секунду ракета-носитель "Ангара-А5" оторвалась от стартового
стола. Через 12 минут третья ступень отойдет от разгонного блока и можно
будет поздравить боевой расчет с успешным запуском.
Прежде, чем выйти на заданную орбиту, "Ангара", преодолевшая земное
притяжение, сделала два полных витка вокруг Земли. Первая ступень отошла на
209-й секунде полета и упала на землю в безлюдной местности республики Коми,
вторая - на 341-й секунде, обломки рухнули в непроходимой тайге Томской
области. А третья ступень отделилась через 735 секунд и упала воду в
несудоходном районе Филиппинского моря. В 18:00 по московскому времени
разгонный блок доставил груз точно на запланированную орбиту на высоте 36
тысяч км.
Дорогостоящий спутник во время испытательного полета запускать не стали.
Вместо него - макет массой более двух тонн. Через пару лет тяжелая "Ангара"
снова уйдет со стартового стола, чтобы вывести на орбиту действующий
спутник.
|
На главную |