На главную |
04.01.2006 г.
ГРИГОРИЙ СИНАИТ (60-е г.г.
13 века - 40-е 14 века)
О безмолвии и молитве
Обстоятельное рассуждение... о безмолвии и молитве, сверх того о признаках
благодати и прелести и о том, какое различие горячности и энергии и как
легко впасть в прелесть без руководителя
Нам следовало бы, о знаменоносец Лонгин, сказать, согласно великому Учителю,
что для нас не надобно пособия от Писания и различных отцов, но быть, таким
образом, наученными Самим Богом. И будут, говорится, все научены Богом (Ин.
6, 45), то есть как бы от Него и чрез Него. [Непосредственно] же узнать и
изучить полезное удостоились не только мы [безмолвники], но и всякий, кто бы
то ни был из верующих, так что закон Духа носится начертанным на скрижалях
сердец наших и мы херувимски удостаиваемся беседовать с Иисусом посредством
чистой молитвы, что весьма дивно. Так как в момент возрождения мы —
младенцы, не понимающие благодати, не усматривающие обновления и не
сознающие ни чрезвычайных величия и славы, которые мы получили, ни
обязанностей душевно и духовно возрастать путем [исполнения] заповедей и
разумно знать, что мы приняли, то многие из нас по беспечности и страстному
навыку впадают в бесчувственность и омрачение. Мы не помним ни того, есть ли
Бог, ни того, кто мы и какими стали, сделавшись сынами Божиими, сынами
Света, детьми и членами Христа. Разве мы, если уже мужами крещаемся, то лишь
[крещаемся] в воде, а не ощущаем и Духа? Если мы в Духе обновлены и, веруя
бездоказательной, мертвой и недеятельной верой, утверждаем, что мы находимся
в сомнении [относительно своей облагодатствованности], то мы подлинно'
являемся, таким образом, плотскими, плотски живем и действуем. Когда же
раскаиваемся, то лишь внешне, а не сознаем, не выполняем духовно заповедей.
И благодать, удостаивающую некоторых своего обнаружения после их многих
трудов, мы принимаем [очевидно] как обман. Если слышим об ее действии от
иных, то по зависти полагаем, что это прелесть. Так до смерти мы остаемся
мертвыми — живущими и действующими не во Христе. И, что имели мы, то
вследствие неверия или отчаяния во время отшествия [из этого мира] и суда,
по Писанию, отнимается от нас (см.: Мк. 4, 25), не мысливших, что сообразны
отцу должны быть и дети — Божий от Бога и духовные от Духа. Рожденное от
Духа, сказано, дух есть (Ин. 3, 6). Но мы — плотские, хотя и предназначены
быть верными и небесными, и вследствие этого Дух Божий не пребывает в нас.
Потому и предал [нас] Господь разграблениям и пленениям и умножил
кровопролития, справедливо желая нас улучшить и научить веровать или
залечить [наше] зло сильнейшими целебными средствами.
2. С помощью Бога, дающего слово благовествующим о духовных благах, прежде
всего надлежит сказать о том, как может кто найти или, лучше, уже нашел
приобретенное, то есть получил чрез крещение Христа в Духе, согласно
апостолу Павлу, утверждавшему: "Разве вы не знаете, что Христос Иисус живет
в сердцах наших?" (см.: 2 Кор. 13, 5). Затем [скажем], как можно
усовершенствоваться и после того сохранить достигнутое. Самый лучший и
ближайший путь [к истине] — говорить сокращенно о предельном, имеющем
громадную широту, вместе с обусловливающим его средним. Многие предавались
подвигу до нахождения искомого, далее же не двигались и не заботились об
этом. Таковые довольствуются только началом, которое нашли и, претыкаясь,
идут ложным путем. Они думают, что шествуют вернои дорогой, а [на деле]
увлекаются в сторону от нее. Иные, достигши средней степени просвещения,
прежде конца изнемогли, впали в беспечность или, возвратившись к прежнему,
из-за нерадивой жизни стали опять новоначальными. Некоторые, вступившие в
меру совершенства, становясь по делам равными средним и новоначальным,
падают и изменяются в прежнее [состояние] по причине беззаботности и
самомнения. Новоначальным же, средним и совершенным свойственны: одним —
деятельность, другим — просвещение и последним — очищение души, или
воскресение.
3. Каким образом достигается действие. Действие Духа, которого мы
таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего
следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается исполнением
заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник
Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух]
свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании
чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о
Боге. Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее,
навыком же ко второму — ускореннее, если [только] напряженно и терпеливо
копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать
истину, не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие,
совершенно безвидное и необразное, а мечтательно не станем, [как] в зеркале,
усматривать ни образа, ни очертания лица, по-видимому, кого-либо из святых,
ни созерцать света, [так как] прелесть, особенно вначале, обыкновенно вводит
ум неопытных этими призраками в заблуждение. Будем заботиться только об
одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и
радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей. Потому
видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение,
тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее
действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь
радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет.
