На главную |
09.12.2005 г.
Апология которую афинский
философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога
Всемогущего
I.
1. Я, царь, по соизволению Бога явился в мир и, созерцав здесь небо, землю и
море, солнце, луну и прочее удивился красоте мира.
2. Но я понял, что этот мир и все, что в нем есть, приводится в движение
постороннею силою, которая и есть Бог; а известно, что все движущее —
сильнее движимого и содержащее — крепче содержимого. Допытываться же о
Промыслителе и Руководителе всего, каков Он есть, как кажется мне, бездельно
и выше меры трудно, а потому и рассуждать об этом бесполезно, ибо Сущность
Его бесконечна и непостижима для всех тварей.
3. О двигателе же мира я говорю, что Он есть Бог всего, сотворивший все ради
людей; и, как кажется мне, полезно почитать и бояться Бога, но не стеснять и
человека.
4. Далее, в пределах дозволительного, надлежит знать о Боге, что Он нерожден,
несотворен, безначален и бесконечен, бессмертен, совершен и непостижим.
Поскольку Он совершен. Он не имеет никакого недостатка и не терпит нужды ни
в чем; наоборот, нес имеет нужду в Нем. Он безначален, ибо все. что имеет
начало, имеет и конец, а имеющее конец разрушается.
5. Он не имеет имени, ибо наименование есть общее свойство тварных существ.
Он не имеет ни окраски, ни внешнего вида, так как владеющий ими тем самым
приобщается к разряду сотворенных предметов. В Нем нет различия мужеского и
женского начала, так как тот, в ком это есть, бывает подвержен страстям.
Небо Его не обнимает, но Ом небо и все видимое и невидимое содержит Собою.
6. У Него нет противника, так как не существует никого, кто бы, был сильнее
Его. Им не владеют зависть и гнев, так как нет ничего такого, что бы могло
оказать Ему сопротивление. Ошибки и неведение чужды Его натуре, которая вся
есть совершенная мудрость и знание. Им все содержится. И Он не нуждается в
жертве или возлиянии и ни в чем видимом, но в Нем все имеет нужду.
II.
1. Итак, после всего сказанного о Боге, насколько уделено мне об этом
говорить, перейдем к человеческому роду, чтобы увидать, кто из людей
участвует в истине (вышеуказанного богопознания) и кто разделяет
заблуждение.
2. Нам известно, царь, что в этом мире существуют четыре рода людей: Варвары
и Эллины, Иудеи и Христиане.
3. Варвары ведут свое происхождение по религии от Бэла, Хроноса, и Реи и
прочих богов.
4. Греки — от Эллена, о котором говорят, что он произошел от Зевса. От
Эллена рождены Эол и Ксуф; остальная Эллада ведет происхождение религии от
Инаха и Феронея, наконец — от Даная Египетского, Кадма Сидонского и Диониса
Фивского.
5. Иудеи ведут свое происхождение от Авраама и Исаака и Иакова и его 12-ти
сыновей, которые переселились из Сирии в Египет и там от своего законодателя
были названы Евреями: позднее же стали называться Иудеями.
6. Христиане же ведут начало своей религии от Господа Иисуса Христа. Он
исповедуется Сыном Бога Вышнего;
снизшедши в Духе Святом с неба и рожденный от Еврейской девы, Он принял
плоть и Сын Божий стал человеком. О пребывании Его ты, царь, если угодно,
можешь узнать из называемого нами "Евангельского Писания".
8. Итак, Иисус рожден из народа Еврейского. Он имел двенадцать учеников и
завершив свое удивительное домостроительство, был распят иудеями. После трех
дней Он воскрес и вознесся на небо. Двенадцать же учеников вышли в пределы
вселенной и учили о Его величии с большим успехом и достоинством, откуда
внимающие их проповеди и называются христианами, которые хорошо известны.
9. Итак, как я сказал прежде, суть четыре рода людей: Варвары и Греки, Иудеи
и Христиане.
10. Богу служит ветер, ангелам — огонь, демонам — вода, людям — земля.
III.
1. Итак, посмотрим, кто из них (четырех вышеуказанных религиозных групп)
участвует в истине и кто в заблуждении.
