На главную

05.03.2006 г.
Игорь Скерцо

Следует ли православным верить в эволюцию


Теория эволюции утвердилась в обществе как противоположность библейской модели сотворения всего Богом. Сущность этой теории заключается в предположении, что высшие биологические формы произошли из нисших, а не как самостоятельные виды. Все разумные христиане, доверяющие Библии, отвергли это пагубное учение дарвинизма, из-за которого на передовую арену мировой идеологии вышел атеизм. Но светская наука развивалась и предоставляла свои аргументы, которые не всеми христианскими богословами могли быть опровергнуты из-за недостаточности информации и знакомства с научными данными. И если опровержение было, то уж не все могли с этим ознакомиться.

Таким образом, теория эволюции без соответствующего отпора, так сказать, долго "висела на хвосте" христианской Церкви. Но современные христианские ученые-креационисты достойно и аргументированно опровергли предпосылки теории эволюции. Тем не менее, остались ряды богословов, которые по различным причинам не понимают полностью проблемы или не имели доступа к этим трудам креационистов. Особенно это касается русской Церкви, где в свое время вообще не было доступа к подобной информации. К сожалению, внутри Церкви, и в частности в Православии, невозможно полноценно контролировать всех богословов. Не имея четких ответов, такие люди без соответствующего познания решились на компромисс со светской наукой и стали довольно грубо синтезировать христианское учение с теорией эволюции. Таким образом, копромисс заключается в том, что и Бог есть, который сотворил все, и научные данные (а также "теории") об эволюционном процессе не противоречат Библии.

Среди православных есть две очень видные и влиятельные фигуры, которые придерживаются в той или иной степени теории эволюции в ее синтезированном виде - это отец Александр Мень и дьякон Андрей Кураев, а также еще ряд богословов. Поскольку эти люди имеют сильное влияние внутри Церкви (хотя и не повсеместное), любые идеи таких известных и популярных личностей без критического анализа легко распространяются среди православных верующих. Что собственно и происходит. Сейчас действительно есть довольно отчетливое внутреннее течение верящих в эволюционный процесс после "неполного" творения Богом. Следовательно, Бог в начале сотворил не все.

Моя задача не заключается в том, чтобы очернить этих личностей. Но я говорю об их конкретных идеях, которые противоречат и Библии, и действительным фактам. Как показывает практика, Библия оказывается в большей степени точной, нежели светская наука, которая иногда делает грубейшие ошибки и ложные выводы из-за своей интеллектуальной нечестности. Абсолютно верно, что Библия и наука не противоречат. Но следует понимать под наукой факты, а не теории и домыслы ученых-атеистов. Следовательно, никакой синтез c теориями невозможен.

"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2-е Коринфянам 6:14).

Дьякон Кураев имеет публикацию под названием "Православие и эволюция", в которой он пытается опровергнуть креационистов, несколько предвзято смотря на их протестантское вероисповедание. Также он доказывает, используя Библию, "допустимость эволюции как таковой".

Сначала в публикации появляется довольно странная идея:

"Если человеческий или ангельский дух способен трепетать пред гласом Творца - то почему бы не вострепетать пред Ним и горам? Если человеческая душа способна к радостному послушанию Глаголу - то почему бы и рекам, водам и морям не быть способными к подобной же радости?" (Православие и эволюция, А. Кураев).

Используя это, Кураев логически приходит к идее творческой активности материи:

"Но, с другой стороны, при непредвзятом чтении Писания нельзя не заметить, что оно оставляет за тварным миром толику активности. Не говорится "И создал Бог траву," но "произвела земля." И позднее Бог не просто создает жизнь, но повелевает стихиям ее проявить: "да произведет вода пресмыкающихся... да произведет земля душу живую."";

"Возникновение жизни по книге Бытия - это и эволюция (ибо земля "произвела" растения и простейшие организмы), но в то же время и "скачок к жизни," который произошел по повелению Божию.";

"Земля Божиим словом призывается к творчеству, к самодеятельности, что есть признание внутренних движущих сил, присущих земле. Конечно, здесь нет указаний на то, как и в каких границах осуществляет земля призыв Божий - одно лишь ясно: различные периоды в истории бытия начинаются с призыва Божия к самодеятельности "земли." Мир, призванный к движению и росту, оказывается соработником Бога. Тема сотрудничества Бога и творения возникает в Библии еще задолго до того, как впрямую зайдет речь о человеке.";

"В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма."

(Православие и эволюция, А. Кураев).

Мы признаем, что земля была сотворена так, чтобы быть способной производить, но никак не участвовать творчески в процессе производства. Все существующие виды были сотворены Богом, а земля - это инструмент, но никак не "соработник"!

