На главную |
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим постом по
особой важности его установления. Он установлен главным образом в память
сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения
удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4, 2), а также сорокадневного
поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8). О том, что пост был
установлен Апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления,
есть свидетельства с глубокой древности, а само название "Четыредесятница"
часто встречается в древних письменных памятниках.
Однако соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в
древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового
счисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквах
существующий и доныне порядок хранения Великого поста установился в IV веке.
Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста
Страстной седмицы "ради спасительных страстей" Христовых. В Постановлениях
апостольских о Великом посте говорится: "Да совершается этот пост (Четыредесятница)
прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)" (кн. 5, гл. I).
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь
даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу
вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались (VI
Вселенского Собора прав. 56) мясо, молоко, сыр, яйца.
Правила соблюдения Великого Поста отражены и в нашем Уставе церковном
(Типикон, гл. 32). Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в
своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник
первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: "Отнюдь вовсе
ясти не подобает". В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, —
сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем
(растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится
не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и
милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей,
больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости
причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время
Великого поста творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие
посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь
разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения:
время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления
греховных пожеланий. Поэтому Церковь в своих песнопениях Святую
Четыредесятницу называет веселым временем поста.
|
На
главную |