ПОЛОЖЕНИЕ «Утверждаю» 2007 год. ПОЛОЖЕНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее положение регулирует
порядок создания церковноприходской воскресной школы, определяет ее цели и
задачи, отражает ее внутреннюю структуру, условия и содержание деятельности. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛ 1. Церковно-приходская воскресная школа,
именуемая в дальнейшем Школа, является составной и неотъемлемой частью
прихода, монастыря, подворья монастыря Санкт-Петербургской Епархии Русской
Православной Церкви (Московский Патриархат), призванная организовывать
православное образование и содействовать воцерковлению детей и взрослых. 2. Школа должна действовать при каждом
приходе Епархии, независимо от количества прихожан, постоянно посещающих
храм, и лишь в исключительных случаях она может быть создана как межприходская. 3. Школа находится в ведении
Епархиального Отдела религиозного образования и духовного просвещения СПб
Епархии, именуемого в дальнейшем ЕОРО. Школа обязана ежегодно и своевременно
предоставлять в ЕОРО полную информацию о своей деятельности и качественном
состоянии за подписью настоятеля прихода и руководителя (директора) Школы.
ЕОРО взаимодействует со Школой непосредственно, а также через помощников
благочинных в сфере религиозного образования в благочинии. 5. Деятельность Школы осуществляется в
соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями
Священного Синода, указами Святейшего Патриарха, распоряжениями Архиерея,
циркулярами ЕОРО и данным Положением, изменениями и дополнениями к нему,
утвержденных Архиереем. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ 1. Обучение в Школе является начальной
формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых
пробуждается произволение к личному воцерковлению. 2. Главной целью Школы является
приобщение детей разного возраста, молодежи и взрослых к литургической жизни
прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной
жизни. З. Основными принципами устроения Школы
являются принцип христоцентричности и принцип экклезиоцентричности. 3.1. Принцип христоцентричности
заключается в том, чтобы помочь учащимся стать сознательными, деятельными
христианами и обрести личностные отношения со Христом Спасителем. 3.2. Принцип экклезиоцентричности
заключается в том, чтобы помочь каждому верующему человеку стать живым
членом Церкви Христовой; между преподавателями, учащимися (родителями
учащихся) должен совершаться постоянный труд по обретению церковного
единодушия. 4. Школа должна налаживать
взаимодействие с семьей и участвовать в жизни прихода. 5. Конкретными задачами Школы являются:
- формирование православных представлений о Боге, мире и человеке; ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ ШКОЛЫ 1. Подготовка
к открытию Школы начинается с момента регистрации прихода. Ответственность
за подготовку к открытию Школы возлагается на настоятеля прихода и
Приходской совет. 2. Решение об учреждении Школы
принимается на Приходском собрании. Протокол Приходского собрания об
учреждении Школы утверждается Архиереем. 3. Школы при монастырях и на подворьях
монастырей организуются по благословению Архиерея и в соответствии с Уставом
монастыря. 4. После получения благословения
Архиерея приход или монастырь подает в ЕОРО в письменном виде информацию о
Школе с приложением концепции деятельности Школы и основных сведений о ней
(о руководителе школы, духовнике, преподавательском составе, перечне
предметов или кружков, месте и времени проведения занятий, числе учащихся,
числе возрастных групп и др.). 6. При Школе должна быть организована
библиотека (или отдел в приходской библиотеке). ТИПЫ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ По содержанию и формам деятельности
выделяются 5 типов воскресных школ. 1. Церковноприходская школа. В ней
присутствует обязательное преподавание вероучительных и церковных дисциплин
как основных предметов. Кружковые занятия могут проводиться в зависимости от
наличия педагогических кадров, от состава учащихся, от района города. 2. Церковно-приходская школа-центр. В
ней широко представлены вероучительные дисциплины и кружковые занятия. 3. Православно-ориентированная
приходская школа дополнительного образования. Центральное место занимают
кружковые занятия, ведутся предметы творческого содержания по разным
дисциплинам: декоративно-прикладные, музыкальные,
литературно-художественные, гуманитарные, спортивно-патриотические и другие.
Вероучительные дисциплины представлены минимально. 4. Социально-образовательные приходские
структуры, 5. Церковно-приходская школа смешанного
типа. Деятельность такой школы включает в себя различные элементы
вышеозначенных типов школ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЫ l. Ha базе Школы могут быть созданы
духовно-просветительские центры, клубы и объединения. 2. Школа может осуществлять
культурно-просветительскую, концертную, издательскую, паломническую
деятельность, а также деятельность, связанную с социальным и миссионерским
служением Церкви. 3. Важным направлением в деятельности
школы является организация летнего времени учащихся: занятий, отдыха, труда,
паломничеств; создание семейных, детских, молодежных летних лагерей. 4. По решению Педагогического Совета
Школа имеет право организовывать деятельность различных мастерских для
учащихся и распространять продукцию, изготовленную учащимися. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ 1. Внутренняя структура, руководство и
управление Руководство Школой осуществляется
настоятелем, духовником Школы и директором (руководителем). 1.1 .Настоятель прихода: - благословляет и несёт ответственность
за деятельность школы; 1.2. Духовник Школы: - отчитывается о деятельности Школы
перед настоятелем; 1.3. Директор (руководитель) Школы: - регулярно отчитывается перед
настоятелем и духовником Школы; 1.4. Школа должна иметь Положение,
принятое на основе данного Положения, и Правила внутреннего распорядка. 1.5. Для решения различных вопросов,
связанных с организацией, управлением и деятельностью Школы могут быть
созданы Педагогический Совет, Родительский Совет, Попечительский Совет. 2.Преподавательский состав 2.1. Занятия в Школе могут проводиться
самим руководителем (директором) Школы, клириками прихода и кем-либо из
подготовленных прихожан по благословению настоятеля прихода. З.Состав учащихся 3.1. Прием в Школу ведется на основании
заявления родителей (для детей) или личного (для взрослых). 4.Время, место и формы проведения
занятий 4.1. По благословению Настоятеля
учебный год начинается в сентябре и оканчивается в мае. Перед началом и по
окончании учебного года служатся соответствующие молебны. 5.Финансирование школы 5.1. Финансирование Школы находится в
ведении Приходского собрания и Приходского Совета. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ 1. Школа может временно прекратить свою
деятельность по решению Приходского собрания, что отмечается в протоколе
собрания. Епархиальный |