2. Варвары, не познав Бога, уклонились к стихиям и начали почитать тварь
вместо Творца; и изображениям тварных предметов, ими же сделанным (как то:
изображениям неба, земли и моря, солнца, луны и прочих стихий, или светил),
заключивши их в храмы, они поклоняются, тщательно однако охраняя, чтобы не
выкрали их воры. И не поняли они, что все охраняющее — более охраняемого и
делающий выше того, что им сделано; и если боги их бессильны относительно
собственного спасения (т.к. приходится сторожить их от воров), то как же они
доставят спасение другим? Посему в великое заблуждение впали варвары,
почитая бездушные и бесполезные статуи.
3. И для меня, царь, является удивительным, как эти, так называемые их
философы, совершенно не поняли, что все это суть тленные стихии? Если же они
тленны и подчинены необходимости, то какие же они боги? Если же стихии не
боги, то зачем же изображения, сделанные в честь их, считают за богов?
4. Итак, велико то заблуждение, в которое философы вводят своих
последователей.
IV.
1. Поэтому приступим, царь, к рассмотрению этих стихий, чтобы показать, что
они не боги, но тленны и подвержены ухудшению, они вызваны из небытия
повелением истинно Сущего Бога, Который един нетленен, неизменяем и невидим;
Сам же все видит и сообразно с тем, как желает, изменяет и превращает.
Итак, что же я скажу о стихиях?
2. Заблуждаются считающие богом небо. Ибо мы видим, что оно обращается,
движимое по принуждению и составлено из многих частей, почему и называется
убранство, украшение (космос — ред.).
Всякое же устройство имеет устроителя, а все устроенное — начало и конец.
Небо же со всеми своими светилами движется по необходимости; и звезды в
строгом порядке движутся от одного края к другому: одни из них исчезают,
другие восходят и в положенное время проходят свой путь и определяют лето и
зиму сообразно с тем, как завещано им Богом, и они не нарушают определенных
им направлений по неотвратимой необходимости природы, вместе со всем
небесным миром, откуда ясно, что небо не бог, а дело Бога.
3. И считающие землю богиней, впали в заблуждение, ибо мы видим, что она
подчинена господству людей, бывает вскапываема и загрязняема и делается
негодной: будучи же пережженной, становится как бы мертвой, ибо из черепка
ничего не произрастет; когда же еще более выветрена, то портится сама и
плоды ее; она попирается людьми и прочими живыми существами, оскверняется
кровью убиваемых, перекапывается, наполняется трупами, превращается в
кладбище мертвых.
4. Невозможно, чтобы святая, блаженная и нетленная природа Бога приняла все
это. Итак, из всего этого следует, что земля не богиня, но произведение
Бога, сотворенное Им для употребления людей.
V.
1. И считающие божеством воду, ошиблись, ибо и она существует для
употребления людей и находится у них в подчинении, и грязнится, и портится,
и изменяется под влиянием тепла, холода или окраски, и служит для мытья
всяких нечистот.
2. Посему невозможно, чтобы вода — дело Бога была самим Богом.
3. И считающие огонь за Бога точно также заблуждаются, ибо огонь явился тоже
для употребления людей и находится в полном их распоряжении, будучи
переносим с одного места на другое и употребляем для варки и жаренья
различных мяс, а также и для сожжения трупов. Он даже и вовсе уничтожается,
будучи различными способами гасим людьми; откуда следует, что огонь не Бог,
но дело рук Его.
4. Не менее ошибаются также и те, которые за божество принимают веяния
ветров, ибо очевидно, что оно служит другому и даровано Богом на
употребление людей, служа для плавания кораблей, произрастания хлебных
злаков и удовлетворения прочих людских нужд. Оно (это веяние ветров)
усиливается и ослабевает по повелению Бога;
посему пусть не думают, что дуновение ветров есть Бог, но считают это делом
рук Его.
VI.
И считающие божеством солнце, жестоко ошибаются. Ибо мы видим, что оно
движется по необходимости и вращается, переходя от одного конца к другому,
заходит и снова восходит, чтобы оживлять деревья и растения, служащие для
употребления людей, и имеет также вместе с остальными звездами деления на
части, и будучи меньшим неба, оно постепенно убывает в силе света и не имеет
никакой самодержавной власти. Вследствие сего, пусть считают солнце не
Богом, но делом Его. Тоже с еще большим правом должно сказать о луне и
звездах.
