18.03.2006
Г.И.Кадагашвили
В Коране "Иса" (Иисус Христос) особо почитаемый пророк, последний перед
Мухаммедом, Иисус Христиан. Называется в Коране также алмасхи ("мессия"),
Ибн Марйам ("сын Марйама"), абд Аллах ("раб Аллаха"), расул Аллах
("посланник Аллаха"), Салих ("праведник"), калима ("слово") Аллаха, каул
ал-хакк ("речение Истины") и т.д. Ему было ниспослано откровение - Инджил.
Образ "Исы" занимает в Коране особое место. Он отнесён к "приближенным" (маккаррабун)
Аллаха (3:45/40), что давало повод говорить о его наполовину ангельской
природе. Он был вознесён к Аллаху на небеса (3:55/48; 4:158/156) и подобен
Адаму, т.к. тоже сотворен Аллахом (3:59/52). Наконец он особо связан с
Мухаммедом, ибо предрек его появление (61:6). Как и у Мухаммеда, у него был
помощник - рух ал-Куддус ("святой дух"), иденфицируемый обычно с Джибриилом
(Гавриилом) (2:87/81, 253/254). Вместе с тем Коран подчеркивает, что "Иса" -
раб Аллаха (43:59), а никак не сын и не божество (9:30, 31; 5:72/76). Особо
отвергается в Коране идея Троицы, под которой понимаются три божества -
Аллах, "Иса" и его мать Марйам (4:171/169; 5:73/77, 116). Довольно подробно
в Коране рассказано о чудесном рождении "Исы". Ангелы (или один ангел в
обличии человека) сообщил Марйам, что она по слову Аллаха, оставаясь
девственницей, родит сына. Который будет посланником Аллаха, проповедником
писания и чудотворцем. Родившийся ребёнок возвестил ей, что Аллах облегчает
её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставил бить под
ней источник. Он же приказал молчать, когда её станут расспрашивать. Она
молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо неё заговорил
новорожденный младенец, объявивший, что он - посланник Аллаха
(3:42/37-50/44; 19:16-34/35, 23:50/52 - возможно отражение истории бегства в
Египет).
В пророчестве ангела о будущем "Исы" говорится: что в доказательство своей
пророческой миссии он будет творить чудеса - вдохнёт жизнь в глиняные
фигурки птиц: исцелит слепого и прокажённого; будет воскрешать мертвых;
обнаружит скрытое (3:48/43). Часть людей уверовала в "Ису", у него появились
апостолы-помощники (хаварийун) (3:52/45-53/46; 61:14). Когда они попросили
даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им её (5:110-115).
Коран отрицает смерть "Исы" на кресте, заверяя, что вопреки утверждениям его
врагов, они "не убили его и не распяли, но это только представлялось им"
(4:157/156- 159/157), "Иса" был вознесён к Аллаху на небеса, где он пребудет
до наступления Суда (ср,4:158/156; 5:17/18). В день Суда он предстанет перед
Аллахом, как и другие пророки, и будет свидетельствовать против неверующих
(5:109/108; 4:159/157). Намёком на второе пришествие "Исы" считается
указание, что он будет "признаком" наступающего Суда (43:61).
Мусульманские предания подробно расцвечивают выделенные Кораном христианские
легенды, в частности, историю рождества. Особое значение приобретают в них,
однако, эсхатологические мотивы, в Коране почти не выраженные. В сказаниях
мусульман о конце света "Иса" действует то рядом с ал-Махди, то вытесняет и
заменяет его. Согласно этим легендам, "Иса" пребывает в раю и спустится
оттуда накануне конца света. Спустится он в Палестину, где убьёт ад-Даджжала
(по христианскому - антихриста) и установит на земле царство справедливости.
Затем он умрёт и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммедом, а потом уже
воскреснет вместе со всеми. В Мединской Мечети показывают место, отведённое
для захоронения "Исы". Уже в послекораническое время получает широкое
распространение обозначение "Иса", как рух Аллах ("Дух Аллаха").
Коран знает об "Исе" значительно больше, чем о других пророках Аллаха.
