На главную

19.11.2007
СЛЁЗИН Валерий Борисович
Научный руководитель лаборатории нейропсихологии
Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук.


МИФОТВОРЧЕСТВО С ПОЗИЦИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГА



Цель и здоровье. Огромную роль для здоровья человека имеет целенаправленность его поведения.

Известна склонность людей к заключениям, которые могут быть опровергнуты самыми простыми логическими рассуждениями. Периодически в связи с газетными сообщениями могут возникать целые «эпидемии» таких оторванных от действительности суждений или мифов. Примеров поведения этого типа немало. Остановимся на одном эпизоде массового мифотворчества.

В 1961 г. вышла книга Д. Лилли «Человек и дельфин [9]. Эта книга далекая от строго научного подхода, хотя и написанная известным ученым, привлекла к себе внимание общественности и журналистов. Описанные в ней некоторые примеры морфологического строения мозга и форм поведения дельфинов были поданы как сенсации. Но эти сенсации были основаны на произвольной интерпретации полученных фактов. Действительно, процент веса мозга от веса всего тела у дельфина афалины больше, чем у человека. Имеется множество легенд и даже показаний «очевидцев» о разумном, человекообразном поведении дельфинов. В основном, они сводятся к случаям спасения тонущего человека дельфином. Все это способствовало порождению множества мифов среди населения. Приведу не сколько примеров мифотворчества, с которым мне пришлось столкнуться при чтении лекций о дельфинах для учителей биологии и в широкой аудитории. После лекции одна из учительниц привела пример разумного поведения дельфинов, который произошел практически на ее глазах. Дельфин высосал грудное молоко у одной из кормящих купальщиц, а затем, когда она от страха потеряла сознание, доставил ее на берег на своей спине, как некогда его предок спас певца Ориона. В другом случае две женщины прочли в научно-популярном журнале на последней странице, где как правило, печатают юмористические статьи, об обнаруженных на дне моря у берегов Польши кресел, которые, как предполагается, спроектированы и изготовлены дельфинами. Это сообщение было принято за истину двумя психически вполне здоровыми женщинами, которые и поинтересовались у меня, когда начнется изготовление мебели по дельфиньим образцам. Как выяснилось, этим сообщением мои слушательницы делились с многими знакомыми и ни у кого не возникало сомнений в надежности информации.

Оба приведенные мифа нелепы, даже абсурдны, однако могут быть предметом серьезного обсуждения у психически здоровых людей с высшим, в отдельных случаях даже биологическим, образованием. В опровержение первого мифа я привел следующие доводы: дельфин не знает, что у женщины в груди молоко, взрослый дельфин питается исключительно только рыбой, молоко ему вредно, дельфин не может сосать грудь женщины, так как не имеет губ и не может образовать зону пониженного давления под соском. Вымя самки дельфина снабжено мышцами, которые выталкивают молоко вместе с морской водой в рот детеныша. Моя аргументация вызвала у автора мифа негативную и даже агрессивную реакцию. Нелепый миф был слишком дорог автору, чтобы с ним расстаться.

Во втором случае было сказано, что дельфин легче воды, поэтому на кресле может сидеть только прихватив пару больших камней, дельфин дышит воздухом, поэтому каждые две-три минуты должен, бросать камни и всплывать, наконец вода, в которой живет зверь, гораздо мягче любого кресла. Уже не говоря о том, что у дельфинов нет рук и делать кресла им нечем. Все это возымело действие на женщин. Обе носительницы мифа крайне удивились, как это они сами не додумались до этой аргументации. Ограничимся этими двумя примерами, где имело место осознание и не осознание порочности своей логики.

В основе мифотворчества чаще всего лежит какая-либо псевдо-научная идея. В данном случае предполагалось, что дельфин, имея мозг, относительно веса тела больше человечьего, должен быть умнее человека, а потому все приписываемые ему чудеса — правда. Однако это утверждение неверно, так как структурная организация мозга дельфина примитивна. Так, нет послойного деления коры, за исключением слуховой зоны, нет деления на звездчатые и пирамидные клетки и т. п.