VII.
1. Сильно заблуждаются также и те, кто за богов считают первобытных людей.
Ибо, как известно тебе, царь, (всякий) человек состоит из четырех элементов
и из души и духа, ради чего и (малым) миром (микрокосмос), называется. Он
имеет начало и конец — родится и умирает.
2. И мы видим, что человек подвержен той же необходимости — он нуждается в
питании и стареет, хотя бы и не хотел этого. И он то радуется, то печалится,
становится то завистлив и раздражителен, то жаден и переменчив — словом,
имеет многие недостатки.
3. Уничтожается же он различными способами и от стихий, и от животных, и от
предлежащей ему смерти; посему человек пусть не принимается за Бога, но за
дело Его.
4. Итак, царь, в большее заблуждение впали варвары, ходя в след похотей
своих, ибо почитают они тленные стихии и мертвые образы и не замечают, что
все это Богом сотворенные предметы.
VIII.
1. Перейдем же теперь к Эллинам, чтобы посмотреть, что они думают о Боге.
2. Но Эллины, называющиеся мудрыми, объюродели хуже варваров, вводя
множество рожденных богов мужского и женского пола. Их они сами выставляют
исполненными всевозможных страстей и творцами всяческих безобразий, так что
одни из этих богов — прелюбодеи, убийцы, гневливы, ревнивы, отцеубийцы и
братоубийцы, воры и грабители; другие — хромые и увечные, чародеи и
гадатели.
3. Про одних из своих богов греки рассказывают, что они убиты молнией, про
других, — что они сами померли; иные из богов находились в услужении у
людей, или обращались от них в бегство; некоторые были ранены людьми, и
многие превращались в живые существа, чтобы соблазнять к падению смертных
женщин или даже вступать в мужеложство.
4. Про некоторых из богов рассказывают, что они входили в преступные связи с
матерями, дочерьми и сестрами; и говорят, что боги пали с дочерьми
человеческими, следствием чего было греховное, смертное потомство.
5. И про богинь говорят, что они в спорах о своей красоте представали на суд
людей.
6. Откуда следует, царь, что Эллины сочиняют смешные, глупые и нечестивые
сказки, выводя несуществующих богов, следуя дурным своим влечениям, чтобы
иметь их своими сообщниками в дурном, и безнаказанно прелюбодействовать,
убивать и все ужасное делать; ибо, если боги их все это совершают, то как же
и они того же самого не сделают?
7. И вследствие этого заблуждения в образе жизни и поведения произошло, что
существуют у людей междоусобия, убийственные войны и тягостные плены.
IX.
1. Но и о каждом из этих богов, если пожелаем рассказать, ты увидишь большую
нелепость.
2. Так, прежде всего, выводится ими бог Хронос, в жертву которому они
приносят собственных детей. И говорят, что он имел жену Рею и многих детей
от нее (и в том числе) Зевса и, будучи одержим манией, съел своих детей.
4. Зевс спасся от него бегством; позднее же, связавши своего отца, он (Зевс)
оскопил его и бросил детородные члены в море, откуда, как рассказывается в
мифах, и родилась Афродита; Хроноса же, связанного, бросил в тартар.
5. Ты видишь заблуждение и нечестие, которое они выставляют относительно
главы своих богов? Очевидно, что бог их связуем и усекаем; о, неразумие! кто
из имеющих ум скажет что-либо такое?!
6. Вторым выводится Зевс, о котором они говорят, что он царствует над всеми
богами и превращается в животных и другие предметы, чтобы прелюбодействовать
со смертными женщинами; так, говорят, что, превратившись в быка, он имел
связь с Европой, (и Пасифеей), в золото — с Данаей, в лебедя — с Лидой, в
сатира — с Антионой и в молнию — с Селеной (луной). От них родилось у него
много детей: от Антионы — Зет и Амфион, от Селены — Дионис, от Алкмены —
Геракл, от Леты — Аполлон и Артемида, от Данаи — Персей, от Лиды — Кастор,
Эллен и Полидевк, от Мнемосины — девять дочерей, названных музами, от Европы
— Миной, Радамант и Сарпидон; наконец, он превратился в орла из любви к
пастуху Ганимеду.
