На главную


04.07.2018
http://slvf.ru/%d0%b8%d1%83%d0%b4%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d1%80-%d0%bd%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be/#more-20518


ИУДА ПРЕДАТЕЛЬ
как пример несказанного долготерпения Божия.



Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его — Ровель. Пред зачатием иуды мать увидала страшный сон и с криком проснулась. На вопрос мужа она сказала, что видела, что зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушитель рода Иудейскаго.


Муж же укорил её за веру в сны. В ту же ночь она зачала, ( не вняв, следовательно, сему предостережению от бога) и посем родила сына. Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал её устрашать, они согласились с мужем выкинуть ребёнка на волю судьбы; сделали ящик и, осмолив его, положили в него младенца и бросили в озеро Геннисаретское. Напротив Искарии находился небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи; к ним и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды, накормили ребенка овечьим молоком и отдали некой женщине вскормить его; эта женщина назвала ребенка Иудой. Когда он несколько подрос пастухи взяли его от кормилицы и привели в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут повстречался с ними отец Иуды, — Ровель, и , не ведая, что это его сын, взял его к себе в приемыши. Отец и мать очень полюбили Иуду, который был лицом весьма красив и скорбя о брошенном в воду сыне, усыновили Иуду. После этого родился у них сын и иуда стал завидовать ему, опасаясь, как бы не лишиться из за него наследства, ибо Иуда по природе был зол и сребролюбив. Иуда стал беспристанно обижать брата своего и бить его, за что родители часто наказывали Иуду, но Иуда все более и более разжигался завистию к брату, увлекаемый страстью сребролюбия и, наконец, воспользовавшись однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил брата, а затем, испугавшись последствий, — бежал на тот остров, на котором его вскормили и, здесь поступил в услужение в еллинский дом, в котором в конце концов вошел в прелюбодейную связь с женою сына хозяина, и убив его, бежал в Иерусалим. В Иерусалиме Иуду приняли во дворец Ирода, где Ирод полюбил его за ловкость и красивую внешность; иуда стал управителем дворца и покупал все потребное. Родители же его, не зная, что он убил их сына, и, видя, что он без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло много времени; наконец произошли в Искарии великия смуты, так что Ровель с матерью Иуды переселились в иерусалим, и купили себе дом с прекрасным садом, рядом со дворцем Ирода. Тогда то и убил Иуда отца своего, как будет изложено ниже, женился на матери своей и родился у них сын. Посем, случайно в беседе с женою, открылось, что они суть кровныя- сын с матерью…

И познал Иуда беззаконие свое, т.е., что взял в жены мать свою, убив ея мужа, который был отцем ему и убив отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей, так как раньше о сем не знал; услыхав, что Иисус учит в окрестностях Иерусалима, (сиречь призывает грешников к покаянию), пошел, нашел Его и присоединился к Нему, чтобы следовать за Ним. Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он — человек доброненавистный, зломышленный и злообразный, но принял его с великою радостью, дабы уврачевать душу Иуды. И возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами, чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос; все потребное для плоти, в чем нуждаетесь, спрашивайте у Иуды. Услыхав это повеление Христово, апостолы исполняли его с готовностью, не роптали по поводу того, что творил Иуда и никогда не жаловались на него Христу, хотя и видели многия его ослушания или безчиния, ибо всякое слово Христа принимали от него, с решимостью исполнить его на деле. Поэтому и не роптали нисколько на брата своего Иуду. Тогда Иуда был братом апостолов и ученикХристов; Христос умыл ему ноги, как и прочим апостолам; после же предательства сделался он братом дьявола, учеником Денницы и стал как один из других дьяволов. Тогда ое был апостол, ныне же дьявол… Это (случилось с ним) потому, что апостолы, исполняя на деле (слова Христовы), сделались столбамирайскими, иуда же, хотя и внимал словам Христовым, но не слушал их с готовностью, безропотно и не имел решимости к делу, т.е., чтобы исполнять их на деле, (слушался) с ропотом и повиновался не охотно. Апостолы держались за слова Христовы. Как за столбы непоколебимые и стали сами столбами райскими; Иуда же держался за слова Христовы, как за стол гнилой и сам сделался обвалом, т.е. как бы оторвался и отвалился от части Господней и апостолов, низвергшись в преисподнюю ада. Не ограничился он тем, что имел власть внешняго распоряжения над всем мирским, — говорим: над сокровиществованием, продажей и покупкой, но возжелал захватить в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям приносить Христу веру, миро и божественную славу, т.е., не хотел давать людям чтить Христа, как Бога, славить Его, как Бога и возливать, на Него драгоценное миро на что люди того времени расходовались, как тратятся и ныне люди, чтобы приносить дары в церковь, говорим для литургии, которая есть отпечаток Христов; фимиам же, (возжигаемый в кадиле и приносимый Господу в Богослужении) есть тип (или отпечаток) мира возлитого на Господа при жизни)…

