На главную

26.12.2005

Община Православного Братолюбия
Санкт-Петербург–Кисловодск. 2002

ОПБ – Община Православного Братолюбия. Свящ. Б. Н. Кирьянов
СПб — Кисловодск. Январь – февраль 2002 г.
Составление, набор, правка:
Карпик А. И., Брулев Н. В., Комаров В. А., Стариков М. И., Василенко Д. В., Жуков Ю. Л., Кирьянов С. Б., Кирьянов И. Б., Богомолов С. Я., Житарь Н. А., Филоненко И. В., Перелешин П. В., Еремин И. Н., Шаповалов А. Б., Филиппенко В. С., Шеин Р. Е., Дараев С. И., Аргамаков Ю. А., Полторацкий В. Ю., Лавров В. Д., Писаренко М. Ф., Стороженко Д. П., Архангельский В. А., Еременко Д. Д., Басаев Н. С., Харитонов С. Н., Пуховой Н. Н.; Ермакова Л. П., Давидян А. А., Захарова С. В., Завьялова В. И.
Изд. внутр. употребл.

О ПРИЧАСТИИ


Сие творите в Мое воспоминание (Лук. 22, 19)

Краткие выписки из Св. Писания и Св. отцов

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
(Евангелие от Иоанна гл. 6, ст. 53 – 57)

Содержание:

I О покаянии и об исповеди ………………………..... 3
II О Причастии …………………………………………. 13
III Чтение Св. Писания перед причащением ..........18
IV Дополнение: после причащения …….……… .....24

I О ПОКАЯНИИ И ОБ ИСПОВЕДИ

Евангелие от Матфея 11 гл., стихи 28 – 30
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Евангелие от Матфея 3 гл., стихи 2, 10
2 Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Евангелие от Луки 13 гл., ст. 1 – 9
1 …Пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. 2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? 3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все также погибнете. 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? 5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все также погибнете. 6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? 8 Но он сказал ему в ответ: господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – 9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Примечание: Господь устами Православной Церкви, Своих слуг в Церкви, многократно призывает людей к покаянию: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Ев. от Матфея 23, 37). Об этом же повествует притча о брачном пире.

Притча о брачном пире (Ев. от Матфея 22, 2 – 14
+ см. Ев. от Луки 14, 16 – 24)
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званных, а мало избранных.

Книга пророка Иезекииля 18 гл., ст. 20 – 24
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем останется, и беззаконие беззаконного при нем останется. 21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. 22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. 23 Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? 24 И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела, какие от делал не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.

2 послание св. Апостола Петра 2 гл., ст. 20 – 22
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину [Притчи 26 гл., ст. 11], и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 34 гл., ст. 25 – 26
25 Когда кто омывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения? 26 Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? И какую пользу получит он оттого, что смирялся?