8. Поэтому случилось, царь, что люди стали подражать всему этому и сделались
прелюбодеями, осквернявшимися с матерями и сестрами, мужеложцами и
отцеубийцами; ибо если царь их богов делает это, то как же почитающие его не
станут подражать ему?
9. Посему, велико безумие, которое создают Греки в своих рассказах о нем
(Зевсе); ибо немыслимо, чтобы бог был прелюбодеем, мужеложцем, или
отцеубийцей; иначе он был бы гораздо хуже гнусного демона.
X.
1. Вот выводят они (Греки) другого бога, некоего Гефеста и говорят о нем,
что он хром, носит шлем на своей главе и держит в руках своих раскаленные
щипцы и молот, так как он занимается искусством ковки, с целью добыть себе
пропитание.
2. Но что же это за бог, такой жалкий? Ибо немыслимо, чтобы Бог был хромым
или нуждающимся.
3. И снова выводят они другого бога, по имени Гермеса, о котором говорят,
что он жаден, корыстолюбив, чародей, расслабленный и атлет, и прорицатель.
4. Но невозможно, чтобы бог одновременно был чародеем и прорицателем, и
жадным грабителем, атлетом и расслабленным (увечным); иначе было бы без
смысла.
5. После этого выводят они еще бога — Асклепиада, о котором говорят, что он
врач и приготовляет лекарства и состав мазей, ради собственного пропитания;
впоследствии же он был ранен Зевсом через Тиндарея, сына Лакедемона, и умер.
6. Если же бог Асклепиад, будучи ранен, не мог помочь самому себе, то как же
он помог бы другим? И совершенно невозможно, чтобы божественная природа
нуждалась, или могла бы быть убита молнией.
7. И еще выводят они бога — Арея, о котором говорят, что он воинственен, и
задорен, и охотник до чужих стад и вещей, которые он приобретает чрез свое
оружие. Впоследствии же, впавши в любодеяние с Афродитой, он был связан
отроком Эросом и Гефестом. Каким же богом был этот искатель чужого,
браннолюбец, связанный и любодей?!
8. Называют богом также и Диониса, того, который устраивал ночные оргии, был
учителем пьянства, соблазнял окружающих его женщин, бесновался. Позднее он
был съеден Титанами. Итак, если Дионис, снедаемый Титанами, не был в
состоянии помочь самому себе, но был беснующимся, пьяницей и беглецом, то
какой же он был бог?.
9. И выводят также Геркулеса за бога, о котором говорят, что он пьянствовал,
бесновался, пожирал собственных своих детей; потом был истреблен огнем и,
таким образом, умер. Как же мог быть богом пьяница, детоубийца и
подверженный влиянию огня, и каким образом мог помочь другим тот, кто не мог
спасти самого себя?
XI.
1. После этого выводят еще бога и называют его Аполлоном; о нем говорят, что
он завистлив и переменчив: держит то лук и колчан, то цитру и бубен, и он
предсказывает людям, ради заработка. Следовательно, и он нуждается?
Совершенно не мыслимо, чтобы Бог нуждался, или искал чего-либо, или играл на
цитре!
2. И рассказывают, далее, что сестра его — Артемида, будучи охотницей, имеет
спереди лук, а сзади колчан и одна с собаками блуждает по горам, чтобы
охотиться на оленя, или кабана. Как же может быть богом эта женщина, и
охотница, и окруженная собаками
3. И об Афродите говорят; что она богиня распутная: ибо она имела связь с
Ареем, потом с Анхизом, потом с Адонисом, смерть которого она оплакивала,
ища своего возлюбленного;
о ней говорят, что она сходила в Ад, чтобы отнять Адониса у Персефоны.
Знаешь ли ты, царь, что-либо худшее этой безумной, преступной, стонущей и
сетующей богини?!
4. И об Адонисе говорят, что он бог, тоже охотник и прелюбодей; о нем
рассказывают, что он помер насильственно, так как будучи поражен диким
зверем, не мог помочь себе в своем несчастии. Как же, таким образом,
сделается попечителем людей любодейца, охотник и насильственно убитый?!
5. Далее говорят о Реи, что она мать всех их богов; и рассказывают о ней,
что она имела своим возлюбленным Аттиса; она радовалась о погибших людях, но
сильно сетовала и плакала по своем Аттисе. Если же эта мать богов не могла
помочь своему возлюбленному и вырвать его из рук смерти, то как же может она
помогать другим? Да и постыдно богине сетовать и плакать, или радоваться о
погибших людях.
