13.04.2006
Слово преп. Феодосия Печерского о вере христианской и латинской
Чтобы понять смысл «Слова», необходимо представить
ситуацию, в которой оно создавалось. Адресат «Слова», князь Изяслав
Ярославич, считается самым прозападным русским князем XI века. В 1068 году,
после восстания киевлян, недовольных политикой князя и поражением трех
братьев Ярославичей в битве с половцами на реке Альте, Изяслав бежал в
Польшу. На следующий год с помощью польских войск он возвратился в Киев и
изгнал занявшего киевский престол при поддержке народа Всеслава Полоцкого.
Поляки временно оккупировали город, и «западная партия», существовавшая в
Киеве, резко усилила свои позиции. Именно в это время, как считают, и
появляется послание Феодосия. Игумен крайне резко отзывается о католичестве.
Как видно, ему было хорошо известно «Стязание с латиной» митрополита Георгия
Киевского. Заметны и определенные пересечения «Слова» Феодосия со статьей,
помещенной в летописи под 988 годом. Общая идея произведения - отвратить
князя от влияния «латинян», показать гибельность его внешней политики. Следует отметить такой парадоксальный факт: несмотря на
ярко выраженную антикатолическую позицию преп. Феодосия Печерского
Украинская униатская церковь внесла его имя в свой месяцеслов СЛОВО СВЯТОГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ, О
ВЕРЕ XРИСТИАНСКОЙ И О ЛАТИНСКОЙ Господи, благослови. Все это потому, что неправильна вера их, и нечисто они
живут: едят с собаками и кошками, и пьют свою мочу, едят черепах и диких
коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо,
и хвост бобров; в говенье едят мясо, опуская его в воду, во вторник первой
недели поста монахи их едят сало, и в субботу постятся, а попостившись, к
вечеру пьют молоко и едят яйца, а согрешив, не у Бога прощения просят, а
попы их прощают за мзду. А попы их не женятся законным браком, но от рабынь
детей имеют и служат беспрепятственно. А епископы их наложниц держат и на
войну ходят, и с облатками служат, и ни икон не целуют, ни мощей святых, а
целуют крест, изобразив его на земле, и встав, попирают его ногами. А
мертвецов кладут ногами на запад, руки вдоль тела положив. Женившись же,
берут двух сестер, а крестятся они в одно погружение, а мы — в три. Мы же,
крестившись, мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот. Имя
же они не дают в честь святого, но какое имя дадут родители, тем именем и
крестят, и говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. И других злых дел
много у них, развращена и полна погибели вера их. Даже иудеи не делают того,
что они творят, многие же и в Савелианскую ересь впадают. Мне же говорил отец мой: ты, чадо, остерегайся
кривоверных и всех их разговоров, чтобы не исполнилась и наша земля злой той
веры. И те, спасая, спасут душу свою, кто в правоверной вере живет; нет ведь
иной веры лучше нашей, так как чиста и свята наша вера православная —
живущие в этой вере от грехов избавятся и мук вечных избегнут, а к жизни
вечной причастятся и со святыми радоваться бесконечно будут. А живущим в
другой вере — или в латинской, или в сарацинской, или в армянской — не
видать жизни вечной. Не подобает же, чадо, хвалить чужую веру. Если хвалит
кто чужую веру, то оказывается своей веры хулителем. Если же начнет
непрестанно хвалить и свою веру, и чужую, то оказывается такой двоеверцем, и
близок он к ереси. Ты же, чадо, остерегайся их, и свою веру непрестанно
хвали. Не сходись с ними, но избегай их и подвизайся в своей вере добрыми
делами, и милостынью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь
раздетого, или голодного, или от стужи или от беды какой страдающего, будет
ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или
язычник любой — всякого помилуй и от беды избавь, если можешь,— и не будешь
лишен воздаяния от Бога. Бог ведь и сам ныне поганых опекает так же, как и
христиан. Поганых же иноверцев защищает Бог в этом веке, но в будущем лишены
они будут добродетели. Мы же, живущие в православной вере, и здесь охраняемы
Богом, и в будущем веке спасены будем Господом нашим Иисусом Христом. Говорил же мне отец мой: чадо, если тебе придется умереть
за святую эту веру и Господа ради, то умри с дерзновением за веру Христову.
Святые ведь за веру умерли, но живы во Христе. Ты же, чадо, если увидишь,
что какие-нибудь иноверцы с православными спорят, обманом хотя отвратить их
от правой веры, не скрывай этого в себе, но помоги православным. Если им
поможешь, то словно овцу спасешь от пасти львиной. Если же смолчишь, то
словно отнимешь их у Христа и передашь сатане. Если тебе скажет спорящий: «И
ту, и другую веру Бог дал», ты, чадо, ответь так: «Ты, кривоверный, считаешь
Бога двоеверцем? Но не слышал разве, окаянный, развращенный злой верой, что
Писание говорит: «един Бог, едина вера, едино крещение». Сказал Господь:
«Так ведь следует нам соблюсти все законы», и все это исполнив, не вознесся
ли и учеников отправил на проповедь? Ты же, по апостольской заповеди, столько лет державшийся
правой веры, совратился на зловерие по наущению сатанинскому. Не слышите ли
апостола Павла, говорившего: «Если бы даже ангел с неба стал благовествовать
вам не то, что мы благовествовали вам, да будет он проклят». Вы же отвергли
заповеди апостольские и святых отцов наставления и приняли неправду и веру
развращенную, полную погибели. Из-за этого от нас были отвержены. Из-за
этого им с вами не годится ни жить вместе, ни к божественным тайнам вместе
приобщаться, ни им к нашей, ни нам к их, потому что мертвым телом служите,
мертвого Господа призывая. А мы службу совершаем живым телом самого Господа,
видя живым его, сидящего справа от Отца. И потом придет он судить живых и
мертвых. Вы же мертвы, мертвую жертву приносите, а мы живому Богу живую
жертву приносим — чистую, непорочную, и жизнь вечную получим. Так ведь
написано: «Воздается каждому по делам его». О Христе Иисусе, о Господе
нашем, ему же и слава. Аминь. |