На главную


03.02.2009
В. Устинов


О СТАТЬЕ К.ДУШЕНОВА "НАКАНУНЕ" ИЗ ЦИКЛА "ПАТРИАРХ КИРИЛЛ, КТО ВЫ"



     Как всегда очень хорошо читаемая последняя - от 03.02.2009 - статья К.Душенова "НАКАНУНЕ" из цикла "«Патриарх Кирилл, кто Вы?»" производит странное впечатление, которое, скорее всего и ближе к истине, может быть выражено словами "ну что ж тебе всё неймется?" В целом внятное и достаточно взвешенное описание пути российского церковного развития в Новейшей истории нашего Государства до последних двух абзацев практически скрывает авторские оценки. Статья Душенова напоминает некий краткий синопсис, который вполне можно назвать объективным. И это достаточно необычно для Константина Юрьевича, которого мы привыкли видеть пламенным борцом за чистоту Веры. Примечательно также и то, что впервые автор "Руси православной" проявляет полное единомыслие с Патриархом Кириллом, в конце говоря о соборности и необходимости преодоления "религиозного варварства":
     "Однако для того, чтобы соборные начала прочно вошли в нашу жизнь, необходима высокая религиозная культура общества, а ее-то пока, к сожалению, нет. Так что до тех пор, пока мы совместными усилиями не победим религиозное варварство, торжествующее ныне в России ...",
     однако тут же не может не предостеречь и не оставить себе свободы для критики, добавляя:
     "... созвать полноценный Поместный Собор вряд ли удастся, и проблемы, порождающие церковные нестроения и конфликты, останутся нерешенными."
     Против правильности проведения самого состоявшегося Поместного Собора, "о необходимости которого так много говорили" иные наши известные церковные публицисты, теперь наблюдается полное молчание. Потому проблемы К.Душенов уже видит не в личностях почивших Патриархов, деятельности современных никодимовцев и разных обновленцев, а уже в варварском состоянии самого нашего православного люда! Здесь так и хочется сказать: "И тут вроде подправлено, и тут вроде улучшено, ан нет, все ж не так как надо!" Может опять мы имеем дело с вирусом перманентной неудовлетворенности, неуёмности и революционности? Ведь, господин Душенов здесь же категорически заявляет:
     "Не епископат, не клир (как у католиков), а все верующие в своей совокупности несут ответственность пред Богом за сохранность и неповрежденность Истины Христовой." Но в итоге у Вас оказывается, однако, полная безысходность: и Патриархи с клиром у нас плохи и народ наш варвар!!! Что же делать, как же быть?

     Однако поговорим о хорошем. В своей интронизационной речи 1 февраля Патриарх Кирилл сказал:
"Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни." ... "Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве."
    
Таким образом Патриарх говорит о предстоящих усилиях нашей Церкви в области духовного и нравственного просвещения российского общества, отдельно подчеркивая важность его для молодежи. Это же в первую очередь волнует и К. Душенова, поскольку как же народ из варварства выводить без просвещения.
     Я недавно писал об внутренней сути деятельности Назарова. Так вот, в отличии от Михаила Викторовича, который несгибаемо стоит на "оплевательских" позициях, Константин Душенов, в этот сложный переходный период, все же проявляет то здравомыслие, которое свойственное всем истинно, а не лишь умственно, любящим Родину детям. Я особо хочу подчеркнуть разность позиций Душенова и Назарова, которые, на первый взгляд, часто говорят как вроде об одном, а впечатление оставляют разное. Причины этому многи и коренятся, скорее всего, в отсутствии у Константина Душенова знаменитой бациллы "диссидентства", так поразившей в свое время М.Назарова.
     Мне представляется, что и в дальнейшем церковная деятельность Патриарха Кирилла не вызовет соблазна у талантливого и умного человека, коим является Константин Юрьевич Душенов, критиковать его "корысти личной ради". Надо всегда помнить, что наш новый Патриарх еще с юности поражал всех своими умственными и интеллектуальными дарованиями, что вне всякого сомнения позволит ему достойнейшим образом осуществлять свое высокое предстоятельское служение как в России, так и, что хочется подчеркнуть особо, во внешнем мире, причем в любом формате и на любом уровне.
     Став Главою РПЦ, он ныне обладает той необходимой свободой и уже проявил ту высочайшую за неё ответственность, что вкупе позволят ему самым убедительным и действенным образом противостоять врагам Веры Христовой, для иных находя одновременно пути некоего "понуждения" к сближению с той полнотой Истины Христовой, коей в полном объеме обладает лишь наша Русская Православная Церковь.


На главную