На главную

Федорова Т.Н.

Лингвистический аспект социального здоровья



Близким по значению понятию «здоровье» в русском языке служит понятие цельности, целостности: исцелять – значит возвращать к состоянию целостности, гармонии, единству духа, души и тела. Сложнейшая архитектоника психической деятельности человека встраивается в непостижимые для человеческого разума отношения между земным и Небесным, оставляя человеку небольшой участок твердой почвы под ногами – его сознание – и четко отмеренную для каждого, по мере его восхождения в личностном росте, долю способности к обратной связи - чтобы устоять, уцелеть – его высшее самосознание, творящееся в слове. Слово, божественный Logos, соединяет в человеке идеальное и материальное, вознося человеческую материальность до высот духа.
Известно, что слово, языковой знак, несет в себе двуединство означаемого и означающего, плана выражения и плана содержания, идеального и материального. Согласно классической формулировке видного отечественного психолога В.Н. Мясищева, «психика и сознание… представляют единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности». (1) В этой предельно точно выверенной формулировке содержится многообразие смыслов, глубинно подтверждающих, в частности, онтологический постулат о том, что все человеческое сознание социально по своей природе.
Слово, язык – тот универсальный инструмент, с помощью которого человек строит в своем сознании картину мира, связывая воедино опыт индивидуального и социального бытия; это тот «генетический код», который соединяет поколения людей в единую духовно-историческую общность, народ. Как язык, так и полноценный социум невозможны вне национальной почвы. Не случайно понятие «язык» синонимично понятию «народ». Язык аккумулирует в себе величайшее духовное богатство: литература, философия, все многообразие культурных проявлений, включая науку, неразрывно связанные с традицией, есть выраженное в Слове самосознание народа – отражение его духовной, психической и физической жизни. При помощи языка осуществляется трансляция культуры, всего опыта народной жизни, традиций, обычаев, обрядов, общественных установлений, норм поведения, идей и ценностей – всего того, чем определяется неповторимое своеобразие той или иной нации, многосвязного социального организма, объединенного и сцементированного государством, (2) - от поколения к поколению.
Человек, по выражению В.О. Ключевского, – существо духовное, историческое и «словомысленное». При помощи языка знания, информация, накопленный опыт передаются от одного человека к другому, что позволяет выйти за пределы собственного «Я», экстериоризировать индивидуальный опыт, привнести его в копилку коллективного знания (со-знания), коллективной памяти.
Язык и речь неотделимы от общественного бытия, так как представляют собой необходимое условие познавательной деятельности, становления личности, социализации человека. Это средство выработки мировоззрения, норм поведения, формирования ценностной системы личности и общества. При помощи и посредством языка формируется и существует сама понятийная система человека, понимаемая как обобщенное и опосредованное отражение реального мира, а также получает свое специфическое выражение один из главных принципов эволюции – одновременное приспособление к среде и выделение из среды. Именно благодаря языку человек наделен способностью к творческому самовыражению в любой сфере деятельности, а социализация каждого последующего поколения не ограничивается лишь отображением в его сознании духовного и социального опыта предшествующих поколений.
Социальные и духовные трансформации, каковы бы они ни были, изначально зарождаются в сознании людей. В идеальной, понятийной, «словомысленной» сфере в первую очередь происходят те процессы «выделения из среды», «выпадения из ряда», которых жаждет творческая природа человека: процесс мышления, позволяющий осуществить реализацию творческого потенциала, внутренне присущего человеку, получает свое окончательное оформление в слове. Мышление - это и есть поиск нестандартных путей решения все новых и новых задач, встающих как перед отдельным человеком, так и перед обществом в целом.
Нельзя, однако, упускать из виду и следующее обстоятельство, имеющее отношение к вопросу о роли и функции языка в социуме. Если, с одной стороны, верно утверждение, что язык - это система устойчивых символических значений, стабилизирующих наше бытие в мире («язык есть дом бытия», - сформулировал в свое время М. Хайдеггер), то, с другой стороны, несомненным представляется и обратное: обладая способностью преломлять мир в сознании человека с помощью тех или иных значений, язык оказывается мощнейшим средством манипуляции сознанием, воздействия на него в определенных целях, способным привести к деформации, искажению, мифологизации сознания, порождению фантомов, искусственных картин мира в сознании людей. Это средство и способ дестабилизации нашего бытия в мире и, как итог, – средство подчинения людей.