1 послание св. Апостола Павла к Коринфянам 10 гл., ст. 21
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
Послание св. Апостола Павла к Евреям 6 гл., ст. 4 – 8
4 Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.
Послание св. Апостола Павла к Евреям 10 гл., ст. 19 – 31
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть Плоть Свою, 21 и имея великого Священника над домом Божиим, 22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. 24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. 25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26 Ибо, если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? 30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. 31 Страшно впасть в руки Бога живаго!
1 послание св. Апостола Петра 4 гл., ст. 17 – 19
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? 18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится? 19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
2 послание св. Апостола Павла к Коринфянам 5 гл., ст. 10
Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
1 послание св. Апостола Иоанна Богослова 1 гл., ст. 7 – 10; 2 гл., ст. 1 – 2
1 гл. 7 Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
2 гл. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
Откровение св. Апостола Иоанна Богослова 3 гл., ст. 19 – 20
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Св. Нил Мироточивый Афонский «Посмертные Вещания», Ч. I, гл. 20, с. 60 – 61 «Об очищении себя таинством покаяния»
Разве матерь родит человека без кровей? Разве родится человек без греха?.. Ради этого дал нам Христос крещение во спасение, для очищения грязи, крови родительских согрешений, но нам надлежит исполнить правду и присовокупить к этому в жертву Богу чистоту сердечную (досл. мысли), так как с крещением Он даровал нам чистоту сердечную (досл. мысли) и праведность. (Т. е. нам подобает подвизаться, дабы сохранить неокраденными сокровища, получаемые при крещении и не загрязненными крещальные одежды).
Но опять же, люди суть человеки; всегда человек будет ошибаться, ибо он несовершен, во всем, что ни делает погрешает (т. е. не обходится без погрешностей во всяком деле); поэтому, если ошибется человек, пусть сознает свою ошибку, чтобы исправить ее. Но как ее исправить? – Благой человек, который сознает свою ошибку, знает и Человека, Который может ее исправить… Но злобнейший человек, у которого дух превратный, не сознает своей ошибки и не знает Человека, Который может ее исправить ему… Он оправдывает себя по безчувствию своему самооправданием своим и говорит о духовнике: «человек он есть такой же, как и я». – Благомыслящий же человек не говорит такового, но говорит: «одежды сердца моего загрязнились, пойду в купель отдать их, чтобы вымыли».
Когда он идет сим путем, встречается ему человек, который не сознает ошибки своей, и спрашивает его «куда идешь?» – Другой же отвечает ему и говорит: «в купель иду, дать одежды свои измыть», – говорим: «помыслы свои, – ибо загрязнил я их и не в силах носить их больше на себе». Тот же, услыхав это, смеется, безчувственный, и говорит ему: «если они и грязные, то ты в купели [в прачечной] ли их разгрязнишь? Лучше так их носи, нежели тебе ходить в купель [прачечную], ибо ныне, вследствие того, какими сделались измывальщики [работники прачечной], невозможно давать им никакой одежды в мытьё, ибо они ее, вместо того, чтобы вымыть, загрязнят еще больше». – Рассудительный же отвечает неразумному следующее: «я, любезный брат мой, сколько раз ни отдавал в купель, ни одного разу грязным не получал; отдаю их грязными, а получаю пресветлыми; не знаю, что ты мне говоришь и не понимаю, как можешь ты мне так отвечать, безчувственный, не чувствующий, что с тобою делается; мне нет дела до того, каковы суть измывальщики ныне, лишь бы мне мои одежды вымывали»…
И удаляются они друг от друга. Идет рассудительный к измывальщику, отдает ему одежды свои, ему моют их, потом он их получает, одевает и всегда ходит сияющий, сияя душою и телом!..
Тот же, который не доверяет купели, (т. е. таинству исповеди) – всегда находится грязным, какую бы опрятность у себя ни держал… Говорим: тот, который не доверяет себя, поведения своего духовнику, бывает смущен и не имеет мира в себе…
Послание св. Апостола Иакова 4 гл., ст. 7 – 10
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. 8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. 9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плачь, и радость – в печаль. 10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

Притча о блудном сыне (Ев. от Луки 15 гл., стихи 4 – 7, 11 – 32)

4 Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? 5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. 7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. … 11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка,ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликованиие; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Молитва – сокрушение о грехах

Каюсь, Господи, и сокрушаюсь всем сердцем моим о всех грехах моих. Знаю, что есть грех: грех есть неверие, беззаконие (1 Ин. 3, 4), непослушание (Мф. 17, 5) и оскорбление Тебя.
Примечание: о сердечном сокрушении, так Господь говорил через св. пророка Исаию: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом (греч. h`su,cion – молчаливого, хранящего покой) и на трепещущего пред словом Моим». (Ис. 66, 2).
О сердечном сокрушении перед причащением. Молитва мытаря (Ев. от Луки 18, 10 – 14)

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил:
Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Примечание: об этом же см. Последование ко Св. Причащению, 10-ю молитву, св. Иоанна Дамаскина: «Пред дверьми храма Твоего стою, и лютых помышлений не отступаю: но Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый, и Хананею помиловавый, и разбойнику рая двери отве,рзый, отверзи ми (=мне) утробы человеколюбия Твоего, и прими мя приходяща и прикасающася Тебе, яко блудницу, и кровоточивую: ова убо (=только) края ризы Твоея коснувшися, удобь исцеление прият… Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая восприяти да неопале,н буду… ».
Воистину, нет лучшего лекарства для исцеления и полного, совершенного здоровья души и тела человека, чем Пречистое Тело Господа и Всечестная Кровь Его. Только нужно иметь хоть немного веры: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Евангелие от Марка, гл. 9, ст. 23).

Целительность Причастия. О вере при прикосновении к Господу на примере исцеления кровоточивой
(Ев. от Марка 5, 24 – 34)

24 За Ним следовало множество народа, и теснили Его. 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – 27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. 29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. 30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? 31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? 32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. 33 Женщина, в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. 34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Ев. от Матфея 8, 25
( + см. Ев. от Матфея 14, 25 – 33)
Господи! спаси нас, погибаем!