…Одна душа принесла Христу миро многоценное; Христос повелел сохранить его на время погребения Его, Сына Человеческого; Иуда же искал продать его, либо стоимость его была чрезмерна. Христос же сказал: «Да сохранится оно на день погребения Моего…» Нечто подобное случилось и то время, когда иуда попрал сад отца своего, взяв прекраснейшие, именуемые ароматами, цветы…

…Потому и сказал Христос, чтобы напомнить Иуде все что было, что пусть останется миро на время погребения Моего…

И закипело кипение в сердце кипящего злобою, Христос же, как Сердцеведец, понял замысел Иуды…

В день тот, по омовении ног апостолам, когда все сотрапезовали и Ииуда был при сем, во время трапезы воздолхнул Христос и сказал, что из вас двенадцати есть один, который предаст Меня в руки человеков грешников. И говорили апостолы между собою: кто есть тот, который предаст Его? Христос же, увидав это волнение среди апостолов, сказал, что протягивающий руку свою предо Мною, — и Иуда тотчас протянул руку свою перед Христом. Не попустил Христос произойти смуте, как сие свойственно нынешним людям, но дал одну только примету и ничего больше не говорил…

Тогда предал Он жертву Литургийную, которую мы возносим и ныне… Потом, после трапезы удалился Иуда от союза апостольского, скажем лучше, от братий своих, стал союзником Денницы и братом диаволу… И сказал коварный в своем коварном и нечистом помысле: возьму дары от ищущих Его, попрошу и, что попрошу, мне дадут…

Тотчас пошел в синагогу еврейскую и великим гласом сказал: что даете мне, — и я предаю вам Его? — Евреи тотчас одарили его тридцатью сребрениками. Получив их, Иуда сказал: последуйте за мной. Взяв в руки светильники, палки, ножи, веревки, и другие подобные бичи, они последовали за ним…

Иисус Христос тогда молился, после молитвыпришел к апостолам и сказал: «бдите и молитесь; не ведаете ни дня, ни часа… ибо Сын Человеческий предается»… Опять пошел на место молитвы Своей и молился на мног час…

Снлова пришел к апостолам, увидел их спящими и сказал с кротостию. «Возтаньте, бдите и молитесь, ибо не ведаете, ни дня, ни часа… ибо Сын Человеческий предается…» Опять пошел к месту молитвы Своей, молился и говорил: «Отче, аще возможно, да мимоидет от Меня чаша сия». Тотчас, при этих словах Его, приспел Иуда со светильниками, от множества огней стало светло как днем, час же был ночной…

И сказал Иуда евреям, «Кого я обниму и облобызаю, того хватайте»… Тогда вошло множество воинов туда, где были собраны вместе апостолы. Иуда, со сребренниками в руке, обнял хищно нечистый Чистаго,сказал: «Радуйся Равви,» коварно приложил сквернейшия свои губы к нескверному Лику и, оказав Ему сию честь пред воинами, предоставил Его им, удалившись сам во тьму сребролюбия(т.е. во мрак со своим сребролюбием, от Света Христа — к диаволу)…

