Н. В. Миронова,
По словам В. Г.Федотовой, «... реальным механизмом
ценностных изменений становится массовая культура...». [1, с. 18] Хотелось
бы добавить, что не просто массовая культура является сегодня источником
разрушения традиционных ценностных установок, а западная (преимущественно
англоамериканская) массовая культура. Посредством СМИ эта культура из мира
внешнего вторгается во внутренний мир человека, разрушая и наполняя его
лжесмыслами и бездуховностью. Такая культура не предполагает наполнения
внутреннего мира человека высшими духовными ценностями, напротив, она
направлена на разрушение духовности, на деморализацию и дестабилизацию
личности. Она формирует человека, лишенного духовного стержня, а, значит,
неспособного адаптироваться в сложном, быстро меняющемся мире. Как
справедливо отмечает О. Николаева, «... можно говорить о современной
культуре как о культуре, не укорененной в глубинах человеческого духа, не
произрастающей в нем, не выращенной в подвиге культурного делания, а
являющейся для человека чем-то искусственным, внешним, навязанным и чужим, а
главное — намеренно неадекватным». [2, с. 101] Немалую роль в разрушении традиций и высших духовных
ценностей играет постмодернизм. Как пишет О. Д. Олейникова, одним из
свидетельств «...инверсии ценностной картины мира является опыт постмодерна,
в рамках которого сознательно отвергаются все нормы и ограничения,
выработанные предшествующей культурной традицией». [3, с. 74] Одной из задач
постмодернизма является конструирование искусственного эклектичного мира,
мира, в котором нет границ между реальностью и виртуальностью, порядком и
хаосом и т. д. Мир с позиций постмодерна представляет собой грандиозный
спектакль, утративший свою целостность и превратившийся в раздробленный мир. Раздробленный мир, в котором отсутствует ценностная
вертикаль, способствует формированию раздробленного сознания. Отсюда
растерянность современного человека, неумение адаптироваться к условиям
бытия и адекватно реагировать на вызовы современности. В современных условиях кризиса духовной культуры
возрастает роль православно-ориентированного образования, особенно его
воспитательной стороны. Воспитательные ценности Православия генетически
заложены в душе русского человека. Современный исследователь Н. А.
Бенедиктов называет такие ценности «святынями», относя к их числу — Родину,
веру, друга, природу, красоту, свободу и др. [4, с. 105—108] Эти
ценности-святыни имеют совершенно иную природу и направленность, нежели
навязываемые сегодня ценностные ориентации западной (англо-американской)
массовой культуры, о которых речь шла выше. Ценности-святыни направлены на
созидание человека как высокодуховной личности, на развитие чувства
патриотизма, любви и добра по отношению к ближнему и природе, на
формирование эстетического вкуса и т. д. Православные ценности-святыни ведут
к очищению и раскрытию истинной духовной природы человека. Даже если речь
идет об одной и той же ценности, то она по-разному понимается в Православии
и западной культуре. Например, «... свобода понимается в Православии, прежде
всего, как ответственность человека за выбор своих поступков, а не в
западноевропейском смысле — как право индивида поступать в соответствии со
своими желаниями». [4, с. 70] Спасение нации, возрождение традиций русского народа
сегодня является главной задачей всех подсистем общества, и, в первую
очередь, образования. Более того, речь должна идти не просто о возрождении
традиций, а об их активном использовании в жизни социума. С. И. Гессен
справедливо указывал на то, что «только приумножая культурное достояние
предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной
памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях». [5, с. 344] Цель православно-ориентированного образования — пробудить
в душе каждого воспитанника накопленные многовековым опытом ценности родного
народа, помочь активно использовать их в реальной жизни и, тем самым,
вы-работатьспособность противостоять пагубному влиянию извне. Как отмечает
В. Д. Шадриков, «воспитание в свете Православия есть помощь человеку в
освобождении от власти греха, помощь в раскрытии образа Божия». [6, с. 95] В этом отношении показателен пример продолжателей
традиций русской школы. Яркими приверженцами национальной школы выступали Ф.
М.Достоевский, В. О. Ключевский, Д. И. Менделеев, К. Д. Ушинский и многие
другие. Безусловно, положительным моментом является то, что идеи русской
национальной школы разделяют и воплощают на практике и многие современные
ученые и педагоги. Например, модель «Новая русская школа», которая
осуществляется на базе школы № 141г. Москвы. [7, с. 225-226] Таким образом, в условиях негативных ценностных изменений
в современном российском обществе образовательная система должна быть
сориентирована на возрождение и сохранение традиций русского народа и в
целом богатого культурного наследия Святой Руси. Поэтому приоритетную
позицию в образовательной сфере должно занять православно-ориентированное
образо -вание, воплощающее в теории и на практике высокие идеалы
Православия. _______________ |