Л.Н. Голубева,
Восстановление нравственного авторитета семьи как главной
ячейки общества — насущная задача, решение которой невозможно без
совместного участия общественных сил: школы, патриотических общественных
организаций, Русской Православной Церкви. Так, в Основах социальной
концепции РПЦ, принятой Архиерейским Собором (Москва, 13—16 августа, 2000),
обращается внимание на необходимость «соработничества Церкви и государства в
поддержке института семьи, материнства и детства...». [1] Истоки формирования семьи как социального института
восходят к эпохе патриархата (первобытнообщинный строй). В Древнем мире
появилось понимание формально-правовой основы брака (имущественные отношения
при разводах, наследственное право детей). Однако с распространением
христианства — духовной доминанты Средневековья — в обществе утверждается
понимание семьи не просто как «ячейки общества», а как «таинства», т. е.
семейному союзу стал придаваться сакральный смысл (венчание на супружеский
союз и ниспослание благодати на рождение и христианское воспитание детей). В
символической форме православную семью можно представить в виде храма
(«Домашняя Церковь»), где муж главенствует в доме как священник в храме,
задает духовный строй и порядок жизни, а жена является его помощницей и
союзницей, содействуя, как диакон во время Литургии, осуществлению
задуманных целей и жизненных планов. На Руси христианское понимание семьи было укреплено в
«Домострое», регулирующем отношения родителей и детей, мужа и семьи. Но
европеизация России в эпоху реформ Петра I приводит к разрушению
христианских воззрений на семью, её общественные функции, и к проникновению
в неё светских начал. Русские художники П. А. Федотов (1815-1852) и В. В.
Пукирев (1832— 1890) в своих картинах показали проникновение в семью духа
«торгашества» и превращения брака в денежную сделку. В пореформенной России 70-х годов XIX века возникает
дискуссия о положении женщины в обществе, в результате чего появились две
противоборствующие стороны: прогрессисты, выступавшие за право женщины быть
равной с мужчиной в экономической, социальной и профессиональной сферах;
защитники патриархальной домостроевщины, обеспокоенные деградацией семьи как
социального института. Деятель русского легального марксизма Г. В. Плеханов
выступал за социальное освобождение женщины и настаивал на «социологическом
объяснении» конфликтогенности отношений в семье. [3, с. 803] Его заветы
воплотились в декрете о женском равноправии в первые дни Октябрьской
революции, а затем в Законе о браке и семье (1918). Позже, в конце 1925 г.,
по инициативе ВЦИК началось всенародное обсуждение «Кодекса о браке, семье и
опекунском праве». Всенародное обсуждение Кодекса было продиктовано
необходимостью слома стереотипов образа женщины в общественной психологии.
Стране нужен был новый тип женщины — активный строитель социализма,
работник, ученый и т. д. Но дискуссия по поводу новой роли женщины в обществе
показала живучесть элементов «Домостроя», который укреплялся авторитетом
христианского вероучения, в котором семья трактуется как «Домашняя Церковь»,
поэтому главой семьи должен быть муж, а дело воспитания детей лежит на
матери. Татьяна Осипович приводит высказывание члена ВЦИК А. Платова:
«Крестьянское население еще крепко держится за брак религиозный, и брак в
крестьянском быту является еще не игрушкой, которую, сегодня можно создать,
а завтра или через неделю разрушить. Новый проект закона — проект
многобрачия и многоженства — в деревне считается беззаконием». [4, с. 163] Опыт решения «женского вопроса» в первые годы советской
власти показывает, что одни законодательные акты не могут автоматически
поднять престиж женщины в обществе, ибо тендерный конфликт — цивилизационный
конфликт, который эволюционировал по пути повышения престижа мужчины по
сравнению с женщиной. Н. Н. Коростелева пишет: «Сегодня на вершине
треугольника прогресса продолжается оставаться мужчина, выступая как символ
технократической цивилизации. У основания треугольной конструкции находится
женщина и планетарные ресурсы, природные закономерности гармонического
развития. Но взаимообусловленное развитие планеты и человечества требует
перестройки создавшегося положения. Природа, её законы должны
главенствовать, а у основания фигуры необходимо поставить мужчину и
женщину». |5, с. 5031 |