II О ПРИЧАСТИИ

1 послание св. Апостола Павла к Коринфянам 10 гл., ст. 16–17
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Послание св. Апостола Павла к Евреям 9 гл., ст. 11 – 14
11 Христос, Первосвященник будущих благ… 12 со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Послание св. Апостола Павла к Римлянам 5 гл., ст. 8 – 10
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
1 послание к Коринфянам св. Климента, епископа Римского, гл. 49, с. 105
По любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал Кровь Свою за нас, и Плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши.
Послание к Ефесянам св. Игнатия Богоносца, гл. 13, с. 275
Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела.
Послание к Смирнянам св. Игнатия Богоносца, гл. 7, с. 304 – 305
Они [еретики] удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прегрешениях. Им надлежало бы держаться любви, чтобы воскреснуть. Посему надобно удаляться от таких людей, и ни наедине, ни в собрании не говорить о них, а внимать пророкам, особенно же Евангелию, в котором открыто нам страдание Христа и совершенно ясно Его воскресение.

Св. Ириней Лионский «Пять книг против ересей», кн. IV, гл. 17, 5 с. 361 – 18 гл., с. 366; кн. V, гл. 2, с. 448 – 450

Кн. IV, гл. 17, п. 5, с. 361: Еще, давая наставление Своим ученикам приносить Богу начатки сотворенного Им, не потому, чтобы Он нуждался, но чтобы сами они не были безплодны и неблагодарны, взял из сотворенного хлеб и благодарил и сказал: «это есть Тело Мое» (Ев. от Матфея, гл. 26, ст. 27). Подобно и чашу из окружащего нас творения Он исповедал Своею Кровию и научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь, приняв от Апостолов, во всем мире приносит Богу, дающему нам пищу, начатки Его даров в Новом Завете…

Кн. IV, гл. 18, п. 1, с. 362 – 363, 364: Итак, приношение Церкви, которое Господь научил приносить во всем мире, почитается у Бога чистою жертвою и угодною Ему; не то, чтобы Он нуждался в жертве от нас, но приносящий сам прославляется приношением, когда принимается его дар. Ибо через дар оказывается почтение и любовь к Царю; и Господь, внушая нам делать приношение во всей простоте и невинности, так проповедал: «когда приносишь дар твой к алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред алтарем и пойди прежде примириться с братом твоим, и тогда, возвратившись, принеси дар твой» (Мф. 5, 23 – 24). Посему должно приносить Богу начатки Его творения, как и Моисей говорит: «не являйся пуст пред Лицем Господа Бога твоего», — дабы человек, за что благодарил, тем и выразил свою благодарность и получил честь, которая от Него.

Кн. IV, гл. 18, п. 5, с. 365: Еще, каким образом они [еретики] говорят, что плоть подвергается истлению и не участвует в жизни, – плоть, которая питается от Тела и Крови Господа? … Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призвания над ним Бога не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения.

кн. V, гл. 2 (с. 448 – 450), п. 1. …Он [Господь] пришел … Свое собственное достояние получая правосудно и благостно, – относительно отступничества правосудно, искупая нас от него Своею Кровию, а благостно относительно нас искупленных. Ибо мы ничего наперед не дали Ему, и Он ничего не требует от нас, как будто нуждающийся; мы, напротив, нуждаемся в общении с Ним, и потому Он благостно излил Себя Самого (т. е. из недра Отчего в мир – примечание переводчиков), чтобы нас собрать в недро Отца.

п. 2. Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасется она, то (значит) и Господь не искупил нас Своею Кровию, и чаша Евхаристии не есть общение Крови Его, и хлеб, нами преломляемый не есть общение Тела Его. Ибо кровь может исходить только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою истинно сделалось Слово Божие и искупило нас Своею Кровию, как Апостол Его говорит: «в Нем мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Колоссянам 1, 14). И так как мы члены Его и питаемся Его творением, а творение Он доставляет нам, повелевая восходить солнцу и падать дождю, как Ему угодно, то чашу от сотворенного Он назвал Своею Кровию, от которой Он орошает нашу кровь, и хлеб от творения исповедал Своим Телом, которым укрепляет наши тела.

