На главную |
ЦЕРКОВНО – ПЕВЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. ПЕСНОПЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Древность употребления священных песнопении
Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной.
В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа,
Который после тайной вечери воспел со Своими учениками.
Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап.
Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами,
гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном
богослужении, а не частное.
С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского
времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол,
указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраниях христиан,
вместе с тем замечает: Вся же благообразно и по чину да бывают (1Kop. 14.
40), что дает право думать, что пение не только входило в состав
богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами
порядку.
С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей
христианского богослужения.
Различие христианских песнопении по их происхождению
Уже в богослужении времени апостольского различаются песнопения трех родов:
псалмы, гимны и песни духовные.
1. Что касается псалмов Давида, то они имеют весьма обширное
употребление в богослужении Православной Церкви.
2. Второй ряд составляют гимны. Под этим именем разумеются, так
называемые, гимны ветхозаветных отцов, именно: песнь Израиля, воспетая по
переходе чрез Чермное море (Исх. XV, 1-19), обличительная песнь Моисея
(Втор. XXXII, 1-43), песнь Анны, матери Самуила (1 Царст. II, 1-10), песни
пророков: Исаии (Ис. XXVI. 9-17). Аввакума (III, 1-12), Ионы (II, 3-10),
песнь трех вавилонских отроков (Дан. III, 24-90). Сюда же относятся: песнь
Богородицы (Лук. I, 46-55), молитва Симеона Богоприимца (Лук II, 29-32),
молитва Захарии (Лук. I, 68-79).
Употребление всех этих гимнов при христианском богослужении современно
началу употребления псалмов. В IV и даже в III веках встречаются толкования
на эти гимны у св. Ипполита, Дидима, Евсевия и Феодора Ираклийского. Песни
ветхозаветных праведников особенно замечательны в том отношении, что они
были приняты св. Иоанном Дамаскиным за основание составленных им канонов.
Причиною этого было, без сомнения, давнее их употребление при богослужении,
в силу чего некоторые отшельники и по составлении тропарей употребляли эти
песни вместо тропарей. В состав канонов песни ветхозаветных праведников
вошли в таком порядке: первая песнь канона составлена по образцу песни
Моисея по переходе чрез Чермное море; вторая — по образцу обличительной
песни Моисея пред его кончиною к народу израильскому, забывшему благодеяния
Божии; третья — по образцу песни св. Анны, матери Самуила, и изображает
Церковь прежде пришествия Христова не плодствовавшею, подобно матери
Самуила, а ныне веселящеюся о многих чадах своих: четвертая — по образцу
песни пророка Аввакума, провидевшего пришествие Христово; пятая — по образцу
песни пророка Исаии, воспевающего избавление Церкви от врагов: шестая — по
образцу песни пророка Ионы, боровшегося со смертью во чреве китове, и
изображает состояние грешника, которого душа исполнися зол и живот аду
приближися; седьмая и осьмая песни — по образцу песни трех отроков,
исповедывавших суд Божий над ними и народом израильским и призывавших всю
тварь к прославлению Господа за сохранение их невредимыми.
Содержание девятой песни, всегда предваряемой песнью Богоматери,
заимствуется из пророчественной песни Захарии, отца Иоанна Предтечи.
3. Наконец, третий разряд — песни духовные. Этим именем обозначаются
песни, составленные и составляемые самими христианами по вдохновению духа
благодати.
Они суть плод собственного духа христианина и всецело проникнуты духом
благодати и истины Христовой.
С принесением благодати и открытием истины Христовой Церковь должна была
прославить Бога и изобразить славу Его более выразительно, точно и подробно,
нежели это возможно было в песнях Ветхого Завета.
В этом состоит существенное отличие песен духовных от песнопений двух первых
разрядов.
Образчики этого рода песнопений мы находим уже в Священном Писании. Такова
благодарственная песнь, воспетая верными по случаю чудесного спасения ап.
Петра и Иоанна из темницы (Деян. 6, 23-30).