На самом деле теория Кураева основывается на ошибочном подходе к истолкованию слов из первой главы Бытия: "да произведет вода пресмыкающихся... да произведет земля душу живую." Также Кураев приводит слова архиеп. Михаила Мудьюгина:

"К разряду явлений, в описании которых в Библии и на страницах любого учебника биологии легко обнаружить поразительно большую степень совпадения, относится процесс эволюции органического мира. Сама библейская терминология укладывается в плоскость того же удивительного совпадения - говорится "да произведет вода душу живую", "да произведет земля зверей земных." Здесь глагол "производить" указывает на связь между отдельными фазами формирования животного мира, более того - на связь между мертвой и живой материей." (Православие и эволюция, А. Кураев).

Внимательный взгляд на сам текст, контекст и на используемые в еврейском оригинале слова показывает, что ничего общего с эволюционным развитием здесь нет. Слово "произведет" в Синодальном переводе неадекватно отображает еврейский оригинал, поэтому Кураев и другие делают заведомо ложные выводы используя его, тогда как оригинал не дает возможности для подобного мнения.

"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо." (Бытие 1:11,12).

Сначала Бог говорит: "да произрастит [asd] земля зелень". Естественный смысл этого в том, что растения растут из земли, и это происходит по слову Бога в единый момент. Растения в дальнейшем размножаются через свои семена с помощью земли, но сама по себе земля больше не вопроизводит новых видов. Когда же далее говорится, что "произвела [auwtw] земля зелень", употребляется другое слово, произведенное от глагола auy - выходить, выступать, выводить, выносить, выбрасывать, извлекать, производить. Это же слово в дальнейшем более 900 раз употребляется в смысле обычного выхода (см. Бытие 2:10; 4:16; 8:17). Таким образом очевидно, что из земли что-то вышло, а не земля была источником растений. Если земля была бы "соработником", тогда и использовались бы такие же слова, которые употребляются при сотворении материи Богом: arb - творить, сотворить, создавать или hve - производить, приготавливать, быть сделанным, быть приготовленным.

"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо." (Бытие 1:20,21).

В этом случае используется вообще другой глагол Urv - кишеть, роиться. Однозначно здесь не подразумевается, что вода "произведет" рыб, но вода наполнится и закишит рыбами. Это также правильно отображено в других переводах: "Пусть вода кишит живыми существами." (Бытие 1:20, РБО); "да воскишит вода кишеньем живых существ" (Бытие 1:20, Танах Д. Йосифона). В следующем 21-м стихе прямо и говорится, что не вода произвела, а Бог сотворил рыб.

"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо." (Бытие 1:24,25).

В Бытие 1:24 опять употребляется слово auy как в 12-м стихе. А в 25-м стихе опять указывается, что это Бог создал всех земных существ. Поэтому Кураев ошибается, когда пишет, что "Бог не просто создает жизнь, но повелевает стихиям ее проявить". Таким образом, ничто в Библии не может подверждать идею о соработничестве тварной неодушевленной материи с Богом. Вода и земля - это благоприятные сферы где зарождается, размножается и поддерживается жизнь, но не причина этой жизни.

"…идея эволюции, в случае ее отделения от атеистического ее истолкования, достаточно позитивно освещается в трудах православных писателей." (Православие и эволюция, А. Кураев).

Давайте не забывать, что сторонники этой теории просто не могли найти в себе сил разобраться до конца с этой проблемой. Далеко не все православные согласны с эволюционным процессом. Кураев еще в своей публикации далее приводит некоторые "мнения", но они так и остаются мнениями, хоть и якобы "православными", тем не менее, не подвержденными ни одним действительным научным фактом.

Отец Александр Мень в свое время зашел еще дальше в тьму "теорий" так называемой науки. Его книга "Истоки религии" (из серии "История религии", В поисках пути, истины и жизни, том 1) содержит еще более грубый и неподвержденный фактами синтез библейского повествования и довольно слабых научных идей атеистов.

"Кроме того, Библия рисует космогенез как восхождение по ступеням от низшего к высшему, от неорганического - к человеку"; "Он [Бог] придает творческую силу природным стехиям, "земле" и "воде", и те уже как бы спонтанно производят растительную и животную жизнь" (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Переход неорганической материи в органическую - не возможен. Учены пытались доказать обратное, но это происходило в нестирильных условиях. Критику "творческой силы" земли и воды см. выше.

