В. О. Дихтиевский,
Жизнь русского человека всегда была ориентирована на
стремление быть с Богом, слышать Его и своей земной жизнью деятельно
утверждать любовь к Нему. Это требует отречения человека от эгоизма,
обусловленного его падшей природой, наличия определенной среды, в качестве
которой для мирянина и выступает православная семья — школа любви, терпения
и смирения. Несмотря на множество катаклизмов, которые произошли за
последние десятилетия, на изменения политических систем, каждая из которых
пыталась привить свое видение и идеологию относительно института семьи и
брака, русский человек до сих пор воспринимает семью как хранительницу
традиций, которые неотделимы от христианских ценностей. Семья — малая Церковь — это основание традиционно
русского общества, которое в течение своей многовековой истории сохраняло и
передавало из поколения в поколение опыт семейных отношений как необходимое
условие стабильности и духовного роста потомков. Периоды смуты приводили к
упадку Духовности, который порождал тяжелейший человеческий недуг — неверие.
Один из таких периодов мы наблюдаем сейчас, когда стремление реализации
«личных желаний» начинает преобладать над великой силой любви и приводит
человека в сети «разумного эгоизма», где заканчивается «общее» и начинается
«личное», как якобы единственно возможное проявление силы человека в
современном обществе. Отсюда и постепенная деградация института
семьи, который будто бы не даёт человеку возможности проявить своё «Я»,
зажимает его в границы ответственности, смирения, доверия, терпения, то есть
требует от человека любить, отвечать, доверять кому-то, когда, кажется,
можно преподнести всю гамму чувственных наслаждений только себе и для себя. Современный тип общества преподносит понимание семьи, где
во главу угла ставятся такие свобода и независимость, при которых понятие
«супруг» заменяется понятием «партнер»; семья ассоциируется лишь с понятиями
«временная» и «гражданская»; развод— это необходимость, а аборт— лечение
болезни, а не детоубийство. Семья служит цели сохранения и упрочнения народного,
именно в семье закладываются основы морали и нравственности, она
воспитывает, социализирует человека в обществе. Разрушение института семьи,
способствуя нарушению самого уклада жизни, создает проблему сиротства и
беспризорничества. Поэтому важно не забывать истинного смысла и назначения
семьи. Отступление воспитания и образования на всех уровнях, от
семейного до государственного, от святоотеческих христианских традиций
приводит к нарушению общественного уклада жизни и его центральной единицы —
христианской семьи. Каковы же пути выхода из кризиса? Важно отринуть
эгоцентрическую замкнутость на себе и своём, ведущую к потере внутреннего
ощущения сопричастности к Богом сотворенному миру. Возврат духовной
семейственности как основы церковной соборности, вырастающей из земного
опыта семейной жизни, приводит нас к истинному пониманию своей внутренней
сущности. Сосредоточившись на возрождении православной семьи, выстраивая на
божественной заповеди любви к ближним взаимоотношения между родителями и
детьми, братьями и сестрами, мы сумеем стать на путь сохранения и
возвеличения русской нации, где семья — суть маленькое государство, а
государство — большая христианская семья. Решение проблемы должно быть найдено как на
государственном уровне, так и на уровне церковном и семейном. Для
государства — это реальное осуществление федеральных и региональных программ
поддержки семьи, здравоохранения, образования, финансового и морального
стимулирования деторождения и подобных, а также законодательное решение
проблемы убийства во чреве. Особенно важна работа церковная: монастырей,
приходов, братств, сестричеств для сохранения русской нации через проповедь,
создание детских приютов, больших семей, личные примеры воцерковления
семейных отношений, возвращение утраченных семейных ценностей. Лишь основоположение на камне веры, начавшееся с семьи,
продолженное волевыми усилиями её воцерковленных членов, сможет привести к
симфонии Государства и Церкви как оплоту русской нации. |