На главную

19.11.2007
СЛЁЗИН Валерий Борисович
Научный руководитель лаборатории нейропсихологии
Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук.


Болезнь, время и моральный кризис может остановить молитва



Болезнь, время и моральный кризис может остановить молитва

«За свою жизнь я повидал немало убийц, со многими из них беседовал, не раз выступал судебно-медицинским экспертом. Это жуткие люди. Их психика настолько поражена, что ни о каком исправлении, ни о каком возвращении к нормальной жизни речи быть не может. Известный адвокат Кони, когда произошла революция, каялся, что защищал в свое время Веру Засулич, стрелявшую в Трепова: «Я преступник, я стою на коленях перед русским народом, что защищал убийцу. Защитив одну, я поспособствовал целой серии убийств». В самом деле, революционеры-убийцы, выйдя из тюрем, вошли в правительство и всю страну залили кровью». Валерий СЛЕЗИН.

Ритуалы, создающие радость бытия

ИЗВЕСТНЫЙ этолог Конрад Лоренц в свое время писал: «Чем больше на хвосте у самца павлина глазков, тем больше его любят самки, соответственно у него больше шансов продлить род. Хвост по этой причине растет, под его тяжестью самцы уже с трудом передвигаются, становятся легкой добычей хищников. Поэтому, — делает вывод Лоренц, — павлиний род обречен. Эволюция пошла по неверному пути, направленному не на рождение здорового потомства, а на какой-то никому не нужный хвост. Точно так же человечество запало на блага цивилизации, на бытовую культуру. Население вымирает, а «хвост» растет. Так называемый прогресс идет не в биологически правильном направлении, а куда-то вбок — высшая цель не продолжение рода, а что-то прямо противоположное».
Рост индустриализации общества обычно сопровождается не только повышением уровня бытовой культуры, но и деградацией ранее сложившихся социальных отношений, национальной культуры. Следствием этой деградации является рост отчужденности между людьми, падение рождаемости, морали, рост преступности и психопатизации населения (в частности, половой психопатизации). Таким образом, бытовой прогресс не всегда сопровождается духовным прогрессом.
Конрад Лоренц, анализируя в статье «Об агрессии» причины вандализма среди «лишенных комплексов подростков» на Западе, приходит к выводу, что причиной вандализма явился распад семьи, размывание национальной культуры, приводящее к несоблюдению традиций и ритуалов, т. е. к разрушению структуры национального общества. Соблюдение ритуалов, как семейных, так и национальных, таких как празднование дней рождения в семье, дня рождения императора в стране, дня ООН во всем мире, по мнению К. Лоренца, создает радость жизни, т. е. способствует отклонению эмоциогенного маятника в позитивную сторону. Разрушение обычаев делает жизнь безрадостной, так как ритуалы уже не уравновешивают негативные чувства. Чтобы скрасить жизнь, находится замена ритуалам — вандализм, хулиганство, пьянство, наркотики и т. п.
На одно негативное событие или эмоцию должно приходиться три позитивных. Очень часто этого эффекта маятника — три деления в позитивную сторону, одно в негативную — люди добиваются путем мифотворчества, создания собственных ритуалов. Однажды я читал лекцию о дельфинах, и какая-то женщина встала и сказала: якобы у берегов Польши нашли диваны, которые делают дельфины в море. И теперь поляки на мебельной фабрике начали по дельфиньим образцам выпускать такую мебель, и она вот-вот поступит в продажу. Полный бред. Говорю этой женщине: зачем дельфину диван? Он ведь легче воды и прекрасно себя чувствует, лежа в воде. Чтобы лечь на диван, стоящий на дне, ему пришлось бы привязать к телу как минимум пару кирпичей. А поскольку он дышит воздухом, ему каждую минуту пришлось бы отвязывать кирпичи и всплывать, чтобы подышать. Представьте себе картину: дельфин привязал кирпичи, лег на диван, отвязал кирпичи, всплыл, вдохнул, снова привязал и так далее. Очень быстро дельфин просто-напросто сдохнет от истощения. Не говоря уже о том, что ему нечем привязывать кирпичи — у него нет рук. Но это уже мелочи. При этом женщина, поведавшая историю о дельфиньей мебели, не сумасшедшая. На протяжении какого-то времени она всем рассказывала эту нелепость и ее слушали, как слушают анекдоты. Рассказывать анекдоты, кстати, гораздо приятнее, чем их слушать, — это общеизвестно. Человек, привлекший своим рассказом, будь то анекдот или небылица, внимание окружающих, становится в собственных глазах выше и значимее других и тем самым создает позитивность у себя в мозгу.
