На главную |
16.04.2006
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение
День памяти: Апрель 3
Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее
Пасхе.
Все
четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько
дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря
Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в
Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом,
готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на
Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса
за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали
убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев
приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа,
пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые
ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во
Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с
пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в
могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать
в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него,
как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на
молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и
покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей.
И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его
вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне.
После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем,
покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых
ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.
Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее
воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов
хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый
Адама воззвати».
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память
того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!
Вход Господень в Иерусалим
Сегодняшний
день — торжественный и светлый, на время преодолевающий
сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость
Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава
Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки,
приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает,
что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как
пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого
воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали,
подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его
зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи
(ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия»,
«Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к.
вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки
пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными
свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные
страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и
приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении
Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни
Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
|
На главную |