Художественная форма рассказов о нём, диалоги Марйам и ангелов, "Исы" и
Аллаха, многочисленные отсылки к фигуре "Исы" свидетельствуют о широком
бытовании в Аравии VII в. христианских сказаний, связанных с различными
христианскими средами - с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими
православными, со сторонниками мелких сектантских течений. Корану известны
некоторые апокрифические евангелия, например "Евангелие детства"; некоторые
представления Корана, кажущиеся искажениями христианских воззрений, на самом
деле отражают взгляды различных христианских сект, иудео-христиан и частично
гностический образ Христа, многие тексты свидетельствуют о явной симпатии к
христианству в начальный период создания Корана. Согласно, вероятно,
достоверному преданию, сура (глава) "марйам" с рассказом о рождении "Исы"
читалась мусульманскими мухаджарами перед эфиопским негусом как
доказательство близости проповеди Мухаммеда к христианству.
"Иса" стал объектом поклонения в некоторых мусульманских течениях. Члены
общины ахмадийа, например, считают, что спасшийся из Иерусалима "Иса" умер в
Кашмире, где был похоронен, а затем воскрес, воплотившись в основателя
общины. В некоторых мусульманских странах, например, имя "Иса" давалось
незаконнорождённым детям.
По Корану "Марйам" (Дева Мария) - великая праведница (сиддик), мать пророка
"Исы", соответствует христианской Деве Марии. В Коране "Иса" многократно
называется сыном Марйам. Именем "Марйам" названа одна из сур (глава) Корана
(19). Мусульмане почитают "Марйам" как одну из самых благочестивых женщин в
священной истории, главу женщин в раю.
Коран подробно излагает историю рождения "Марйама", дочери Имрана (Иоакима),
ещё в утробе матери посвящённой Богу и сразу после рождения заклинаниями
обережённой от Шайтана (диавола). Она была отдана в храм под опеку Закарии,
получившего эту честь по жребию: киданию в воду "письменных тростинок"
(каламов). Она жила в помещении храма (михраб), где каждое утро чудесным
образом появлялась свежая пища, которую посылал ей Аллах. Однажды ангел (или
ангелы) возвестил ей, что у неё родится сын - мессия, "слово от Аллаха",
"славный в ближнем и последнем мире", приближённый к Аллаху. На её
изумлённый вопрос: "Откуда будет у меня ребёнок, когда меня не касался
человек?" - ей было отвечено: "Аллах творит, что желает, когда он решит
какое-нибудь дело, то скажет ему: "Будь!" - и оно бывает". Ангел рассказал
ей о чудесах, которые будет творить её сын-пророк.
Затем "Марйам" удалилась от людей, и родовые схватки начались у неё около
пальмы. На её стенания: "О, если бы я умерла раньше этого и была забытою,
забвенною!" - заговорил только что родившийся ребёнок, сказавший, что Аллах
даровал ей для успокоения и отдыха источник воды и свежие финики этой
пальмы. Он приказал ей при встрече с людьми говорить, что она дала обет
молчания. Когда "Марйам" вернулась к сородичам с ребёнком, они стали
упрекать её в прелюбодеянии; она же молча указала на ребёнка, и тот
заговорил из колыбели: "Я - раб Аллаха. Он дал мне писание и сделал меня
пророком, и сделал меня благословенным, где бы я ни был, заповедал мне...
благость к моей родительнице" (3:35/31-47/42:16-33/34; 23:50/52;66:12).
Послекораническое предание приводит имя матери "Марйам" Ханна (библейское -
Анна), сообщает подробности о споре за опекунство над ней, о чуде появления
разных видов пищи в Михрабе, о неупомянутом в Коране бегстве в Египет, о
путешествии "Марйам" после смерти "Исы" в Рим, о её бегстве от
преследователей под землю.
В Коране есть отголоски догмата "о непорочном зачатии". Согласно
коранической интерпретации, "Марйам", будучи девственницей, родила "Ису".
