На главную |
19.11.2007
СЛЁЗИН Валерий Борисович
Научный руководитель лаборатории нейропсихологии
Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.
Бехтерева.
Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук.
Болезнь, время и
моральный кризис может остановить молитва
Болезнь, время и моральный кризис может остановить молитва
«За свою жизнь я повидал немало убийц, со многими из них беседовал, не раз
выступал судебно-медицинским экспертом. Это жуткие люди. Их психика
настолько поражена, что ни о каком исправлении, ни о каком возвращении к
нормальной жизни речи быть не может. Известный адвокат Кони, когда произошла
революция, каялся, что защищал в свое время Веру Засулич, стрелявшую в
Трепова: «Я преступник, я стою на коленях перед русским народом, что защищал
убийцу. Защитив одну, я поспособствовал целой серии убийств». В самом деле,
революционеры-убийцы, выйдя из тюрем, вошли в правительство и всю страну
залили кровью». Валерий СЛЕЗИН.
Ритуалы, создающие радость бытия
ИЗВЕСТНЫЙ этолог Конрад Лоренц в свое время писал: «Чем больше на хвосте у
самца павлина глазков, тем больше его любят самки, соответственно у него
больше шансов продлить род. Хвост по этой причине растет, под его тяжестью
самцы уже с трудом передвигаются, становятся легкой добычей хищников.
Поэтому, — делает вывод Лоренц, — павлиний род обречен. Эволюция пошла по
неверному пути, направленному не на рождение здорового потомства, а на
какой-то никому не нужный хвост. Точно так же человечество запало на блага
цивилизации, на бытовую культуру. Население вымирает, а «хвост» растет. Так
называемый прогресс идет не в биологически правильном направлении, а куда-то
вбок — высшая цель не продолжение рода, а что-то прямо противоположное».
Рост индустриализации общества обычно сопровождается не только повышением
уровня бытовой культуры, но и деградацией ранее сложившихся социальных
отношений, национальной культуры. Следствием этой деградации является рост
отчужденности между людьми, падение рождаемости, морали, рост преступности и
психопатизации населения (в частности, половой психопатизации). Таким
образом, бытовой прогресс не всегда сопровождается духовным прогрессом.
Конрад Лоренц, анализируя в статье «Об агрессии» причины вандализма среди
«лишенных комплексов подростков» на Западе, приходит к выводу, что причиной
вандализма явился распад семьи, размывание национальной культуры, приводящее
к несоблюдению традиций и ритуалов, т. е. к разрушению структуры
национального общества. Соблюдение ритуалов, как семейных, так и
национальных, таких как празднование дней рождения в семье, дня рождения
императора в стране, дня ООН во всем мире, по мнению К. Лоренца, создает
радость жизни, т. е. способствует отклонению эмоциогенного маятника в
позитивную сторону. Разрушение обычаев делает жизнь безрадостной, так как
ритуалы уже не уравновешивают негативные чувства. Чтобы скрасить жизнь,
находится замена ритуалам — вандализм, хулиганство, пьянство, наркотики и т.
п.
На одно негативное событие или эмоцию должно приходиться три позитивных.
Очень часто этого эффекта маятника — три деления в позитивную сторону, одно
в негативную — люди добиваются путем мифотворчества, создания собственных
ритуалов. Однажды я читал лекцию о дельфинах, и какая-то женщина встала и
сказала: якобы у берегов Польши нашли диваны, которые делают дельфины в
море. И теперь поляки на мебельной фабрике начали по дельфиньим образцам
выпускать такую мебель, и она вот-вот поступит в продажу. Полный бред.
