На главную

Вячеслав Макарцев.
07.06.2015.


Эсхатологическое бесчувствие.



Состояние эсхатологического бесчувствия у значительного числа православных людей, как представляется, очевидно. В чем причина этого явления? Понятно, что борьба части православных против ИНН многих настроило не в пользу эсхатологического бодрствования. Но это все частности. Где главный корень эсхатологической самоуспокоенности? Представляется, что он находится в пленении либеральной идеологией.

Не будем лукавить: сегодня в России господствует либеральная идеология. Но либеральная идеология – это древо, выросшее из синтеза учений «плевел» протестантизма, католичества и иудаизма. Это их экуменический плод. К слову, на прямую связь между религией и соответствующей идеологией, государственно-экономической системой исследователи указывали давно. Давно  было известно и то, что существует определенная зависимость между Православием и появлением государства советского типа, социалистической системы. Конечно, речь идет о «пшенице». Но «пшеница» протестантизма, католичества и иудаизма так же всегда была душою связана с социализмом, с обществом, родственным по духу советскому, корнями уходящему в единство во Христе. Противостояние между «пшеницей» и «плевелами» есть столкновение двух цивилизаций, сосуществующих в христианской ойкумене.

Существует ли «плевелы» в русском православном мире? Вне всякого сомнения: в советское время «плевелы» выразили себя в троцкизме. Троцкизм, вопреки широко распространенному мнению, – это чисто русское явление. В конце восьмидесятых годов троцкизм трансформировался в ельцинизм – русский вариант современного либерализма.

До последнего времени либералы, как правило, старались не афишировать свои взгляды на проблему «византийского наследия». Но вот недавно один из них все же проговорился. Вот что пишет либеральный украинский профессор Ярослав Грицак в материале «Мы 30 лет боремся с прошлым. И 30 лет оно нас побеждает», опубликованном на сайте украинского журнала «Новое время»: «Покойный гарвардский профессор Игорь Шевченко предупреждал в начале 1990-х: «Советское прошлое преодолеть относительно легко, но что делать с византийско-православным наследием?» Как в том старом анекдоте о сантехнике, который был похож на Маркса, и на все требования парткома сбрить бороду отвечал: «Ну хорошо, бороду я сбрею, а умище куда деть?»

Взаимосвязь коммунизма и историко-культурного наследия, – продолжает Грицак, – должна стать предметом анализа для историков и социологов. Эту тему напрасно игнорируют, относясь к ней легкомысленно. Коммунизм – лишь цветочки, омерзительные и смертоносные, но все же цветочки на дереве, вросшем своими корнями в более давнее прошлое. И выкорчевать его можно исключительно с помощью глубоких реформ», –  заключает свою мысль Грицак. Адрес статьи Грицака: http://nv.ua/opinion/grytsak/gricak-46645.html

В конце восьмидесятых-в начале девяностых годов десятки миллионов человек в России заразились либеральной идеологией. Значительная часть тех, кто входил в Церковь в то время, становились членами Церкви по той причине, что считали ее авангардом антисоветизма и антикоммунизма, то есть либерализма. Это факт, на который исследователи не раз обращали внимание. Казалось бы, это невозможно, и противоречит тому, о чем пишет Грицак. Как это могло произойти?

Дело в том, что у религиозного фундамента либерализма есть, как и положено, своя эсхатологическая доктрина. Согласно этой доктрине, социализм – это «религия Антихриста», СССР – «империя мирового зла», Ленин (Сталин) – «Антихрист», «совки» – войско Антихриста. В конце восьмидесятых-начале девяностых «религия добра» – либерализм – одержала победу над «религией зла» – социализмом – и пришло время «тысячелетнего царства» «свободы и демократии». Эту эсхатологическую доктрину светским языком изложил Фрэнсис Фукуяма в знаменитой книге «Конец истории».

Таким образом, человек, захваченный либеральной идеологией, не нуждается в эсхатологическом бодрствовании, потому что «совершилось»: «религия Антихриста» (социализм) повержена в прах, «совки» (войско Антихриста) успешно добиваются. Убедить православного человека, зараженного либерализмом, в необходимости проявлять эсхатологическое бдение невозможно. Да, он будет заученно говорить о «грядущем Антихристе», «кончине века», сыпать цитатами из святых отцов, но потом вновь с ненавистью говорить о «колорадах», «ватниках» и прочих «совках», потому что убежден в том, что они «исполнены сатанинского духа».

Причина, по которой многие либерально настроенные россияне шли в православную Церковь, понятна: желание мести за своих ближних, за какие-то обиды подталкивало их к этому. Они, в большинстве своем, были убеждены, что Церковь должна мстить за новомучеников. Таким образом, для многих православных активный антисоветизм и антикоммунизм стал «обязанностью православного человека». Нет более яростного защитника либерализма, чем православный антисоветчик. Но личная месть запрещена в христианстве: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). То есть личная месть в христианстве – это нарушение заповеди Божией, вызов Богу.

Конечно, значительной части членов Русской Православной Церкви чужд антисоветизм. Они осуждают репрессии, воинствующий атеизм, но не связывают их ни с социализмом ни с природой советского государства, совершенно справедливо полагая, что все это – проявления действий «плевел», которые «будут расти до жатвы», по слову Христа, вместе с «пшеницею».

Трагедия православных либералов заключается в том, что они, как верно заметил Грицак, участвовали в уничтожении «цветочков» на древе «византийско-православного наследия», не понимая, в силу жажды мести, что творят. Дай Бог, чтобы они прозрели и покаялись в этом, еще находясь здесь, на земле, в телесной храмине. Ибо за всё то, что произошло в «лихие девяностые», отвечать придется на Страшном Суде, если не произойдет покаяние.

Поразительно: православные либералы любят осуждать «совков» и прочих «ватников» в том, что произошло сто лет тому назад, но, как правило, в упор не видят того, что сотворено в девяностые годы либерализмом в России с их одобрения или молчаливого согласия. Страшная слепота: «ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17). Но Господь всех и всегда призывает к покаянию.

Подробнее этот вопрос рассмотрен в апокалиптическом этюде «Эпоха за гранью жизни». Адрес этюда: http://konchinaveka.ucoz.ru/ehpokha_za_granju_zhizni.html



На главную