"Мы вдунули в неё Нашего (Аллаха) духа" (66:12). "Иса" - слово Его (Аллаха),
которое он бросил "Марйам и духу Его" (4:171/169,3:47/42,19:20,23:50/52). По
некоторым айатам (стихам) Корана, в которых осуждается обожествление
христианами "Марйам", можно заключить, что в кораническом представлении
христианская Троица состояла из Аллаха, "Исы" и "Марйам"
(5:171/169,5:75/79,116). Отец "Марйам" в Коране назван Имраном
(3:35/31;66:12), а сама она - "сестрой Харуна" (19:28/29), что часто
объясняют путаницей между "Марйам" и ветхозаветной Мариамъ, сестрой Аарона и
Моисея. Однако из текста Корана видно, что большое временное расстояние
между Мусой и Исой (библ. Моисей и Иисус Христос) осознавалось чётко.
Возможно, что коранические выражения означали принадлежность к роду Имрана,
потомству Имрана, что было переосмыслено потом как указание на прямое
родство.
"Марйам" упоминается в сурах как мекканского, так и мединского периода.
Дважды история о ней рассказана как пример могущества Аллаха, сумевшего,
пожелав, дать ребёнка девственнице и заставить его говорить в колыбели. Она
же является введением к рассказу об "Исе" и к полемике с утверждениями
христиан о его божественности. "Марйам" упоминается также как образец
благочестивой женщины (66:12). Некоторые места коранического рассказа
указывают на то, что приводимая история была слушателям Мухаммеда неизвестна
(3:44/39). Сам рассказ, судя по его стилистике, подробному изложению событий
и его форме - диалогу, является, видимо, передачей какого-то услышанного
текста, в котором стилистически были увязаны истории Благовещения Закарии и
"Марйам", истории рождения Йахйи (Иоанн Креститель) и "Исы" (Иисус Христос).
На это же указывает и близкое сходство рассказа о рождении "Марйам" и "Исы"
с некоторыми апокрифическими евангелиями, прежде всего с протоевангелием
Иакова. Рассказ о родах под пальмой содержит некоторые мотивы из рассказа о
бегстве в Египет у псевдо-Матфея. Возможно, что представление о "Марйам",
как об одной из ипостасей триединого божества тоже восходит к какой-либо из
христианских или гностических сект, существовавших в Аравии. Согласно
преданию, сура "Марйам" была ниспослана для того, чтобы убедить эфиопского
негуса (царя) /или наджанских христиан/ в том, что Мухаммед послан
подтвердить учение "Исы". Весьма вероятно, что приехавшие в Эфиопию
мусульманские эмигранты действительно приводили её как доказательство
благорасположенности Мухаммеда к христианству. Её текст, несомненно,
проникнут симпатией к христианству и его героям, идущей от христианских
сказаний и воспринятой коранической тенденцией их передачи.
"Йахйа" - коранический персонаж, пророк и благочестивый человек, сын Закарии,
евангельский Иоанн Креститель. В Коране называется праведником в одном ряду
с Исой и Илйасом (6:85). Йахйа был мудр ещё в детстве, благочестив,
богобоязнен, воздержан, кроток с родителями. Он был подтверждением
истинности "Слова Аллаха", т. е. Исы и его миссии (3:38/33 41/36,19:1-15).
Предание рассказывает о последовавших затем событиях жизни "Йахйа". Он был
первым, кто предсказал посланничество "Исы", уверовал в него, помогал ему и
был потом убит. Мусульманское предание особо выделяет мотив кипящей крови
Йахйа - она кипела на блюде с его головой и на его могиле. Место захоронения
головы "Йахйа" в Омейядской мечети Дамаска почитается мусульманами.
Коранический рассказ в принципе восходит к Евангелию от Луки, 1, возможно,
даже содержит "цитату" из него (19:7-7/8) "имя которого Йахйа. Мы не дали
ему раньше одноименного" (ср. Лука 1:61). Рассказ об Йахйа, приводимый и в
мекканский и в мединский периоды сложения Корана, посвящён рождению "Йахйи"
и служит доказательством могущества Аллаха, его способности даровать своим
верным слугам детей даже в старости. Послекоранические предания включают в
себя как христианские материалы, так и некоторые предания мандеев
(этнографическая разновидность ассирийцев), особо почитавших Иоанна
Крестителя.
