На главную

31/03.2007 г.
 


Воздержание во имя любви



> До вступления в сексуальные отношения между людьми должна возникнуть душевная близость
<...>
> Можно ли примирить церковные догматы и современную, весьма далекую от святости, жизнь? Может ли человек, обуреваемый страстями, создать крепкую семью? Об этом и многом другом игумен Евмений рассказал корреспонденту "НГ-религий".
> — Отец Евмений, беседуете ли вы со своим прихожанами на темы брачных отношений и сексуальных проблем?
> — Каких-то специальных бесед на эту тему у нас в храме нет. Поскольку для значительной части прихожан она просто неактуальна. Большая их часть — пожилые люди, которые уже переосмыслили свой сексуальный опыт с позиции покаяния. Но эта тема актуальна для молодежи, поэтому в нашем Просветительском центре мы проводим специальные семинары, посвященные этим вопросам. Однако для того чтобы быть услышанным, необходимо, чтобы молодежь доверяла священнику.
> — Какова позиция Православной Церкви по поводу добрачных отношений? Говорят ли с вами молодые люди на эту тему?
> — В наши дни так называемый гражданский брак стал нормой: молодые люди экспериментируют, "примериваются" друг к другу… Однако, как поется в одной песне: "Любовь не бывает второй, любовь бывает всегда только первой".
> Есть области жизни, в которых Церковь достаточно открыта изменениям, в которых она адекватна времени. А есть вопросы, в которых Церковь реагирует на веяния времени достаточно жестко и консервативно. И это разумно. Мы убеждены, что сохранение настоящих человеческих отношений и любви во многом зависит от воздержания до брака.
> Психологи считают, что первая любовь, первое запечатление, первый опыт, первое притяжение самые значимые. Но если молодые люди без конца позволяют себе сексуальный поиск до брака, то им наверняка будет очень трудно прилепиться к кому-нибудь по-настоящему. Если хотя бы раз молодой человек почувствовал вкус к экспериментам в этой области, ему захочется их продолжить.
> — Тем не менее молодые люди сейчас часто говорят о том, что они сами свободны выбирать свою жизнь и свои отношения с партнером...
> — Да, действительно, свобода выбора существует. Но любой выбор предполагает также и ответственность за него. Молодежь полагает, что это выбор между экспериментами в сексуальной области и полным воздержанием. Ничего подобного! Выбор стоит между более серьезными вещами: между сексуальными экспериментами до брака и возможностью создания крепких полноценных отношений на всю жизнь.
> Задача Церкви — докричаться, донести до человека, что, становясь на путь экспериментов, девушка тем самым лишает себя возможности стать полноценной матерью, а юноша — полноценным отцом. Не надо забывать, что в противном случае запускается простой биологический механизм поиска разнообразия исключительно в сексуальной области, когда вопрос о создании отношений уже просто не стоит.
> Нередко мне приходится исповедовать людей, которые, встав на путь экспериментирования, до сих пор просто не в состоянии остановиться.
> — На чем же тогда, на ваш взгляд, должны строиться близкие отношения между мужчиной и женщиной?
> — Полагаю, что до вступления в сексуальные отношения между людьми должны возникнуть общность, близость на уровне души и духа. Духовная близость возникает тогда, когда молодые люди сходятся в понимании основных жизненных ценностей. Душевная близость — взаимопонимание на эмоциональном уровне, то есть люди чувствуют и понимают друг друга. Они бережно относятся друг к другу, они терпеливы и предупредительны. Телесная близость — это венец отношений, состоявшихся на духовном и душевном уровне. Телесная близость недопустима, если человек не готов взять ответственность за тело другого человека.
> Однажды по ОРТ я видел программу, где рассказывалась такая история. Провожая парня в армию, девушка пообещала ему, что будет ждать и любить его, а по возвращении они поженятся. Парень оказался в Чечне, где он лишился обеих ног. Он не хотел появляться в родном городе. Решив, что так будет лучше для его подруги, юноша уехал в другой город. Полгода она искала его, чудом нашла, сказала, что не мыслит жизни без него. Они обвенчались. Этот случай для меня — пример настоящей любви, ответственного отношения к телу другого человека, к телу, как храму, вмещающую образ Бога.
