РУССКИЕ КУПЦЫ - СТРОИТЕЛИ РОССИИ

____________________________________________

Ненависть к купечеству

Русская литература, в основном создаваемая представителями дворянства, населила сознание русского читателя многочисленными отрицательными образами купцов и предпринимателей. Как правило, русские купцы изображались полуграмотными дикарями, безжалостно обдиравшими благородных и культурных, но... бедных дворян. Слово "купец" стало синонимом бессовестного жулика, готового совершить любые подлости во имя наживы.

Советские писатели с радостью продолжили эту "славную русскую традицию" -- при любом обвинении в сгущении красок они всегда могли указать на множество произведений "своих" русских писателей, пишущих о том же и теми же словами.

2. Купцы-созидатели

На самом деле картина была совершенно иная. Русское купечество и другие деловые люди, почти в одиночку, были истинными строителями России и её величия. Имена Строгановых, Дежнёвых, Хабаровых, Демидовых, Шелиховых, Барановых и многих других высятся вехами расширения и укрепления России. Купец Козьма Минин навсегда вошёл в русскую историю, как спаситель Руси от иноземной оккупации. Многочисленные монастыри, церкви, школы, приюты для престарелых, картинные галереи и пр. в большой мере создавались и поддерживались купцами.

Ненависть и зависть дворянства к купечеству вполне понятны: по мере перехода страны на экономические базисные отношения, значение и вес купечества возрастали, а дворянства -- падали. Как упоминалось выше, эта ненависть только усилилась с отменой крепостного права: легко себе представить чувства помещика, вынужденного продать свою землю какому-нибудь своему бывшему предприимчивому крепостному! (Вспомни такие произведения, как "Дворянское гнездо", "Вишнёвый сад".) Эти новые отношения хорошо суммированы в басне И. Крылова "Стрекоза и муравей", где трудолюбивый муравей (купец) отказывается помочь бездельнице стрекозе (дворянину). Во второй половине XIX века уже грозно придвигается то время, когда ненависть и зависть, облечённые Карлом Марксом в одежды "научного социализма", потрясут основы и зальют кровью весь "цивилизованный" мир (а за ним -- и нецивилизованный).

3. Расцвет промыслов

История России, создаваемая в течение всех 70 лет советской власти советскими историками, наверно, войдёт в историческую науку под названием "социалистической мифологии". Рабски следуя приказам "партии и правительства" чернить всё, происходившее при "царском режиме", вся русская история была переписана так, чтобы показать, насколько всё было плохо "при царях". И, понятно, советские времена преподносились, как рай на земле.

На самом же деле, XIX век в России был периодом бурного материального роста, особенно после освобождения крестьян.

Например, вывоз зерновых из России достиг почти 9 миллионов тонн в год(!). Для сравнения, в 1970-х годах СССР ежегодно ВВОЗИЛ по 10-15 миллионов тонн в год. Учитывая значительно меньшее население России в те годы, ясно, что продуктивность труда в СССР катастрофически снизилась, несмотря на крики о тракторах и пр.

Такой же бурный рост наблюдается и в промышленности. Так, с 1861 по 1881 гг. было построено более 20 тысяч километров железных дорог -- таких темпов не знала ни одна страна в мире. А в СССР, за первые 38 лет советской власти было построено 3.250 километров при стоимости в 10 раз(!) выше царской. Именно "отсталым царским правительством" (по выражению, принятому советскими историками и писателями) были построены такие уникальные железные дороги, как Великий Сибирский Путь (свыше 8 тысяч километров по исключительно трудной местности), а также Закавказская железная дорога, соединившая Грузию с центральной Россией.

За те же 20 лет производство тканей выросло в три раза. Этот рост текстильной промышленности способствовал росту благосостояния земледельцев Средней Азии, выращивавших хлопок, служивший основным сырьём для текстильных фабрик. На юге России бурно развивались сахарная, винокуренная и каменноугольная промышленности (последняя за те же 20 лет увеличилась в 15 раз).

За сорок лет после освобождения крестьян добыча нефти и выплавка чугуна выросли почти в 10 раз, чтобы удовлетворить увеличивающиеся потребности отечественной промышленности.

Эти и другие отрасли русской промышленности развивались русскими купцами и деловыми людьми. Только железные дороги в России "скупались в казну", т.е. были государственными.

Но строились они частными подрядчиками, т.е. купцами. Железные дороги способствовали резкому увеличению торгового оборота, как внутренней, так и внешней торговли. Вывоз товаров, например, вырос в 10 раз (почти во столько же раз вырос и ввоз товаров из других государств).

_________________________________________________________________________________

Михаил ТАРАСОВ