"Но есть ли достаточные основания для того, чтобы считать эволюцию не умозрительной гипотезой, а прочно обоснованной теорией? Некоторые факты, говорящие в ее пользу, были известны задолго до Дарвина, но в его эпоху число их возросло и с тех пор постоянно увеличивается." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Вот мы собственно и подходим к тем положениям, на которых базируется теория эволюции и соответственно вера в нее различных православных богословов. Если эти основы неверны, тогда все размышления Александра Меня и ему подобных в этом вопросе - пустая беспочвенная философия.

"Классификация живых существ показывает иерархическую и генетическую связь между ними: в строении организмов обнаруживается общий план и гомологичные органы; у многих животных (змей, протеев, китообразных) обнаружены рудиментарные органы, потерявшие свое значение, но игравшие роль у их предков." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Во времена Дарвина не было известно о назначении многих органов у человека (более 100) и других животных. Такие "бесполезные" органы объявили рудиментарными, подразумевалось, что они были унаследованы от предыдущих видов и перестали выполнять свои предыдущие функции. Но последующие исследования доказали, что в человеческом организме нет ни одного органа, не выполняющего какой-либо функции.

"Эмбриология доказала, что на известных стадиях развития зародыш сохраняет черты строения предшествующих классов (так, человек имеет в эмбриональный период жабры и хвост). Укрепили трансформизм и биохимия, и генетика." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Некий Геккель придумал закон о том, что каждый организм, в том числе человеческий, в период эмбрионального развития повторяет все стадии, которые его вид должен был пройти в ходе эволюционного развития. Проблема в том, что Геккель никогда не занимался эмбриологией, но исключительно на основании внешних наблюдений заявил, что человеческий эмбрион имеет как рыбьи жабры, так и собачий хвост. И хотя эмбрионы человека и собак были более различны, Геккель делал свои собственные рисунки эмбрионов. В то время это вызвало лишь хохот у специалистов и последующие обвинения. У эмбриона человека нет никакого хвоста - это лишь продолжение позвоночника, который выделяется из-за различной скорости роста. А мнимые жабры - всего лишь кожные складки, которые становятся частью лица, и не имеют отношения к дыхательной системе.

"И наконец, находки костей и отпечатков вымерших животных убедительно показывают, что некогда обитатели Земли были иными, чем теперь. Палеонтология позволяет связать между собой классы, отряды и виды животных. Так, ископаемая птица археоптерикс несет на себе еще многие признаки рептилии." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Некоторые виды животных действительно вымерли. Конечно они отличаются от других существующих до сих пор видов. Но и те и другие виды в то время существовали одновременно. Нет никаких доказательств их эволюционной связи, каждый вид завершен. Выжившие с тех пор виды, при всем разноообразии, не несут на себе признаков эволюционного развития даже в рамках своего вида от своих древних предков, они ничем не отличаются. То есть древняя муха ничем не отличается от современной. Птица археоптерикс была использована в качестве примера эволюции от пресмыкающихся к птицам, но это не так. Современные ученые отказываются называть этот вид как переходный, поскольку в том же геологическом пласте обнаружена уже полностью сформированная птица. Известный орнитолог Алан Федуччиа утверждает: "Палеонтологи попытались превратить археоптерикса в наземного пернатого динозавра. Но это не так. Это птица, самая настоящая птица."

"Геология и астрофизика показали, что развитие присуще также миру неорганическому." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Так как неорганический мир не содержит информации, он абсолютно не способен к какому-либо развитию, но только к разрушению.

"Разработка Гуго де Фризом теории мутаций, или "взрывов", привела к новому пониманию развития. Оно оказалось связанным с перестройкой в генотипе - материальном носителе наследственности. "Эволюция, - пишет А. Бергсон, - выступает с этой точки зрения как ряд неожиданных скачков". Стало понятным теперь, почему один вид не "переливается" плавно в другой и почему палеонтологи не находят цельных "линий" исчезнувших существ, а только "точки". Один вид от другого отделяют мутационные процессы, которые кладут начало устойчивой наследственности новообразовавшейся группы." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Мутации не способны производить новые биологические виды и не приводят к эволюции. Они могут только деформировать (при чем только в отрицательную сторону) уже имеющиеся вид в подобный, немного иной, но с сущности такой же. Мутации не способны вызывать появления новых органов или принципиально менять их. Мутантные виды через поколения вытесняются наследственной генетической информацией и вид возвращается к своему первоначальному типу.

