На главную

Т. Г. Жураховская,
ассистент кафедры иностранных языков СГПИ, г. Ставрополь,
 e-mail: tatyana_zhur@mail.ru
Собор православной интеллигенции
02.04.2008


ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ В УЧЕНИИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО



В настоящее время в связи с усилением агрессивных тенденций в современном обществе, в особенности же — в молодежной среде, основополагающими моментами в построении всей системы учебно-воспитательного процесса признаются идеи педагогики ненасилия, главными из которых являются гуманизм и свобода личности. Одни исследователи обращаются ктрудам западных ученых, рассматривавших этот вопрос, другие — к опыту некоторых отечественных педагогов, а между тем, потенциал педагогики ненасилия в православном вероучении является до сих пор востребованным лишь в незначительной мере.

Православию принадлежит особая роль в развитии духовности, культуры и образования в России. Христианская религия — это, прежде всего, религия любви. Эту мысль развивают святые отцы Православной Церкви, в частности — святитель Тихон Задонский. «Бог есть любовь, — пишет он, — и сама Божественная Его любовь к люблению привлекает сердце человеческое». [1,с. 103] Святитель утверждает, что любовью должны быть проникнуты и семейное воспитание, и школьное образование — основные факторы, определяющие духовное становление человека. «Как маленькое деревцо, к которой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти: тако младый отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до конца жизни своея склонность будет иметь». [2, с. 58]

В своих поучениях Тихон Задонский называет воспитание детей чрезвычайно ответственным и священным делом, которое неразрывно связано со званием родителя. «Истинный отец, — пишет он, — не тот, который родил, но тот, который добре воспитал и научил». [2, с. 54] Необходимо помнить, что Бог также является Отцом человека, — замечает святитель. Поэтому в семейном воспитании Тихон Задонский отдает предпочтение методам, которые имеют своим основанием любовь к ребенку и напоминает родителям о необходимости просить помощи Самого Бога в наставлении детей, потому что многие факторы, имеющие влияние на духовное становление ребенка, ускользают от самого зоркого родительского взгляда. [3, с. 35]

Если ребенок совершает проступок, святитель предлагает сначала раскрыть ему зловредную сторону его действия, а затем наказать в соответствии с тяжестью проступка. В противном случае в характере ребенка образуется дурная привычка, впоследствии переходящая в злую страсть, которая, как огромное дерево «неудобно и с великою трудностию исторгается из земли; понеже глубоко корень свой в земли утвердило». [2, с. 60] Поэтому родители, если только любовь их к ребенку не является безрассудной, не станут потакать своеволию и непослушанию, а обязаны применить самые действенные меры, чтобы искоренить зло. «Сам Бог избранных чад своих наказует... неужели не любит их?

Да не будет! Его же бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. XII, 6).

Однако, все хорошо в меру, и «не должно в наказании безмерной строгости употреблять». [2, с. 60] «Берегись во гневе наказывать, но подожди, пока гнев укротится. С сожалением и ради исправления наказуй подначального твоего. Сие бо есть сердце и дух христианский — ближнему своему сострадать». [1, с. 151]

Кто же не желает наказывать детей, тому необходимо предупреждение самих злых поступков у ребенка. Для этого необходимо устранение поводов к совершению проступков и воспитание детей на добрых примерах. Поэтому, прежде всего, Тихон Задонский подчеркивает необходимость достойного поведения самих родителей как образцов для подражания. «Чтобы соблазну не подавать, но паче пример добрый показывать, родители, как в слове, так и в деле крайне должны осторожно поступать: не говорить ничего при них праздного, гнилого, скверного, хотя то и всегда от того должно удаляться». [2, с. 69-70] Также святитель Тихон настоятельно советует избегать дурного товарищества, потому, что нет ничего опаснее этого: «Злоба... как смола прилипчива и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их». [2, с. 69]

Еще в большей степени христианская любовь проявляется в заботе о духовных потребностях ребенка. Тихон Задонский рассматривает одну из них — «образование» как проявление образа Божия в человеке, затемненного грехопадением, через «просвещение». Однако в своих сочинениях святитель указывает, что многие родители допускают непоправимую ошибку, когда стараются сообщить своим детям, прежде всего, знания и небрегут о развитии нравственных сил души ребенка. «А без сего всякая наука ничтоже есть, и всякая мудрость буйство есть... Юное сердце, яко ко злу склонное, на всякое зло стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не воздерживается; а паче таковые, которые науками и художествами ум свой острят, но воли не исправляют, на всякая злая искусны бывают...». [2, с. 61—62]

Наконец, Тихон Задонский призывает педагога с почтением и благоговением относиться к каждому ребенку как к величайшему творению Божию. «И Бог его любит», — добавляет святитель.

В целом, анализируя работы Тихона Задонского, следует отметить, что его идеи о семейном воспитании и просвещении согласуются с направлением современной образовательной политики, что особенно заметно в условиях все большего обращения нашего общества к истинным ценностям, на страже которых стояла и стоит Русская Православная Церковь.

___________________
1. Иеромонах Николай (Павлык). Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского. — М.: Русский хронограф, 2004.
2. Попова А. Просветительская деятельность и учение об образовании и воспитании святителя Тихона Задонского// Народное образование, 1896. Кн. 1. — Январь.
3. Видякова З. В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского. —М.: Пересвет, 2004.


На главную