Подобно тому, как человек может иметь верное представление о мире только в том случае, если не ущербна его человеческая сущность и он наделен способностью к самозащите от искажений своей понятийной, «словомысленной» сферы, так и социум, в зависимости от того состояния, в котором он пребывает (здоровом, сбалансированном – кризисном – нездоровом, несбалансированном), порождает соответствующий тип обратной связи, тип отражения-отношения, выраженный, в первую очередь, в состоянии его языкового сознания.
Иными словами, проблема состояния языковой сферы общества, его речевой культуры, «проблема языка», если таковая возникает, в значительной мере обусловлена факторами социального порядка, а социальное самочувствие человека, включающее в себя чувство языкового комфорта-дискомфорта, наличие или отсутствие как возможности, так и способности к развитию и самореализации в вербальной сфере, навыков защиты сознания от искажений, напрямую зависит от состояния языковой среды данного общества.
Таким образом, будет, пожалуй, правомерным утверждение, что социальное здоровье в языковом (лингвистическом) аспекте представляет собой отражение отношения общества к человеку в сфере его неискаженного, целостного языкового сознания, наделенного способностью к самозащите от искажений и к творческой самореализации.
Несомненно, что те или иные социальные и - шире - цивилизационные трансформации в первую очередь связаны с изменениями, происходящими в сознании представителей социума, с теми изменениями, которые отражаются в состоянии языковой сферы, так называемой «логосферы», включающей в себя язык как средство общения и все формы вербального мышления. Как известно, попытки и успех в осуществлении всякого рода реформирования социума обычно предваряются или сопровождаются воздействием на языковое сознание социума, его понятийную систему с помощью многообразных способов и средств, в том числе, с помощью внедрения так называемого «новояза», описанного Дж. Оруэллом в знаменитом романе-антиутопии «1984». «Новояз» - это искусственный язык, в котором произведена замена исконных слов на иностранные или на слова со сдвинутой, измененной семантикой. Известно, к чему привели изменения в семантическом строе немецкого языка, которые намеренно внедрялись в Германии в тридцатые годы.
«Перестройка» и внедрение «нового мышления» в России, заведомо нацеленные на трансформацию, а затем и на слом предыдущего общественного строя, в течение ряда лет, начиная с конца 80-х годов, сопровождались лавиной чужеродных, малопонятных или исподволь сдвигающих исконную семантику слов-понятий, хлынувших в обыденное сознание. Примерами могут служить довольно затертые, но уже многовразумительные «ваучеры», «электораты», «киллеры», «рэкетиры» и прочие эвфемизмы, употребляющиеся не столько для благозвучия, сколько для того чтобы сместить акценты, перенастроить, примирить, подавить протестную составляющую в сознании людей. Так, строй, который предполагалось сконструировать в стране, именовался исключительно «рыночной экономикой», но не «капитализмом» и не был отторгнут общественным сознанием. (3)
Важной составной частью перестройки сознания послужила также атака на стереотипы мышления прежнего общества. Очевидным оказалось следующее: когда стереотипы попадали под штурм диссонирующей, противоречащей им информации, они не разрушались, а переворачивались. Явление или понятие приобретало противоположную ценностную окраску, из безусловно «хорошего» превращалось в безусловно «плохое» (и наоборот). Потоки новой информации, заполонив обыденное сознание, перевернули сложившиеся в нем стереотипы, превратив героев в предателей (Павлик Морозов), предателей в героев (генерал Власов), победу в поражение (Вторая мировая), достижения прежнего строя в его злокозненные недостатки. Произошли внедрение и триумф стереотипов-перевертышей, что можно объяснить тем, что при наличии большого числа стереотипов в мышлении у людей понижается способность к критическому восприятию независимо от того, каков уровень их образования.
Перестройку общественного сознания было бы невозможно осуществить без участия в этом процессе средств массовой информации, всякого рода РR-технологий, нейро-лингвистического программирования и прочих приемов информационно-психологического воздействия, осуществляющих функции формирования общественного мнения, контроля и управления им.
В нестабильное и кризисное для общества время особенно уязвимым оказывается двуединство духовной и языковой составляющих социального здоровья молодого поколения, которое наиболее чутко реагирует на социальный стресс. Меняющиеся социальные обстоятельства, вызывающие социальную адаптацию или дезадаптацию, находят свое отражение в сознании, а одновременно в стиле и содержании речевого поведения. Так, например, экстремизация социальной жизни, преломляясь в сознании и нанося ему соответствующий ущерб, вызывает ответную реакцию, выражающуюся в экстремистских формах речевого поведения, в свою очередь, направленных на социум и искажающих его. Переход жизни социума на экстремальный уровень сопровождается изменением привычных языковых норм и стереотипов, снижением уровня речевой культуры, расшатыванием нравственных норм языка, расширением сферы применения ненормативной лексики, тенденцией к легализации ее в языковом сознании, примитивизации языка, постепенным вытеснением словесной культуры визуальной.