То, что христианство оказало сильное влияние на ислам, подтверждает также
тот факт, что согласно мусульманским преданиям о жизни Мухаммеда,
сирийские-несторианские христианские монахи Сергий и Бакира стали
духовниками Мухаммеда. Эти христианские монахи из Сирийского города Бостры,
якобы узнавши в мальчике Мухаммеде будущего пророка, объявляются людьми,
которые помогли Мухаммеду составить Коран. Согласно легенде, мекканские
караваны часто останавливались на отдых около жилища Бахиры по пути в Дамаск
и обратно. Однажды Абу Талиб взял с собой в поездку своего племянника
Мухаммеда. Вакира по движению облаков, солнца и ветвей дерева определил, что
среди приехавших находится будущий пророк и опознал его в мальчике
Мухаммеде. Он посоветовал Абу Талибу беречь мальчика и не идти с ним далее в
Дамаск, где его могут убить иудеи. Для опознания Мухаммеда Бакира
воспользовался предсказанием о нём, содержащимся в неискажённых священных
текстах христиан.
Легенда о Бакире отражает, видимо, реальные поездки Мухаммеда (в детстве с
Абу Талибом и самостоятельные) с караванами в Сирию и его встречи с
сирийскими христианами, оказавшими определенное влияние на сложение его
религиозных представлений. На это наложен важнейший пропагандистский мотив
раннего ислама - идея о том, что предсказание о Мухаммеде содержалось в
священных книгах христиан и иудеев, но было оттуда изъято. Образ Бакиры
использовался и в христианской полемической литературе (например в
"Апокалипсисе Бакиры").
* * *
В некоторых научно-религиозных изданиях вопрос о беседе несторианских
монахов с Мухаммедом рассмотрен как миссионерская обработка его со стороны
христианских миссионеров-несториан. Надо полагать, что она была направлена
преимущественно против идолопоклонства, в котором юный Мухаммед
воспитывался, потому что несториане строго осуждали не только поклонение
иконам, но даже вообще употребление их; строгость свою в этом отношении они
простирали так далеко, что даже крест, этот общий символ христианства, в
большинстве случаев подлежал запрету. Возможно, христианские монахи
старались таким образом найти себе прозелитов, как умного, пытливого юношу,
племянника хранителя Каабы (главное святилище арабов-язычников), который мог
перенести с собой в Мекку семена христианства, посеянные в его юной душе; и
естественно было, что монах ревностно заботился о том, чтобы тот, кого он
предполагал обратить в свою веру, не был вовлечён при настоящем шатком
состоянии его религиозных мнений в еврейскую веру.
Когда Мухаммед возвратился в Мекку, воображение его было наполнено чудесными
сказками и легендами, собранными в степи, а ум находился под сильным
впечатлением учений, которые сообщены были ему в несторианском монастыре. И
впоследствии, кажется, он всегда питал какое-то тайное уважение к Сирии,
вероятно, вследствие полученных там религиозных впечатлений. То была страна,
куда патриарх Авраам прибыл из Халдеи и принёс с собою первобытное
поклонение единому истинному Богу. "Воистину, - обыкновенно говаривал он в
последующие годы, - Бог всегда сохранял в Сирии блюстителей слова своего,
числом сорок; когда один умирает, другой посылается на его место, а через
них и самая земля благословенна". И ещё: "Возрадуйся, сирийский народ, ибо
ангелы милосердного бога распростерли над ним свои крылья".
Мы думаем, что, возможно, положительное впечатление христианского учения,
которое получил Мухаммед в результате миссионерской обработки его
христианскими (несторианскими) монахами, позже стало основанием двоякого
отношения Корана с Христианством. Из личной жизни Мухаммеда известно, что
пока он был жив, христиане со стороны мусульман явным притеснениям не
подвергались. Даже когда Мухаммед прибыл в г. Медину, некоторые из городских
христиан немедленно сделались его последователями, вероятно, они были из
еретиков, признававших в Иисусе Христе только человеческое естество, и
потому не находивших ничего отталкивающего в исламе, который чтил Иисуса
Христа как величайшего между пророками. Остальные проживающие там христиане
также не слишком враждебно относились к новой вере, считая её намного лучше
старого идолопоклонства.
В самом деле, расколы и ожесточённые распри между восточными христианами
вредили их правоверию, ослабляли ревность и располагали к скорому увлечению
новыми учениями.