Еще пример: учительница биологии сама видела, как дельфин у какой-то кормящей матери высосал в море все молоко. Спрашиваю у нее, как дельфин мог высосать молоко у женщины -он же не знает, где у нее грудь и что там есть молоко? Чтобы он об этом узнал, его надо год дрессировать. Во-вторых, дельфин — единственное млекопитающее, у которого нет губ. Он не может сосать. У самки дельфина вымя имеет мышцы, и она с силой впрыскивает детенышу молоко, на две трети разбавленное водой. В-третьих, у дельфина, питающегося рыбой, нет ферментов для расщепления молока. Высоси он молоко у женщины, его бы прохватил страшнейший понос. И он был бы совершенно болен. Тогда бы он был не наш брат по разуму, а абсолютный идиот, самоубийца. Все это я объяснил учительнице биологии, полжизни всем рассказывавшей (хорошо, если не своим ученикам) о случае, который она «сама видела». Тем самым она компенсировала свое негативное состояние благодаря мифу — раскачивала маятник, неся якобы «истину» доверчивым людям. Бредовую истину. Хотя сама она совершенно здоровый человек.
Не успел вовремя забалдеть
В ОДНОЙ из газет я наткнулся на следующий диалог корреспондента с группой подростков:
— Ребята, когда вы собираетесь, о чем говорите?
— Ни о чем.
— А что делаете?
— Врубаем кассетник и балдеем.
— А когда вам становится скучно?
— Идем домой.
— А что делаете дома?
— Врубаем кассетник и балдеем.
Может ли быть такое в обществе с сохранной культурой? Конечно, нет! Культура регулирует поведение всех членов общества. Плохо тому, кто «ни ступить, ни молвить не умеет». Чтобы войти в культурное общество, просто необходимо уметь себя вести. Ну а когда культурного общества нет, можно и даже нужно балдеть. Балдение спасает от помешательства, от самоубийства. Недаром сын немецкого мультимиллиардера Шпрингера повесился из-за одиночества: не успел вовремя забалдеть.
Роль бытовой цивилизации в деле психического равновесия человека существенно меньше, чем нам кажется. Много денег — не значит много счастья. Культура не только дает человеку смысл жизни, но и иммунитет к патологии поведения. При утрате национальной культурной регуляции обычной формой поведения становятся проституция, гомосексуализм, педофилия, некрофилия и пр. Теперешнее горе: теоретики подводят под патологию поведения генетическую базу либо говорят о гуманизме. Но может ли быть гуманизм к болезни, например к раку или холере? Гуманист, а таким является всякий истинный врач, стремится отделить болезнь от человека, а не доказать, что они вместе прекрасно смотрятся. Эта позиция есть проявление крайней жестокости и к больному, и к обществу. В общество вносится вирус, который в конечном счете его разлагает, мешает больное со здоровым, приводит к гибели.
Сейчас приходится слышать: все зависит от генов. Это не так. Нет ни гена шизофрении, ни гена гениальности. Шизофрения возникает тогда, когда у человека происходит отрыв мышления от реальности. Если любого из нас, даже самого гениального, поместить в изолированную темную звуконепроницаемую комнату, очень быстро у нас начнутся галлюцинации, а через пару дней мы попадем в психиатрическую больницу. При чем здесь гены? Все наши недостатки — это продолжение наших достоинств. Мы можем мыслить, но при этом болеть шизофренией. Еж не мыслит, но у него не бывает шизофрении. У животных вообще не бывает психозов.
Человек, лишившись природной эмоциональной саморегуляции, выраженной в национальной культуре и государственной религии, находит ей замену. Эта замена происходит за счет мифотворчества, формирования сверхценных идей, культа различных лиц (политических деятелей, эстрадных певцов, сектантских проповедников и т. д. и т. п.). Замена, однако, неравнозначная и приводит к утрате человеком той свободы, которую он обрел вместе с обретением национальной культуры и официальной, не фанатичной веры, веры не закабаляющей, а возвышающей морально.
Без этой морали и свободы жизнь заходит в тупик. Так, на проходившем в Петербурге в Институте им. В. М. Бехтерева Всемирном психиатрическом конгрессе немецкие докладчики отмечали массовую утрату у немецких мужчин мотивации вступления в брак, отсюда — постепенное вымирание немецкого народа.
Возникшие в ряде западных стран общества в защиту животных поставили перед собой цель сделать людей вегетарианцами, запретить им носить меховую одежду. Человек, как и иные существа — тигры, шимпанзе, северные олени, — ест мясо, что согласуется с его природой. Пытаться идти против законов природы и для этого широко применять насилие может только зашедший в тупик безумец, варвар, утративший остатки культуры.