Контекст речи, равно как ритмический размер, близкий к размеру ветхозаветных
песен, дают право считать за отрывки из песнопений апостольских христиан еще
следующие места:
...восстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5,
14);
Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася я в Дусе,
показася ангелом, проповедан быстъ во языцех, веровася в мире, вознесеся во
славе (1 Тим.З, 16);
Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем. Агце терпим, с Ним и
воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас. Аще не веруем, Он верен
пребывав: отрещи бо Ся Себе не может (2 Тим. 2, 11-12).
Основываясь на практике апостольского времени, Церковь впоследствии с
особенною силою и разнообразием развивает и обрабатывает этот род
песнопений.
Наименование церковных песней
Первый разряд составляют песни, заимствующие свое
наименование от содержания:
Воскресен. Это песни, общим предметом или темой которых служит
прославление воскресения Христова. А так как воспоминание об этом событии
приурочивается к воскресному дню, то наименование указывает вместе с тем и
на время употребления этих песней;
Крестовоскресен. Содержанием его служит воспоминание о страданиях и
воскресении Спасителя;
Богородичен. Так именуются песни, составленные в честь Богородицы;
Крестобогородичен. Получил свое название оттого, что в нем
воспоминается плач Богородицы при кресте Спасителя. Они поются по средам и
пяткам;
Догматик. В этих песнях вместе с похвалами Богоматери содержится
догматическое учение о лице Господа нашего Иисуса Христа, преимущественно о
воплощении и соединении в Нем двух естеств. Составитель догматиков — св.
Иоанн Дамаскин. Борогодичны догматики поются после стихир на Господи,
воззвах и после стихир на стиховне;
Светильны. Эти песнопения поются на утрени после канона и называются
так потому, что в них большею частью содержится моление о просвещении свыше.
Иногда этим именем обозначаются экзапостиларии. Светильны для всех гласов
помещаются обыкновенно в конце октоиха отдельно. В других книгах они не
имеют надписания гласа (в минеях и триодах);
Экзапостиларии. Эта песнь также поется после канона на воскресной
утрени и заменяет собою будничный светилен. Воскресные экзапостиларии
составлены императором Константином Багрянородным;
Троичны. Общее содержание их — прославление Пресвятой Троицы Они
поются на утрени, когда после Шестопсалмия и ектении поется: ачлилуиа, и не
поются при пении Бог Господь. Они имеют отношение к службе дня и поются на
глас, который по ряду поется в седмицу;
Мученичны. Это песни в честь мучеников Они поются по октоиху во все
дни седмицы на вечерне — в стихирах на стиховне (в субботу - и на Господи,
воззвах), на утрени — в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах
на стиховне, на литургии — в Блаженных,
Покаянные и умилительные. Общая тема этих песней — исповедание грехов
перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах
понедельника и вторника в изменяемых песнях октоиха;
Мертвенные и покойны. В них содержится моление об усопших. Они положены
только в службе субботы, так как в этот день Церковь воспоминает усопших.
Сюда же принадлежат мертвенные тропари по непорочны, поющиеся при
погребении.
Второй разряд составляют песнопения, в наименованиях которых указывается
на объем их:
Стихира. Так называются песнопения, состоящие из многих стихов,
написанных одним размером и большею частью предваряемых стихами Священного
Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний,
которые у древних отцов Церкви называются стихирами, по образцу и для замены
которых стали составляться христианские стихиры.
По различию стихов Священного Писания, предваряющих стихиры, эти последние
различаются на три вида:
1) стихиры на Господи, воззвах - это те, которые поются на вечерне и имеют
пред собою стихи из 140 {Господи, воззвах), равно как из 129 и 141 псалмов;
2) стихиры стиховны или на стиховне. От первых стихир они отличаются тем,
что имеют пред собою стихи не из указанных псалмов, а из разных других,
равно как и вообще из книг Священного Писания, каковые стихи избираются
соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой Эти
стихиры поются на вечерне и утрени;
3) стихиры на хвалитех — те, которые имеют пред собою стихи из так
называемых хвалитных псалмов —148,149 и 150, в которых часто встречается
слово: хвалите.