Говорю этой женщине: зачем дельфину диван? Он ведь легче воды и прекрасно
себя чувствует, лежа в воде. Чтобы лечь на диван, стоящий на дне, ему
пришлось бы привязать к телу как минимум пару кирпичей. А поскольку он дышит
воздухом, ему каждую минуту пришлось бы отвязывать кирпичи и всплывать,
чтобы подышать. Представьте себе картину: дельфин привязал кирпичи, лег на
диван, отвязал кирпичи, всплыл, вдохнул, снова привязал и так далее. Очень
быстро дельфин просто-напросто сдохнет от истощения. Не говоря уже о том,
что ему нечем привязывать кирпичи — у него нет рук. Но это уже мелочи. При
этом женщина, поведавшая историю о дельфиньей мебели, не сумасшедшая. На
протяжении какого-то времени она всем рассказывала эту нелепость и ее
слушали, как слушают анекдоты. Рассказывать анекдоты, кстати, гораздо
приятнее, чем их слушать, — это общеизвестно. Человек, привлекший своим
рассказом, будь то анекдот или небылица, внимание окружающих, становится в
собственных глазах выше и значимее других и тем самым создает позитивность у
себя в мозгу.
Еще пример: учительница биологии сама видела, как дельфин у какой-то
кормящей матери высосал в море все молоко. Спрашиваю у нее, как дельфин мог
высосать молоко у женщины -он же не знает, где у нее грудь и что там есть
молоко? Чтобы он об этом узнал, его надо год дрессировать. Во-вторых,
дельфин — единственное млекопитающее, у которого нет губ. Он не может
сосать. У самки дельфина вымя имеет мышцы, и она с силой впрыскивает
детенышу молоко, на две трети разбавленное водой. В-третьих, у дельфина,
питающегося рыбой, нет ферментов для расщепления молока. Высоси он молоко у
женщины, его бы прохватил страшнейший понос. И он был бы совершенно болен.
Тогда бы он был не наш брат по разуму, а абсолютный идиот, самоубийца. Все
это я объяснил учительнице биологии, полжизни всем рассказывавшей (хорошо,
если не своим ученикам) о случае, который она «сама видела». Тем самым она
компенсировала свое негативное состояние благодаря мифу — раскачивала
маятник, неся якобы «истину» доверчивым людям. Бредовую истину. Хотя сама
она совершенно здоровый человек.
Не успел вовремя забалдеть
В ОДНОЙ из газет я наткнулся на следующий диалог корреспондента с группой
подростков:
— Ребята, когда вы собираетесь, о чем говорите?
— Ни о чем.
— А что делаете?
— Врубаем кассетник и балдеем.
— А когда вам становится скучно?
— Идем домой.
— А что делаете дома?
— Врубаем кассетник и балдеем.
Может ли быть такое в обществе с сохранной культурой? Конечно, нет! Культура
регулирует поведение всех членов общества. Плохо тому, кто «ни ступить, ни
молвить не умеет». Чтобы войти в культурное общество, просто необходимо
уметь себя вести. Ну а когда культурного общества нет, можно и даже нужно
балдеть. Балдение спасает от помешательства, от самоубийства. Недаром сын
немецкого мультимиллиардера Шпрингера повесился из-за одиночества: не успел
вовремя забалдеть.
Роль бытовой цивилизации в деле психического равновесия человека существенно
меньше, чем нам кажется. Много денег — не значит много счастья. Культура не
только дает человеку смысл жизни, но и иммунитет к патологии поведения. При
утрате национальной культурной регуляции обычной формой поведения становятся
проституция, гомосексуализм, педофилия, некрофилия и пр. Теперешнее горе:
теоретики подводят под патологию поведения генетическую базу либо говорят о
гуманизме. Но может ли быть гуманизм к болезни, например к раку или холере?
Гуманист, а таким является всякий истинный врач, стремится отделить болезнь
от человека, а не доказать, что они вместе прекрасно смотрятся. Эта позиция
есть проявление крайней жестокости и к больному, и к обществу. В общество
вносится вирус, который в конечном счете его разлагает, мешает больное со
здоровым, приводит к гибели.
