На главную

В. О. Дихтиевский,
помощник Председателя Православного братства в честь св. Архистратига Михаила, г. Минск,
 e-mail: vitphil@yandex.ru
18.02.2008 г.
Собор православной интеллигенции


ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ -
ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ НАЦИИ



Говоря о Православии и сохранении русской нации, а лучше сказать — русского народа, необходимо определить основания и устои, его образующие и сохраняющие. Это единство территории, истории (источника коллективной и культурной памяти) и ценностной нормативной системы (веры). Уже в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что основная проблема России— это проблема прироста и сбережения народа, так как именно от её решения зависит процветание и могущество государства. Защита и сбережение народа предполагает защиту и сбережение пространства, на котором народ проживает — и это одна из главных задач любых властных форм на территории России, где рост народонаселения — рост количественный, культурный и духовный — должен способствовать «обживанию» имеющегося русского пространства. Поэтому принципиальны не некие «общечеловеческие» факторы, а упомянутые конкретные проблемы русского народа, на плечах которого издревле покоилось величие Российского государства. Для решения этих глобальных задач нужно обратиться к коренным скрепам единения и устойчивости народной: семье и воспитанию детей на осмысленных христианских началах.

Жизнь русского человека всегда была ориентирована на стремление быть с Богом, слышать Его и своей земной жизнью деятельно утверждать любовь к Нему. Это требует отречения человека от эгоизма, обусловленного его падшей природой, наличия определенной среды, в качестве которой для мирянина и выступает православная семья — школа любви, терпения и смирения.

Несмотря на множество катаклизмов, которые произошли за последние десятилетия, на изменения политических систем, каждая из которых пыталась привить свое видение и идеологию относительно института семьи и брака, русский человек до сих пор воспринимает семью как хранительницу традиций, которые неотделимы от христианских ценностей.

Семья — малая Церковь — это основание традиционно русского общества, которое в течение своей многовековой истории сохраняло и передавало из поколения в поколение опыт семейных отношений как необходимое условие стабильности и духовного роста потомков. Периоды смуты приводили к упадку Духовности, который порождал тяжелейший человеческий недуг — неверие. Один из таких периодов мы наблюдаем сейчас, когда стремление реализации «личных желаний» начинает преобладать над великой силой любви и приводит человека в сети «разумного эгоизма», где заканчивается «общее» и начинается «личное», как якобы единственно возможное проявление силы человека в современном обществе. Отсюда и постепенная деградация института семьи, который будто бы не даёт человеку возможности проявить своё «Я», зажимает его в границы ответственности, смирения, доверия, терпения, то есть требует от человека любить, отвечать, доверять кому-то, когда, кажется, можно преподнести всю гамму чувственных наслаждений только себе и для себя.

Современный тип общества преподносит понимание семьи, где во главу угла ставятся такие свобода и независимость, при которых понятие «супруг» заменяется понятием «партнер»; семья ассоциируется лишь с понятиями «временная» и «гражданская»; развод— это необходимость, а аборт— лечение болезни, а не детоубийство.

Семья служит цели сохранения и упрочнения народного, именно в семье закладываются основы морали и нравственности, она воспитывает, социализирует человека в обществе. Разрушение института семьи, способствуя нарушению самого уклада жизни, создает проблему сиротства и беспризорничества. Поэтому важно не забывать истинного смысла и назначения семьи.

Отступление воспитания и образования на всех уровнях, от семейного до государственного, от святоотеческих христианских традиций приводит к нарушению общественного уклада жизни и его центральной единицы — христианской семьи.

Каковы же пути выхода из кризиса? Важно отринуть эгоцентрическую замкнутость на себе и своём, ведущую к потере внутреннего ощущения сопричастности к Богом сотворенному миру. Возврат духовной семейственности как основы церковной соборности, вырастающей из земного опыта семейной жизни, приводит нас к истинному пониманию своей внутренней сущности. Сосредоточившись на возрождении православной семьи, выстраивая на божественной заповеди любви к ближним взаимоотношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, мы сумеем стать на путь сохранения и возвеличения русской нации, где семья — суть маленькое государство, а государство — большая христианская семья.

Решение проблемы должно быть найдено как на государственном уровне, так и на уровне церковном и семейном. Для государства — это реальное осуществление федеральных и региональных программ поддержки семьи, здравоохранения, образования, финансового и морального стимулирования деторождения и подобных, а также законодательное решение проблемы убийства во чреве. Особенно важна работа церковная: монастырей, приходов, братств, сестричеств для сохранения русской нации через проповедь, создание детских приютов, больших семей, личные примеры воцерковления семейных отношений, возвращение утраченных семейных ценностей.

Лишь основоположение на камне веры, начавшееся с семьи, продолженное волевыми усилиями её воцерковленных членов, сможет привести к симфонии Государства и Церкви как оплоту русской нации.


На главную