> — В вашем Просветительском центре вы ведете семинары на тему супружества. Что вы порекомендуете молодым людям, решившимся пожениться...
> — Нужно прежде всего научиться в другом видеть личность. Именно тогда одна душа начинает разговаривать с другой. Поэтому, мне кажется, что в отношениях между юношей и девушкой в первую очередь важно, чтобы установилось доверие, а не потребительское отношение как сексуальному партнеру.
> Сексуальное влечение дано человеку для супружества, а не для того, чтобы растрачивать его направо и налево. Каждый человек помнит, что первое падение рождает в душе невыразимое чувство вины, как будто оборвалось что-то важное и значимое.
> Сексуальные эксперименты заканчиваются тем, что молодые люди просто перестают верить в любовь. Ночь страсти закончилась, но утром… кто мы друг другу?
> — Что вы можете сказать о сексуальной зависимости? Как можно помочь людям, которые ей подвержены?
> — Сексуальная зависимость — неумение контролировать свое поведение в сексуальной области, один из многочисленных видов аддиктивного (зависимого) поведения, о котором не принято говорить, но которым поражены сегодня очень многие. Человек становится зависимым, он не может "не делать этого". На устойчивую эксплуатацию сексуального инстинкта сегодня ориентирована реклама, литература, видеопродукция.
> Если человек споткнулся, упал, у него всегда есть выход. Каждый из нас, даже не выходя из дома, может обратиться к Богу. Когда человек взывает к Нему, когда человеческая душа плачет, Господь отвечает всегда. Он дает ему ответ через человеческое сердце. Он скажет такие слова, которые вам никто не скажет, потому что только Бог знает ваше сердце, и только Он умеет прощать просто и без упреков.
> — Каково ваше отношение к планам московского правительства ввести "рекламу целомудрия"?
> — Из курса практической психологии мне известно, что подсознание человека не знает слово "нет". Поэтому антиреклама — это тоже реклама, реклама того, что "антирекламируется". У психологов есть такое выражение: "не чеши там, где не чешется". И если лишний раз будет звучать напоминание: "секс не нужен, опасен, берегись несанкционированных сексуальных связей", тем самым будет запускаться "механизм думанья" на эту тему. Как известно, запретный плод сладок.
> Не думаю, что из этого выйдет что-нибудь толковое.
> — Как бы вы определили, что такое "любовь" с точки зрения христианства?
> — Любое определение любви вне контекста любви будет сухой формулой. Но тем не менее мне близко такое определение как "активная заинтересованность в росте и развитии другого человека". Я также уверен, что любовь не существует без ответственности за любимого человека.
> Человек бережет себя для другого, единственного, бережет другого ради любви к нему, в этом и заключается любовь. Сексуальная распущенность не есть любовь, давайте называть вещи своими именами. Любовь бережет ближнего, сексуальная страсть потребляет и использует его.
> — А что вы посоветуете родителям, если подросток уже начал половую жизнь, какой линии поведения стоит придерживаться?
> — Если родителям удалось стать другом ребенку, то они могут сесть и просто поговорить на любые темы. Но нынешнее поколение родителей нередко покрывают сексуальную жизнь своих детей. У одной мамаши я спросил: "Вашей дочери 15 лет, у нее есть парень, который рассказал мне что они уже давно живут вместе, и вы знаете это, потому, что это происходит в вас дома… как же так?". Она мне ответила: "Пусть лучше здесь живут, на моих глазах, чем будут по подъездам шляться". Комментарии, как говорится, излишни...
> Но если у родителей достаточно мудрости, достаточно педагогического такта, то они сумеют поговорить на эту тему. Однако следует помнить, что чем больше родители ему что-либо запрещают, тем с большей силой ребенок будет отстаивать свою позицию. Поэтому, дорогие родители, становитесь друзьями своим взрослеющим детям, а сердце подскажет нужные слова.



На главную