6. Выводят еще в качестве богини Кору, она была похищена Плутоном и не могла
спастись. Если же богиня не может себя спасти, то как же станет она помогать
другим?
7. Все это и многое другое, гораздо постыднейшее и худшее рассказывают
Эллины, царь, относительно своих богов, чего непозволительно не только
говорить, но даже и вовсе в мыслях носить. Откуда люди, взявши пример
нечестия от своих богов, творили всякое безобразие и непристойность,
оскверняя землю и воздух ужасными своими деяниями.
XII.
1. Египтяне же, будучи глупее и безрассуднее их, вдались в заблуждение хуже
всех народов. Ибо они не удовлетворились предметами почитания варваров и
эллинов, но объявили за богов еще и бессловесных животных, обитающих как на
суше, так и в воде, а также деревья и растения; и погрязли во всяком безумии
и нечестии хуже всех народов на земле.
2. Прежде же всего, почитали они Изиду, о которой говорят, что она истинная
богиня и что она мужем своим имеет брата — Озириса. Но так как муж ее был
убит другим своим братом — Тифоном, то Изида убежала с сыном своим — Гором в
Библос Сирийский и оставалась там до тех пор, пока сын ее не вырос; после
чего он сразился с своим дядей — Тифоном и умертвил его. Тогда Изида, вместе
с сыном своим ходила повсюду и искала труп своего мужа Озириса и горько
оплакивала его смерть.
3. Если же теперь, Изида действительно богиня и не могла помочь Озирису,
своему брату и мужу, то возможно ли, чтобы она помогла кому-либо другому?
Невозможно, чтобы божественная природа боялась и бегала, или плакала и
жаловалась; иначе она была бы очень жалка.
4. Но и об Озирисе говорят, что он был благодетельным богом. Однако он был
убит Тифоном и не мог помочь себе;
а известно, что подобного нельзя сказать об истинном Боге.
5. И о брате его — Тифоне говорят, что он бог, тот, который убил своего
брата; но он был умерщвлен сыном своего брата и своей невесткой и не мог
себе помочь. Какой же он после этого, бог?.
6. И так как Египтяне были неразумнее остальных народов, то они не
довольствовались этими и им подобными богами, но именами богов называли и
одушевленных животных.
7. Ибо некоторые из них обоготворили овцу, другие — козла, иные — тельца и
свинью; одни — ворона и сокола, другие — коршуна и орла; прочие — крокодила,
собаку, вола, обезьяну, дракона и змею, наконец, некоторые — лук, чеснок,
шиповник и прочие творения.
8. И не заметили, несчастные, относительно всех этих предметов, что они не
имеют никакой силы. И видя, что эти божества постоянно снедаются людьми,
сжигаются, приносятся в жертву и подвергаются гниению, они все же не поняли,
что таковые не суть боги. Итак, в великое заблуждение впали Египтяне, введя
подобных богов, в сильнейшее, чем все народы земли.
ХIII.
1. Но удивляюсь я, царь, на Эллинов, как они, отличаясь от прочих народов
обычаями и образованностью, заблудились, дошедши до поклонения бездушным
идолам и бесчувственным изображениям?
2. Удивляюсь, как они, видя своих богов, обделываемыми от мастеров,
привязываемыми и вращаемыми ими, стареющими от времени, разрушающимися и
уничтожимыми, не поняли относительно их, что это не боги? Ибо, когда они не
были в состоянии ничего сделать для собственного спасения, то как же могут
они промышлять о людях?
3. Поэты же и философы их, желая своими творениями и сочинениями почтить
своих богов, говорят, что они (идолы) сделаны в честь Бога — Вседержителя и
подобны Ему, Тому, Кого никогда никто не видал, чтобы судить, на что он
похож, и никто увидеть не может.
4. И они рассуждают о Нем, как об имеющем некоторый недостаток, когда
говорят, что Он нуждается в жертве и возлиянии, в убийствах (людей) и в
храмах. Но Бог ни в чем не нуждается и ничего из этого не ищет и
заблуждаются люди, так ошибающиеся.