Общественное сознание отдает себе отчет в том, что в языковой сфере происходит «что-то не то» и что язык «нуждается в защите». В 2004 г. сотрудники НИИ комплексных социальных исследований совместно с филологическим факультетом Санкт-Петербургского госуниверситета провели исследование тенденций развития современной речевой культуры. В результате опроса, в котором участвовала как учащаяся молодежь (школьники и студенты), так и представители творческих профессий: журналисты, преподаватели, политики (всего было опрошено более тысячи человек), было установлено, что большинство респондентов (79,3%) обращают внимание на те изменения, которые происходят в речевой культуре современного общества. Всего лишь 10,3% опрошенных ответили на этот вопрос отрицательно, а 10% затруднились с ответом.
Из тенденций, наиболее характерных, по их мнению, для речевой культуры общества, большинство респондентов отметили, во-первых, замену исконно русской лексики иностранными заимствованиями (55,8%), во-вторых, распространение жаргонных слов и выражений (53,9%) и, в-третьих, нарушение грамматической правильности русской речи (51,5%). Затем, по убывающей, были отмечены такие тенденции, как использование ненормативной лексики (48,4%) и примитивизация языка (32,8%). (Проценты указаны по отношению к ответам на множественный вопрос).
Наиболее негативную реакцию вызывают у респондентов такие нарушения норм речевой культуры, как использование слов-паразитов (61,1%) и нарушения произносительных норм (60,1%). Стилистические погрешности, нарушения норм сочетания слов отметили в качестве «режущих слух» 22% участников опроса.
Проблему защиты чистоты русского языка считают актуальной 68% опрошенных, неактуальной – 12,8%, затруднились с ответом на вопрос 19,2%.
Опрос показал, что бодрствующее коллективное языковое сознание наших современников по большей части знает, как себя защитить. Так, в ответах на открытый вопрос: «Что, на Ваш взгляд, необходимо для совершенствования речевой культуры?» прозвучали следующие мысли:
- о необходимости защиты языка от засорения сленгом, канцелярским жаргоном, иностранными заимствованиями, от опошления, вульгаризации и криминализации языка в СМИ;
- о необходимости защиты филологического образования в России, о роли преподавания литературы, русского языка, дисциплин гуманитарного цикла в процессе обучения и воспитания, о роли русской классической литературы в формировании мировоззрения человека, его национального самосознания;
- о необходимости защитить нравственность молодежи вплоть до введения цензуры, противостоять распространению комиксов, агрессивных компьютерных игр, бульварной литературы, безнравственной рекламы в СМИ;
- о необходимости обратиться к спасительной духовной традиции народа.
Как видим, коллективное языковое сознание отдает себе отчет в том, какое травмирующее влияние оказывают на него происходящие в окружающей нас неравновесной социальной среде процессы общественной дезинтеграции, растущей сегментарности, расслоения, атомизации социума. Уже вполне осознанным фактом становится то, что на наших глазах осуществляется глобальный переход к постистории и постмодерну, имеющему отношение уже не только к искусству, но и ко всем сторонам нашей жизни от быта до экономики, от науки до политики. Как известно, эстетике постмодерна как стилю свойственны такие качества, как неразличение добра и зла, верха и низа, фрагментарность и клиповость, деструкция всякого канона, нацеленность на разрушение любых матриц, призванных структурировать общество, придать ему нравственные ориентиры, цельность и тем самым смысл и цель существования. Жан Бодрийяр, философ постмодернизма, так говорит о нем изнутри: «Когда вещи, знаки, действия освобождаются от своих идей и концепций, от сущности и ценности, от происхождения и предназначения, они вступают на путь бесконечного самопроизводства, Все сущее продолжает функционировать, тогда как смысл существования давно исчез. Оно продолжает функционировать при полном безразличии к собственному содержанию…». (4) Именно на бесструктурности социума, его дезинтеграции и аномии основана глобальная власть над ним.
Если коротко подытожить все то, что было обозначено выше, можно сказать следующее. Социальное здоровье, целостность социума напрямую связаны с состоянием его «логосферы». Противостоять разрушительным тенденциям, угрожающим самому существованию народа как нравственной и исторической общности, отражающимся в коллективном языковом сознании его представителей, можно только сохранив и защитив Традицию народа, ее духовный фундамент – веру. Только сохранив ценностное ядро общества, его традиционные институты, начиная с семьи и завершая нацией, сохранив целостность и преемственность культурной, нравственной традиции народа, сохранив и защитив от искажений его язык, его «логосферу», можно защитить личностное и общественное сознание от манипуляции и управления извне, а государство и нацию от разрушения.

1. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека //Психология сознания.- «Питер». СПб, 2001.С. 57.
2. Мигунов А.Н. Феномен русского Просвещения. СПб, 1999. С.11.
3. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием.- «Алгоритм», М. 2002. С.54.
4. Жан Бодрийяр. Прозрачность зла// Цит по: Строев С.А. К вопросу о цивилизационном кризисе (в рукописи).


На главную