Суть действий этих «защитников» не в животных, а в самой деятельности, которая хоть как-то компенсирует негативное отклонение маятника самочувствия, создает какой-то псевдосмысл жизни.
В школах сейчас черт знает что творится. Детей обучают по таким пособиям по половому воспитанию, что взрослый человек покраснеет. Учение — свет, неученье — тьма. Да, конечно, но только в том случае, когда мозг созрел воспринимать это учение. Всякие знания должны приходить своевременно. Это не знание, а разрушение натуры ребенка с целью культивации цинизма и всевозможных извращений, что, кстати, и происходит.
Какую газету ни открой, в школах разврат, девочки беременеют, после абортов становятся бесплодными, процент венерических заболеваний среди молодежи просто зашкаливает. А единственное лекарство, которое предлагается — презерватив. Одна статья так и называлась: «Мой друг презерватив». И ни слова о том, что существуют такие ценности, как семья, культура, нравственность.
Мама — это звучит пошло
НАС на земном шаре — 6 миллиардов. Один человек — одна шестимиллиардная, бесконечно малая величина. То есть убийство одного человека с позиций общечеловеческих ценностей — ничто. Отсюда войны, убийства, терроризм и прочее. Ради каких-то великих целей, светлого завтра сожжем Рафаэля. Но ведь для любой матери ее ребенок не одна шестимиллиардная — он для нее весь мир. Умри он, она, может, и сама помрет. Разная иерархия ценностей.
Необходимо, чтобы общечеловеческие ценности не входили в противоречие с личностными, среди которых главная — семья. Муж и жена — изначально носители разной семейной культуры. Поэтому в молодой семье обычно конфликты неизбежны. Но в конфликте, в стрессе рождается новая, их общая семейная культура. И носителями их семейной культуры уже будут их дети. Создание культуры — это всегда работа. Если не боишься работы, значит, все получится. Счастье — это общение человека с человеком. А все бытовые достижения, все блага цивилизации, вместе взятые, счастья дать не могут.
Естественно, как и все, это счастье дается нелегко. Но сказано в Писании: «И оставит мужчина семью свою, возьмет жену и будет с ней, как один человек». А единство возникает, когда есть общность взглядов. Это огромный труд и много-много времени. В результате образуется единая социальная среда, единая культура, не говоря уже об общих детях, внуках, друзьях и знакомых. Помню, в одной из питерских школ был случай, когда девочка на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» — написала: «Мамой». Так ее чуть ли не шлюхой обозвали. Она должна тесать камни, управлять трактором, строить БАМ. Какая мама? Что за пошлость! Трактор — главное. А человека строить некому.
Почему молитва лечит?
В ЛАБОРАТОРИИ, которую я возглавляю, в течение последних сорока лет исследовались нейрофизиологические механизмы эмоций, поведения и сознания человека. Результатом этих исследований явились практические рекомендации для людей, страдающих психическими и психоневрологическими заболеваниями, т. е. людей с нарушениями сознания и эмоционального поведения.
Что такое сознание? Сознание (со-знание), т. е. совместное знание, возникает в результате общения между людьми и предполагает возможность такового. Сознание зависит от функционального состояния мозга человека. Это состояние определяется готовностью мозга к работе (тонус) и количеством и качеством сообщений, которые в настоящее время воспринимает данный человек. Функциональное состояние человека связано с работой целого ряда структур его головного мозга, нарушение работы которых приводит к изменению восприятия сообщений из окружающей среды и вследствие этого к нарушению поведения. Этих сообщений (информации) может поступать больше или меньше, так как человек может сосредоточиться на чем-либо одном, а все прочее не замечать или, наоборот, все видеть, ни на чем особо не останавливаясь. Человек может задуматься, уйти в себя, перестать обращать внимание на то, что происходит вокруг. К такому человеку надо несколько раз обращаться, прежде чем он что-либо ответит.
Можно выделить три крайних состояния человека:
1. Восприятие максимума информации обо всем, что происходит вокруг. Мозг полностью загружается информацией, и воспринять что-то еще ему трудно. Например, он увлечен красотами природы и с трудом возвращается к решению конкретных задач.
2. Узкое сосредоточение человека на решении какой-то конкретной задачи. В этом состоянии человек не видит и не слышит того, что не имеет непосредственного отношения к его работе, например, перестает слышать тиканье часов. В таком состоянии человек может наиболее продуктивно работать, творить, создавать что-то новое.
3. Наконец, человек может углубиться в какие-то внутренние переживания, мысленно «застрять» на каких-то событиях, ругать себя или кого-то другого.