Организация мозга дельфина уступает таковой даже у грызунов. Таким образом, усложнение поведения обусловливалось только размерами мозга, а не его совершенством. Многочисленные эксперименты по выработке сложных многозвеньевых условных рефлексов, инструментальных рефлексов, опытов по многократному острому угашению условного рефлекса и т. д. [1, 5] у дельфинов не выявили какого-либо их преимущества перед собаками в плане организации поведения.

Не выдержало проверки мнение об особом отношении дельфинов к человеку, их миролюбии, желании помощь. Дикие дельфины боятся человека, обычно уклоняются от контакта с ним, во всяком случае так ведут себя недавно отловленные животные. Однако нередкие случаи агрессии по отношению к человеку одомашненных дельфинов. Случаи прямой агрессии сравнительно редки, но демонстрация агрессивного поведения наблюдается часто. Животное плывет на человека с открытой пастью, издавая кляцающие звуки, а затем сворачивает в сторону в последний момент. Таким образом, поведение дельфинов не более загадочно, чем поведение других млекопитающих. Это заключение ни в коей мере не мешает отметить удивительные физиологические механизмы приспособления к обитанию в водной среде. Так, дельфины спят поочередно то одним, то другим полушарием мозга [8], так как дыхание управляется у них большими полушариями и сон обоих из них привел бы к удушению.

В настоящее время многие явления, ранее трактуемые исключительно с позиций психологии, теперь могут иметь физиологическое объяснение. Этому способствовали многочисленные исследования функции эмоциогенной системы мозга, как в эксперименте на животных, так и в клинике [4, 6, 7].

На основании этих данных можно сделать следующие выводы: 1) нормальное (здоровое) поведение человека или животного зависит от баланса активности позитивных и негативных эмоциогенных структур мозга; 2) каждое живое существо стремится к сохранению баланса деятельности этих структур; 3) каждой форме поведения соответствует определенный уровень возбудимости эмоциогенных структур, расположенных в различных образованиях мозга, т. е. в каждой структуре при данном поведении свой уровень возбуждения (констелляция возбуждений); 4) новая форма поведения образуется только на фоне роста коэффициента кросскорреляции нейрональной активности эмоциогенных структур мозга.

Можно полагать, что стремление к здоровью присуще большинству живых существ, иначе жизнь на Земле прекратилась бы. Поскольку здоровье зависит от баланса эмоциогенной активности, то стремление к этому равновесию естественно. В эксперименте показано, что если стимуляция позитивных структур по времени относится к стимуляции негативных структур менее, чем 3:1, то наступают болезненные процессы типа нагноения, язв на коже, поражения внутренних органов, нарушения поведения. При сложившемся недостатке позитивной активации, человек должен искать какие-либо способы достижения эмоционального равновесия. Активация позитивных эмоций может достигаться при решении поставленной задачи, что так или иначе способствует восстановлению нарушенного баланса эмоций. В случае невозможности адекватного решения задачи, человек пытается получить позитивный эффект посредством придуманного нереального решения. Слово миф в физиологическом плане равнозначно доминанте. Все раздражители, подкрепляющие доминанту, воспринимаются позитивно, т. е. без критики, а активация позитивной системы мозга способствует восстановлению эмоциогенного баланса. Это положение подтверждается экспериментально. Посредством двухсуточной пищевой депривации создавалась пищевая мотивация, основанная, как известно, на активации негативных эмоциогенных структур, что способствует формированию поведения, направленного на поиск пищи. В случае затрудненности такого поиска разрушительное действие негативных эмоций может быть уменьшено посредством развития конкурентной псевдомотивации. Известный исследователь Бомбар [2] утверждал, что потерпевшие кораблекрушение в море гибнут не от жажды, а под действием негативных эмоций. В нашем эксперименте голодное животное бежало по маршруту, которому было ранее обучено, и во время побежки каждые 10—15 с получало электростимуляцию позитивной структуры мозга. При этом животное отказывалось подбирать разбросанные на маршруте кусочки мяса, т. е. пищевая мотивация блокируется биологически бессмысленным поведением. При увеличении интервалов между стимуляциями собака во время побежки начинала подбирать мясо, а при дальнейшем увеличении интервалов — прекращала побежку.