п. 3 Когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристиею Тела и Крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти; то как они (еретики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, т. е. жизни вечной, – плоть, которая питается Телом и Кровию Господа и есть член Его? И св. Павел в послании к Ефесянам говорит: «потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от костей Его» (Ефес. 5, 30), – говоря это не о каком-либо духовном и невидимом человеке, – ибо «дух ни костей, ни плоти не имееет» (Лук. 24, 39), – но об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нервов и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от Хлеба, который есть Тело Его. И как виноградное дерево, посаженное в землю, приносит плод в свое время, или пшеничное зерно, упавшее в землю и истлевшее, во многом числе восстает через Дух Божий, все содержащий, а это потом по премудрости Божией идет на пользу человека, и принимая слово Божие становится Евхаристиею, которое есть Тело и Кровь Христова; так и питаемые от нее тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает безсмертием и тленному даром дает нетление, потому что «сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9), дабы мы, как будто имеющие жизнь от себя самих, не надмевались и не превозносились против Бога, возымевши неблагодарную мысль, но опытом узнали, что по Его могуществу, а не по нашей природе, имеем вечное пребывание, и не умаляли славы Божией, какова она есть, и не были неведущими нашей природы, а знали, что может Бог и какое благодеяние человек получает, и никогда не уклонялись от истинных понятий о существующем, как оно есть, т. е. о Боге и человеке. И не для того ли быть может – как я уже упомянул – Бог попустил нашему разложению в землю, чтобы всячески вразумленные мы были тщательны во всем в отношении будущего, зная Бога и самих себя.

Св. Мефодий Патарский «Пир десяти дев», речь IX – Тисиана, гл. 1

…Так о заклании агнца они [Иудеи] думают, что таинство агнца есть только воспоминание спасения отцев их в Египте, когда при избиении первенцев Египетских они спаслись, окропив кровию косяки домов своих, но не поняли, что оно было еще предвещательным прообразом заклания Христа, Которого Кровию огражденные и запечатленные души при сожжении вселенной (2 Петр. 3, 7) и погибели первородных чад (детей) сатаны, спасутся от гнева (Божия) (Рим. 5, 9), потому что наказующие Ангелы будут отступать от начертанной на них печати этой Крови.

Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса.
Св. Игнатий Богоносец, посл. к Филадельфийцам, гл. V.

III Чтение Св. Писания перед Причащением

Молитва Господня: Отче наш
(Ев. от Матфея 6, 9 – 13)

Отче наш, Иже еси на небесех! Отче наш, Сущий на небесах!
Да святится Имя Твое, Да святится Имя Твое;
Да приидет Царствие Твое: Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на Земли. Да будет воля Твоя и на Земле, как на небе;
Хлеб наш насущный даждь нам днесь: Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас во искушение, И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукавого. Но избавь нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице (по Евангелию от Луки 1 гл., ст. 28, 42)

Богородице Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 50

1 В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку, 2 егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве.

3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. 4 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. 5 Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. 6 Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. 7 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. 8 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. 9 Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. 10 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. 11 Отврати Лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. 12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. 13 Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. 14 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычним утверди мя. 15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. 16 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, и возрадуется язык мой правде Твоей. 17 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. 18 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. 19 Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. 20 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. 21 Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на алтарь Твой тельцы. 1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

Или по-русски:

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. 5 Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (Рим. 3, 4). 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину, безвестную и тайную премудрость (Твою) явил мне. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, да возрадуются кости смиренные. 11 Отврати Лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит. 20 Облагоде­тельствуй, (Господи), благо­волением Твоим Сион, да воздвигнутся стены Иерусали­ма: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Евангелие от Иоанна 6 гл., ст. 27 – 58

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. 28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. 30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? 31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть» (Пс. 77, 24). 32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. 33 Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. 34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. 36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. 37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. 39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. 40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? 43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. 44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 45 У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. 46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. 47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48 Я есмь хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Евангелие от Матфея 26 гл., ст. 26 – 28

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Евангелие от Луки 22 гл., ст. 19 – 20

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается.

1 послание св. Апостола Павла к Коринфянам 11 гл., ст. 23 – 32

23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. 31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

IV Дополнение: после причащения
Псалом 33 (Давида) – Для пения!

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным перед Авимелехом, и был изгнан от него, и удалился – 1 Пар. 21, 13.