5. Поэты же их и философы, утверждая, что одна природа всех богов их, не
поняли, какова именно истинная природа Бога. Ибо, если тело человека, будучи
многочастно, не расстраивается в собственных частях, но гармонируя все
части, имеет их у себя в неделимом единстве, то как же в природе бога
допущена эта самая борьба и разногласие? Если бы существовала единая природа
богов, то невозможно было бы, что бог преследовал бога, или умерщвлял, или
бы вредил ему.
6. Когда же одни боги преследуются другими, заколаются, похищаются и
убиваются молнией, то, очевидно, тут уже не единая природа, а различные
понятия, все плохо составленные; так что никто из них не есть Бог.
7. Поэтому очевидно, царь, вся наука о природе богов есть заблуждение. Ибо
не должно считать богами видимых и невидящих, но невидимого и все видящего,
и все устрояющего, должно почитать за Бога.
8. Каким так же образом мудрецы и ученые из Эллинов не поняли, что у них
учредители законов осуждаются своими собственными законами? Ибо, если законы
справедливы, то боги их, творящие преступление закона всецело нечестивы,
будучи взаимоубийцами, волшебниками, ворами,
любодеями и мужеложцами. Если же они (боги) хорошо поступают, то,
следовательно, нечестивы законы, учрежденные богами. Если теперь законы,
одобряющие доброе и порицающие дурное, хороши и справедливы, то дела богов
их есть преступление; следовательно, боги их, как преступники, все подлежат
смерти, а выводящие таких богов — нечестивы.
9. Ибо если истории о богах — мифы, то они ни что иное, как только слова;
если они натуралистического характера, то уже это делающие и так страдающие
суть не боги; если же они — аллегории, то они ничто иное, как и мифы.
XIV.
1. Приступим теперь, царь, к иудеям, чтобы посмотреть, что мыслят и они о
Боге?
2. Иудеи, именно, говорят, что существует единый Бог, всемогущий Творец
всяческих и что не должно почитать что-либо иное, кроме одного только Бога.
3. И в том они, по-видимому, приближаются к истине выше всех народов, что
более почитают Бога, а не Его творения и что подражают Богу в человеколюбии,
помогая бедным, выкупая пленных, погребая мертвых и творя подобное этому,
угодное пред Богом и славное пред людьми, что они получили от своих предков.
4. Однако же и они уклонились от истинного познания и хотя в мыслях своих
думали, что служат Богу, по делам оказывалось, что служение их относится к
ангелам, а не к Богу, хотя они и соблюдают субботы и новомесячия и опресноки
и великий праздник (Пасху?) и обрезание, и воздержание в пище, впрочем, и
это все не особенно строго сохраняют.
XV.
1. Христиане же, царь, так как они всюду ходили и искали, обрели истину и,
насколько можно судить из их писаний, подошли к ней и к правильному познанию
гораздо ближе всех остальных народов.
2. Ибо они познали Бога Творца и устроителя всяческих и кроме Его не
почитают никакого иного Бога.
3. От Него они получили заповеди, которые имеют начертанными в сердцах и их
они сохраняют, ожидая воскресения мертвых и жизни будущего века.
4. Ради этого они не прелюбодействуют, не распутствуют, не
лжесвидетельствуют, не ищут чужого, почитают отца и мать, справедливо судят.
5. Чего не хотят себе, не делают того другому, обижающих их увещевают и
делают их полезными себе самим, стараются благодетельствовать даже врагам.
6. И жены их, царь, чисты, как девы, и дочери их благовоспитанны, и мужья их
воздерживаются от всякого беззаконного сожития и всякой нечистоты в надежде
на будущее воздаяние в том свете. Рабов же и рабынь, и детей, если их имеют,
они, из любви к ним, убеждают сделаться христианами и когда они становятся
ими, они без различия называют их братьями.
7. Они кротки и услужливы, ненавидят ложь и любят друг друга; вдовиц
призирают, сирот не покидают. Имея, охотно жертвуют неимущему. Когда увидят
иноземца, выходят из жилища и приветствуют его, как истинного брата, ибо и
самих себя они называют братьями, не по плоти, но по духу.
8. И когда кто-либо из бедных помирает, и его увидит кто-нибудь из христиан,
то он, по силе возможности, берет на себя заботу об его погребении. И если
они услышат, что кто-либо из них пленен, или терпит несправедливость за имя
Христа, они все заботятся о нем и, если возможно, освобождают его.