Все эти функциональные состояния человека относятся к норме, и, естественно, каждый из нас в них периодически пребывает. Мозг человека развивается в процессе жизни, и это развитие обусловлено числом связей между клетками мозга — нейронами. Клеток в мозгу миллиарды, а связей каждый нейрон может приобрести до ста тысяч. Эти связи образуются при нашем вхождении в жизнь и означают память о событиях, наши приобретенные знания.
Структуры мозга человека выполняют различные функции. Условно мы можем их разбить на четыре группы.
К первой группе относятся структуры, расположенные в глубине мозга, ниже коры больших полушарий (подкорковые структуры), которые связаны с переработкой поступающих из внешней и внутренней среды сообщений, первичного их обобщения, выработки побуждений (пищевых, половых, агрессивных и т. п.). Все возникшие побуждения вызывают у человека чувство неудовлетворенности, но без подключения других структур мозга это чувство будет носить нецеленаправленный характер.
Во вторую группу входят структуры, обобщающие все полученные сведения о воспринимаемых предметах со стороны органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, ощущения со стороны внутренних органов) и на основании их создающие образ предмета. При этом эти образы получают эмоциональную оценку, благодаря которой определяется отношение человека к воспринимаемому предмету, ситуации. Эта оценка надолго остается в нашей памяти и может быть как хорошей, так и плохой. Причем зависит она не только от объективной ценности для человека заданного предмета, но и от обстоятельств, при которых он с ним столкнулся. Например, при тяжелом заболевании вам дали банан, и, когда вы его ели, вас вырвало. Впоследствии вы долгое время не сможете есть бананы. Выработалась связь между бананом и рвотой, появился рвотный условный рефлекс на банан, который может продержаться очень долго.
К третьей группе можно отнести структуры мозга, регулирующие поведение в узком круге лиц, где есть соподчиненность — кто-то главный, кто-то подчиненный Так, в семье подчиненными являются дети, они воспитываются на примере своих родителей, они не могут жить самостоятельно, не ориентируются в пространстве, их водят за руку. Мозг ребенка еще не созрел, его биотоки еще не имеют быстрых ритмов. Естественно, что идеалом, к которому стремится ребенок, являются те, кто водит его за руку, т. е. родители.
К четвертой группе относятся структуры, регулирующие социальное поведение человека, его взаимоотношение с окружающими его людьми. Попытки ребенка выйти за рамки семьи, узнать окружающий мир начинаются тогда, когда появляются в мозгу быстрые колебания биотоков.
Записать биотоки, проанализировать их частоту, мощность и прочие особенности можно с помощью электроэнцефалограммы — ЭЭГ.
Мы провели простой эксперимент: записали электроэнцефалограммы мозга нескольких священников Александро-Невской лавры во время молитвы. Оказалось, что во время молитвы биоэлектрическая активность мозга претерпевает несколько этапов изменения, но заключительный этап этих изменений, по оценке молящихся, совпадает с периодом наиболее глубокого погружения в состояние молитвы. В этот период наблюдалось отчетливое подавление высокочастотных ритмов биотоков мозга. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что приближались к простой линии, то есть свидетельствовали о практически полном выключении коры мозга. При этих столь значительных изменениях характера ЭЭГ не отмечалось никаких отклонений от нормы в активности биотоков, в частности, не возникали какие-либо проявления, присущие судорожным припадкам. Возвращение молящихся в обычное состояние сознания сопровождалось быстрым восстановлением исходной фоновой картины, имевшей место до начала молитвы. По окончании обследования всеми молившимися было отмечено, что они сохраняли нормальный уровень чувственного восприятия и не испытывали каких-либо нарушений внимания и памяти, т. е. полностью сохраняли сознание.
До нашего эксперимента науке были известны три основных функциональных состояния головного мозга: бодрствование, «быстрый» сон и «медленный» сон — без сновидений. Наш эксперимент показал, что есть еще одно состояние, которое можно назвать «медленным», или «молитвенным», бодрствованием. При нем кора головного мозга отключена и восприятие информации человеком происходит напрямую, минуя мыслительные процессы и анализ. На основании этого мы сделали чрезвычайно важный вывод: четвертое состояние мозга столь же необходимо человеку, как и все остальные. Отсутствие одного из них нарушает гармоническое развитие человека, приводит к болезням и деградации.