2 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Ему во устех моих.
3 О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.
4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе.
5 Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
6 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и,, и от всех скорбей его спасе и,.
8 Ополчится Ангел Господень о,крест боящихся Его, и избавит их.
9 Вкусите, и видите, яко благ Господь, блажен муж, иже уповает Нань.
10 Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его.
11 Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.
12 Приидите, чада, послушай­те мене, страху Господню научу вас.
13 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
14 Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.
15 Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира и пожени и,.
16 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
17 Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их.
18 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
19 Близ Господь сокрушен­ных сердцем, и смиренныя духом спасет.
20 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я, Господь.
21 Хранит Господь все кости их, ни едина от них сокрушится.
22 Смерть грешников люта,, и ненавидящии праведнаго прегрешат.
23 Избавит Господь души раб Cвоих, и не прегрешат вси уповающие на Него. 2 Благословлю Господа на всякое время, / всегда хвала Ему во устах моих.

Или по-русски:

2 Благословлю Господа на всякое время, / всегда хвала Ему во устах моих.
3 О Господе похвалится душа моя, / да услышат кроткие и возвеселятся.
4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе!
5 Взыскал я Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей избавил меня.
6 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал – и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.
8 Ополчится Ангел Господень о,крест боящихся Его, и избавит их.
9 Вкусите, и видите, как благ Господь, блажен муж (человек), который уповает на Него!
10 Бойтеся Господа все святые Его, ибо нет лишения (оскудения) боящимся Его.
11 Богатые обнищали и голодают, взыскавшие же Господа не лишатся всякого блага.
12 Приидите, дети, послушайте меня, страху Господнему научу вас.
13 Кто есть человек хотящий жизни, любящий видети дни добрые, –
14 Удержи язык твой от зла и уста твои да не глаголят лесть.
15 Уклонися от зла и соделай добро, взыщи мира и достигни (пожени) его.
16 Очи Господа на праведных, и уши Его в молитву их.
17 Лице же Господа на творящих злое, дабы истребить с земли память их.
18 Воззовут праведные – и Господь услышит их, и от всех скорбей их избавит их.
19 Близ Господь сокрушен­ных сердцем, и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей праведнику, и от всех их избавит его Господь!
21 Хранит (Господь) все кости его – ни одна из них не сокрушится!
22 Смерть беззаконников люта,, и ненавидящие праведника прегрешат [= погибнут во грехах].
23 Избавит Господь души рабов Cвоих, и не погибнут все уповающие на Него!

Евангелие от Иоанна 15 гл., ст. 1 – 13, 16 – 17

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. 9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. … 16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во Имя Мое, Он дал вам. 17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

1 послание св. Апостола Петра 1 гл., ст. 13 – 23; 2 гл., ст. 1 – 6

1 гл. 13 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. 16 Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 19, 2). 17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, .21 уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. 22 Послушанием истине чрез Духа, очистив сердца ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, 23 как возрожденные не от тленного семени, а от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек.
2 гл. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3 ибо вы вкусили, что благ Господь. 4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (Ис. 28,16).

«Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
(2 Тим. 3, 15 – 17)

СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Новый Завет
Мф. = Ев. от Матфея – Евангелие от Матфея
Мрк. = Ев. от Марка – Евангелие от Марка
Лук. = Ев. от Луки – Евангелие от Луки
Ин. = Ев. от Иоанна – Евангелие от Иоанна
Иак. – послание св. Апостола Иакова
1 Петр. = 1 Петра – 1 соборное послание св. Апостола Петра
2 Петр. = 2 Петра – 2 соборное послание св. Апостола Петра
1 Ин. = 1 Иоанна – 1 соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова
Рим. – послание к Римлянам св. Апостола Павла
1 Кор. – 1 послание к Коринфянам св. Апостола Павла
2 Кор. – 2 послание к Коринфянам св. Апостола Павла
Ефес. – послание к Ефесянам св. Апостола Павла
Кол. – послание к Колоссянам св. Апостола Павла
2 Тим. – 2 послание к Тимофею св. Апостола Павла
Евр. – послание к Евреям св. Апостола Павла
Апок. – Апокалипсис, Откровение св. Апостола Иоанна Богослова
Ветхий Завет
Лев. – книга Левит
1 Цар. – 1 книга Царств
Пс. – Псалтирь
Ис. – книга пророка Исаии
Иез. – книга пророка Иезекииля
Ос. – книга пророка Осии
Сир. = Сирах – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
1 Пар. – 1 книга Паралипоменон
Запись ссылок:
Ин. 15, 1 – 13, 16 – 17 = Евангелие от Иоанна, 15 глава, стихи с 1‑го по 13 и с 16-го по 17-й.
1 Ин. 1, 7 – 10; 2, 1 – 2 = 1 послание св. Апостола Иоанна Богослова, 1-я глава с 7-го по 10-й стихи; 2-я глава с 1-го по 2-й стих.



На главную