"Так, например, некоторые плеченогие, медузы и моллюски просуществовали в водах океана почти без изменения миллионы лет, в то время как обитавшие рядом с ними другие животные (черви, ракообразные, рыбы) непрерывно изменялись." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Тщательные исследования ученых-креационистов показывают возраст Земли не более 10000 лет. Эти расчеты основаны на данных исследования энергии Солнца, особенностей планет, количества пыли и скорости удаления луны, магнитного поля Земли, давления нефти, количестве различных веществ на Земле. А "непрерывное изменение" некоторых животных - лишь теория не располагающая фактами.

"ДА БУДЕТ СВЕТ! Вот в пустоте небытия вспыхнуло пламя материи. Космический взрыв неописуемой силы вывел ее из первичного состояния. Из его центра развернулось пространство как исполинская сфера, в ней пронеслись массы раскаленного вещества, с каждой секундой увеличивая скорость своего полета. Это произошло несколько миллиардов лет назад." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Научных данных о каком-либо взрыве нет. Это лишь теоретическая выдумка, необходимая эволюционистам для обоснования превращения энергии в активную "творческую" материю. Никто не может доказать эти "миллиарды лет".

"Этот процесс легко проследить хотя бы на примере эволюции конечностей позвоночных. Первые позвоночные животные, вступившие на сушу, обладали пятипалыми конечностями с противопоставленным большим пальцем. У плавающих эти конечности превратились в ласты (водяные ящеры, тюлени, китообразные), у хищных - в лапы с когтями, у летучих мышей - в крылья, у травоядных - в копыта. И только существа, которые на протяжении всех геологических эпох сохранили исходное строение конечностей, избежали узкой специализации. Они-то и положили основание той цепи животных, которая дала начало телесной форме человека." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Ни одна из известных рыб не считается прямым предком первых сухопутных позвоночных. Нет ни одного переходного вида. Не решена проблема "трансформации" жабр в легкие, что требовало бы у переходных видов одновременного наличия этих органов. Но как могут развиться легкие в воде?

"Третий творческий акт потряс мироздание тогда, когда высокоорганизованное существо стало носителем духовной личности и благодаря этому перестало быть животным. Среди диких человекоподобных существ с убегающими лбами и мрачно нависшими надбровными дугами появился Homo Sapiens - Человек Разумный..."; "Находки костей ископаемых приматов убедительно показывают, что на Земле некогда обитали существа, очень близкие к человеку по строению, более близкие, чем все сохранившиеся доныне виды." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Ни одной промежуточной формы между обезьяной и человеком не обнаружено. Нет ни одного доказательства существования в прошлом "человекоподобных существ", якобы очень близких к современному человеку. Антропологи не распологают необходимыми ископаемыми данными. Все находки ничтожно малы (что можно положить в один гроб) и относятся либо к обезьянам, либо к полноценным людям, либо были подделаны, либо ошибочно отнесены к данным видам. Немаловажную роль сыграли нехристианская идеология, желание найти любое подтверждение своим теориям и далеко "ненаучная" фантазия. А фальсификации далеко не были сразу раскрыты и успели прочно закрепиться в сознании и литературе научного мира.

"Важно в данном случае то, что в общем и целом отбор - действительно один из существенных факторов в истории жизни на земле." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).

Факты: Теория отбора была основана на внешних наблюдениях и ничего общего с реальными данными не имеет. Реальный естественный отбор не имеет никакого отношения к эволюции.

Таким образом очевидно, что все предпосылки для синтеза библейского повествования с атеистической "наукой" оказываются бессмысленными. (Хотя здесь рассмотрены еще не все доводы примеры). Христиане не должны идти на компромисс лишь по причине своего невежества. Христиане должны доверять больше Библии, а теория эволюции никак не вписывается в библейское повествование о сотворении.

Поскольку все предпосылки оказались ложными, мы можем незадумываясь отвергнуть любую форму эволюционизма, несмотря на различные мнения авторитетов. Не стоит забывать, что изначально именно эта теория вызвала бурное распространение атеизма с огромной силой и злом. Учение об эволюции не было известно до появления Дарвина, поэтому следуя самим же православным критериям об истине мы отвергаем любые ее формы, которым нет ни одного убедительного доказательства. И напрасно Кураев обращается к древним отцам Церкви в поисках аналогий. Безусловно, они не имели в виду именно это. Андрей Кураев нападает на христиан-креационистов, и пытается пристроить материю в "соработники" Богу. Но Бог ясно говорит: "Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю" (Исаия 44:24).


--------------------------------------------------------------------------------

Использованная и рекомендуемая литература для опровержения эволюционизма:

Время против эволюции.
В умах людей.
Несостоятельность эволюции.
Творил ли Бог через эволюцию?
Ученые - о теории эволюции.
Эволюция мифа.



На главную