Таким образом, биологически бессмысленное ритуалоподобное поведение оказывается несет свою биологическую нагрузку в плане смягчения действия негативной активации. Можно полагать, что такое же полезное действие оказывает на поведение человека мотивации, основанные на развиваемых им мифических концепциях. Такие ритуальные мотивации могут носить самый разнообразный характер, но их сокращение приводит к росту негативных состояний, агрессии, вандализму, что и отмечал известный этолог К. Лоренц [10], на примере лишенных «комплексов» подростков на Западе.

Поиск активации системы положительных эмоций, стремление достигнуть оптимального эмоционального баланса можно считать физиологической нормой. Эта эмоционально-неравновесная организация поведения, где раскачка эмоционального маятника является необходимым для жизни и требует наличия механизмов стабилизации. Такими защитными формирующими альтернативные мотивации, демфирующие негативную активность факторами являются такие социальные структуры, как семья, клан, народ. Все эти структуры сцементированы совместным исполнением законов, обычаев, ритуалов, способствующих формированию осмысленного поведения, существования, т. е. формированию позитивных форм поведения. Известный немецкий философ К. Шмитт [3] полагает, что понятия «враг-друг» являются обязательным атрибутом существования человека, объединенного в нацию. «Народ существует политически только в том случае, если он образует независимую политическую общность и если он при этом противопоставляет себя другим политическим общностям»,— пишет К. Шмитт.

Люди, входя в политическую общность, получают положительные эмоции от чувств защищенности, единства, сопричастности к делам народа, от гордости за успехи народа и т. п. Победа над врагами, противостояние им также можно рассматривать как фактор стабилизации эмоционального балланса. «Есть упоение в бою»,— писал А. С. Пушкин.

В здоровом обществе с развитой национальной организацией, в основе которой лежат исторически сложившиеся обычаи, ритуалы, обряды, играющие роль основных эмоционально-позитивных факторов, мифотворчество играет второстепенный характер в плане снижения эмоционально-негативных воздействий.

__________________
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Богданова Л. Н. и др. Острое угашение двигательного пищевого условного рефлекса у собак и дельфинов. — Журн. высш. нервн. деят., 1980, т. 30, вып. 2, с. 398.
2. Бомбар А. За бортом по своей воле. — М.: Географгиз, 1963.
3. Дугин А. Карл Шмитт, пять уроков для России. — Наш современник, 1992, № 8, с. 129.
4. Мильнер П. Физиологическая психология.—М.: Наука, 1973.
5. Протасов В. А. и др. Особенности образования положительных и тормозных условных рефлексов второго порядка у черноморских дельфинов-афалин.— В кн.: Морские млекопитающие. Киев: изд. АН УССР, 1975, часть 2, с. 71.
6. Слезин В. Б., Лавров В. В. Истерия и неврастения: различия дисфункции центральных рефлекторных и эмоциогенных механизмов. — Обозр. пси-хиат. и мед. психол., 1992, № 3, с. 35—46.
7. Слезин В. Б. Эмоциогенные системы мозга и управляемое поведение. Автореф. дисс. докт. биол. наук. — Л.: ЛГУ. 1989.
8. Супин А. Я. и др. Электрофизиологическое исследование мозга дельфинов.— М.: Наука, 1978. 9. Lilly С. С. Man and dolphin. — New York, 1961.
10. Lorenz K. On agression. — London: Menthnen, 1966.

Проф., д.биол.н., к.мед.н. В. Б. Слезин. Лаборатория психофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Собор православной интеллигенции.



На главную