На главную

Л.Н. Голубева,
Д. ф. н., проф. кафедры философии Елецкого гос. университета им. И. А. Бунина;
Л.А. Карташова,
лаборант Елецкого гос. университета им. И.А. Бунина, e-mail: Karlyl@yandex.ru
Собор православной интеллигенции
31.03.2008


«ЭВОЛЮЦИЯ» РЕЛИГИОЗНОГО (ПРАВОСЛАВНОГО)
И СВЕТСКОГО ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ
КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В РОССИИ XIX-XX ВВ.



Тема сохранения нации актуальна в постсоветской России. Кризисные явления переходного периода: падение рождаемости, рост детской беспризорности и преступности стали следствием деградации семьи как социального института.

Восстановление нравственного авторитета семьи как главной ячейки общества — насущная задача, решение которой невозможно без совместного участия общественных сил: школы, патриотических общественных организаций, Русской Православной Церкви. Так, в Основах социальной концепции РПЦ, принятой Архиерейским Собором (Москва, 13—16 августа, 2000), обращается внимание на необходимость «соработничества Церкви и государства в поддержке института семьи, материнства и детства...». [1]

Истоки формирования семьи как социального института восходят к эпохе патриархата (первобытнообщинный строй). В Древнем мире появилось понимание формально-правовой основы брака (имущественные отношения при разводах, наследственное право детей). Однако с распространением христианства — духовной доминанты Средневековья — в обществе утверждается понимание семьи не просто как «ячейки общества», а как «таинства», т. е. семейному союзу стал придаваться сакральный смысл (венчание на супружеский союз и ниспослание благодати на рождение и христианское воспитание детей). В символической форме православную семью можно представить в виде храма («Домашняя Церковь»), где муж главенствует в доме как священник в храме, задает духовный строй и порядок жизни, а жена является его помощницей и союзницей, содействуя, как диакон во время Литургии, осуществлению задуманных целей и жизненных планов.

На Руси христианское понимание семьи было укреплено в «Домострое», регулирующем отношения родителей и детей, мужа и семьи. Но европеизация России в эпоху реформ Петра I приводит к разрушению христианских воззрений на семью, её общественные функции, и к проникновению в неё светских начал. Русские художники П. А. Федотов (1815-1852) и В. В. Пукирев (1832— 1890) в своих картинах показали проникновение в семью духа «торгашества» и превращения брака в денежную сделку.

В пореформенной России 70-х годов XIX века возникает дискуссия о положении женщины в обществе, в результате чего появились две противоборствующие стороны: прогрессисты, выступавшие за право женщины быть равной с мужчиной в экономической, социальной и профессиональной сферах; защитники патриархальной домостроевщины, обеспокоенные деградацией семьи как социального института.

Деятель русского легального марксизма Г. В. Плеханов выступал за социальное освобождение женщины и настаивал на «социологическом объяснении» конфликтогенности отношений в семье. [3, с. 803] Его заветы воплотились в декрете о женском равноправии в первые дни Октябрьской революции, а затем в Законе о браке и семье (1918). Позже, в конце 1925 г., по инициативе ВЦИК началось всенародное обсуждение «Кодекса о браке, семье и опекунском праве». Всенародное обсуждение Кодекса было продиктовано необходимостью слома стереотипов образа женщины в общественной психологии. Стране нужен был новый тип женщины — активный строитель социализма, работник, ученый и т. д.

Но дискуссия по поводу новой роли женщины в обществе показала живучесть элементов «Домостроя», который укреплялся авторитетом христианского вероучения, в котором семья трактуется как «Домашняя Церковь», поэтому главой семьи должен быть муж, а дело воспитания детей лежит на матери. Татьяна Осипович приводит высказывание члена ВЦИК А. Платова: «Крестьянское население еще крепко держится за брак религиозный, и брак в крестьянском быту является еще не игрушкой, которую, сегодня можно создать, а завтра или через неделю разрушить. Новый проект закона — проект многобрачия и многоженства — в деревне считается беззаконием». [4, с. 163]

Опыт решения «женского вопроса» в первые годы советской власти показывает, что одни законодательные акты не могут автоматически поднять престиж женщины в обществе, ибо тендерный конфликт — цивилизационный конфликт, который эволюционировал по пути повышения престижа мужчины по сравнению с женщиной. Н. Н. Коростелева пишет: «Сегодня на вершине треугольника прогресса продолжается оставаться мужчина, выступая как символ технократической цивилизации. У основания треугольной конструкции находится женщина и планетарные ресурсы, природные закономерности гармонического развития. Но взаимообусловленное развитие планеты и человечества требует перестройки создавшегося положения. Природа, её законы должны главенствовать, а у основания фигуры необходимо поставить мужчину и женщину». |5, с. 5031
__________________
1. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва 13-16 августа 2000 гола. По материалам интернет-ресурса http://www.russian-orthodox-church.org.rn
2. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. — М.: 2002.
3. Плеханов Г. В. Генрик Ибсен (1906—19О8)/Г. В. Плеханов Искусство и литература М 1948.
4. Осипович Т. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Общественные науки и современность. — 1994. — №1.
5. Коростелева Н. Н. Эволюция тендерного конфликта как цивилизационная проблема // Человеке современных философских концепциях: материалыТретьей межд. науч. конф., г. Волгоград, 14-17 сентября 2004г. в 2-х тт., Т.2. — Волгоград, 2006.


На главную