Сейчас приходится слышать: все зависит от генов. Это не так. Нет ни гена
шизофрении, ни гена гениальности. Шизофрения возникает тогда, когда у
человека происходит отрыв мышления от реальности. Если любого из нас, даже
самого гениального, поместить в изолированную темную звуконепроницаемую
комнату, очень быстро у нас начнутся галлюцинации, а через пару дней мы
попадем в психиатрическую больницу. При чем здесь гены? Все наши недостатки
— это продолжение наших достоинств. Мы можем мыслить, но при этом болеть
шизофренией. Еж не мыслит, но у него не бывает шизофрении. У животных вообще
не бывает психозов.
Человек, лишившись природной эмоциональной саморегуляции, выраженной в
национальной культуре и государственной религии, находит ей замену. Эта
замена происходит за счет мифотворчества, формирования сверхценных идей,
культа различных лиц (политических деятелей, эстрадных певцов, сектантских
проповедников и т. д. и т. п.). Замена, однако, неравнозначная и приводит к
утрате человеком той свободы, которую он обрел вместе с обретением
национальной культуры и официальной, не фанатичной веры, веры не
закабаляющей, а возвышающей морально.
Без этой морали и свободы жизнь заходит в тупик. Так, на проходившем в
Петербурге в Институте им. В. М. Бехтерева Всемирном психиатрическом
конгрессе немецкие докладчики отмечали массовую утрату у немецких мужчин
мотивации вступления в брак, отсюда — постепенное вымирание немецкого
народа.
Возникшие в ряде западных стран общества в защиту животных поставили перед
собой цель сделать людей вегетарианцами, запретить им носить меховую одежду.
Человек, как и иные существа — тигры, шимпанзе, северные олени, — ест мясо,
что согласуется с его природой. Пытаться идти против законов природы и для
этого широко применять насилие может только зашедший в тупик безумец,
варвар, утративший остатки культуры.
Суть действий этих «защитников» не в животных, а в самой деятельности,
которая хоть как-то компенсирует негативное отклонение маятника
самочувствия, создает какой-то псевдосмысл жизни.
В школах сейчас черт знает что творится. Детей обучают по таким пособиям по
половому воспитанию, что взрослый человек покраснеет. Учение — свет,
неученье — тьма. Да, конечно, но только в том случае, когда мозг созрел
воспринимать это учение. Всякие знания должны приходить своевременно. Это не
знание, а разрушение натуры ребенка с целью культивации цинизма и
всевозможных извращений, что, кстати, и происходит.
Какую газету ни открой, в школах разврат, девочки беременеют, после абортов
становятся бесплодными, процент венерических заболеваний среди молодежи
просто зашкаливает. А единственное лекарство, которое предлагается —
презерватив. Одна статья так и называлась: «Мой друг презерватив». И ни
слова о том, что существуют такие ценности, как семья, культура,
нравственность.
Мама — это звучит пошло
НАС на земном шаре — 6 миллиардов. Один человек — одна шестимиллиардная,
бесконечно малая величина. То есть убийство одного человека с позиций
общечеловеческих ценностей — ничто. Отсюда войны, убийства, терроризм и
прочее. Ради каких-то великих целей, светлого завтра сожжем Рафаэля. Но ведь
для любой матери ее ребенок не одна шестимиллиардная — он для нее весь мир.
Умри он, она, может, и сама помрет. Разная иерархия ценностей.
Необходимо, чтобы общечеловеческие ценности не входили в противоречие с
личностными, среди которых главная — семья. Муж и жена — изначально носители
разной семейной культуры. Поэтому в молодой семье обычно конфликты
неизбежны. Но в конфликте, в стрессе рождается новая, их общая семейная
культура. И носителями их семейной культуры уже будут их дети. Создание
культуры — это всегда работа. Если не боишься работы, значит, все получится.
Счастье — это общение человека с человеком. А все бытовые достижения, все
блага цивилизации, вместе взятые, счастья дать не могут.
Естественно, как и все, это счастье дается нелегко. Но сказано в Писании: «И
оставит мужчина семью свою, возьмет жену и будет с ней, как один человек». А
единство возникает, когда есть общность взглядов. Это огромный труд и
много-много времени. В результате образуется единая социальная среда, единая
культура, не говоря уже об общих детях, внуках, друзьях и знакомых. Помню, в
одной из питерских школ был случай, когда девочка на вопрос: «Кем ты хочешь
быть?» — написала: «Мамой». Так ее чуть ли не шлюхой обозвали. Она должна
тесать камни, управлять трактором, строить БАМ. Какая мама? Что за пошлость!
