На главную

В. С. Безрукова,
д. пед. н., проф. кафедры управления персоналом ЛГУ им. А. С. Пушкина
18.01.2008 г.
Собор православной интеллигенции


СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ: НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ



Несмотря на то, что история российского образования оставила нам в наследство до сих пор непревзойдённые педагогические труды, а дореволюционная школа была по сути и содержанию обучения православной, сегодня в деле становления православной педагогики приходится начинать всё сначала. Новые условия, новые задачи, новые исполнители не позволяют довольстваться только возрождением прошлых идей и подходов.

Значение формирования православной педагогики как науки и практики трудно переоценить. Существующая светская педагогика, смеем утверждать, сегодня находится в кризисе и, прежде всего, по мировоззренческим причинам. Она пытается подпитываться то педагогикой прошлого, то западными идеями, стремясь при этом сохранить независимое от мировоззренческих позиций положение, чтобы выглядеть более научной и более объективной. Этот всеядный «научный либерализм» выглядит предательством по отношению к тому, что реально творится с нашими людьми. На этом фоне педагогика, определившаяся мировоззренчески, выглядит более реалистичной благодаря своей определённости и охранительному свойству по отношению к человеку. Таковой сегодня является православная педагогика как педагогика воспитания православных и православно ориентированных граждан нашего Отечества. Эта педагогика противостоит разрушительным реалиям сегодняшнего дня.

На православную педагогику самой историей возложена великая миссия: то, что не сумела она выполнить в начале XX века, ей предстоит сейчас, в более сложных и противоречивых условиях. Но для этого ей самой надо окрепнуть и возрасти до уровня общепризнанной науки, значит, пройти путь науковед-ческого становления и своего рода общественного «контроля». Ей и её представителям надо ответить, по крайней мере, на такие важнейшие вопросы: каков её объект и предмет познания, каковы отношения с другими науками, в частности, со светской педагогикой, каков понятийно-терминологический аппарат и каковы методы исследования? Всё это должно быть «своё», чтобы претендовать на особость и самостоятельность.

Православное миропонимание позволяет на все эти вопросы ответить принципиально по-новому. Её объектом, и сегодня это очевидно, становятся Человек Воспитывающий и Человек Воспитывающийся. Эта двоичность даёт новое видение Человека, с одной стороны, в его двух ролях одной личности, с другой, — в двух личностях и одной роли, роли всегда воспитывающегося и воспитывающего человека. Это не просто отношения воспитателя и воспитанника, это много сложнее и глубже, ибо охватывает пребывание человека вне и внутри себя как воспитателя и воспитуемого. Обращённость к общей жизни и сфере деятельности человека православного даёт право православной педагогике быть специальной отраслью науки, изучающей и прогнозирующей становление человека в этих специфических условиях.

Предметом православной педагогики давно «просятся» стать «воспитательные отношения» Это опять же не те отношения воспитателя и воспитанника, которые следует закреплять в праве и строить этично, о чём пишет светская педагогика, относя эту проблему к частным в своей науке. Воспитательные отношения в православной педагогике — это отношения, вмещающие в себя отношения между Человеком Воспитывающим, Богом и Человеком Воспитывающимся. Это сложнейшая и не во всём постижимая конструкция. Способы анализа таким образом понимаемых воспитательных отношений следует черпать из богословских наук.

Нам думается, что «восстающая из пепла» новая православная педагогика возвратит в число своих важнейших научных категорий просвещение, ибо этим восстановит ведущее место мировоззрения как методологической основы всякого социального научного знания. Принципиально иной подход к объекту и предмету своего исследования побудит православных педагогов перевести из числа «рядовых» педагогических понятий в категории самовоспитание, самообразование, самообучение. Будут также пересмотрены содержание таких категорий, как воспитание, образование, обучение и уточнены человек, личность, развитие. Вся эта сложная работа над понятиями должна быть проделана сейчас, в союзе православных педагогов со специалистами-богословами и светскими педагогами.

Особый вопрос о методах педагогического исследования. Довольствоваться теми методами, которые достаточно хорошо отработаны светской педагогикой, тоже нельзя. Так, использование методов герменевтики, апофатического и катафатического анализа значительно продвинут педагогическое проникновение в суть явлений воспитания и обучения. Учёному педагогу, да и практику тоже придётся, с одной стороны, искать опосредованные пути к внутреннему собственному миру и миру ребёнка, с другой — учиться «соединять» слова и дела любого человека в единую систему и только так судить и о нём, и о последствиях его реальных деяний. Апофатическое мышление — осторожное, ненавязчивое, никогда не конечное, постоянно развивающееся, глубинное, далёкое от привычной ограниченности рационального. Катафатическое мышление способствует познанию одного через другое и переводу содержания из одной внешней формы в другую... И то, и другое совсем не развито в современных светски воспитанных людях. Овладевая этими методами, мы почувствуем, насколько примитивны наши опросы, тесты, замеры нравственных качеств! поскольку сумеем более глубоко познать и себя, и внешний мир.

Науковедческая проработка православной педагогики позволит сформировать её по канонам современных наук, что, в свою очередь, сделает возможным обретение статуса одной из отраслей педагогического знания, каковыми, например, являются этнопедагогика, медицинская, военная и другие. Онадолжна быть узаконена в государственном классификаторе наук как наука, предназначенная для широкого светского использования. Спор о противопоставлении светского и религиозного, кажется, давно закончен. Светское может быть и религиозным, и атеистическим, между которыми и идёт выбор. Для воспитания Церковью своего клира и прихожан есть другая наука, относящаяся к богословским, а именно — церковная педагогика. Признание возможности православного воспитания в светских учреждениях (не воцерковления) для лиц, избравших этот жизненный путь, и будет означать обретение свободы, без чего невозможно нравственное оздоровление общества.


На главную