9. И если кто-либо из них беден или нуждается, они же не имеют лишних
жизненных припасов, то постятся в течении двух или трех дней, чтобы
восполнить его нужду
(удовлетворить ее). И заповеди Христа твердо сохраняют, живя благочестиво и
правосудно, сообразно с тем, как повелел им Господь Бог,
10. Благодаря Его на всякий час за всякую пищу и питье и прочие блага.
11. И когда кто-либо праведный из них умирает, они радуются и благодарят
Бога и провожают тело его, как бы переселяющегося из одного места в другое.
И когда у кого-либо из них рождается дитя, они славословят Бога; когда же
умирает младенец, они еще более прославляют Бога за то, что он (младенец)
прожил в мире безгрешным. Если же видят, что кто-либо из них умирает во
грехах, то горько плачут и стенают о нем, как об идущем на осуждение.
12. Таковы, царь, законы христиан и их нравы.
XVI.
1. Как люди, познавшие Бога, они просят Его только о том, что прилично Тому
дать, а им получить; и таким образом проводят жизнь. И так как они познали
на себе благодеяния Бога, то убеждены, что все прекрасное в мире существует
для них.
2. О добрых же делах, ими совершаемых, они не трубят в уши толпы, боясь,
напротив, что бы кто-либо не заметил этого, так что скрывают свой дар, как
кто-либо, обретший сокровище. И они стараются быть справедливыми, как люди,
ожидающие видеть Христа и с большой похвалой получить от него обещанное.
Итак, воистину это есть путь истины, который идущих по нему вводит в вечное
царство, обещанное Иисусом Христом в будущей жизни.
3. Учения же их и заповеди, и священное служение, и ожидание будущей жизни
ты, царь, можешь узнать из их писаний.
4. С меня же достаточно, что я вкратце познакомил Ваше Величество с
христианской истиной и их обычаями. Ибо, действительно, велико и достойно
удивления есть учение их для того, кто желает вникнуть и уразуметь его;
воистину, это новый народ и в нем божественное примешение.
5. И чтобы узнать тебе, царь, что все это я говорю не от самого себя, ты
вникни в писания христиан, и тогда найдешь, что, кроме истины, я ничего не
говорю.
И прочитав их писания, я уверовал в это и в будущее; и ради этого вынужден
открыть истину тем, которые имеют к ней склонность и ищут будущего мира.
6. И для меня несомненно, что ради молитв христиан стоит мир. Прочие же
народы и сами заблуждаются и других вводят в заблуждение, преклоняясь
(повергаясь) пред стихиями мира и блуждают во тьме, как бы ощупью,
сталкиваются друг с другом и падают как опьяненные.
XVII.
1. Здесь конец моего слова к тебе, царь! Ибо об остальном, находящемся, как
сказано, в их писаниях трудно даже и говорить; ими же это не только
говорится, но и делается.
2. Эллины же, царь, сами творя постыдное, до беззаконных связей с мужьями,
матерями, сестрами и дочерьми, вину своего нечестия обращают на христиан.
Христиане, наоборот, праведны и благочестивы, друзья истины и великодушны.
3. Так что, зная заблуждение их, они переносят насмешки и удары их и даже
еще более оказывают им сострадания, как людям, не ведущим истины, и молятся
за них, чтобы они обратились от своего заблуждения.
4. Если же случится кому-либо из них снова отпасть, то он, стыдясь пред
христианами своих поступков, снова исповедует Бога, говоря: "в неведении я
сотворил это", и он очищает свое сердце и прощаются ему грехи его, так как
он согрешил в то прошлое время, когда хулил и смеялся над познанием
христиан.
5. И действительно счастлив народ христианский выше всех народов земли.
6. Пусть же перестанут клевещущие и злословящие христиан и пусть они
возвестят истину. Ибо гораздо полезнее почитать Бога — Творца, чем пустой
звук.
7. Ибо сказанное христианами есть божественная истина, и учение их есть
дверь света.
8. Итак, пусть приступят все, неведущие Бога, и приимут Его нетленные и
вечные глаголы, чтобы, избегнувши наказания в грядущем страшном суде,
явиться участниками новой жизни.
Конец апологии философа Аристида.
|
На главную |