Трактор — главное. А человека строить некому.
Почему молитва лечит?
В ЛАБОРАТОРИИ, которую я возглавляю, в течение последних сорока лет
исследовались нейрофизиологические механизмы эмоций, поведения и сознания
человека. Результатом этих исследований явились практические рекомендации
для людей, страдающих психическими и психоневрологическими заболеваниями, т.
е. людей с нарушениями сознания и эмоционального поведения.
Что такое сознание? Сознание (со-знание), т. е. совместное знание, возникает
в результате общения между людьми и предполагает возможность такового.
Сознание зависит от функционального состояния мозга человека. Это состояние
определяется готовностью мозга к работе (тонус) и количеством и качеством
сообщений, которые в настоящее время воспринимает данный человек.
Функциональное состояние человека связано с работой целого ряда структур его
головного мозга, нарушение работы которых приводит к изменению восприятия
сообщений из окружающей среды и вследствие этого к нарушению поведения. Этих
сообщений (информации) может поступать больше или меньше, так как человек
может сосредоточиться на чем-либо одном, а все прочее не замечать или,
наоборот, все видеть, ни на чем особо не останавливаясь. Человек может
задуматься, уйти в себя, перестать обращать внимание на то, что происходит
вокруг. К такому человеку надо несколько раз обращаться, прежде чем он
что-либо ответит.
Можно выделить три крайних состояния человека:
1. Восприятие максимума информации обо всем, что происходит вокруг. Мозг
полностью загружается информацией, и воспринять что-то еще ему трудно.
Например, он увлечен красотами природы и с трудом возвращается к решению
конкретных задач.
2. Узкое сосредоточение человека на решении какой-то конкретной задачи. В
этом состоянии человек не видит и не слышит того, что не имеет
непосредственного отношения к его работе, например, перестает слышать
тиканье часов. В таком состоянии человек может наиболее продуктивно
работать, творить, создавать что-то новое.
3. Наконец, человек может углубиться в какие-то внутренние переживания,
мысленно «застрять» на каких-то событиях, ругать себя или кого-то другого.
Все эти функциональные состояния человека относятся к норме, и, естественно,
каждый из нас в них периодически пребывает. Мозг человека развивается в
процессе жизни, и это развитие обусловлено числом связей между клетками
мозга — нейронами. Клеток в мозгу миллиарды, а связей каждый нейрон может
приобрести до ста тысяч. Эти связи образуются при нашем вхождении в жизнь и
означают память о событиях, наши приобретенные знания.
Структуры мозга человека выполняют различные функции. Условно мы можем их
разбить на четыре группы.
К первой группе относятся структуры, расположенные в глубине мозга, ниже
коры больших полушарий (подкорковые структуры), которые связаны с
переработкой поступающих из внешней и внутренней среды сообщений, первичного
их обобщения, выработки побуждений (пищевых, половых, агрессивных и т. п.).
Все возникшие побуждения вызывают у человека чувство неудовлетворенности, но
без подключения других структур мозга это чувство будет носить
нецеленаправленный характер.
Во вторую группу входят структуры, обобщающие все полученные сведения о
воспринимаемых предметах со стороны органов чувств (слух, зрение, обоняние,
осязание, ощущения со стороны внутренних органов) и на основании их
создающие образ предмета. При этом эти образы получают эмоциональную оценку,
благодаря которой определяется отношение человека к воспринимаемому
предмету, ситуации. Эта оценка надолго остается в нашей памяти и может быть
как хорошей, так и плохой. Причем зависит она не только от объективной
ценности для человека заданного предмета, но и от обстоятельств, при которых
он с ним столкнулся. Например, при тяжелом заболевании вам дали банан, и,
когда вы его ели, вас вырвало. Впоследствии вы долгое время не сможете есть
бананы. Выработалась связь между бананом и рвотой, появился рвотный условный
рефлекс на банан, который может продержаться очень долго.
