Мы объединяем тех, кто хочет вплести свой труд в ткань национальной государственности
Российский Собор Православных Предпринимателей
Информационный портал

Библиотека Православие Обращение Планы Наша позиция Партнеры Контакты
 

 

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинскя пустынь

С давних времен в России существовали места, куда душа русского человека тянулась, искала успокоения и утешения в скорбях. Троице-Сергиеева Лавра, Лавра Киево-Печерская, Оптина пустынь в Калужской губернии - самые известные из них. Эти духовные центры известны были всем. Было такое святое место и на Астраханской земле, когда-то очень известное, но сейчас совсем почти забытое. Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями в глубь веков.

В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель астраханского Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.

В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня -чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул - патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стоящей на берегу речки Чурки. В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание. принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь и осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь и погребен был монахами. С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками. При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою». Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей; были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России. При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью, центром Российского старчества. При приемнике старца Евгения – архимандрите Паисии (1854 – 1867 г.г.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой  Глинской пустыни, второго после Оптиной центра Российского старчества, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с уставом Глинской пустыни. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей. Богослужение здесь начиналось в два часа ночи и длилось до полудня, монахи не имели никакого имущества и жили в полном послушании настоятеля и старцев.

То что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите  Македонии (Жирове)  (1900 – 1914 г.г.)  также выходце из Глинской пустыни, который привез с собой на Чурку несколько десятков монахов. Также этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа. В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин)   позже   последний   архимандрит   монастыря,   был   старец: высокой   жизни, молитвенник. По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сада и виноградники, многочисленное поголовье скота. При монастыре находились школа, больница и аптека. Дорога от монастыря до села Большой Магой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор. Но  богатство обители в первую очередь обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек.

Когда монастырь в 1919 году закрыли ни местное сельское общество, ни расположенный в его  стенах  детский  интернат не знали  что делать  со  столь  обширным  хозяйством. Инвентарь  ржавел  под открытым  небом, сады хирели,  огород зарастал,  помещения рушились на глазах. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же, в последствии располагались то  интернат, то санаторий, то туберкулезная больница.  Последней,  в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.

Сейчас на «Высокой   горе» тихо так как, наверное, в первоначальные времена. Будто Господь специально освободил это место, чтобы возродить прежнюю монастырскую славу. Трудно поверить, но всякий кто идет сюда с нечистым намерением - обжигается, понимая всю кощунственность своих замыслов. Господь словно показывает всем - это место святое, не трогайте его. А пока на это святое место ; Господь начинает приводить паломников, верующих людей, каждого своим путем. И всякого, кто хоть раз побывает здесь, тянет вновь на «Высокий бугор» с неимоверной силой. Даже если человек и не очень укрепленный в вере - ощутив здесь благодатную силу, он не может без слон любви вспоминать о Чуркинской пустыни. Особенно притягивает людей могилка старца архимандрита Евгения. На его могилке многие уже получили исцеление, помощь в своих сложных   житейских   ситуациях. Чувствуют  люди   и   молитвенную   помощь  других монастырских старцев, которых здесь погребено немалое множество. И царит здесь молитва, монастырский дух, отгоняя все внешнее и суетное. Верится, что эта благодатная сила,  сокрытая  под спудом  «Высокой  горы»  скоро  откроется  людям,  и  оживет, и поднимется прежняя обитель, привлекая к себе все новые страждущие души, ищущие покой и утешение.