И схватили христа воины; апостолы же. Увидав Его схваченным воинами, весьма смутились. Петр, схватил одного раба, повег его вниз, выхватил короткий нож, который имел и, побуждаемый ревностию, ерезал рабу ухо. Тогда воскликнул Христос и сказал: «Петре! Петре! Вложи нож в ножны, ибо нож если даешь, нож и приемлешь…» И взяли Христа, как разбойника, на судилище, и поругание окружило Его!.. Красная хламида облекла Его!..

Терновый венец возложили на главу Его, над которою трепетала рука Предтечи!.. Очи Его завязали и биениями били его!.. Слова проречений требовали от Него!.. И иными непомерными терзаниями терзали!.. Увидев эти страсти Христовы помраченный сребролюбием Иуда — разомрачился и весьма раскаялся, но не припал к покаянию, — говорим, ко Христу, и, горько плача не оплакал беззаконие свое, подобно Петру, но пошел и поверг сребренники там, где их приял и сказал: «Зло сотворил я, возьмите ваши сребренники…» Отвечали ему книжники и сказали: «Ты узришь…» И были озабочены, говоря между собою, что не достоит класть их в корвану; озабоченно они вопрошали, что с ними сделать? — наконец сделали странно-погребальницу, которая обретается и поныне…

Потом Иуда, бросив там сребренники, удалился в глубокое место и удаляясь был озабочен, что такое сделать, там (в овраге). Когда он размышлял об этом, пришел ему на ум скверный помысл совершить самоубийство. Внял нечистый нечистому и совершил то дело следующим образом. На месте, где он размышлял, было одно дерево, как нарочно для казни. Тотчас снял Иуда с себя пояс, который был из верблюжьей шерсти, одним концем его затянул свою шею, другим — привязал себя к дереву…ветвь в тотчас же наклонилась, (т.е. когда он свергся, чтобы повиснуть)…

Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Всевозможным образом действовал Бог, чтобы не повесился, ибо Иуда был все же человек, Бог, ожидал покаяния Иуды. Но Иуда не освобождал себя из петли, чтобы пойти, припасть к подножию креста и сказать: «Я Тебя распял, прости меня!.. Моя злая мысль вознесла Тебя на крест; благосердствуй обо мне…» Если бы изрек он перед крестом эти слова, исполнив их и делом, ( выразив свое покаяние). Христос принял бы его. А каким же исполнит делом? — Дело сие: дабы слезил горько, стенал рыдая и жалостно плакал; но Иуда так не поступал (т.е. не хотел повергнуться на землю перед крестом Христовым во спасение свое), но повергался на землю, чтобы повеситься, ( не взирая на то, что) ветвь приклонялась, а на кресте был предружелюбнейший Христос, ( о Котором Иуда мог быть несомненно уверен, что Он не отвергнет его покаяния)!.. Как дружелюбствовал Василий Великий Иосифу, (котораго крестил на смертном своем одре). Так дружелюбствовал и Христос Иуде, ожидая от него покаянных слов, но Иуда (вместо того, чтобы сказать эти слова, предпочитал) крепко затянуть петлею горло свое — Искариот!.. Взирает вдаль Христос на обе стороны креста Своего, не увидит ли Иуды… Он, Который жаждет спасения людей, жаждал также Иудинагопокаяния и искал его… Великим гласом христоссо стенанием воскликнул: «жажду»; Иудеи поняли, что Он требует воды и с своим Иудейским безстыдством, наложив губу на трость, напоили его желчью и уксусом… Опять воскликнул Он и сказал: «свершилось»…

Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу? Повидать Его? — ради своей гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб злосчастный? — Потому что не имел твердой веры пренетвердейший(пренепостояннейший).
------
Источник: Посмертные вещания Нила Мироточивого Афонского.
 



На главную