К третьей группе можно отнести структуры мозга, регулирующие поведение в
узком круге лиц, где есть соподчиненность — кто-то главный, кто-то
подчиненный Так, в семье подчиненными являются дети, они воспитываются на
примере своих родителей, они не могут жить самостоятельно, не ориентируются
в пространстве, их водят за руку. Мозг ребенка еще не созрел, его биотоки
еще не имеют быстрых ритмов. Естественно, что идеалом, к которому стремится
ребенок, являются те, кто водит его за руку, т. е. родители.
К четвертой группе относятся структуры, регулирующие социальное поведение
человека, его взаимоотношение с окружающими его людьми. Попытки ребенка
выйти за рамки семьи, узнать окружающий мир начинаются тогда, когда
появляются в мозгу быстрые колебания биотоков.
Записать биотоки, проанализировать их частоту, мощность и прочие особенности
можно с помощью электроэнцефалограммы — ЭЭГ.
Мы провели простой эксперимент: записали электроэнцефалограммы мозга
нескольких священников Александро-Невской лавры во время молитвы. Оказалось,
что во время молитвы биоэлектрическая активность мозга претерпевает
несколько этапов изменения, но заключительный этап этих изменений, по оценке
молящихся, совпадает с периодом наиболее глубокого погружения в состояние
молитвы. В этот период наблюдалось отчетливое подавление высокочастотных
ритмов биотоков мозга. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую
амплитуду, что приближались к простой линии, то есть свидетельствовали о
практически полном выключении коры мозга. При этих столь значительных
изменениях характера ЭЭГ не отмечалось никаких отклонений от нормы в
активности биотоков, в частности, не возникали какие-либо проявления,
присущие судорожным припадкам. Возвращение молящихся в обычное состояние
сознания сопровождалось быстрым восстановлением исходной фоновой картины,
имевшей место до начала молитвы. По окончании обследования всеми молившимися
было отмечено, что они сохраняли нормальный уровень чувственного восприятия
и не испытывали каких-либо нарушений внимания и памяти, т. е. полностью
сохраняли сознание.
До нашего эксперимента науке были известны три основных функциональных
состояния головного мозга: бодрствование, «быстрый» сон и «медленный» сон —
без сновидений. Наш эксперимент показал, что есть еще одно состояние,
которое можно назвать «медленным», или «молитвенным», бодрствованием. При
нем кора головного мозга отключена и восприятие информации человеком
происходит напрямую, минуя мыслительные процессы и анализ. На основании
этого мы сделали чрезвычайно важный вывод: четвертое состояние мозга столь
же необходимо человеку, как и все остальные. Отсутствие одного из них
нарушает гармоническое развитие человека, приводит к болезням и деградации.
Сказано: все болезни даются нам за грехи. Отчасти это правда. Человек,
культивирующий в себе какие-то отрицательные эмоции, например планы мести,
не может не болеть. Та же месть — грех, она разрушает организм. Как
говорится, или убей, или прости. Конечно, лучше не убивать, но, если все
время мстить внутри себя, дело непременно закончится психосоматикой. Любой
негативный поступок, в том числе и мысль, не проходит для человека
бесследно. В области мозга образуется негативный очаг, пагубно сказывающийся
на здоровье. Во время молитвы человек уходит от реальности, что приводит к
разрушению патологических связей в мозгу и в организме. Молитва как бы
отключает кору мозга, освобождает человека от земных забот. При молитве
вырабатывается так называемый уровень дельта-волн, который наблюдается у
младенцев примерно до 5–9 месяцев. Недаром в Евангелии сказано: «Будьте, как
дети, и спасетесь». Только верить надо по-настоящему, чтобы молитва шла от
сердца, из самой глубины души, иначе не будет эффекта.
