На главную

 

Кирьянов Сергей. 02.03.2004

Что ждут от Михаила Ефимовича Фрадкова.


Сделаем смелое предположение, что незнакомый, но многоопытный Фрадков приглашен нашим Президентом для того, чтобы завершить многолетний труд реформаторов по строительству новой России путем окончательной приватизации того, что течет (электричество и вода), стоит (лес), лежит (природные ресурсы) и двигается (МПС).

Всем другим претендентам на премьерство, способным довершить начатое, помешало их заметное участие в предыдущих постперестроечных правительствах. Могли назначить и Бровермана, но грозная фамилия последнего вызвала бы ненужный в обществе резонанс. Хотя Фрадкова и нельзя назвать абсолютно новым персонажем, однако его непубличность и многолетнее положение на вторых ролях могут говорить о многом.

Во-первых, замы как раз и претворяют в жизнь все непопулярные решения, а в большинстве случаев как раз и являются их проводниками или создателями. Ныне первые лица в России, в основном, призваны нести нам с экранов ТВ уверенность в сегодняшнем дне, а также внушать серьезную надежду на светлое завтра.

Нет сомнения в том, что лесной и водный кодексы будут также успешно приняты, как и земельный. Искренние недоумения немногих профессионалов из членов профильных комитетов останутся незамеченными, также как иного наивного рыбака или грибника, вздумавших по-простецки поплавать в с детства знакомом водоеме или пособирать грибки в соседнем лесочке.

Святая простота и уверенность Грэфа, первого вице-спикера Жукова, впрочем как и всех остальных членов нашего Правительства, в том, что рынок может отрегулировать все, даже экологию, ставят в недоумение профессионалов лесного и водного хозяйства страны, которые уже успели ознакомиться с проектами данных законов. Принятие кодекса – это закон о купле-продаже и использовании природных ресурсов. Можно быть абсолютно спокойными, что первая часть задачи выполнена и проработана на совесть. Как покупать-продавать в наших министерствах знают прекрасно, в этой части опыт накоплен более чем достаточный.

В той части этих кодексов, где говорится о сбережении и ответственности владельцев за сохранность природы и экологию, пока имеются явные недоработки. Пока это добросовестные копии с соответствующих законов Швеции и Финляндии. Все произошло как всегда: с правительственным головотяпством и старомодной уверенностью, что рынок все отрегулирует. Возлагать надежды на то, что владельцы лесных угодий будут заботиться о мерах по восстановлению вырубаемого ими леса, дело бесперспективное, т.к. никакой собственник никогда и нигде не заботился еще о подобном. У бизнесмена всего лишь одна забота - наращивать всеми способами капитал и по возможности не платить налоги. Природоохранные меры везде в мире являются неотъемлемой государственной прерогативой.

У нас в точности до наоборот. Вслед за культурой, образованием и медициной заботу об экологии собираются возложить на ее продавца и покупателя. Наше государство настолько слабо, что делает то, что ему прописывают капиталисты. Приватизация природы, как подсказывает логика и здоровый разум, не должна происходить вовсе. В крайнем случае может ставится вопрос о проведении всеобщего референдума. В России же велики традиции. Современные правители поступают как царь при продаже Аляски. Наше, мол, это все, государственное, а государство это мы - Владимир Первый.

Но так как не цари миропомазанные нами ныне правят, не обходится нынешние процессы приватизации без досадных юридических нестыковок. Вскрылось сегодня, что Министерство обороны является одним из крупнейших собственников водных и лесных просторов нашей страны. Произошло это потому, что само данное Министерство точно никак нельзя приватизировать. Ранее поступали с ним так:
     военную инфраструктуру: санатории, гостиницы, военные городки, дачи и прочую недвижимость передавали на баланс ГосКомИмущества, а то уже продавало все это частным лицам и компаниям в соответствии с действующими законами.

Сейчас же возник юридический казус, связанный с невозможностью прямой продажи Министерством Обороны своих природных владений. Предстоит длительный процесс отказа, а затем перевода с баланса на баланс всех этих богатств. Появятся многочисленные рабочие места в соответствующих конторах по переоформлению и продаже земных легких, почек, печени и прочих земных органов. Ходят слухи, что и воздух скоро на очереди, но не весь, а только чистый, пока. Численность госаппарата за время путинского правления значительно выросла. Эти шаги позволяют утверждать, что его рост продолжится и далее.

Из необходимости решать проблемы по окончательной приватизации России проистекает масса вопросов, на которые и предстоит ответить кабинету Фрадкова, а именно:

- будет ли и когда погашен внешний долг России;

- чем правительство Фрадкова способно гарантировать населению, что долг буде погашен;

- какая часть от продажи природных объектов будет уходить на погашение внешнего долга;

- сколько надо продать земли, воды, лесов, электростанций и недр, чтобы погасить этот долг;

- из каких денег и кто будет оплачиваться процесс торгов и тендеров;

- не будут ли возражать сопредельные или иные страны;

- существует ли какие ограничения по объемам продаваемых природных ресурсов;

- будут ли участвовать граждане, населяющие продаваемые территории, в обсуждении условий продаж и отборе претендентов… .

 Эти и массу иных вопросов, но именно из этой сферы,  в основном и предстоит решать кабинету Фрадкова.

Неужели мы правы и он оправдает эти надежды ?



На главную