"Закарийа" - коранический персонаж, один из праведников (салихун), отец
Йахйи (Иоанна Крестителя), евангельский Захария. Согласно кораническому
рассказу, Закарийа, будучи по жребию избран воспитателем-опекуном Марйам,
увидел, что в её комнате каждый день появляются свежие плоды, посылаемые ей
Аллахом. Тогда он стал молить Аллаха даровать ему сына: "Господи! У меня
ослабели мои кости, и голова запылала сединой, и я не был в воззваниях к
Тебе, Господи, несчастным. И я боюсь близких после меня, а жена моя
бесплодна: дай же мне от Тебя наследника!" (Коран 19:4/3-5). К нему явились
ангелы и сообщили, что у него родится мальчик, по имени Йахйа (Иоанн),
"господин, воздержанный и пророк из праведников". Закарийа не поверил, и ему
было дано знамение - три дня он был лишён возможности говорить и объяснялся
знаками (Коран 3:37/32-41/36; 6:85; 19:1 15;21:89-90).
Коранический рассказ следует евангельскому (Лука 1), главным его мотивом
является всемогущество Аллаха и его господство над природой, история
подробно излагается и в мекканских, и в мединских сурах; но в Медине больше
подчеркнута роль Йахйи как провозвестника миссии "Исы" (Иисуса). Дальнейшая
детализация легенды основывалась на евангелиях и христианских легендах.
Некоторые мотивы попали в цикл о Закарийи из иудейских легенд о другом
Захарии - библейском пророке.
"Джирджис" - персонаж мусульманских преданий, благочетивый верующий в Аллаха
человек из Палестины, ученик одного из апостолов Исы. В поисках убежища от
гонителей веры приходит в Ирак к царю Мосула, тирану и идолопоклоннику. Царь
подвергает его пыткам, стремясь сломить его веру, но после каждой казни
Аллах воскрешает "Джирджиса". Кроме того, для "Джирджиса" Аллах творит и
другие чудеса воскрешения: возвращает бедной старухе павших волов, поднимает
мертвых из могил, превращает деревянные скамьи в деревья и т.п. В конце
концов Аллах уничтожает нечестивого царя и его город.
"Джирджис" - христианский св. Георгий, и эта идентичность обычно ясно
осознается мусульманами; он - одна из главных некоранических фигур,
почитаемых представителями обеих религий. Связанные с ним легенды созвучны
христианским сказаниям, его образ - ближе восточным образам умирающих и
воскресающих богов и с их символикой обновления мира и природы. В рамках
мусульманских преданий мотивы легенд о "Джирджисе" часто переходят к другим
фигурам, тоже символизирующим идеи бессмертия и обновления - ал Хадиру и
Илйасу.
"Хавари" - апостол, сподвижник, помощник. В Аравии до ислама слово "Хавари"
употреблялось в значении "апостол Иисуса". В этом же значении оно трижды
употреблялось в поздних мекканских сурах Корана (3:52/45;5:1 1;61:14).
"Когда же Иисус заметил в них неверие, сказал: кто будет помощниками Божиими;
мы веруем в Бога, засвидетельствуй, что мы покорны Ему (Коран 3:45). В
период становления ислама "Хавари" стали называть двенадцать наиболее
близких сподвижников Мухаммеда. Соперничество между мекканскими и мединскими
последователями пророка явилось причиной появления двух разных списков "Хавари".
В первый список попали двенадцать человек из мединских племён аус и хазрадж,
якобы выбранных Пророком в качестве его последователей (накибов) в Медине во
время второй тайной встречи с мединцами, совершавшими сезонное паломничество
(вторая Акаба). По второй версии, все "Хавари" принадлежали к мекканскому
роду Курайшитов. Позднее второй список рассматривался сунитскими богословами
как единственно верный.
Хадисы со словом "Хавари" содержатся главным образом в сборниках Ибн Ханбала
и ал-Бухари. Все они посвящены одному из ближайших сподвижников пророка
аз-Зубайру бен ал-Авваму.
У Ибн Араби словом "Хавари" называется особая категория людей - те, кто
обладает способностью творить чудеса (муджизат), подтверждающие истинность
пророческой миссии Мухаммеда. |