Преобладание социального уровня сознания над другими двумя уровнями —
семейным и духовным — ведет к нарушению внутреннего равновесия в сознании
человека, что выражается в росте психических заболеваний, депрессий,
агрессивности. Пытаясь как-то подавить эти состояния, люди потребляют
наркотики и алкоголь.
Как же можно помочь современному человеку? Путь один — восстановление
полноценной структуры сознания. В основе этой структуры, как уже говорилось,
лежит первый уровень сознания, связанный с феноменом практического
исчезновения быстрых частот колебания потенциалов биотоков в головном мозгу
человека во время молитвы.
Почти все священники, с которыми мне приходилось общаться, отмечали, что во
время службы теряется «чувство времени». Для человека неверующего выстоять
два часа службы в церкви — муки адские. Одна мысль: когда же это кончится?
А, например, у коптов, потомков древних египтян, молитва длится пять часов.
Митрополит Александрийский Антоний рассказывал мне: «Когда я начинаю
литургию, время и для меня, и для всех присутствующих как будто бы
останавливается. Пустыня, 50-градусная жара, я в шерстяном облачении:
казалось бы, верная смерть, тем более для пожилого человека. Ничего
подобного, пять часов пролетают как одно мгновение».
Меня сейчас бьют с двух сторон. Неверующие говорят, что все это бред
собачий, а верующие обвиняют меня в кощунстве. Ученые заявляют, что я вроде
как в мистику ударился, а в Духовной академии говорят: «Мы и так верим в
Бога, так что ваши исследования нам не нужны». Но кому-то, наверное, они
нужны. Однако XXI век — все-таки век науки, и для тех людей, которые
предпочитают верить в результаты исследований и экспериментов, лишнее
подтверждение лечебного эффекта молитвы, возможно, откроет путь и к вере в
Бога.
Собственно говоря, вся наша жизнь условна. Можно ведь Новый год отмечать не
1 января, а, скажем, 30 марта — Земля крутится, какая разница? Но условность
становится безусловной в связи с тем, что праздник отмечает весь народ (день
рождения — вся семья), и это создает совершенно иной эффект, дает смысл и
радость жизни. Человек, отмечающий Новый год 30 марта в одиночку, в конце
концов повесится от тоски. Человек обязательно должен научиться радовать
себя: без этого он будет болеть.
Ученые практически всех развитых стран отмечают, что «со времени Второй
мировой войны значительно увеличились признаки психологического
неблагополучия молодежи — уровень преступности и наркомании, склонность к
самоубийствам и депрессиям. Ничего подобного не было ранее». Скорее всего,
увеличение числа стрессов связано с распространением наркотиков и свободного
секса с совместным проживанием до брака.
Религиозность и вера — понятия хотя разные, но все-таки тесно
переплетающиеся. Ритуал всегда поддерживает дух, а дух поддерживает ритуал.
Основная масса людей входит в веру через ритуал. Хотя я вошел в веру через
науку. Правда, и наука — тоже своего рода ритуал. Еще Юнг писал, что
полноценный человек тот, у которого есть и знания, и вера. Знания без веры
неполноценны. Мы должны всегда сочетать дух и знания. А дух рождается из
образования. Тем более что каждый неверующий все равно во что-то верит,
потому что доказать отсутствие Бога даже с позиции науки невозможно.
Мы пытались в институте начать лечение молитвой. Но я не смог найти отзыва у
религиозных деятелей, не смог договориться с митрополией о выделении
священника. Что будет дальше? Будет ли наше открытие иметь какое-то
развитие? Надеюсь, что да. В Москве, в частности в Думе, моими
исследованиями заинтересовались. Очевидно, серьезные люди начинают понимать,
что мы в нашей безудержной погоне за бытовыми материальными ценностями летим
в пропасть. И ни армия, ни современнейшее оружие, ни атомная бомба нас от
этой беды не спасут. Кризис моральный пострашнее атомной бомбы будет.
___________________
Проф., д.биол.н., к.мед.н. Слезин В.Б. Собор православной интеллигенции.
|
На главную |