Сказано: все болезни даются нам за грехи. Отчасти это правда. Человек, культивирующий в себе какие-то отрицательные эмоции, например планы мести, не может не болеть. Та же месть — грех, она разрушает организм. Как говорится, или убей, или прости. Конечно, лучше не убивать, но, если все время мстить внутри себя, дело непременно закончится психосоматикой. Любой негативный поступок, в том числе и мысль, не проходит для человека бесследно. В области мозга образуется негативный очаг, пагубно сказывающийся на здоровье. Во время молитвы человек уходит от реальности, что приводит к разрушению патологических связей в мозгу и в организме. Молитва как бы отключает кору мозга, освобождает человека от земных забот. При молитве вырабатывается так называемый уровень дельта-волн, который наблюдается у младенцев примерно до 5–9 месяцев. Недаром в Евангелии сказано: «Будьте, как дети, и спасетесь». Только верить надо по-настоящему, чтобы молитва шла от сердца, из самой глубины души, иначе не будет эффекта.
Преобладание социального уровня сознания над другими двумя уровнями — семейным и духовным — ведет к нарушению внутреннего равновесия в сознании человека, что выражается в росте психических заболеваний, депрессий, агрессивности. Пытаясь как-то подавить эти состояния, люди потребляют наркотики и алкоголь.
Как же можно помочь современному человеку? Путь один — восстановление полноценной структуры сознания. В основе этой структуры, как уже говорилось, лежит первый уровень сознания, связанный с феноменом практического исчезновения быстрых частот колебания потенциалов биотоков в головном мозгу человека во время молитвы.
Почти все священники, с которыми мне приходилось общаться, отмечали, что во время службы теряется «чувство времени». Для человека неверующего выстоять два часа службы в церкви — муки адские. Одна мысль: когда же это кончится? А, например, у коптов, потомков древних египтян, молитва длится пять часов. Митрополит Александрийский Антоний рассказывал мне: «Когда я начинаю литургию, время и для меня, и для всех присутствующих как будто бы останавливается. Пустыня, 50-градусная жара, я в шерстяном облачении: казалось бы, верная смерть, тем более для пожилого человека. Ничего подобного, пять часов пролетают как одно мгновение».
Меня сейчас бьют с двух сторон. Неверующие говорят, что все это бред собачий, а верующие обвиняют меня в кощунстве. Ученые заявляют, что я вроде как в мистику ударился, а в Духовной академии говорят: «Мы и так верим в Бога, так что ваши исследования нам не нужны». Но кому-то, наверное, они нужны. Однако XXI век — все-таки век науки, и для тех людей, которые предпочитают верить в результаты исследований и экспериментов, лишнее подтверждение лечебного эффекта молитвы, возможно, откроет путь и к вере в Бога.
Собственно говоря, вся наша жизнь условна. Можно ведь Новый год отмечать не 1 января, а, скажем, 30 марта — Земля крутится, какая разница? Но условность становится безусловной в связи с тем, что праздник отмечает весь народ (день рождения — вся семья), и это создает совершенно иной эффект, дает смысл и радость жизни. Человек, отмечающий Новый год 30 марта в одиночку, в конце концов повесится от тоски. Человек обязательно должен научиться радовать себя: без этого он будет болеть.
Ученые практически всех развитых стран отмечают, что «со времени Второй мировой войны значительно увеличились признаки психологического неблагополучия молодежи — уровень преступности и наркомании, склонность к самоубийствам и депрессиям. Ничего подобного не было ранее». Скорее всего, увеличение числа стрессов связано с распространением наркотиков и свободного секса с совместным проживанием до брака.
Религиозность и вера — понятия хотя разные, но все-таки тесно переплетающиеся. Ритуал всегда поддерживает дух, а дух поддерживает ритуал. Основная масса людей входит в веру через ритуал. Хотя я вошел в веру через науку. Правда, и наука — тоже своего рода ритуал. Еще Юнг писал, что полноценный человек тот, у которого есть и знания, и вера. Знания без веры неполноценны. Мы должны всегда сочетать дух и знания. А дух рождается из образования. Тем более что каждый неверующий все равно во что-то верит, потому что доказать отсутствие Бога даже с позиции науки невозможно.
Мы пытались в институте начать лечение молитвой. Но я не смог найти отзыва у религиозных деятелей, не смог договориться с митрополией о выделении священника. Что будет дальше? Будет ли наше открытие иметь какое-то развитие? Надеюсь, что да. В Москве, в частности в Думе, моими исследованиями заинтересовались. Очевидно, серьезные люди начинают понимать, что мы в нашей безудержной погоне за бытовыми материальными ценностями летим в пропасть. И ни армия, ни современнейшее оружие, ни атомная бомба нас от этой беды не спасут. Кризис моральный пострашнее атомной бомбы будет.

___________________
Проф., д.биол.н., к.мед.н. Слезин В.Б. Собор православной интеллигенции.
 


На главную