4. Признаки начала [действия] молитвы в тех, которые ищут его правильно, а
не как любопытствующие, таковы, согласно Премудрости, сказавшей, что она
приобретается теми, кто не испытует ее, и тем является, кто в нее верит
(см.: Прем. 1, 2). В некоторых действие] ее сказывается как восходящий свет,
в других — как трепетная радость, в прочих — как радость, в иных — как
смешение радости и страха, в некоторых — как трепет и радость, иногда же —
как слезы и страх. Радуется душа промышлению и милосердию Божию, страшится и
трепещет Его пришествия, будучи виновной во многих грехах. У иных вначале
происходит неописуемое сокрушение и крайнее напряжение души, подобно скорби
рождающей и страдающей в муках рождения, по Писанию (см.: Откр. 12, 2), так
как живое и действенное Слово, то есть Иисус, как говорит апостол, проходит
до разделения души и тела, суставов и мозгов (см.: Евр. 4, 12), чтобы
насильственно отсечь страсти от всех частей души и тела. В других
[подвижниках] просвечивают несокрушимый мир и любовь в отношении всех, в
прочих — радость, которую отцы часто называют взыгранием, как силу духа, и
движением живого сердца. Это [состояние] еще именуется биением и дыханием
Духа, невыразимо обращающегося от нас к Богу (см.: Рим. 8, 26). Исаия
называет его волной правды Божией, великий Ефрем — острием, а Господь —
источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Водой, бьющей в сердце
и разливающейся с великой напряженной силой, [Господь] собственно назвал
[благодать] Духа.
5. Взыграние, или радость, имеет два различия, именно: есть радость
спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением
духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа],
восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого
сердца в Божественную воздушную сферу. Окрыляемая ревностью от Божественного
Духа и освобожденная от оков страстей, душа прежде смерти пытается
возвыситься к небу, неудержимо стремясь освободиться от тяжести [тела]. Это
[переживание] носит название волнения, воскипения и возбуждения духа
[соответственно словам]: Иисус Сам восскорбел духом, сильно возмутился и
сказал: где вы положили его? (Ин. 11, 33—34). Божественный же Давид
указывает на рознь великого и малого восторгов, говоря: Горы прыгали, как
овны, и холмы, как агнцы (Пс. 113, 4). Это он сказал о совершенных и
новоначальных подвижниках. [Иначе] было бы непонятным, если бы о бездушных,
а не об одушевленныхгорах и холмах вспоминал как о прыгающих.
6. Следует знать, что Божественный страх не имеет трепета, но трепетную
радость, образующуюся с помощью молитвы в пламени Божественного страха.
Здесь я разумею трепет не радости, а гнева или наказания и оставления
[свыше]; страх же [предполагаю] не от трепета перед гневом или наказанием,
но от мудрости, которая называется началом премудрости. Страх, называемый у
отцов двойственным, разделяется трояко: на вводный, совершенный и именуемый
собственно трепетом, то есть колебанием и сокрушением.
7. Трепет имеет многообразные оттенки: один — от гнева, другой — от радости,
следующий — от плотской страсти (когда вследствие избытка крови около
сердца, как говорят, происходит кипение), иной — от старости, так же от
греха или прелести, иной — от проклятия, павшего на человеческий род чрез
Каина. Сверх того, в начале подвижника борют трепет радости и трепет от
греха. Трепет [по природе своей] бывает не у всех одинаковый. Его признаки
двоякие: во-первых, трепетный восторг в великой радости и слезах, которыми
благодать утешает душу; во-вторых, неумеренное раэгорячение, гордость и
жгущее душу жестокосердие, возбуждающее члены [тела] к сожительству или к
телесной связи и любви и вызывающее разврат чрез согласие души с мечтаниями.
8. У всякого новоначального двояко действие [опыта] и без смешения
двойственным образом совершается в сердце: одно — от благодати и другое — от
прелести. Великий Марк Подвижник так свидетельствует об этом, говоря: "Есть
действие духовное и есть сатанинское действие, неизвестное разве младенцу".
И еще есть троякая теплота действия, возгреваемая в людях то благодатью, то
прелестью и грехом, то переполнением кровью, которое Фалассий Африканский
называл растворением и смешением, укрощаемым и усмиряемым умеренным
воздержанием.
9. Действие благодати есть сила огня Духа, которая в радости и веселии
сердца движет, укрепляет, согревает и очищает душу, прекращает как бы на час
помыслы и временно умерщвляет телесное движение. Признаки и плоды
[благодати], обнаруживающие истину и непоколебимо удостоверяющие нас в ней,
таковы: слезы, сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение,
замкнутость и прочие [добродетели] этого рода.
10. Действие прелести есть воспламенение греха, разгорячающее душу в
услаждении, пробуждающее бешеное страстное влечение к плотскому сожительству
в телесном движении. По святому Диадоху, беспорядочно и бессмысленно все,
что отличается неразумной радостью, или все, что, по справедливому
выражению, непитательно, весьма содействует страстности теплохладными
наслаждениями и доставляет похоти при сотрудничестве ненасытного чрева
вещество разжигающего удовольствия. Отсюда [действие прелести] привлекает и
разгорячает к плотскому смешению и по той причине движет, жжет и приковывает
к себе душу, чтобы человек навыком в сладострастии мало-помалу изгонял из
себя благодать.
|
На главную |