Кондак и икос. В этих песнопениях изображается сущность праздника или
похвала святому с тем, однако, различием, что в кондаке это содержание
изложено кратко, а в икосе — пространно. Сходны эти песнопения и по внешнему
виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми
же словами и поются на один глас. По содержанию своему кондак и икос служат
обыкновенно образцом для всего последования, к которому принадлежат, кондак
представляет собой как бы тему последования, развитие которой предлагается в
икосе. Потому икосы поставляются всегда после кондаков и никогда прежде.
Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для
других песнопений последования.
Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец,
живший в V веке.
Песни третьего разряда берут свои наименования от состава, размера и
образа пения:
Канон. Обширное песнопение, составленное по известным правилам из
соединения нескольких песен или од, написанных одним стихотворным размером,
в одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных
частей в одно целое получило свое название и самое песнопение. Канон состоит
из девяти песен и служит изображением небесной иерархии и ее песен. Такой
канон называется полным. Но он может заключать в себе четыре, три и две
песни. В целом каноне раскрывается одна какая-либо мысль, например,
прославляется воскресение Господне, крест Господень, Богородица и т. д. На
этом основании каждый канон имеет особые названия, например, Канон
воскресный, Канон Животворящему Кресту Господню, Канон Богородице и т. п.
Каждая отдельная песнь канона состоит из нескольких стихов. Первый стих
каждой песни называется ирмосом. В основе ирмосов и лежат песни,
заимствованные из Священного Писания. Вместе с тем ирмос служит образцом и
связью для последующих стихов, сообщает им порядок касательно числа стоп и
строк и тон их пению. Последующие стихи называются тропарями. Особый ирмос,
прилагаемый к концу каждой песни, называется катавасия (исполняется обоими
ликами). Кроме того, весь канон делится на три части малыми етениями. Каноны
появляются в христианском богослужении очень рано, но в первоначальном своем
виде они были рядом тропарей или стихир без ирмосов.
Первые ирмосы были составлены св. Иоанном Дамаскиным, он же привел тропари в
стройное целое и сообщил канону его настоящий вид.
Антифоны. Это песни, которые поются на обоих клиросах попеременно.
Антифоны бывают нескольких видов:
1) Антифоны кафизм. Так называются части или Славы кафизм, потому что устав
назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам;
2) Антифоны изобразительные из псалмов 103 и 145, поющиеся на литургии вслед
за великою ектениею. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо
третьего антифона поются Блаженны и между ними тропари 3-й и 6-й или иной
песни канона утрени;
3) Антифоны повседневные, состоящие из псалмов 9, 92 и 94 и поющиеся вместо
Блаженных и изобразительных псалмов, когда в уставе не указаны песни канона
для пения на Блаженных,
4) Антифоны праздничные, поющиеся в двунадесятые праздники Господские;
5) Антифоны степенные. Это — утренние воскресные антифоны, названные так
потому, что они составлены св. Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам
(от 119 до 133), называвшимся у евреев песнями степеней;
Подобны, самоподобны и Самогласны Эти наименования
усваиваются некоторым песням Минеи при указании гласа, на который они должны
быть петы, для чего самые песни и надписываются указанными наименованиями.
Подобен. Песнь, которая по содержанию, но чаще по размеру или тону, или по
тому и другому вместе, подобна другой песни Минеи или Октоиха, начальные
слова которой и пишутся сразу после слова: подобен. Почти всегда песнь,
подобная другой по размеру, подобна и по гласу.
Самоподобны и Самогласны отличаются от подобных тем, что для них не
служила образцом никакая другая песнь, ни по содержанию, ни по размеру, ни
по гласу. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в
следующем: самоподобными называются две или три песни, которые, не будучи
составлены по подобию других, сходны, однако, между собою по размеру, тону и
содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы,
указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно
самостоятельно относительно размера, тона и содержания, и глас, на который
они поются, назначен им применительно к их содержанию, независимо от других
песен.
Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных
церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октоиха, на
который они должны быть петы;
Косные. Своеобразные напевы, отличающиеся протяжностью, которыми
поются некоторые песнопения, например, причастны и величания. Четвертый
разряд составляют наименования, указывающие на положение и состояние
молящихся во время пения Таковы:
Акафист. Во время пения акафиста возбраняется сидеть.
Первоначально это наименование усвоено было благодарственным песням в честь
Богоматери, воспетым в Константинополе по случаю избавления от врагов в 626
г. Этот акафист состоит из 24 песен, по числу букв греческого алфавита 12 из
них — кондаки и 12 — икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно
следуют один за другим. Темой акафиста служит первый кондак: Взбранной
воеводе победительная...
Весь акафист делится на две части, из которых содержание первой (до седьмого
икоса) историческое, а второй — догматическое.
Впоследствии наименование акафиста было перенесено и на другие песнопения,
составленные по такому же принципу: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю и
другим угодникам.
Седален. Наименование, противоположное первому и обозначает собою
песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на
седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в
описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени
после кафизм, полиелея и на 3-й песни канона, за которыми назначается
"чтение". Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение
сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя.
Ипакои. Эта песнь поется на воскресном навечерии, также на
полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по
3-й песни канона после седальна Устав назначает петь ипакой всегда стоя.
К пятому разряду принадлежат песнопения, заимствующие свое наименование
от времени исполнения их в порядке служб церковных:
Светильничные Поются после светильничных молитв (Блажен муж).
Прокимен. Так называется стих, предваряющий чтение Священного
Писания: Апостола, Евангелия, паремии. Он заимствуется из Священного Писания
и кратко указывает или на содержание чтения, или на значение дня и
молитвословий дня Отсюда прокимны различаются на прокимны Апостола и
прокимны дня. Прокимен дня произносится на вечерне, на литургии же
произносятся прокимны Апостола и дня. К каждому прокимну присоединяется
стих, который находится в тесной связи с ним. Кроме указанных, есть еще
прокимны великие, поющиеся на вечернях недель Великого поста и Господских
праздников и отличающиеся от первых тем, что имеют не по одному, а по три
стиха.
Аллилуарий. Стих, предваряющий чтение из Евангелия, для которого он
служит как бы предисловием. Он полагается при пении аллилуиа, от которого и
получил свое название. Называется также и просто аллилуиа. Кроме отношения к
Евангельскому чтению, аллилуиарий может иметь отношение и к службе, и тогда
называется аллилуиа дня, аллилуиа гласа и аллилуиа праздника.
Причастен. Стих, который поется во время причащения
священнослужителей.
Отпустительные. Песнопения, поющиеся в конце вечерни, утрени (на Бог
Господь и по Благо есть) Отпустительными бывают тропари, кондаки и
богородичны.
Шестой разряд составляют песнопения, получившие свои наименование от тех
мест Священного Писания, с которыми соединяется пение их:
Благословенны. Тропари, поющиеся с припевом 12 ст. 118 псалма:
Благословен ecu, Господи, научи мя оправданием Твоим;
Непорочны. 17 кафизма в последованиях погребений и других: чаще -
первая статия этой кафизмы в чинах погребения, так как остальные здесь имеют
особые названия (2-я Заповеди Твоя и 3-я Имя Твое) от последних слов первого
стиха,
Блаженны. Так называются известные евангельские стихи о блаженствах (Мф.
5, 3-12) и те песнопения (обыкновенно тропари канона), которые поются на
литургии за этими стихами. Всего чаще наименование Блаженны употребляется в
последнем смысле и обозначает тропари канонов для пения со стихами о
блаженствах;
Хвалитны. Хвалитные псалмы и соединенные с ними стихиры;
Полиелей. Пение псалмов 134 и 135. Название свое получило от частого
повторения в указанных псалмах слова: милость и от обильного возжигания елея
во время пения.
|
На главную |